Едва ли не каждый раз, когда речь заходит об Украине, звучит слово «фашизм». Этот ёмкий, негативный ...
Едва ли не каждый раз, когда речь заходит об Украине, звучит слово «фашизм». Этот ёмкий, негативный маркер, всегда трактуемый однозначно. Да, произошло дикое, чудовищное сращивание фашизма и Украины. Их объединили и нарекли целым. Не без помощи самих украинцев, конечно, точнее, некоторых из них. Одни заживо жгли людей в Одессе, другие – либо молчали, либо оправдывали […]
Не всем так везет, как Васе, у которого хотя бы папа силен ...
Посвящается френдам и не очень, почитателям талантов г-на Познера, которые считают, что Православие ничего не дало развитию России. Решил перепостить статью - физика-механика, одного из основоположников российской космонавтики, академика АН СССР, академика РАН, лауреата Ленинской премии Бориса Викторовича Раушенбаха. Эта статья под названием "Тысячелетие Крещения Руси" появилась в августе 1987 года в газете "Коммунист".
Обычно накануне подобных знаменательных дат (800-летие Москвы, 100-летие Ленина) вся советская периодика наводнялась материалами на соответствующую тему. По случаю же предстоящего тысячелетия царило поразительное молчание, только “Комсомольская правда”, пообещав читателям окончательно разгромить церковников к этой дате, начала цикл некомпетентных, невнятного содержания атеистических статей, которые, однако, совсем не касались тысячелетия.
Молчали крупнейшие писатели страны, молчали ученые-гуманитарии, молчали деятели культуры. Именно в этот момент автору тогда еще не написанной статьи позвонили из редакции журнала “Коммунист" и попросили “откликнуться” на стратегическую оборонную инициативу президента США Рейгана — СОИ, которая будоражила умы политиков и государственных мужей и вызвала своим появлением новый всплеск идеологической борьбы. К тому моменту Борис Викторович уже написал несколько статей по поводу СОИ, поэтому с некоторой досадой ответил сотруднику “Коммунистам: “Какая все это ерунда, разве это важно? Вот наступает тысячелетие крещения Руси, а вы, странные люди, ничего об этом не пишете!” “А вы что, можете написать? — после секундного замешательства спросил журналист. — Мы пытаемся найти автора и — безуспешно”. — “Конечно, могу...”
И статья, которую вы прочтете ниже, была заказана. Причем не просто так (не те тогда были времена!), а автор поставил условие, что прежде изложит на редколлегии, что и как собирается писать, и если встретит поддержку, то согласен взяться за работу. Надо сказать, что в те годы и редакция журнала “Коммунист”, правоверного и вполне официозного органа партийной печати, распадалась на прогрессивную часть, куда входил главный редактор Бекенин, и реакционную — весьма стойкую. Так что предусмотрительность автора будущей статьи, кстати, задуманной очень остро, была нелишней. Реакционная часть делала все, чтобы статья не была опубликована, поэтому процесс ее прохождения был трудным.
Материал был “положен на бумагу” буквально за три-четыре дня. Года за два до описываемых событий академик-ракетчик Раушенбах, по выражению его домашних, “опять занялся чепухой”: увлекся историей Древней Руси, Киевской Руси и с утра до ночи читал огромные, толстые тома всех современных авторов, трактующих эту тему, читал даже в подлиннике, на древнерусском, “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона. Никаких далеко идущих планов не было, просто академику было это интересно, стало еще одним его пристрастием, как иконы, которыми Борис Викторович уже всерьез тогда занимался. Поэтому материала для статьи, заказанной “Коммунистом”, у него оказалось предостаточно, статья была написана мгновенно, и в редакции ее пустили, вопреки существующим правилам, без очереди, “растолкав” слегка других авторов, и поставили в двенадцатый номер августа 1987 года (“Коммунист” выходил раз в три недели и имел восемнадцать номеров в год).
Конечно, автор захотел купить несколько экземпляров журнала с собственной статьей и отправился к газетному киоску, где всегда на выбор лежали разные номера “Коммуниста”. Этого номера не оказалось. Не оказалось его и в других киосках. Пришлось звонить в редакцию, и сотрудник со смехом уверил автора, что проблемы нет, “мы ходим обедать в столовую ЦК, там “Коммуниста” сколько угодно, я вам куплю десять экземпляров, чтобы вы могли дарить друзьям...” В столовой ЦК двенадцатого номера “Коммуниста” не было: появление скандальной статьи известного академика в главном партийном печатном органе вызвало настоящий бум, журнал моментально расхватали. Пришлось автору довольствоваться единственным экземпляром, который уступил ему один из работников редакции.
После публикации в редакции “Коммуниста” раздавались возмущенные звонки атеистов, но вступать в полемику с Раушенбахом на страницах журнала никто не захотел: возразить было нечего, полемизировать невозможно, потому что в статье приводились неоспоримые факты.
Осенью того же года Борис Викторович прилетел из Праги, где был в командировке, в Стокгольм как член советской делегации, принимающей участие в заседаниях по защите мира. Уровень участников был довольно высок — бывшие министры, бывшие премьеры, — поэтому отель, где проходили заседания, был окружен автоматчиками; уже тогда Швеция боялась террористических актов и принимала все меры, чтобы обезопасить своих гостей. В аэропорту опоздавшего академика встретил сотрудник советского посольства в Стокгольме и по дороге в отель сказал: “Я должен передать вам благодарность посла”. — “За что?” — “За вашу статью в “Коммунисте”. К нам в посольство беспрерывно обращаются с вопросом, что такое 1000-летие крещения Руси, а мы не знаем, что ответить. Когда появилась ваша статья, мы перевели ее на шведский и раздаем всем интересующимся”.
Статья была издана на многих языках и опубликована во всем мире, включая публикацию “Курьера ЮНЕСКО”. В 1988 году, сам того не желая, академик Раушенбах стал “самым крупным специалистом” по этому вопросу, хотя без улыбки об этом до сих пор говорить не может. Тем не менее, когда ЮНЕСКО праздновала в Париже 1000-летие крещения Руси — а это было официальное празднество, — в советскую делегацию наряду с митрополитом Ювеналием был включен Б. В. Раушенбах, который и выступил на торжествах с докладом.
В Советском Союзе праздник по этому поводу проводился почти на государственном уровне: с торжественным заседанием и концертом в Большом театре СССР, в присутствии московского бомонда и представителей различных религиозных конфессий. М.С.Горбачев, тогда генеральный секретарь Коммунистической партии, не мог прийти на эти торжества, присутствовала Раиса Максимовна как представитель Фонда культуры, возглавляемого академиком Лихачевым. А раз присутствовала “первая леди” страны, то все понимали, что таким образом присутствует сам Михаил Сергеевич, который не может появиться физически только по протокольным соображениям.
По словам Бориса Викторовича, вся эта ситуация была довольно комичной, но характерной для того времени; она показывала, насколько неожиданным и нужным было появление подобной статьи, какой это был мощный прорыв сквозь заслон официальщины, давший ход другим подобным статьям, которые шли уже сравнительно легко. А ведь в “Тысячелетии...” не было никакого “ниспровержения основ”, автор даже ссылался на Энгельса, чтобы уверить атеистов, что он-то как раз марксист, не марксисты — они.
А вот, собственно, сама нашумевшая статья: ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Более всего меня восхитила вариация нтв-передачи "Центральное телевидение", о которой было много сказано здесь.
Представим себе на минуту, что от государства отделили не Церковь, а скажем министерство здравоохранения или образования. Передача на НТВ о секуляризованном образовании выглядела бы примерно так:
(Ведущий выходит на сцену). - "Как я люблю лето!" Это слова не маньяка Чикатило, не Джека Потрошителя, а министра образования РФ. (Свет в студии выключается, в темноте слышна какая-то напряженная возня и жалобные крики детей о помощи). Как на самом деле обстоят дела в российском образовании расскажет наш специальный корреспондент, испытавший его на собственной шкуре. (Испуганный корреспондент бежит по улице, и задыхаясь рассказывает в камеру):
- В среднюю школу номер 666 я решил пойти в каске и бронежилете - на всякий случай. (На бегу надевает каску и бронежилет на себя. Где-то сзади играет тревожная музыка и ревут сирены полицейских машин). - В последнее время школы активно осваивают интернет. На образовательном портале можно купить практически любой учебник. Школы, как супермаркеты, растут как грибы после дождя. (Подбегает к школе. Камера останавливается на надписи над входом "Сейте разумное, доброе, вечное", а потом показывает непонятно чьи иномарки неподалеку). - Только вот строят их на месте автопарковок - теперь на машине проехать нельзя. И строят очень долго. Жители опять протестуют.
(Камера показывает двух протестующих жителей с плакатами: "Школа - позор нашего двора". Слово дают одному из них):
- Мы не против школы. Но сама идея преподавания русской литературы с использованием китайских проекторов кажется нам кощунственной. Позор российскому образованию.(Начинает играть похоронный марш. Корреспондент в каске и бронежилете, прикрыв лицо руками, с гримасой страха на лице осторожно заходит в школу, говорит шепотом, быстро и прерывисто):
- Вот здесь детей учат русскому языку. Тут находится кабинет математики. Это - завуч Марья Ивановна. Но монопольный рынок диктует свои законы. Учителя давно превратились в агентов по торговле учебниками. При себестоимости учебника сто рублей за него просят двести пятьдесят. И это в то время, когда в Германии уже давно перешли на планшеты. Что немцу хорошо, русскому смерть. Смерть, понимаете? (Крупным планом фото министра образования). Родители платят за учебники последние деньги в надежде, что этим они помогают школе. Но большую часть денег забирает министерство. Деньги, которые государство выделяет на написание учебников, почему-то всегда получают свои, работающие в министерстве образования люди. (Звонит по телефону). Как вы думаете, это заказ? (Голос из телефона отвечает - да, это заказ). - Господи, чей же это заказ? Выход из настоящего кошмара только один - школам нужна прозрачность.
(Голос за кадром):
- Прокомментировать ситуацию мы попросили независимого эксперта Александр Невзорова. Как вы считаете, Александр Глебыч, что нужно современной школе?(Невзоров делает глубокомысленное лицо):
- Вы про людей, которые объявили себя учителями? Все знают, что это чрезвычайно коррумпированная, криминализованая структура. В нее берут на работу только мошенников и педофилов, которые обжуливают родителей и совращают их детей. Но речь не об этом - это, в конце концов, их личное дело, как они зарабатывают на жизнь и что делают в своей постели. Мы сейчас говорим не о них. Важно другое - для того чтобы стать образованным человеком, совсем не обязательно заканчивать школу. Мой конь не ходил в школу, и тем не менее прекрасно читает на латыни. И чувствует себя замечательно. Вы бы видели его черные, огромные и наливные...
- Спасибо Александр Глебыч.
(Занавес).