По постановлению мудрецов, каждый еврей должен в пасхальную ночь выпить четыре бокала вина, символизирующие выход на свободу. Мудрецы постановили пить именно четыре бокала, поскольку Тора, когда говорит о выходе из Египта, использует четыре слова, обозначающие освобождение: «И Выведу», «и Спасу», «и Освобожу», «и Возьму». Эти бокалы необходимо пить по порядку: на первый бокал делают кидуш, на второй говорят агаду (рассказ о выходе из Египта), на третий благословляют «биркат амазон», а на четвертый заканчивают Алель.
Женщины также обязаны пить четыре бокала. Даже перед детьми, которые достигли возраста пяти-шести лет (в зависимости от умственного развития), ставят бокал. Несмотря на то, что мужчинам предпочтительно пить именно вино (см. ниже), женщины и дети изначально могут использовать вместо вина виноградный сок. Детям также достаточно пить мло лугмав (объем жидкости, которая помещается за одну щеку).
Бокал должен быть достаточной величины, чтобы вместить в себя ревиит луг вина (по мнению Хазон Иша, ревиит— это 150 см³ вина, а по мнению Хаим Наэ — 86 см³).
Лучше всего выпить каждый раз целый бокал, однако, если это тяжело, либо человек опасается, что опьянеет и не сможет выполнить все заповеди этой ночи, достаточно выпить большую часть бокала.
Предпочтительно пользоваться красным вином. Однако если нет красного вина, либо белое вино более избранное, нежели красное, можно использовать белое вино.
Несмотря на то, что предпочтительно взять для четырех бокалов именно вино, тому, кому сложно пить вино, либо больному человеку можно использовать для этой цели виноградный сок. Как мы привели выше, женщинам и детям можно изначально использовать виноградный сок. Вино, разбавленное виноградным соком, считается вином при условии, если в пропорциональном соотношении оно является большинством по отношению к соку. автор текста: Рав Реувен Куклин
В ночь с 14-го на 15-ое Нисана, почти три тысячи лет назад, произошло великое чудо – еврейский народ вышел из мировой империи Египта – вопреки воле фараона и его народа. В память об этом великом чуде мы проводим пасхальный седер и выполняем в ночь Песаха 5 уникальных заповедей.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ. Пасхальная Агада
В эту ночь мы должны рассказывать о чудесах, которых были удостоены наши праотцы, выходя из Египта. Эту заповедь мы выполняем, читая Агаду. И если у человека нет сына, он также обязан рассказывать о выходе из Египта.
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ. Маца
Нужно есть только такую мацу, которая была сделана во имя выполнения заповеди. Такая маца называется маца шмура, и именно ее следует использовать для выполнения заповеди. В течение ночи следует съесть, по крайней мере, кусочек мацы размером в большую ладонь.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ. Марор
Марор — это горькая зелень, которую едят на Песах. Во времена Храма заповедь есть марор была установлением из Торы. В наше время обязанность есть марор – это заповедь мудрецов. Для того чтобы выполнить эту заповедь, обычно берут хрен и салат ромэн. Сначала салат ромэн не кажется горьким по вкусу, но горечь появляется уже после первого вкушения. Эта горечь — символ унизительного рабства, тяжелой жизни евреев в Египте.
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Харосет
Харосет – это блюдо, приготовленное из смеси сушеных или свежих фруктов, специй и вина. Харосет символизирует глину, которую использовали для замеса строительного раствора рабы-евреи в Египте. В харосет следует макать марор, чтобы притупить его остроту, но не следует оставлять марор в смеси харосет долгое время, чтобы не исчез горький вкус зелени.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Четыре бокала вина
Наши мудрецы постановили выпить в ночь Песаха четыре бокала вина – символ четырех этапов освобождения народа Израиля из рабства, о которых намекает Тора в стихе: «…и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас. Мощью великой и страшными карами. И возьму вас народом Cебе…»
Первый бокал мы выпиваем в самом начале Седера, во время кидуша.
Второй бокал – в конце рассказа овыходе из Египта — перед праздничной трапезой.
Третий бокал пьют после произнесения молитвы Биркат а-мазон, а четвертый — после молитвы Алель. автор текста: рав Реувен Куклин