Исследования социального психолога Робба Уиллера меняют сложившиеся представления о ценности сплетен и слухов. Результаты его экспериментов свидетельствуют о том, что сплетни и слухи , точнее, непосредственное участие в их формировании улучшают психическое состояние человека. По мнению Р.Уиллера, в основе такого поведения лежит "желание помочь другим, причем, чем выше количество баллов, набранных индивидом при прохождении теста на альтруизм, тем более высока вероятность того, что он будет испытывать негативные эмоции после распознания обмана <со стороны своего оппонента>.
Исследования социального психолога Робба Уиллера меняют сложившиеся представления о ценности сплетен и слухов. Результаты его экспериментов свидетельствуют о том, что сплетни и слухи , точнее, непосредственное участие в их формировании улучшают психическое состояние человека. По мнению Р.Уиллера, в основе такого поведения лежит "желание помочь другим, причем, чем выше количество баллов, набранных индивидом при прохождении теста на альтруизм, тем более высока вероятность того, что он будет испытывать негативные эмоции после распознания обмана <со стороны своего оппонента>.
Сложно себе представить детей, которые бы никогда не ссорились из-за игрушек. Не поделив заветную куклу или машинку, малыши могут превращать противостояние в настоящие битвы, абсолютно не реагируя на уговоры и объяснения взрослых. Новое исследование американских ученых, опубликованное в научном издании Psychological Science, показало: на желание ребенка делиться влияет возможность выбора.
Сложно себе представить детей, которые бы никогда не ссорились из-за игрушек.
Видели ли вы как шимпанзе ценят доброе отношение друг к другу, как мирятся после ссоры: после драки протягивают друг другу руки, обнимаются, целуются?
А вот профессор Франс де Валь, знаменитый приматолог, которого журнал "Тайм" даже включил в список ста самых влиятельных людей в мире, видел.
"Я наблюдаю альтруистические поступки животных каждый день, — пишет де Валь, — например, старая самка Пиона проводит свои дни на улице вместе с другими шимпанзе нашего центра. Когда из-за приступов артрита у нее возникают проблемы с ходьбой и лазанием, ей на помощь приходят другие самки. Ее поднимают и помогают ей передвигаться, поддерживая за руки и подталкивая сзади. Однажды Пиона направилась к воде, которая находилась далеко от нее. Молодые самочки начали суетливо бегать к воде. Они набирали воду в рот и возвращались, струей выплескивая ее Пионе в рот".
Шимпанзе не только ухаживают за стариками, но и делятся едой друг с другом, причем не из страха — самыми щедрыми оказываются доминантные обезьяны.
2012-05-16 20:20:35
... активно стимулировало их альтруизм, но не ... руководствуются в своем альтруизме преимущественно& ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Social Psychological and Personality Science (импакт фактор 2,52, что весьма неплохо для издания по социальной психологии) и доступна онлайн
Из результатов экспериментов отнюдь не следует, что религиозные люди менее щедры и милосердны, или менее сострадательны, но они опровергают общераспространенное убеждение, что щедрость и милосердие обусловлены чувством сострадания и жалости, а также набожностью, отмечают авторы. Как показал эксперимент, связь между состраданием и щедростью сильней выражена у тех, кто считает себя нерелигиозным или не очень религиозным человеком.
«Для менее религиозных сила эмоциональной связи с другим человеком критически важна при принятии решения, помогать этому человеку, или нет. В свою очередь, более религиозные люди свою щедрость меньше основывают на эмоциях, и больше на таких факторах, как религиозная доктрина, идентификация себя в качестве представителя церковной общины и соображениях репутации», комментирует результаты исследования один из авторов статьи социолог Роб Уиллер. Авторы статьи изучили связь между религиозностью, состраданием и щедростью, но результаты экспериментов пока не объясняют, почему, помогая другим, набожные люди в меньшей степени руководствуются состраданием(тоже мне бином Ньютона.Они надеются,что Господь наградит их за добрые дела. - Э.В.). Социологи, в качестве гипотезы, предполагают, что для глубоко верующих поведенческий код, связанный с усвоенным моральным обязательством(«надо помогать ближним»), играет большую роль, чем эмоции. «Мы предполагаем, что религия изменяет фактор, движущий щедрым поведением», считает ведущий автор статьи Лора Сэслоу.
Первая часть статьи посвящена анализу социопроса, в котором приняли участие 1300 взрослых американцев, из которых сначала была выделена группа людей, склонных проявлять милосердие по отношению к тем, кто оказался в менее выгодном, чем окружающие, положении. Дальнейшее изучение этой группы показало, что большую часть тех, кто готов предоставить свой кров бездомным и дать им денег именно из чувства сострадания, составляют малорелигиозные или неверующие люди.
«Это показывает, что хотя сострадание ассоциируется с про-социальным поведением как у менее религиозных, так и более религиозных индивидов, эта связь сильней всего выражена в случае менее религиозных», пишут авторы. Во втором эксперименте принимала участие группа из 101 взрослого. Каждому из них по отдельности было показано два видеоролика – один контрольный, с изображением нейтральных сцен, и один душераздирающий с изображением страдающих нищих детей. После каждого просмотра участники получали от организаторов по 10 долларов с предложением вручить любую часть от этой суммы нуждающемуся незнакомцу.
В результате менее религиозные участники эксперимента оказались более щедрыми. «Видео, пробуждающее сострадание, активно стимулировало их альтруизм, но не оказало заметного влияния на щедрость более религиозных членов группы», констатирует Уиллер. Наконец, в третьем эксперименте 200 студентов, сначала ответивших на вопрос анкеты«насколько вам присуще сострадание?», сыграли в классическую игру«поделись с ближним». Сначала всем участникам раздали деньги, которыми они по желанию могли делиться с незнакомцем. Далее им объявляли, что другой игрок поделился с ними частью денег и они, в свою очередь, могут пожертвовать часть полученной суммы другому незнакомцу. В конце игры участники ответили на вопрос анкеты«насколько вы религиозны?».
Как выяснилось, более сострадательные, но менее религиозные, оказались и более щедрыми. «Как видим, несмотря на то, что в США менее набожные люди вызывают меньше доверия, они более склонны помогать своим согражданам из чувства сострадания, чем набожные», - резюмирует Роб Уиллер.
Раз более набожные люди руководствуются в своем альтруизме преимущественно«доктриной», чем эмоциями, то понятно, почему ортодоксы демонстрируют подчас удивительную жестокость и бесчеловечность в ситуациях, когда они считают, что их религии – поведенческому коду, с которым они себя идентифицируют – что-то угрожает. Если принцип правила оказывается сильней простого человеческого чувства, того же сострадания, то смена одного правила(скажем,«возлюби ближнего») на диаметрально противоположное(скажем,«пришел я не с миром, а с мечом») для религиозного ортодокса является дежурной процедурой: религия не была бы религией, если бы у нее на все вопросы не находились тут же нужные ответы.