2017-04-10 12:45:41
... чувствами, переживаниями героя Агады, о котором он ... осознает себя частью Агады. Об обязанности ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Заповедь Торы – рассказывать в пасхальную ночь о выходе из Египта и о чудесах, которыми удостоил нас Творец. Источник заповеди
Эту заповедь учат из слов Торы в книге Исход (Шмот, 13, 8):
И расскажешь ты своему сыну в тот день…
Кому следует рассказывать?
Агада, рассказ о выходе из Египта, ПесахЕсли есть сын или дочь, следует рассказывать им. Если нет сына или дочери, нужно рассказать кому-то другому, а если человек один, он должен рассказывать самому себе. И даже если все присутствующие большие мудрецы Торы, которым превосходно известны чудеса, явленные Всевышним еврейскому народу во время его Исхода из Египта, они также должны рассказывать друг другу об этих событиях. Каким образом следует рассказывать?
Несмотря на то, что каждый день и каждую ночь есть обязанность упоминать о выходе из Египта, как сказано в книге Второзаконие (Дварим, 16, 3): «… чтобы помнил ты день исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей», — несмотря на эту обязанность, заповедь рассказа об Исходе из Египта в пасхальную ночь отличается тем, что ее следует выполнять именно в форме рассказа.
Почему?
Особенность повествования об Исходе заключается в том, что рассказчик проникается мыслями, чувствами, переживаниями героя Агады, о котором он читает, он чувствует себя с ним один целым: страдает его страданиями и радуется его радостями. Это сопереживание и есть цель, которую мы стремимся достичь рассказом об Исходе нашего народа из Египта в седер Песах, ибо эта ночь отличается от всех других ночей: в пасхальную ночь мы должны видеть себя такими, как будто мы сами в этот час и в эти мгновения выходим из Египта. Так сказано в Агаде:
В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта
Эту обязнность наши мудрецы учат из того, что сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта». Отец рассматривает, что Г-сподь сделал чудеса с ним самим.
Следующие средства служат для достижения этой цели:
* Рассказчик старается, чтобы повествование было прямым ответом на вопрос сына.
* Повествование начинают с чего-то отрицательного, негативного и заканчивают радостным, позитивным.
* Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями.
* «Иллюстрируют» рассказ.
Постараемся растолковать каждое из этих суждений по отдельности.
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос сына, агада, песахСказано в Торе в книге Исход (Шмот, 13, 14):
И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства».
Мы видим, что рассказ об Исходе должен быть в качестве ответа на вопрос сына.
Если сын сам не задает вопросы, нужно постараться пробудить его интерес к теме рассказа, и это достигается привлечением его внимания: во время пасхального седера он видит немало необычных и странных вещей.
Все же, если сын не задает в конце концов свой вопрос, его отец должен сам рассказать сыну о событиях Исхода из Египта.
Начинают с отрицательного
Для того, чтобы «захватить» человека, привлечь его чувства к рассказу, необходимо, чтобы повествование начиналось с чего-то отрицательного, с какого-то всеобщего горя, беды, которая заставит слушателя сопереживать, ибо, чувствуя недостаток, дисгармонию, человек желает ее восполнить и, тем самым, когда наступит радостный конец, он будет ему искренне рад. И так сказали наши мудрецы в Мишне:
Начинает (рассказывать) об отрицательном и заканчивает прославлением (Творца).
В Агаде есть два отрицательных момента, с которых мы начинаем:
«Вначале идолопоклонниками были наши праотцы» — это отрицательное начало в духовном плане. Однако в финале мы заканчиваем словами: «А сейчас приблизил нас Творец к службе Ему».
«Рабами были наши праотцы в Египте» — это отрицательное начало в материальном, физическом плане. И это начало преодолевается, и в завершение темы мы заканчиваем словами: «И вывел нас Г-сподь оттуда рукой сильной и мышцей простертой».
Рассказывают о выходе из Египта со всеми подробностями
Следует рассказывать о выходе из Египта «просторно» и со всеми деталями. Благодаря такому тщательному повествованию человек связывает свою судьбу с рассказом и осознает себя частью Агады. Об обязанности рассказывать «просторно», с толком и со многими деталями сказали наши мудрецы в Агаде:
И каждый, кто просторно рассказывает о выходе из Египта, достоин похвалы.
«Иллюстрируют» рассказ Сказали наши мудрецы, что повествование об Исходе должно звучать в то время, когда маца и марор, которые как бы «иллюстрируют» наше горькое рабство и избавление из него, находятся перед глазами рассказчика. Вот почему, когда мы переходим в Агаде к части рассказа о выходе из Египта, мы должны открыть мацу. автор текста: рав Реувен Куклин
В ночь с 14-го на 15-ое Нисана, почти три тысячи лет назад, произошло великое чудо – еврейский народ вышел из мировой империи Египта – вопреки воле фараона и его народа. В память об этом великом чуде мы проводим пасхальный седер и выполняем в ночь Песаха 5 уникальных заповедей.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ. Пасхальная Агада
В эту ночь мы должны рассказывать о чудесах, которых были удостоены наши праотцы, выходя из Египта. Эту заповедь мы выполняем, читая Агаду. И если у человека нет сына, он также обязан рассказывать о выходе из Египта.
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ. Маца
Нужно есть только такую мацу, которая была сделана во имя выполнения заповеди. Такая маца называется маца шмура, и именно ее следует использовать для выполнения заповеди. В течение ночи следует съесть, по крайней мере, кусочек мацы размером в большую ладонь.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ. Марор
3 вида марора. Википедия
Марор — это горькая зелень, которую едят на Песах. Во времена Храма заповедь есть марор была установлением из Торы. В наше время обязанность есть марор – это заповедь мудрецов. Для того чтобы выполнить эту заповедь, обычно берут хрен и салат ромэн. Сначала салат ромэн не кажется горьким по вкусу, но горечь появляется уже после первого вкушения. Эта горечь — символ унизительного рабства, тяжелой жизни евреев в Египте.
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Харосет
Тарелка с харосет и ее составляющие
Харосет – это блюдо, приготовленное из смеси сушеных или свежих фруктов, специй и вина. Харосет символизирует глину, которую использовали для замеса строительного раствора рабы-евреи в Египте. В харосет следует макать марор, чтобы притупить его остроту, но не следует оставлять марор в смеси харосет долгое время, чтобы не исчез горький вкус зелени.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Четыре бокала вина
Наши мудрецы постановили выпить в ночь Песаха четыре бокала вина – символ четырех этапов освобождения народа Израиля из рабства, о которых намекает Тора в стихе: «…и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас. Мощью великой и страшными карами. И возьму вас народом Cебе…»
Первый бокал мы выпиваем в самом начале Седера, во время кидуша.
Второй бокал – в конце рассказа овыходе из Египта — перед праздничной трапезой.
Третий бокал пьют после произнесения молитвы Биркат а-мазон, а четвертый — после молитвы Алель. автор текста: рав Реувен Куклин
2015-01-12 16:34:10
... — «Агада. Сказания, притчи, ... -поучительными формами. Агада, как считается, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Год: 1993 Редактор: Зякина М. Жанр: притчи, еврейская мудрость Формат: PDF
Описание: Больше двадцати лет назад, под редакцией Зякиной М. вышел в свет отличный сборник агадических сказаний, притч, мидрашей и изречений из Талмуда, который так и называется — «Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей» (1993).
Как известно, Агада — это часть талмудической литературы, того самого Устного Закона, которая характеризуется повествовательно-поучительными формами. Агада, как считается, возникла еще во втором веке нашей эры — то есть, без малого две тысячи лет назад. С того времени, ее объемы (изначально — устные) значительно возросли, и получили окончательное утверждение уже после составления Талмуда.
Таким образом, Агада — неотъемлемая часть иудейской религиозной культуры, призванная облегчить передачу Устной Торы последующим поколениями еврейского сообщества, на доступном языке — в примерах, притчах и разных историях — разъяснить смысл тех или иных Галахических раввинистических постановлений.
Другими словами, когда мы говорим о «еврейских афоризмах» или «еврейской мудрости» — неизбежно касаемся Агады, поскольку именно она в большинстве случаев является их источником. Поэтому, друзья, вы можете читать онлайн или скачать эту замечательную книгу, наполняться мудростью и во всех смыслах умнеть :)
П.С. ну, а если ссылочка перестанет работать — книгу можно найти на торрент-трекерах и разных обменниках. Пользуйтесь поиском!
Читать онлайн и скачать «Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей» (1993)страхование имущества - эффективный и недорогой способ уберечься от финансовых потерь в случае его повреждения или гибели.