Считается, что традицию разводить костры в день праздника Лаг ба-Омер создали цфатские каббалисты в средние века. Персонально ее приписывают великому знатоку скрытого учения рабби Ицхаку Лурии Ашкенази (ученики называли его Ари — аббревиатура от «Ашкенази рабби Ицхак»).
О том, как это произошло, рассказывают следующую историю... Известно, что могила рабби Шимона бар Йохая (Рашби), автора мистической книги «Зоар», находится на горе Мерон, что близ Цфата. Как-то раз в Лаг ба-Омер, считающийся днем смерти Рашби, Ари привел своих учеников на гору Мерон, чтобы, изучая там Тору и Каббалу, они помогли ему в деле тиккун олам (исправлении мира) и приблизили Геулу (избавление).
Не понравилось это Асмодею, князю мира демонов, не жалующему людей и оттягивающему изо всех сил наступление Геулы. Поэтому решил он помешать Ари и его ученикам. Под покровом сумерек прокрался коварный демон на склон горы Мерон. Впрочем, возможно это был даже и не сам Асмодей, а лишь кто-то из его многочисленных и зловредных слуг.
Дождался Асмодей, пока дух Ари погрузится в глубины книги «Зоар», выйдя за пределы земного мира. А затем, воспользовавшись неряшливостью мыслей в голове одного из учеников, тихонько забрался ему на язык и соскочил вопросом, обращенным к товарищам: «Как бы мы могли помочь душе учителя приблизиться сегодня к душе Рашби?»
Затем демон незаметно проскользнул в ухо к другому неосторожному ученику, который ответил: «Численное значение имени Ари — 211, если же добавить к нему слово “огонь” (эш), чье численное значение равно 301, то, как раз и получится, 512 — численное значение имени Рашби».
Обрадовались ученики и тут же разожгли огромный костер у могилы Рашби, рядом с тем местом, где сидел Ари. Асмодей же, радуясь удачной каверзе, поспешил назад в свое темное царство.
Тем временем закончил Ари чтение главы «Зоар» и с удивлением заметил костер. Ученики объяснили, зачем они развели огонь. Сразу догадался Ари, что здесь не обошлось без козней зловредного демона, намеренного бессмысленными действиями отвлечь его учеников от настоящей работы по исправлению мира. Ведь огонь, способный сблизить души его и Рашби, был отнюдь не материален, он скрывался в текстах святых книг, а не в щепках и сухих ветках.
Но решил мудрый Ари, что перехитрит вредного Асмодея, применив его же ловушку против него самого. Не стал он ругать своих учеников и отговаривать их от пустой затеи. Наоборот, похвалив за удачную идею, он лишь добавил, что вокруг разложенного костра следует еще петь и танцевать.
Удивились ученики: как же в траурные дни счета Омера можно веселиться? «На то и праздник», — ответил им Ари, напомнив, что и сам Рашби в день своей смерти не плакал, а наоборот радовался. И, как учит нас традиция, именно в последний день жизни он одарил своих учеников такими глубинами скрытого учения, каких никогда до того прежде не касался, добавив, что «во все дни своей жизни, жаждал увидеть этот день».
Сложили тогда они вместе более основательный костер, чем был раньше, и стали танцевать, кружась вокруг него и распевая псалмы. И чем радостней становилось на душе у пляшущих, чем звонче и веселее звучали их голоса, тем больше искр «истинного света», рассеянных по мирам, собиралось обратно, приближая Геулу.
Услышав из своего логова веселые голоса Ари и его учеников, Асмодей страшно рассердился. Понял он, что мудрый Ари обратил его хитрость против него самого. Но сделать уже ничего не мог.
Разжигание костров на Лаг ба-Омер увлекло многих и многих евреев (недаром ведь хитрый Асмодей слывет большим знатоком слабостей человеческой души). Постепенно этот обычай распространился из Цфата по еврейским общинам всего мира. Да вот только просчитался демон. Сама по себе лишенная смысла трата времени, получив полезное дополнение от Ари, превратилась в важное и могучее действо. Теперь сотни тысяч людей с наступлением праздника зажигают костры, танцуют, поют и веселятся, обращая вредный замысел Асмодея в «исправление мира».
Александр Непомнящий
... надгробие захоронения
лучше всего видно ... strong>Ицхак Лурия,
, является основателем ...
Честно говоря, я волнуюсь, фото репорты слегка не моя стезя. Сама читая фото репорты в блогах пропускаю почти весь текст, ибо как правило они нудные. Так что я попыталась сделать сам репорт интереснее, и писала его приговаривая "а мы пойдем своим путем.."
Итак, Цфат, один из четырех святых для евреев городов, на земле которая и так, сама по себе, священна. Причем свят он абсолютно по особенному. Ведь остальные три, Иерусалим,Хеврон и Тверия святы еще со времен храма, а Цфат получил свою святость в самое темное для нас время, время изгнания единственным светом во тьме которого стало учение Каббалы. Я уже рассказывала о том как посещала захоронение РАШБИ (Рабби Шимона Бар Йохая), неподалеку. Теперь же расскажу о более поздних каббалистах, в основном Рабби Ицхаке Лурии Ашкенази, святом Ари. Так же, благо он захоронен на кладбище, которое существовало до этого много веков и просуществовало еще долго после. потому там захоронено еще не мало праведников. Сегодня, это кладбище дополнилось новым, действующим, о нем говорить практически не буду.
Поскольку кладбище расположилось террасами на склоне горы, по нему можно передвигаться только по довольно длинной лестнице, и если вы собрались пройти его до конца, то лучше начать путь сверху и закончить его внизу. Мы оставили машину внизу и заехали наверх на такси. Это оказалось очень практичным решением, поскольку посмотреть там определенно есть что и было бы обидно сворачивать на половине пути.
Видите небольшие арки внизу? Это ворота ведущие в микву, окунальную скважину в которую окунался, по традиции Аризаль. Войти туда могут только мужчины, так как окунаются евреи при полной наготе. Женщинам строить окунальню в таком месте не практично, ибо мужчины могут окунаться днем, а женщины окунаются после выхода звезд. В свое время эта точка была за чертой города и близ кладбища, по понятным причинам у женщин окунальня вряд ли была бы популярна. К тому же вода там не дождевая, а прямо из подземного источника, очень холодная, обогрев там устроить невозможно, так что женщинам остается только продолжать путь прямо внутрь кладбища, к могиле нужного праведника, часто это Ари. Говорят правда, что зимой вода почему-то наоборот оказывается теплой.
Если вам интересны подробности о микве Ари, то вот интересный фоторепортаж о этом же месте где о ней сказано подробнее.
Я же продолжила свой путь к Аризалю.
1.
2.
3.
4.
Тот самый момент когда у вас скорее всего появится вопрос, "А почему часть надгробий голубого цвета?"
Это дань традиции корни которой лежат в довольно обыденной практике. Дело в том что камни для строительства как домов, так и надгробий добывались в свое время поблизости в этих же горах. Горы Верхней Галилеи состоят в основном из меловых пород. Потому, они очень сильно подвержены коррозии, а осадков в этих местах больше чем в целом по региону.
Самый простой способ защитить поверхность от коррозии это краска. Самой дешевой краской, в давние времена являлась именно эта, небесно голубая. Таким образом в этих местах стали выкрашивать поверхности подверженные коррозии в голубой цвет, особенно тщательно прокрашивались отверстия,щели и зазоры меж камнями, стены с подветренной стороны, а так же крыши и надгробия. Как водится, о настоящих причинах со временем забыли, а чтобы объяснить себе происходящее пытливый человеческий мозг придумал поверие будто небесно голубой отпугивает то-ли Сатану, то ли дурной глаз. Поговаривать стали так же, будто ангел смерти видя голубой на окнах и дверях принимает их за небо, и не решается войти. Это поверье распространено так же среди арабов в округе, но география его куда шире. Вне всякой связи с местными обычаями, в далекой Америке индейцы развили похожую традицию.
5.
6.
У столь яркой, голубой окраски, есть еще одно преимущество, она очень хорошо заметна и не дает по ошибке перепутать надгробия с лестницей, что в здешних условиях не то чтобы некрасиво, скорее небезопасно.
7.
Ну вот мы и пришли к захоронению Аризаля. На право пойдешь, в женскую половину попадешь. На левой пойдешь, в мужскую придешь. Разделение между женщинами и мужчинами принято на всех молельных местах, в том числе и на кладбище. Более того на кладбище они еще более актуальны чем просто в синагоге. В Зоаре, Раби Шимон упоминал что дьявол боится именно женщин, но не имеет права стоять среди собрания мужчин.
Таким образом, женщины стоящие или идущие отдельно от мужчин защищают их от случайной смерти.
8.
Так что, выступая верной защитницей от высшего суда и дьявольских козней я сняла только небольшой отрывок мужской части.
9.
Само надгробие захоронения Аризаля лучше всего видно именно оттуда, с женской же стороны это выглядит так.
Захоронен тут, к слову, не один Аризаль, а так же Раби Шломо Элькабац, и некоторые другие праведники, примерно того же времени.
лирическое отступление.У могил праведников, как у РАШБИ так и здесь расположены ящики для пожертвований. Они принадлежат фонду местной иешивы который поддерживает все это в надлежащем состоянии, сколько жертвовать, личное дело каждого, я обычно кладу несколько монет. Но вернемся к нашим баранам
Аризаль- Раби Ицхак Лурия Ашкенази, каббалист 16-го века приведший у новому витку в развитии этого священного учения.
Ицхак Лурия, Аризаль, является основателем современной каббалистической школы. Он создал новый подход к Каббале, известный под названием "Система Ари". После него почти все дальнейшее развитие Каббалы опирается на эту систему.
Ицхак Лурия родился в 1534 году. Он рано потерял отца, и его мать переехала к своему брату Мордехаю Френсису в Египет. Мордехай Френсис был состоятельным человеком, нажившим состояние на откупе налогов для египетского султана. Там Ицхак обратил на себя внимание двух крупнейших ученых Египта того времени, чье имя сохранилось в анналах еврейской мудрости. Первым его учителем был р. Давид бен-Зимра (Ридбаз), знаменитый своим сборником респонсов. Его же ученик, намного старший р. Ицхака Лурии, р. Бецалель Ашкенази, составил известный комментарий к Талмуду "Шита Мекубецет", в составлении которого ему помогал его ученик, р. Ицхак Лурия.
Мордехай Френсис, гордый своим воспитанником, выдал за него свою дочь (Ари тогда было всего 15 лет). Материально обеспеченный, р. Ицхак Лурия мог полностью посвятить себя учебе. По самой своей природе р. Ицхак был склонен к отшельнической жизни. После свадьбы он шесть лет прожил у своего учителя р. Бецалеля Ашкенази, потом еще шесть лет продолжил жизнь отшельника, а потом еще два года жил в одиночестве в доме на берегу Нила и возвращался к семье только по субботам. Все это время он ни с кем не говорил и даже к своей жене обращался только на святом языке. По преданию, к праведникам, ведущим такой образ жизни (схожий с жизнью автора Зоhара р. Шимона бар-Йохая и его сына Эльазара), приходит пророк Элияhу (Илия) и открывает им тайны Торы. Так р. Ицхак удостоился открытия пророка Элияhу. В 1570 г. (р. Ицхаку было 36 лет) Элияhу повелел ему переехать в Святую землю, в Цфат, где в то время собирались все выдающиеся мудрецы Каббалы. Ари прожил в Цфате всего 2 года, но за это время весь мир изучения Каббалы резко изменился.
По прибытии в Цфат р. Ицхак поначалу учил Каббалу у р. Моше Кордоверо (чью книгу, а также комментарий к Зоhару, он хорошо знал еще в Египте). Спустя короткое время после прибытия р. Ицхака в Цфат р. Моше Кордоверо умирает, и после этого р. Ицхак начал преподавать Каббалу кругу мудрецов-каббалистов - в то же время иногда произнося проповедь в ашкеназской синагоге г. Цфата.
Крупнейшие знатоки и мудрецы Каббалы, собравшиеся в Цфате, признали, что Ари превосходит их всех. О нем говорили: "Одни знают Каббалу потому, что изучали ее, а Ари - потому, что он непосредственно видит высшие миры и только пересказывает то, что он там увидел".
Несмотря на то, что Ари преподавал Каббалу только для избранного круга учеников, все же имя его стало известно публике, и его сочли самым высшим мудрецом среди всех каббалистов. (На уроки к Ари ходил и р. Йосеф Каро, галахический авторитет и официальный глава Цфатской общины, но он не смог воспринять учения Ари, - и по преданию, засыпал сразу, как только Ари начинал свои лекции. Сам Ари утверждал, что р. Йосеф Каро способен воспринимать Каббалу только через систему р. Моше Кордоверо - она в некотором смысле более формальна, чем система Ари, и больший упор делает на логику.)
Предания приписывают р. Ицхаку сверхъестественные способности, например, способность понимать язык деревьев, птиц и зверей. Раз взглянув на человека, он, как утверждалось, мог определить все прошлое его души в предыдущих реинкарнациях, в чем тот грех, для исправления которого душе пришлось вновь вернуться в этот мир, и как это исправление реализовать. Утверждалось, что он знает дату прихода Машиаха и даже был в состоянии привести его, "…вот только поколение еще не было готово". Впрочем, ученики утверждали, что р. Ицхак сам был в категории "Машиах бен-Йосеф".
Ари не писал книг, а преподавал своим ученикам устно. Однако несколько записей самого Ари все же сохранились, равно как и записи его лекций, выполненные учениками. После смерти Ари (в 1572 г. от эпидемии) его главный ученик, р. Хаим Виталь, собрал все записи и оформил их в несколько книг, которые называются "Сочинения Ари", хотя и записаны они другими авторами. Главной среди них является книга "Эц Хаим" ("Древо Жизни"), которая считается практически полностью записанной под диктовку р. Ицхака Лурии.
Подробнее о нем и его учении можно прочесть тут
Рабби Шломо бен-Моше Галеви Алкабец родился около 1505 года в Салониках (Оттоманская Империя) в семье евреев, изгнанных из Испании. Учился у р. Йосефа Тайтацака. В возрасте 24 лет женился на дочери богача из Салоников. Вместо свадебного подарка послал своей невесте и её семье книгу «Манот Халеви», законченную им незадолго до этого. Вскоре после свадьбы переехал в г. Адрианополь, где написал ряд книг. Около 1535 года поселился в Цфате, который в то время был центром еврейской мистики, где принялся интенсивно изучать каббалу. К его мнению прислушивались такие знаменитые раввины и каббалисты Цфата как р. Моше Кордоверо и р. Йосеф Каро. Р.Шломо Галеви Алкабец скончался приблизительно в 1584 году в Цфате.
Гимн, посвящённый встрече Субботы с рефреном «Леха доди» («Выйди друг мой»). Написан как акростих. Первые буквы каждого куплета составляют имя автора («ШЛОМО ХАЛЕВИ»). Это поэтическое произведение, представляющее Субботу в качестве невесты. За его основу взяты следующие строки из Талмуда:
Рабби Ханина..накануне Субботы говорил: «пойдем навстречу царице-субботе»
Рабби Янай облачался в субботние одежды и говорил: «приди невеста, приди невеста»
Выражает страдания еврейского народа в изгнании, тоску и надежду на скорейшее избавление. Гимн «Леха доди» вошел в молитвенники всех еврейских общин и читается во время молитвы перед наступлением субботы.
Был переведен Гейне на немецкий язык. Гейне по ошибке приписал авторство р. Иехуда Галеви. (Википедия)
С этого места можно, в принципе закончить молитву и уйти восвояси. Что и делают многие паломники. Специально для этого предусмотрена отдельная тропка ведущая на верх. Это сделано с тем, чтобы вам не пришлось возвращаться назад по своим стопам, что является не желательным по еврейской традиции.
К тому же. на сколько мне известно подъем там более пологий, нежели с той стороны с которой на кладбище обычно входят.
Но мы разумеется продолжили путь к самому низу. Сначала мы повернули к северному крылу, где хоронили сефардов в 18 веке. Именно в это время на кладбище образовались отдельные части сефардов и ашкеназов.
12.
13.
14.
А потом повернули к южному, где хоронили ашкеназских евреев в то же время приблизительно.
20.
Иногда их хоронили не просто под надгробиями а в пещерных захоронениях. Вот тут можно узнать об этом больше
21.
22.
23.
24.
25.
26.
30.
Потом мы продолжили свой путь в наиболее древнюю часть кладбища. Где захоронены известные и неизвестные праведники как Хана и ее семь сыновей убитых греками за отказ от идолопоклонства, и мудрецы мишны и первых поколений после ее написания.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Некоторые из них не известны.
38.
39.
Ну вот и все, мы прошли вю эту лестницу, и даже немного обгорели.
32.
Панорама снизу, в левом нижнем углу видна немного современная часть включающая гражданское и военное кладбище.
33.
Вот и сказочке конец. Кто дочитал молодец, кто просто посмотрел фотки, тоже может ставить галочку.
Первые две части:
Часть 1-Цфат, день первый- гробница РАШБИ, Мерон
Часть 2-Цфат, день первый- комнаты отдыха, пост для любителей подробностей