Молитвы, которые нужно знать. православный канал с молитвами на каждый день... * * * Рамбам пишет:
Всякий, кто выходит в Нисане в поле или в сад и видит там цветущие деревья с набухающими почками, должен произнести следующее благословение: “Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты ничего не лишил сей мир, создал в нем прекрасные создания, прекрасные и добрые деревья, дабы люди могли воспользоваться ими”.
Мы пользуемся несколько иным текстом благословения, однако сефардские евреи следуют тексту Рамбама, выпуская из него лишь два слова (они произносят “…прекрасные деревья”, выпуская слова “…и добрые”).
Благословение произносится только на плодовые деревья — к деревьям, не дающим съедобных плодов, оно не относится. Оно как бы приурочено к Нисану, поскольку большинство деревьев цветут именно в этом месяце, однако тот, кто увидит цветущее плодовое дерево в другое время года, также обязан произнести благословение. Однако существует мнение, что слова Рамбама нужно понимать буквально и, стало быть, это благословение произносится только в Нисане.
Согласно Алахе, это благословение не произносится в субботу или праздничные дни. В будни его произносит только тот, кто встретит два или более цветущих плодовых дерева, каждое из которых уже не орла, то есть старше трех лет.
В любом случае, это благословение произносится только один раз в год. Неясно, должен ли произносить его тот, кто не видел плодовых деревьев до тех пор, пока на них не появились плоды. Некоторые считают, что его все-таки следует произнести, однако многие авторитеты возражают: ведь для плодов уже установлено свое собственное благословение, поскольку тот, кто видит их впервые, должен произнести Шеехеяну, а общее правило гласит, что если возникает сомнение о законности произнесения благословения, оно не произносится. автор текста: рав Элияу Ки Тов
Основано на книге рава А. Мендельбойма «Везот а-браха» Благословение на мучные изделия
Хлеб – это наиважнейший вид пищи, который наиболее насыщает человека, поэтому Тора обязала после его употребления говорить благословение «биркат а-мазон», а до употребления хлеба наши мудрецы постановили говорить особенное благословение «а-моци лехем мин а-арец» («…извлекающий хлеб из Земли»).
На все другие мучные изделия говорят благословение «боре миней мезонот», а в конце «аль а-михья».
Из сказанного в Талмуде мы видим, что есть вид хлеба, на который говорят благословение «мезонот», а не «а-моци», поскольку люди его едят не как трапезу, а в виде перекуса. Этот вид называется «пат а-ба бекиснин».
Среди поским существует три мнения, что такое пат а-ба бекиснин.
Изделия, которые выпечены из теста, замешенного не на воде, а на соке или воде с сахаром и т.д. Выпечка со сладкой начинкой. Хрустящие изделия (к примеру, вафли).
Шульхан Арух постанавливает, что все три мнения приняты в качестве алахи. Поэтому на всё, что можно причислить к одному из этих видов, благословение «мезонот». Изделия, выпеченные из теста, замешенного не на воде
Тесто, замешенное на соке, сахаре, масле, маргарине и т.д.: по мнению Шульхан Аруха, если в готовом изделии чувствуется вкус сока – его благословение «мезонот», это обычай сефардских общин.
По Рамо, если сока, сахара, масла и т.д. в процентном отношении больше, чем воды, – это «мезонот», и это обычай ашкеназских евреев.
Поэтому сладкая хала будет считаться для сфарадим «мезонот», если вкус сока или сахара чувствуется настолько сильно, что отличается от обычного хлеба. Для ашкеназов сладкая хала будет считаться «мезонот» только при условии, что в этой хале в процентном отношении больше сока или сахара (и т.п.), чем воды. Изделия с начинкой
На выпечку из теста, заполненного разнообразной начинкой (орехи, шоколад и т.д.), если вкус начинки чувствуется в выпеченном изделии, – благословение «мезонот», даже если начинка не была перемешена с тестом.
Из этого следует, что на пирожок из дрожжевого теста со сладкой начинкой (шоколад, джем) произносят благословение «мезонот». Хрустящие мучные изделия
На такие мучные изделия, которые после выпечки стали сухими и хрустящими, говорят благословение «мезонот». Поэтому на крекеры, соломку и т.п. говорят благословение «мезонот».
Сухари, сделанные из обычного хлеба, которые были высушены в печке или на сковороде, – по всем мнениям благословение «амоци», и они не теряют статус хлеба.
На обычную мацу – по ашкеназскому обычаю говорят благословение «амоци», поскольку на нее устраивают трапезу. Сефарды на протяжении всего года, кроме праздника Песах, говорят благословение «мезонот». Хлеб, который потерял обычный для хлеба вид
На хлеб нужно говорить благословение «амоци», даже если его раскрошили. Однако если кусочки хлеба величиной меньше «кезайт» сварили в воде или высыпали в горячую жидкость (более 56 градусов), теряют статус хлеба, и их благословение – «мезонот». Поэтому на небольшие сухарики (меньше «кезайт») в горячем супе произносится благословение «мезонот». Биркат а-мазон на пат а-ба бекиснин
Обычно благословения «а-моци» и «биркат а-мазон» нужно говорить только на хлеб. На другие мучные изделия говорят вначале благословение «боре миней мезонот», а в конце «аль а-михья». Однако если человек пат а-баа бекиснин в большом количестве, ему нужно омыть руки, сказать «а-моци» и «биркат а-мазон», как на обычный хлеб. Поэтому, если человек ест, к примеру, бисквит или крекер или печенье или пирог в большом количестве, он должен омыть руки и сказать «а-моци» и биркат а-мазон. Что считается «большим количеством»?
Относительно вопроса, что считается большим количеством, существует спор среди законоучителей. Одни утверждают, что это количество, равное объему 4-х яиц (приблизительно 200 граммов), поскольку это считается минимальной трапезой бедняка, жившего во времена Талмуда. Согласно другому мнению, размер трапезы – это количество еды, которое для современного человека считается трапезой. В каждой стране существует своя культура питания, к тому же женщины, пожилые люди и дети потребляют пищи меньше взрослого мужчины. Поэтому размер трапезы для всех индивидуален.
Поскольку относительно вопроса, что считается большим количеством, есть спор поским, следует либо есть пат аба бе киснин меньше 200 граммов и говорить благословение «мезонот», либо есть количество, которое считается для этого человека трапезой, и произносить «амоци» и биркат а-мазон. Объединение в одну трапезу
Важно знать, что вся еда, которую человек ест вместе с пат аба бе кисанин, объединяется в одну трапезу. Поэтому человек, который собирается съесть крекеры вместе с рыбой, овощами, яйцами и т.д. в количестве, равном трапезе, должен говорить на крекеры «амоци», а после еды – биркат а-мазон, даже если крекеров съел всего лишь «кезайт» (в течение 4-х минут).
Существуют три мнения, в каком именно случае обычная еда объединяется с «пат аба бе кисанин» в одну трапезу.печенье
Первое мнение. Только та выпечка, с которой принято есть обычную еду (например, крекеры), объединяется в одну трапезу. Таким образом, сладкие пироги, которые, как десерт, принято есть отдельно от основного приема пищи, согласно этому мнению, не могут объединяться в трапезу.
Второе мнение. Выпечка, с которой принято есть обычную еду, объединяется в одну трапезу только в том случае, если ее ели в виде гамбургера или сэндвича, или на крекер положили сыр, рыбу и т.п., но если человек ел все по отдельности, – это не объединяется в трапезу.
Третье мнение: даже те виды пат аба бекиснин, с которыми не принято есть остальную еду (например, сладкие пироги, бисквиты), объединяются в одну трапезу и в том случае, если человек ел все по отдельности.
При этом важно знать, что пища, которую принято считать десертом (например, фрукты, йогурт, шоколад и т.д.), не объединяется с пат аба бекиснин в одну трапезу ни по какому мнению.
Во избежание сомнительных ситуаций советуют съесть пат аба бекиснин, затем произнести «меэйн шалош», а после этого есть остальную еду; или, наоборот: вначале съесть обычную пищу, затем сказать «боре нефашот работ», а потом приступить к пат аба бекиснин, – и это не будет считаться одной трапезой. Но если человек знает, что после пат аба бекиснин он будет есть другие виды «мезонот» (например, макароны), ему не следует говорить «меэйн шалош», а лучше все же съесть хлеб.
На те продукты, которые сделаны из пяти видов злаков (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба – вид пшеницы, который был широко распространен на заре цивилизации), но не являются «пат а-баа бекиснин» (к примеру, различные виды макаронных изделий, блинчики, каши из пяти видов злаков и т.п.), всегда говорят благословения «мезонот» и «ме-эйн шалош», вне зависимости, в каком количестве их едят. автор текста: рав Реувен Куклин
Я слышал, чтобы посмотреть, собрался ли миньян, надо произнести стих из Танаха из 10 предложений, т.к. евреев считать запрещено. Не подскажете, какой стих читают?
Молитва у котеля, стены плачаВы правы, существует запрет считать евреев, он разъясняется в трактате Йома 22а.
В главе Ки тиса мы читаем: Всевышний учит Моше, как все же узнать количество евреев, не нарушая запрета на прямой подсчет. Для этого каждый из совершеннолетних евреев должен был сдавать полшекеля на нужды Храма раз в год, и число монет «сообщало» о численности населения.
Итак, существуют альтернативные варианты подсчета, которые разрешены. Наиболее распространенным является тот способ, который Вы упомянули. Нет специального указания, какой стих Танаха использовать — это скорее совет, чем предписание. Можно использовать любой легко запоминающийся стих, в котором 10 слов. Я слышал, как используют Ошиа эт амэха у-варэх эт нахалатэха, у-р-эм вэ-нас-эм ад а-олам (Тэилим 28, 9: «Спаси народ Свой и благослови наследие Свое, и паси их, и возноси их вовеки»). Или Ва-ани бэ-ров хасдэха аво вейтэха эштахавэ эль эйхаль кодшеха бэ-ир-атэха (Тэилим 5, 8: «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в благоговении пред Тобой»).
Кроме того, можно по примеру подсчета монет подсчитать какие-то предметы, принадлежащие присутствующим.
Но стоит знать, что существуют различные мнения о границах запрета. Некоторые галахические авторитеты, например, не разрешают пользоваться даже упомянутыми способами, кроме тех случаев, когда подсчет необходим для исполнения заповеди. С другой стороны, при определенных условиях многие мудрецы разрешали перепись населения.
Этот ответ был опубликован на сайте Толдот.ру. автор текста: рав Овадья Климовский
Заповедь, возложенная на каждого еврея, — прочитать Свиток, а не прослушать его. Однако если кто-то слушает чтение человека, который также обязан читать Свиток, и «подразумевает» при этом, как будто читает сам, это засчитывается как чтение.
Это закон называется шомеа ке-онэ («слушающий — как отвечающий»). Как сказано, слушание приравнивается к чтению только в том случае, если читает тот, кто сам обязан это делать. Он-лайн же человек не слышит непосредственно другого еврея, он слышит компьютер. Поэтому он не выполняет заповедь чтения Мегилат Эстер.
Этот ответ был опубликован на сайте Толдот.ру. автор текста: рав Реувен Куклин
На протяжении столетий пиво считалось кашерным продуктом, потому что в его состав входили только ячмень, вода, дрожжи и хмель. Эти природные ингредиенты проходили ряд процессов, которые превращали их в один из самых популярных напитков в мире. Процесс пивоварения включает несколько этапов: изготовление солода, обжаривание, изготовление сусла и брожение.
Солод – это проросший ячмень. Его производят в специальных солодовнях, в которых зерна, придя в контакт с водой, прорастают. Проросшие зерна ячменя жарят. Обжаривание жизненно важно для создания конечного цвета пива и его аромата. Регулируя время обжаривания, температуру и количество ячменя, приводят к изменению цвета пива. Более продолжительное обжаривание делает ячмень более темным, более ароматным, следовательно, более темным и ароматизированным будет пиво. И наоборот, чем меньше обжаривают солод, тем более светлым будет пиво.
Ячмень Жареные зерна ячменя очищают и направляют в миксер для помола. Затем все это смешивают с водой и нагревают для того, чтобы начался химический процесс. Крахмал, находящийся в зерне, может служить пищей для ростка, но «переварить» его без посторонней помощи трудно. Поэтому зерно выделяет фермент, который расщепляет крахмал до сахаров, которые легче усваиваются. По окончании процесса через 48 часов, получается сахаристая жидкость, которую называют суслом.
В сусло добавляют хмель и варят в металлических емкостях. Так получают охмеленное сусло, из которого в ходе брожения (одного из самых процессов в природе) получается пиво. Брожение вызывается добавлением дрожжевых грибков, которые превращают сахар, содержащийся в сусле, в углекислый газ и алкоголь. Мини пивоварня Мини-пивоварня
Дрожжи для пивоварения делятся на две группы: верхового и низового брожения. При верховом брожении дрожжи скапливаются на поверхности сусла, а процесс протекает относительно быстро. Такое пиво именуют элем. Самые известные марки элей выпускают в Англии, Шотландии, Бельгии и США. Более 90% современного пива – это лагеры, которые производят низовым брожением (такое название они получили потому, что во время брожения опускаются вниз). И эль, и лагер могут быть, как светлым, так и темным, крепким или слабым, более ароматным или мягким – в зависимости от методов пивоварения.
На протяжении тысячелетий пивоварение стало искусством. Варьируя сорта зерна и хмеля, виды дрожжей, а также способы обжаривания и производства солода, пивовары разработали более 40 видов пива, каждый из которых обладает полным спектром вкуса и цвета. В эру новых технологий научные исследования показали, что добавки и вспомогательные процессы могут существенно повлиять на стабильность производственного цикла и постоянство качеств конечного продукта. Вот здесь-то и возникает вопрос, не могут ли технологические новшества повлиять на кашерность пива?
На сегодняшний день официально разрешено использование пятидесяти девяти химических добавок в пиво. Например, перекись водорода и другие щелочи могут быть использованы для ускорения прорастания солода. Натуральные энзимы (например, папаин и бромелин), или искусственные ферменты, такие как амило-1,6-глюкозидаза или аспергилус-нигер, могут усилить процесс брожения и убыстрить превращение крахмал в сахар. Вместо натурального хмеля может быть добавлен хмелевой экстракт Beta Hydrohop. Для фильтрования и осветления сваренного пива, используют различные осветлители, как естественные, так и синтетические, в том числе желатин, силикагель или поливинил (PVPP), для подкраски может быть использована карамель, и т.д. и т.п…
Пьют пивоСтавят ли эти добавки под угрозу кашерность пива? Специалисты в области кашрута утверждают, что подавляющее большинство добавок, используемых американскими, немецкими, чешскими, английскими и норвежскими пивоварами, не представляют собой проблемы с точки зрения кашрута. Скорее всего, это можно сказать и о технологиях, применяемых в России. Даже желатин и рыбий клей, традиционно используемые для осветления пива, не проблематичны, хотя они сами могут быть произведены из некашерных ингредиентов. Дело в том, что осветлители только абсорбируют «мусор», и не присутствует в конечном продукте (желатин предварительно нагревают, но его температура не превышает 45 градусов С, потом, с точки зрения алахи, он безвреден). Это разрешение было обосновано около двухсот лет назад великим алахическим авторитетом, р. Йехезкелем Ландо в его сборнике респонс «Нода бейеуда» (Йоре Деа, 26).
Вкусовые добавки и ароматизаторы, доставляющие немало хлопот специалистам по кашруту, почти не используются в традиционном пивоварении. Вместе с тем, ароматизаторы из вишни и других фруктов, а также специи используются в производстве напитков, которые, согласно действующему во многих странах законодательству, должны быть названы «ароматизированным пивом». Такое напитки, несомненно, требуют сертификации кашерности.
Так называемое «ячменное вино» – это пиво, сбродившее при помощи винных дрожжей. Оно, безусловно, требует сертификации кашерности. Другая новинка в мире пивоварения, безалкогольное пиво – безобидно с точки зрения кашрута. Технология его производства отличается от обычной только тем, что после того, как сусло сбродило, из него удаляют спирт путем кипячения или другими методами.
Резюмируя, можем сказать, что, полагаясь на большинство, можно покупать пиво без сертификата кашерности, если нет сертифицированного. Тем не менее, ароматизированные сорта пива и «ячменное вино», не имеющие сертификата кашерности, пить нельзя.