Новое научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» в своей первой экспедиции 2013 г. Целенаправленно осваивать Антарктику наша страна начала ещё в 1955 году. Именно тогда для исследования этой территории была сформирована Первая Комплексная антарктическая экспедиция. И с тех пор интерес к загадочному, оледенелому континенту не угасает. Тем более, что для учёных всего мира он представляет большую ценность. Правительства разных государств, и России в том числе, модернизируют техническую базу для проведения исследований в этом регионе. Буквально несколько месяцев назад из своей первой экспедиции вернулось новое научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников». О том, что изучение Антарктики является одним из приоритетных научных направлений, свидетельствует и тот факт, что в бюджете РФ для обеспечения деятельности Российской Антарктической экспедиции предусмотрена отдельная целевая статья. Почему освоение этого региона так важно для нашей страны, рассказал начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) ФГБУ ААНИИ Валерий Владимирович Лукин. - Валерий Владимирович, что даёт России присутствие в Антарктике?
- Наши интересы сформулированы в Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года, которая была принята 30 октября 2010 года. Там прописаны конкретные задачи для РФ по трём направлениям.
Во-первых, обеспечение национальной безопасности - это всестороннее содействие развитию и укреплению международной системы Договора об Антарктике, которая обеспечивает безопасность работы в данном регионе.
Второе направление - определение роли и места Антарктики в глобальных природных изменениях, в частности в климате. Это важно для России, потому что более 60 % территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты. Изменения климата повлекут за собой определённую глубину оттаивания этой территории. За этим последует разрушение фундаментов зданий, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, шоссейных и железных дорог, взлётно-посадочных полос аэродромов. То есть эффект соизмерим с последствиями ядерной войны.
Климат меняется от двух основных факторов: антропогенного воздействия и космофизических явлений. Ведь в основном климат зависит от притока солнечной радиации, основного эффекта теплового баланса. А в Антарктиде пока нет ни промышленности, ни сельского хозяйства, как и крупных урбанизированных поселений. Значит, мы можем практически в чистом виде регистрировать космофизическую составляющую климата. Поэтому наша деятельность в Антарктиде даёт нам объективную реальность климатических изменений вне воздействий человека.
Третье - наземное обеспечение космической деятельности нашей страны. В своё время у нас существовала очень мощная структура космического морского флота, которая занималась вопросами связи, управлением полётов, в южном полушарии, в водах Атлантического и Тихого океана, где мы не можем обеспечить прямое наблюдение с земли по понятным причинам. Долгое время Роскосмос вёл переговоры об установке подобных станций и других космических средств слежения в различных странах Африки, Южной Америки, Австралии. Но политические неурядицы, проблемы дипломатии нам постоянно мешали, и оказалось, что Антарктида - наиболее подходящий вариант для постоянного присутствия российской аппаратуры и персонала, его обслуживания.
Дальше - вопросы экономического процветания. Это возрождение океанического рыболовного промысла в водах южных океанов. Работа, которая сейчас активно ведётся, потому что в своё время именно Советский Союз был первопроходцем в данном направлении. Но в силу известных причин в конце 80-х эта деятельность была практически свёрнута.
И наконец, международный престиж. Например, исследование озера Восток и выполнение обязательных природоохранных мероприятий.
Однако Статьей 7 Протокола об охране окружающей среды Договора об Антарктике установлено, что любая деятельность в отношении минеральных ресурсов на континенте, кроме научной, в том числе и геологоразведка и добыча полезных ископаемых, запрещена.
- А почему геологоразведка включена сюда?
- Поскольку эта процедура, напрямую связанная с добычей полезных ископаемых. Это не научная деятельность, как оговорено в Протоколе и ратифицировано и нашей страной. Я сам не являюсь приверженцем этого закона, но должен им руководствоваться. Естественно, оценка перспектив в полезных ископаемых нам доступна. Это важно, чтобы иметь правильный политико-экономический прогноз для принятия определённых выводов и решений Правительством РФ, а также для нахождения своих союзников, когда мы будем иметь реальный мониторинг состояния природных ресурсов на мировых рынках, как минерального так и углеводородного сырья. Мы
сможем выступать с какими-то грамотными, продуманными предложениями для пересмотра этой статьи, но конечно, не в одностороннем порядке.
- Есть ли у государства все необходимое для выполнения поставленных задач?
- Конечно, для выполнения всех поставленных задач нам нужно содержание определённой инфраструктуры. Это число станций, морских судов, воздушных судов, аэродромов. В этом же документе, о котором я говорил, в Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике, это все написано. Безусловно, можно подходить к вопросу развития подобной инфраструктуры с двух позиций. Можно говорить о создании абсолютно новой инфраструктуры для обеспечения всех вышеуказанных целей и задач. А можно решать поставленные задачи с помощью реконструкции и модернизации существующей. Мы сделали экономический анализ этих стратегий. В результате было определено, что экономически выгоден второй путь. Как минимум, потому, что в соответствии с вышеназванным Протоколом окружающей среды Договора об Антарктике мы должны уничтожить и вывезти все следы своей предыдущей деятельности.
- Так какими ресурсами располагает Россия, чтобы проводить исследования в Антарктике?
- Есть два научно-экспедиционных судна, построенных непосредственно для обеспечения экспедиции, не для полярной науки или исследований, а конкретно для нас. Научно-исследовательское судно Роснедр «Академик Александр Карпинский», выполняющий морские геофизические исследования. К нам относится арендуемая Россией авиация, обеспечивающая внутриконтинентальные перевозки. Полёты с судна на берег - это четыре вертолёта и два самолёта среднего и малого класса, взлётно-посадочные полосы. Также сотрудники зимовочной и сезонной экспедиции, не считая экипажи морских и воздушных судов. Сезонной - 110 человек, а зимовочной - 120. Все эти вещи, что я назвал, раз в пять лет утверждаются правительством РФ в виде специального распоряжения. Последнее такое распоряжение было выпущено 21 января 2013 года за номером 208р, которое утвердило эти параметры и план мероприятий по обеспечению Российской Антарктической экспедиции на период с 2013 по 2017 год включительно.
- Исходя из каких параметров формируется бюджет для финансирования экспедиций?
- Это не просто параметры, это по сути дела исходные данные для расчёта бюджета. Потому что с 1998 года финансирование Экспедиции обеспечивается через отдельную строку федерального бюджета. У Арктического и Антарктического Института, в состав которого входит Антарктическая экспедиция, своей строки в бюджете нет, а у Экспедиции непосредственно - есть.
Что такое численность экспедиции? Это зарплаты, начисления на неё, страхование людей, питание, одежда, медикаменты - все по нормам, а также командированные расходы. Что такое число станций и сезонных полевых баз? Это необходимое топливо, расходные материалы, запчасти и агрегаты на станции. Что такое число судов? Это средства для круглогодичной эксплуатации этих судов для рейса в Антарктиду, межрейсового ремонта и простоя. Для авиации - это стоимость топлива и деньги на аренду. Вот мы и получили почти всю смету для нашей экспедиции. Остаётся подставить туда официально принятые сейчас цены на вышеуказанные товары. Здесь есть определённая проблема. Например, к первому апреля мы уже закончили формирование заявки на 2014 год. Уровень цен мы использовали существующий на конец марта. Что будет через год - никого не волнует, выкручивайтесь.
- Хотелось бы уточнить, каков средний возраст сотрудников экспедиции, много ли молодёжи?
- Я бы не сказал, что у нас есть тенденция к омоложению состава. Но это характерно практически для любой сферы деятельности событие, за исключением, положим, банковской деятельности или продажи недвижимости. Во всей индустрии у нас существует потерянное поколение. Мы были бы счастливы, если бы они избрали эту сферу в качестве профессии, как мы когда-то, но слишком много соблазнов.
- Какие ещё организации принимают участие в работе Российской Антарктической экспедиции?
- Естественно, в работах Российской Антарктической экспедиции принимают участие сотрудники других организаций. Например, в последней 58 экспедиции приняли участие представители 28 научно-исследовательских, научно-производственных, образовательных учреждений нашей страны, которые подготовили заявки и свои программы для работы. Они представляют Росгидромет, Роснедра, Росрыболовство, Роскосмос, Министерство образования и науки, Министерство обороны.
Никаких военных задач мы там не решаем, это запрещено, но исторически все гидрографическое
обеспечение мореплавания, вся картографическая продукция навигационных карт выполняется Управлением навигации и океанографии Министерства обороны. Потому гидрографы ездят от них. Вот почему эта Экспедиция является межведомственной, а не просто какая-то инициатива сотрудников ААНИИ, под которую они придумали программу, получили деньги и поехали путешествовать.
- Очевидно, какие интересы в Антарктике у Росгидромета, у Роснедр. А остальные ведомства - чем они занимаются?
- Роскосмос - наземное обеспечение спутниковой группировки в составе ГЛОНАСС. На трёх станциях установлены станции дифференциальной коррекции параметров орбит спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, которые резко повышают точность определения координат в Южном полушарии, и на всей Земле в принципе.
Министерство образования представлено Санкт-Петербургским минерально-сырьевым университетом, Горным институтом, которые занимаются всеми буровыми работами на станции Восток. От СПбГУ принимают участие кафедра физической океанографии и кафедра биолого-почвенного факультета, которая занимается проблемами изучения почв Антарктиды. Росрыболовство занимается вопросами океанографического обеспечения промысла в водах этого региона. Росреестр, в структуру которого сейчас входит бывшая Роскартография, занимающаяся геодезическим, топографическим и картографическим обеспечением деятельности, потому что без карт осуществлять деятельность невозможно. Они работают на материке, в море работает УНИО - это петербургская организация Аэрогеодезия.
- Насколько, по сравнению с другими странами, хорошо снаряжена Российская Антарктическая экспедиция?
- Мы сейчас занимаем шестое место в мире по объёмам финансирования, в пересчёте на доллар. На первом США, на втором - Япония, далее Германия, Великобритания, Китай и мы. При этом мы даже выше таких стран, которые расположены рядом с Антарктидой - Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, Чили.
- Участвуют ли в экспедициях учёные из других стран?
- Да, но это не значит, что они являются нашими сотрудниками. Существуют межправительственные соглашения о сотрудничестве, и их много. Есть международные проекты, в которых наша экспедиция принимает участие, и в частности, в этом сезоне у нас гостили, либо мы принимали участие в работе других экспедиций по заявкам этих стран. Белоруссия, Украина, Германия, Южная Корея, США - с этими странами мы в этом году имели совместные работы.
- Известно, что в Антарктике работают инспекции некоторых стран мира. Что входит в их обязанности и организует ли Россия такие инспекции?
- В Договоре об Антарктике, в Протоколе о защите окружающей среды есть такой инструмент для контроля деятельности экспедиций других стран. И периодически страны имеют возможность и право на организацию инспекции своих партнёров по Договору. Сегодня в Антарктиде эффективно оперируют 28 стран, они носят название консультативных сторон, и имеют право на принятие решений в системе Договора об Антарктике, и наложение вето на принятие данных решений. Но получить этот статус может только страна, имеющая активно действующую антарктическую программу и несколько станций. Поэтому 28 стран, представляющие все континенты земного шара, и наиболее экономически и научно развитые, осуществляют эту деятельность.
Они рассматривают соблюдение требований Договора, поскольку договор запрещает любые военные действия в регионе или выполнение работ в интересах своих Министерств обороны. Также проверяют наличие научных исследований - станция не должна иметь исключительно политический характер присутствия. Договор об Антарктике обозначает Антарктику регионом мира, международного сотрудничества и науки. Мира - значит, отсутствие любой военной деятельности, международного сотрудничества - значит, стабильной кооперации представительств различных стран. Науки - значит страна должна выполнять научные программы.
В этом году впервые в российской истории, то есть с 1992 года, РФ провела такую инспекцию по предложению американских коллег. Одновременно и нас проверяла совместная инспекция Великобритании, Нидерландов и Испании.
- По поводу природоохранных обязательств. Вы упоминали, что со станции Беллинсгаузен увезли некоторое количество мусора. Сколько ещё осталось?
- Много, достаточно много. В этом году мы вывезли рекордный объем отходов - порядка 560 тонн. Теперь у нас два судна. Но нельзя забывать также, что вывоз отходов - это дополнительные расходы. Если у нас есть эти деньги, мы можем забрать ещё какое-то количество груза. Дело в том, что для погрузки на судно отходов нужны дополнительные вертолётные часы, потому что в основном мусор грузится с помощью вертолёта. Только на станции Беллинсгаузен есть возможность загружаться с помощью баржи. А вертолёт стоит денег, и достаточно больших. И сказать: «Вывезите нам тысячу тонн» - мы не можем.
- А Россия как-то ограничена по срокам в деле освобождения Антарктики от своего мусора?
- Нет, никак. Мы обязаны предпринимать меры, и мы, как и остальные страны, этим занимаемся.
- На станциях и судах, относящихся к Российской Антарктической Экспедиции, туристы бывают?
- Нет, никогда. Мы получаем полное финансовое обеспечение наших судов на 12 месяцев в году. И если мы начнём заниматься коммерцией, с нас снимут эти деньги. И поэтому никогда в РАЭ не будет никаких туристов. Прямо скажу: когда объединяют понятия
«государственный бюджет» и «коммерческое использование», начинается «Оборонсервис». Этот путь - не для нас. Более того, я категорически возражаю против перевозки разнообразных «попутных грузов», потому что, согласившись на подобное предложение, мы сразу потеряем статус государственного судна.
- Океанический промысел как сейчас развивается на этой территории?
- Если говорить об активном вылове, то в Антарктике этот вылов можно весьма активно развивать. И не только рыб, но и других морепродуктов. Это светящиеся анчоусы, антарктический краб, тот же криль. И у нас уже закуплены новые суда, я знаю, в Мурманске, Норвегии, с автоматической добычей криля. Его насосами закачивают на борт, очень эффективное средство добычи.
Мы не занимаем ведущих позиций в этой области, лидируют азиатские страны, в первую очередь Япония, Южная Корея, Китай, но чтобы ограничить эту деятельность, пытаются организовать определённые, морские заповедники, где следует запретить промысел. Мы в принципе не против, но требуем, чтобы подобное заявление не носило ни политического, ни экономического характера. Любая политизация проблемы недопустима.
- Является ли морской путь самым выгодным способом освоения Антарктики?
- Традиционно, морской флот является самым экономически эффективным способом доставки персонала и грузов в Антарктику. Авиация никогда не станет более рентабельной. Топливо авиация для заправки сама себе привезти не может. Поэтому для любой страны, даже расположенной вблизи Антарктиды, морской флот будет наиболее удобным вариантом для доставки грузов и персонала, если мы там собираемся работать.
Беседовали Анна Абрамова, Анастасия Судникова.
Фотографии с первого рейса НЭС «Академик Трешников».
Журнал «Корабел» сентябрь 2013
Смотри фильм Антарктическое лето.
ertata