Вчера была в городе по делам. Вот странно мы говорим, да? "Была в городе", словно живу не в этом же городе, а где-то в селе в двадцати километрах. Городом александровцы называют центральную его часть, а именно улицу Ленина, городской центральный рынок и все что около. В общем та часть города, куда все идут на работу, по делам, за покупками или гулять. Все остальное это "спальные" в общепринятом понимании районы, хотя они совершенно не похожи на те же спальники Москвы. Хотя бы потому что они более поэтично звучат, не какое-то там Бутово, а Черемушки, Калинка, Крестьянка. Впрочем путь мой лежал прочь из города, в места не столь отдаленные, однако, названий не имеющие.
Примерно в двух автобусных остановках от центра города есть у нас очень гулябельное озеро под названием Дичковское. От слова "дичок" – растение, поднявшееся из семени". Раньше на озере была целая лодочная станция, но в мое время ее вконец разломали и массивные плиты ушли под воду. Вместе с пожалуй единственной адекватной возможностью искупаться. Летом берега плотно окупированы отдыхающими всех мастей, особенно москвичами, которых на выходных у нас неприлично много. В результате тихий отдых невозможен в принципе тк все приезжают на машинах и врубают музыку на всю катушку. О чистоте после отдыхающих и говорить нечего. И хотя озеро официально признано памятником природы и считается особо охраняемой территорией, в разгар дачного сезона зрелище - неутешительное.
Мне повезло оказаться там в редкий солнечный денек, не весть как затесавшийся в череду непрекращающихся дождей. Никого не встретила, вообще. Дикие пустынные берега. Всегда бы так.
какая-то травка, очень похожая на бумажных журавликов
Правда берега там довольно крутые и осклизлые после дождей. Мои цивилизованные балетки как лысая резина - только придавали ускорения на спусках. Поэтому прогулявшись вдоль одного берега, и решив, что погода довольно теплая, ушла в свои любимые поля. Я конечно люблю водоемы, но предпочитаю все-таки или лес или много-много травы в поле.
трава сырая, не просыхает даже на солнце. осень : (
Город сейчас разрастается, и где раньше было огромное ромашковое поле, теперь высится пара новых девятиэтажек и новые котеджные поселки. Впрочем все равно пока идешь в сторону речки, еще хватает открытых пространств не тронутых цивилизацией.
Раньше я всегда ходила до речки и обратно, этого мне вполне хватало, чтобы надышаться и насмотреться. Потом стала уходить дальше, за деревню Крутец и дальше в леса. Там совершенно очаровательный сосновый подлесок на холме.
тропы хоженые тк деревенские часто ходят за грибами и в гости в соседние деревни
Всю дорогу от речки меня преследовал птичий крик. Ну знаете, типичный такой крик ястреба или сокола в небе, ни с чем не спутаешь. Я сначала думала у меня глюки и это чайка, а звут просто странно резонирует. А потом я увидела его! Огромный размах крыльев как в энциклопедии по природоведению, огромный, больше чем сова. И кричит так пронзительно. Я прифигела и даже не сообразила сфоткать. Пришлось сесть в засаду и ждать, фотография получилась не такая внушительная. Хотите верьте, как говорится, хотите - нет.
Кстати о грибах. Мухоморов там тьма! И все красивые такие! Как ребенок радовалась, ейбогу.
И что-то съестное. Кто поможет опознать гриб?
До деревни Новинки меня подбросил веселый подвыпивший пасечник, подвез наверное метров тридцать до поворота тк я все-таки хотела погулять пешком, но и обижать дяденьку не хотелось. И вот иду я значит по дороге, ну такой проселочной, лес с обеих сторон. И на дорогу мне выбегает эта темная масса!
"Бобр!!!" - алчно возликовала я, хватаясь за фотик. Ну люблю я бобров, нравятся они мне. Но это оказался просто еж. Правда не самого обычного размера, где-то длинной с две мои ладони. Я ломанулась за ним в кусты, он в траву! Здоровый такой, но быстрый гад. Еле успела сфоткать. Собственно первый раз увидела ежа в дикой природе.
Из Новинок я решила срезать дорогой на плотину. Зря. Если на природе грязь и лужи как-то культурно и мирно не мешали моему движению, через деревню пришлось лезть по заборам. Типичная дорога. Мне почему-то нравится, хоть и непрактично.
В 1453 году под гнетом турок пал прекрасный Царьград. Правящий император Константин погиб. Его сыну Фоме чудом удается сбежать. На фоне всеобщего разорения и упадка была подписана Флорентийская уния об объединении римской католической и греческой христианской церкви. Этим подписанием единственный на тот момент выживший наследник династии Палеолог рассчитывал на военную помощь Римской империи и укрытие правящей династии под крылом папского престола. Ему удается переправить двор в Рим и вывезти главные христианские святыни. И в это нелегкое время на свет появляется София. С детства она взрощена в рамках католицизма, старательно воспитываемая в роли "излюбленной дщери Римской Церкви". В то же время Рим организовывал очередной освободительный поход на турок. И всячески искал союзников. Европа, будучи на тот момент под сильным влиянием католической церкви, занималась своими делами и ей было явно не до гроба господня и освободительных походов на Иерусалим. Ватикан тоже не мог заниматься своими делами тк подписание унции об объединении церквей налагало определенную ответственность и на христианский мир, который нельзя было бросить на растерзание туркам. Взгляд пал на христианскую Россию.
В то время князь московский Иван III Васильевич овдовел. Римская делегация, они же сваты, пошла на всевозможные ухитрения. Послы передали великому князю письмо, в котором сообщалось, что София уже отказала видным женихам, объясняя это нежеланием сочетаться браком с венценосным католиком. Отправлен был и портрет невесты, выполненный по всем канонам византийской школы живописи. Софья тогда была по историческим меркам немолода, около тридцати лет, однако большие выразительные глаза и светлая кожа воплощали все идеалы красоты, бытовавшие тогда на Руси. Известно, что получив портрет, князь изумился: «… царевну на иконе написану принесе». На том и порешили. София со своим двором и богатым приданым от Папы, а так же богатствами, которые удалось спасти из Царьграда и Константинополя отправилась в Москву. И хотя династический брак успешно состоялся, планам Ватикана не суждено было сбыться. Удалившись от лона католической церкви и поняв, что на Руси папский престол власти не имеет как таковой, София воспряла духом и тут же вернулась к родной вере. Впоследствии посланный посол ватикана был торжественно развернут в сторону дома - София отказала ему в прибытии и латинский крест так и не был внесен в Москву. Иван Третий совершенно не собирался воевать с турками. Собственно и София совершенно не собиралась спобствовать распространению католицизма на Руси. Вместе с богатым приданым она привезла в Москву свою библиотеку из чудом вывезенных во время войны с турками книг, которые на протяжении нескольких веков собирались правящей византийской династией .
Либерия - легендарное собрание древних книг, в основу которых была положена библиотека Софьи Палеолог. Ее сын на протяжении всей жизни привлекал греческих ученых и переписчиков, чтобы перевести древние тексты. Ее внук Иван четвертый был крайне набожным и ученым человеком и всю жизнь со всего мира собирал редкие труды, пополняя библиотеку, которую сейчас все знают как Библиотеку Ивана Грозного. Самое поразительное в этой загадке не местонахождение сокровища, а практически полное отсутствие стремлений ее найти. За все время поисков, а это всего каких-то сто пятьдесят лет, ее искали по сути только пять человек. Все мировое сообщество, выдающиеся историки и церковные деятели единодушно стоят на позиции скептицизма, считая, что шкурка не стоит выделки. Разумеется это не золото партии. Однако ж мне непонятно почему так неинтересно найти 800 томов, в которых числятся труды Тацита, Тита Ливия, Цицерона Вергилия (да-да, того самого Вергилия из поэмы Данте).
Самые рьяные поиски и нездоровый ажиотаж по поводу библиотеки был поднят Ватиканом в самом начале 17 века. Тогда же были отправлены в Москву несколько послов, даже польский посол, однако даже слухов собрать не получилось. Князь московский, сын Софьи, тактично развернул книжных шпионов в сторону дома, дополнительно указав направление напутственным пинком. В восемнадцатом веке попытку найти утерянные книги предпринял некий хорватский ученый, однако выяснить ему ничего не удалось. Удалось лишь выслужить напутственную ссылку в Тобольск. Наше излюбленное правительство предприняло поиски только однажды, руководствуясь записью некоего понаморя москвоской церкви Иоана Предтечи. Он якобы доподлинно видел подвалы с книгами. Копали в пяти местах на протяжении еще ста лет все кому хватало интереса. То бишь еще трое. На сим и порешили придерживаться позиции скептицизма, мол - а ну его.
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею.
...Предания сообщают, что в царских хранилищах и у церкви находились также уникальные творения мастеров: золотые механические львы, лежавшие по бокам у трона Грозного, которые периодически приподнимались, издавая рычание, поднимая лапу в сторону князей и бояр; трон Грозного из чистого золота и уникальных камней, среди которых был один величиной с грецкий орех и горел желтоватым цветом, как и глаза царя; золотой сервиз на 120 с лишним персон; серебряный сервиз на 1000 персон; сервиз на 13 персон из небьющегося китайского фарфора, секрет изготовления которого утерян (зубы из такого фарфора не знали бы износа). Подобный фарфоровый сервиз был в литовском Тракае, в столице Золотой орды, в Каракоруме, на Ставрополье. Известно, что одного золотого льва Пётр I продал в Европу: нужны были деньги на войны. Предания сообщают, что в различных хранилищах Московии и области находилось около 400 тысяч единиц хранения письменных источников (копий) из знаменитой Александрийской библиотеки, а других материалов было в несколько раз больше. Книги Софьи Палеолог, являвшейся реальной домашней библиотекой Грозного составляют малую толику в сравнение с общим объёмом имевшихся книг до её приезда в Москву...
Традиция хранить книги в подвалах кремля появилась после многочисленных пожаров, когда деревянная на тот момент Москва практически отстраивалась заново.Версия о нахождении либерии выглядит вполне логично, если бы не одно но. И звали это "но" Иоан Васильевич Грозный, обладавший потрясающими амбициями. Наследный титул Великого Московского Князя его не устроил и не долго думая при содействии митрополита Макария изъявил желания следовать традиции предков и провозгласил себя "Все Я Руси". И далее всю жизнь он следовал традиции Византийского царства, которое являлось эталоном для православного мира. Вкупе с невероятной религиозностью немудрено что период его правления не устают оглашать в спорах все кому не лень.
Подземелья Александровского кремля. Фото Антон Агарков
Одним из главных "безумств" царя стала опричнина. Не вдаваясь в детали и причины, скажу просто - царь обиделся, взял жену, двор, казну, все самое дорогое и удалился не куда-то, а в Александровскую слободу. Ныне город Александров, в котором мне повезло родиться и жить по сей день. В шестнадцатом веке это было духовное место, куда московские князья любили удалиться от шумного боярского двора. Иван отдыхать не хотел. Он просто фактически на 17 лет перенес туда столицу государства, если руководствоваться принципом - где царь, там и его царство. Логично предположить, что будучи человеком образованным и ученым, он взял свою библиотеку с собой. Потому что за все семнадцать лет существования опричнины царь ни разу не наведывался в Москву. В древней описи царского архива, состоявшего из 231 сундука, ящика, короба, записано, что Грозный лично отобрал и увёз в Александрову Слободу книги, летописи, включая и коробья Новгородские. Царь хранил книги рядом с постельными хоромами в трёх двойных сводчатых подвалах за двойными коваными дверями и крепкими запорами. Здесь в Слободе английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая сейчас находится в Лондонском музее. Я не поддерживаю версию некоторых умных людей, что в Слободе находилась только часть библиотеки, некий "походный"вариант. Потому что как-то уж затянулся походик, да и если бы не события чрезвычайной важности, не факт что царь бы вернулся в Москву. И не факт, что столица была бы сейчас там, где мы привыкли ее видеть.
Да, есть и другие версии нахождения библиотеки, больше 60. однако я придерживаюсь мнения, что если в московском кремле ее нет, то в нашем она есть наверняка. Опричнина самый потрясающий невероятный и неожиданный момент в истории нашего средневековья, когда один человек, даже будучи царем богопомазанным, пошел против многовековой родовой системы боярского влияния. В такой переломный момент для всего государства и для самой личности Ивана я бы не стала разбрасываться духовным наследием.
В 1650 г. на месте Александровского кремля был основан Успенский женский монастырь. Вплоть до его закрытия в 1919 г. монахини ревностно присматривали за обширными подземельями. В конце 50-х годов в Министерство культуры СССР на приём к министру приезжала из Александрова женщина по просьбе умершей последней игуменьи с сообщением о судьбе библиотеки. Но к министру попасть не удалось, а аппаратные работники отнеслись к этому беспечно. Появлявшиеся провалы в городе и Александровском кремле над подземными ходами без обследований замуровывались (до лучших времён). Сейчас в Александровском кремле музей с частично восстановленным и действующим монастырем.
Собор Троицы Живоначальной. Александровская слобода. Фото Антон Агарков
Совсем недавно, в августе этого года, я будучи в нашей Александровской слободе заметила присутствие некоторой группы людей, которые усердно выкорчевывали бордюры и копали газон. Рядом вбитая табличка многозначительно гласила "Археологическая экспедиция. Эрмитаж". Каждый год уже больше семи лет они приезжают и копают. Копают странно - два-три человека рыхлят газон и загорают. А на это время вся слобода чуть ли не закрыта якобы на реставрацию. Вот только после открытия перерытые участки совсем не там, где загорали студенты-практиканты с истфака. Археологические раскопки проводились без проникновения в подземелья, хотя биолокационные показания свидетельствовали о наличии подземных ходов и помещений. Я ни за что не поверю, что за семь лет раскопок эрмитаж не успевал очистить и войти в подземелья якобы найденных царских палат. И все семь лет копал и засыпал обратно раскопанные фундаменты.
Будучи большой поклонницей книг Сергея Алексеева "Сокровища валькирии" не могу не сказать еще пару слов. В книге где-то под уральскими горами в соляных копях спрятаны книги. Избранные добывают соль знаний, иногда годы проводя под землей, отчего их суставы подвергаются болезни и теряют подвижность. После семнадцати лет опричнины Иван Грозный неожиданно стремительно покидает Александровскую слободу. Исследование его останков обнаружило невероятные остеофиты (солевые отложения), отчего в последние годы жизни он даже не мог самостоятельно ходить.
Константин Васильев "Вторжение"
"...хотелось бы надеяться, что во имя возрождения нашей страны руководство Православной церкви и Синод рассмотрят вопрос о постепенном рассекречивании материалов легендарной "библиотеки Грозного" по истории наших народов, природоведению, целительству, а так же шедевров искусства и литературно творчества (хотя бы в копиях)..."
из рассказов одного из археологов, проводивших раскопки в Александровской слободе
В 1453 году под гнетом турок пал прекрасный Царьград. Правящий император Константин погиб. Его сыну Фоме чудом удается сбежать. На фоне всеобщего разорения и упадка была подписана Флорентийская уния об объединении римской католической и греческой христианской церкви. Этим подписанием единственный на тот момент выживший наследник династии Палеолог рассчитывал на военную помощь Римской империи и укрытие правящей династии под крылом папского престола. Ему удается переправить двор в Рим и вывезти главные христианские святыни. И в это нелегкое время на свет появляется София. С детства она взрощена в рамках католицизма, старательно воспитываемая в роли "излюбленной дщери Римской Церкви". В то же время Рим организовывал очередной освободительный поход на турок. И всячески искал союзников. Европа, будучи на тот момент под сильным влиянием католической церкви, занималась своими делами и ей было явно не до гроба господня и освободительных походов на Иерусалим. Ватикан тоже не мог заниматься своими делами тк подписание унции об объединении церквей налагало определенную ответственность и на христианский мир, который нельзя было бросить на растерзание туркам. Взгляд пал на христианскую Россию.
В то время князь московский Иван III Васильевич овдовел. Римская делегация, они же сваты, пошла на всевозможные ухитрения. Послы передали великому князю письмо, в котором сообщалось, что София уже отказала видным женихам, объясняя это нежеланием сочетаться браком с венценосным католиком. Отправлен был и портрет невесты, выполненный по всем канонам византийской школы живописи. Софья тогда была по историческим меркам немолода, около тридцати лет, однако большие выразительные глаза и светлая кожа воплощали все идеалы красоты, бытовавшие тогда на Руси. Известно, что получив портрет, князь изумился: «… царевну на иконе написану принесе». На том и порешили. София со своим двором и богатым приданым от Папы, а так же богатствами, которые удалось спасти из Царьграда и Константинополя отправилась в Москву. И хотя династический брак успешно состоялся, планам Ватикана не суждено было сбыться. Удалившись от лона католической церкви и поняв, что на Руси папский престол власти не имеет как таковой, София воспряла духом и тут же вернулась к родной вере. Впоследствии посланный посол ватикана был торжественно развернут в сторону дома - София отказала ему в прибытии и латинский крест так и не был внесен в Москву. Иван Третий совершенно не собирался воевать с турками. Собственно и София совершенно не собиралась спобствовать распространению католицизма на Руси. Вместе с богатым приданым она привезла в Москву свою библиотеку из чудом вывезенных во время войны с турками книг, которые на протяжении нескольких веков собирались правящей византийской династией .
Либерия - легендарное собрание древних книг, в основу которых была положена библиотека Софьи Палеолог. Ее сын на протяжении всей жизни привлекал греческих ученых и переписчиков, чтобы перевести древние тексты. Ее внук Иван четвертый был крайне набожным и ученым человеком и всю жизнь со всего мира собирал редкие труды, пополняя библиотеку, которую сейчас все знают как Библиотеку Ивана Грозного. Самое поразительное в этой загадке не местонахождение сокровища, а практически полное отсутствие стремлений ее найти. За все время поисков, а это всего каких-то сто пятьдесят лет, ее искали по сути только пять человек. Все мировое сообщество, выдающиеся историки и церковные деятели единодушно стоят на позиции скептицизма, считая, что шкурка не стоит выделки. Разумеется это не золото партии. Однако ж мне непонятно почему так неинтересно найти 800 томов, в которых числятся труды Тацита, Тита Ливия, Цицерона Вергилия (да-да, того самого Вергилия из поэмы Данте).
Самые рьяные поиски и нездоровый ажиотаж по поводу библиотеки был поднят Ватиканом в самом начале 17 века. Тогда же были отправлены в Москву несколько послов, даже польский посол, однако даже слухов собрать не получилось. Князь московский, сын Софьи, тактично развернул книжных шпионов в сторону дома, дополнительно указав направление напутственным пинком. В восемнадцатом веке попытку найти утерянные книги предпринял некий хорватский ученый, однако выяснить ему ничего не удалось. Удалось лишь выслужить напутственную ссылку в Тобольск. Наше излюбленное правительство предприняло поиски только однажды, руководствуясь записью некоего понаморя москвоской церкви Иоана Предтечи. Он якобы доподлинно видел подвалы с книгами. Копали в пяти местах на протяжении еще ста лет все кому хватало интереса. То бишь еще трое. На сим и порешили придерживаться позиции скептицизма, мол - а ну его.
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею.
...Предания сообщают, что в царских хранилищах и у церкви находились также уникальные творения мастеров: золотые механические львы, лежавшие по бокам у трона Грозного, которые периодически приподнимались, издавая рычание, поднимая лапу в сторону князей и бояр; трон Грозного из чистого золота и уникальных камней, среди которых был один величиной с грецкий орех и горел желтоватым цветом, как и глаза царя; золотой сервиз на 120 с лишним персон; серебряный сервиз на 1000 персон; сервиз на 13 персон из небьющегося китайского фарфора, секрет изготовления которого утерян (зубы из такого фарфора не знали бы износа). Подобный фарфоровый сервиз был в литовском Тракае, в столице Золотой орды, в Каракоруме, на Ставрополье. Известно, что одного золотого льва Пётр I продал в Европу: нужны были деньги на войны. Предания сообщают, что в различных хранилищах Московии и области находилось около 400 тысяч единиц хранения письменных источников (копий) из знаменитой Александрийской библиотеки, а других материалов было в несколько раз больше. Книги Софьи Палеолог, являвшейся реальной домашней библиотекой Грозного составляют малую толику в сравнение с общим объёмом имевшихся книг до её приезда в Москву...
Традиция хранить книги в подвалах кремля появилась после многочисленных пожаров, когда деревянная на тот момент Москва практически отстраивалась заново.Версия о нахождении либерии выглядит вполне логично, если бы не одно но. И звали это "но" Иоан Васильевич Грозный, обладавший потрясающими амбициями. Наследный титул Великого Московского Князя его не устроил и не долго думая при содействии митрополита Макария изъявил желания следовать традиции предков и провозгласил себя "Все Я Руси". И далее всю жизнь он следовал традиции Византийского царства, которое являлось эталоном для православного мира. Вкупе с невероятной религиозностью немудрено что период его правления не устают оглашать в спорах все кому не лень.
Подземелья Александровского кремля. Фото Антон Агарков
Одним из главных "безумств" царя стала опричнина. Не вдаваясь в детали и причины, скажу просто - царь обиделся, взял жену, двор, казну, все самое дорогое и удалился не куда-то, а в Александровскую слободу. Ныне город Александров, в котором мне повезло родиться и жить по сей день. В шестнадцатом веке это было духовное место, куда московские князья любили удалиться от шумного боярского двора. Иван отдыхать не хотел. Он просто фактически на 17 лет перенес туда столицу государства, если руководствоваться принципом - где царь, там и его царство. Логично предположить, что будучи человеком образованным и ученым, он взял свою библиотеку с собой. Потому что за все семнадцать лет существования опричнины царь ни разу не наведывался в Москву. В древней описи царского архива, состоявшего из 231 сундука, ящика, короба, записано, что Грозный лично отобрал и увёз в Александрову Слободу книги, летописи, включая и коробья Новгородские. Царь хранил книги рядом с постельными хоромами в трёх двойных сводчатых подвалах за двойными коваными дверями и крепкими запорами. Здесь в Слободе английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая сейчас находится в Лондонском музее. Я не поддерживаю версию некоторых умных людей, что в Слободе находилась только часть библиотеки, некий "походный"вариант. Потому что как-то уж затянулся походик, да и если бы не события чрезвычайной важности, не факт что царь бы вернулся в Москву. И не факт, что столица была бы сейчас там, где мы привыкли ее видеть.
Да, есть и другие версии нахождения библиотеки, больше 60. однако я придерживаюсь мнения, что если в московском кремле ее нет, то в нашем она есть наверняка. Опричнина самый потрясающий невероятный и неожиданный момент в истории нашего средневековья, когда один человек, даже будучи царем богопомазанным, пошел против многовековой родовой системы боярского влияния. В такой переломный момент для всего государства и для самой личности Ивана я бы не стала разбрасываться духовным наследием.
В 1650 г. на месте Александровского кремля был основан Успенский женский монастырь. Вплоть до его закрытия в 1919 г. монахини ревностно присматривали за обширными подземельями. В конце 50-х годов в Министерство культуры СССР на приём к министру приезжала из Александрова женщина по просьбе умершей последней игуменьи с сообщением о судьбе библиотеки. Но к министру попасть не удалось, а аппаратные работники отнеслись к этому беспечно. Появлявшиеся провалы в городе и Александровском кремле над подземными ходами без обследований замуровывались (до лучших времён). Сейчас в Александровском кремле музей с частично восстановленным и действующим монастырем.
Собор Троицы Живоначальной. Александровская слобода. Фото Антон Агарков
Совсем недавно, в августе этого года, я будучи в нашей Александровской слободе заметила присутствие некоторой группы людей, которые усердно выкорчевывали бордюры и копали газон. Рядом вбитая табличка многозначительно гласила "Археологическая экспедиция. Эрмитаж". Каждый год уже больше семи лет они приезжают и копают. Копают странно - два-три человека рыхлят газон и загорают. А на это время вся слобода чуть ли не закрыта якобы на реставрацию. Вот только после открытия перерытые участки совсем не там, где загорали студенты-практиканты с истфака. Археологические раскопки проводились без проникновения в подземелья, хотя биолокационные показания свидетельствовали о наличии подземных ходов и помещений. Я ни за что не поверю, что за семь лет раскопок эрмитаж не успевал очистить и войти в подземелья якобы найденных царских палат. И все семь лет копал и засыпал обратно раскопанные фундаменты.
Будучи большой поклонницей книг Сергея Алексеева "Сокровища валькирии" не могу не сказать еще пару слов. В книге где-то под уральскими горами в соляных копях спрятаны книги. Избранные добывают соль знаний, иногда годы проводя под землей, отчего их суставы подвергаются болезни и теряют подвижность. После семнадцати лет опричнины Иван Грозный неожиданно стремительно покидает Александровскую слободу. Исследование его останков обнаружило невероятные остеофиты (солевые отложения), отчего в последние годы жизни он даже не мог самостоятельно ходить.
Константин Васильев "Вторжение"
"...хотелось бы надеяться, что во имя возрождения нашей страны руководство Православной церкви и Синод рассмотрят вопрос о постепенном рассекречивании материалов легендарной "библиотеки Грозного" по истории наших народов, природоведению, целительству, а так же шедевров искусства и литературно творчества (хотя бы в копиях)..."
из рассказов одного из археологов, проводивших раскопки в Александровской слободе