В момент, когда на повестке дня всех российских СМИ находится Украина и война на Донбассе, соседи РФ Армения и Азербайджан оказались на грани войны из-за Нагорного Карабаха. Что самое интересное, и в этом конфликте зазвучали уже привычные определения - «хунта», «фашистский режим» и «сепаратисты». Повод для начала кровопролития неизвестен: обе стороны обвиняют друг друга в провокациях и в постоянных забросках разведывательно-диверсионных групп на спорные территории.
- "Фашистское руководство, военная хунта Армении ведет свою страну в пропасть. Они оккупировали наши земли, и то же время оккупировали всю Армению. Армянский народ должен избавиться от криминального, коррумпированного руководства. В противном случае, Армению ожидают большие бедствия. Если армянское фашистское государство не откажется от своих грязных деяний, то само существование армянского государства может оказаться под вопросом", - заявил 6 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев во время своей поездки на линию соприкосновения армяно-азербайджанских войск.
- Неделю назад враг, армянские оккупационные силы трусливо, подло, под прикрытием ночи атаковали наши позиции. Мы понесли потери, наши солдаты стали шехидами. В то же время враг получил достойный ответ. Как всегда, армянская сторона скрывает свои потери. Однако мы знаем, что были уничтожены десятки оккупантов, - добавил Алиев.
В карабахском оборонном ведомстве сообщили, что в период с 4 по 5 августа на линии соприкосновения Вооруженных сил НКР и Азербайджана противник нарушил режим прекращения огня порядка 400 раз, сделав из огнестрельного оружия различного калибра в сторону карабахских позиций свыше 6500 выстрелов. Азербайджан утверждает, что провокации совершает другая сторона. Число погибших идет на десятки. И это только за несколько дней.
Некоторые эксперты увидели во вновь разгоревшемся нагорно-карабахском конфликте «руку Запада». Возникает целый ряд вопросов: почему практически в одно и то же время вокруг России появляются новые или разгораются застарелые конфликты? Где может «полыхнуть» в следующий раз? И что мы должны предпринять, чтобы предотвратить вокруг РФ возникновение «очагов нестабильности»?
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин замечает: конфликт в Нагорном Карабахе сейчас возник далеко неслучайно - вокруг России продолжают формироваться «очаги нестабильности».
- По факту получилось, что вокруг нас есть определенные сегменты, которые непризнанны международным правом и в которых существует опасность военных конфликтов. Я думаю, что на очереди ключевой регион постсоветского пространства – Центральная Азия. Ведь там тоже не все спокойно: в ряде республик есть и сепаратизм, и национализм. Причем национализм тесно смыкается с критикой евразийской интеграции, основного российского проекта. К тому же, сегодня опять начал обсуждаться вопрос о создании американской базы на территории Узбекистана... В общем, в Центральной Азии очень много болевых точек, по которым наши внешнеполитические противники могут нанести России серьезные удары.
Что касается Нагорного Карабаха, то советник Владимира Путина Сергей Глазьев говорил, что мы хотели бы видеть не только Армению, но и Азербайджан полноценным участником Евразийского союза. Но ТС и ЕАЭС – не те форматы, в рамках которых можно было урегулировать карабахскую проблему.
Думаю, нынешнее обострение ситуации в Нагорном Карабахе связано с влиянием Запада. Но надо понимать, что США не управляют этим конфликтом в ручном режиме. Не надо думать, что по звонку из Вашингтона азербайджанские войска начнут наступление. В Баку, конечно, достаточно сильны позиции США, однако Азербайджан привык проводить многовекторную политику...
К тому же, интерес Запада к Азербайджану связан с тем, что эта страна имеет отношение не только к карабахскому, но и к иранскому вопросу. У Азербайджана достаточно напряженные отношения с Ираном: на его территории проживает больше 25 млн. азербайджанцев.
Таким образом, я бы не списывал обострение ситуации в Нагорном Карабахе исключительно на происки Вашингтона. Здесь более серьезный комплекс проблем.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров говорит, что нынешнее обострение обстановки в зоне нагорно-карабахского конфликта следует рассматривать в широком международном контексте.
- Сейчас сложились идеальные условия для того, чтобы реализовать реваншистские устремления Баку. Если у Азербайджана и был план по возобновлению войны в Нагорном Карабахе, то сейчас создались идеальные условия для его реализации. Этому способствует два фактора: во-первых, ошибки России в украинском вопросе, а во-вторых, беспринципная политика Запада.
Решение Москвы не вводить войска на Украину и не предоставлять масштабную военную помощь Донбассу создало ситуацию, когда оказание помощи Нагорному Карабаху становится невозможным. Если Азербайджан нанесет удар в зоне нагорно-карабахского конфликта, то, несмотря на ряд договоров с Арменией, мы не сможем предоставить ей военную помощь. А любые призывы вмешаться в конфликт из миротворческих побуждений сразу же утонут в возмущенном хоре нашей патриотической общественности, которая резонно будет спрашивать у Кремля: а почему вы помогаете Нагорному Карабаху, но отказываете в помощи Донбассу? Ведь уже звучат обвинения, мол, мы в 2008 году осетинам помогли, а тут манкируем, когда русских убивают…
У Кремля довольно сложная ситуация с помощью Нагорному Карабаху. Скорее всего, никакой помощи не будет: наша военная база в Армении будет сохранять нейтралитет. Что касается Запада, то, как мы знаем, он фактически одобрил использование тяжелого вооружения против мирного населения в Донбассе, то есть фактически санкционировал карательную операцию. Теперь если Алиев заявит, что борется с «сепаратистами-армянами», освобождая свою территорию, то никто ему на Западе не возразит. Алиев понял, что с точки зрения международной обстановки сейчас – самый удобный момент для начала войны. Мы видим пассивность ОБСЕ, ООН, Совета Европы, правозащитных организаций в украинском вопросе, которые фактически закрывают глаза на бойню В Новороссии. Они также ничего не смогут предъявить Азербайджану. А если и предъявят, Азербайджан все выпады легко парирует.
Сейчас все будет зависеть от того, насколько азербайджанский президент реалистично оценивает военные возможности Азербайджана. Важно, что у Алиева нет полной уверенности в победе. Тем более, как показывает опыт, недостаточно иметь численный перевес, чтобы разбить противника. Скажем, сейчас огромная по численности украинская армия не может справиться с маленьким войском ополчения. Почему? Потому что последние, во-первых, сильно мотивированы, а во-вторых, хорошо подготовлены. На Донбассе воюют бывшие военные специалисты и воюют сознательно, зная, за что и за кого сражаются. Со стороны Украины воюют новобранцы и призывники, специалисты там тоже есть, но их - немного. Вот и получается, что мотивированная и подготовленная армия может успешно противостоять превосходящим силам противника. Точно также получится и в азербайджано-карабахском конфликте…
Алиев – разумный человек, он понимает, что война будет носить затяжной характер, жертвы будут большие и с той и с другой стороны, но он не знает - сможет ли его режим устоять в таких условиях, поддержит ли его общественность? Ведь в Азербайджане сильная оппозиция. Там и межнациональные противоречия существует. Кроме того, есть и исламисты, которые после первого поражения азербайджанской армии сразу воспользуются ситуацией и вылезут из подполья.
Поэтому при всей готовности нанести удар по противнику, Алиев пережидает. А предложение Путина поучаствовать в переговорах (8-9 августа в Сочи состоится экстренная встреча президентов Армении и Азербайджана Серж Саргсяна и Ильхама Алиева. – прим. автора) дает ему возможность действовать дипломатическими методами.
«СП»: - Есть мнение, что сегодняшний конфликт между Арменией и Азербайджаном спровоцирован Западом…
- Это не соответствует действительности. Конечно, США заинтересованы в том, чтобы перетянуть Азербайджан на свою сторону, поскольку очевидно: отношения России и Запада вступают в жесткую конфронтацию и фактически речь идет о возобновлении «холодной войны». Запад стремится окружить Россию с Юга, и для этого ему нужно пробить коридор к Каспию. Грузию он уже поставил под свой контроль. Вот Вашингтон и начал обхаживать Азербайджан, пытаясь заинтересовать его скорым решением нагорно-карабахского конфликта. Однако Алиев знает, что все обещания и гарантии заокеанских «партнеров» достаточно условные.
России сейчас крайне невыгодно, чтобы в Нагорном Карабахе снова началась война, ведь мы с Украиной никак разобраться не можем. Хотя могли еще два месяца назад разрешить этот вопрос, введя войска. И вот стремление сохранить хорошее отношение с Западом за счет уступок привели к кризисной ситуации. Владимир Путин сейчас пытается снизить напряженность в зоне Нагорного Карабаха, для этого он и предложил переговоры, и, кстати, в ожидании них активность противостоящих сторон снизилась.
В общем, будем надеяться, что какое-то время в Нагорном Карабахе будет затишье. И может быть, нам все-таки удастся решить кризис в Донбассе. Ведь видно, что этот конфликт уже дает метастазы по всему постсоветскому пространству. Следующая «горячая точка», где может полыхнуть, это - Приднестровье. Если все увидят, что Россия проявляет слабость и не готова вмешиваться в военные конфликты на территории бывшего СССР, то Молдавия при помощи Румынии может начать боевые действия против Приднестровья. В этом случае Киев объявит непризнанной республике блокаду, и тогда нашей стране все равно надо будет воевать с Украиной…
Антон Мардасов