... территории считается знаменитый
— древнее поселение, ... . Одни, как
, бросали единочасно, ...
Археологический комплекс «Синташта», названный так по имени протекающей рядом небольшой речушки, известен в первую очередь древнейшими укрепленными поселениями. Их не менее двух десятков. Именно поэтому «Синташту», раскинувшуюся в Челябинской области, называют еще и «Страной городов». Центром этой реликтовой территории считается знаменитый Аркаим — древнее поселение, наиболее изученное к настоящему времени археологами. Саму же культуру археологи называют синташтинской или иногда синташтинско-аркаимской. Существовала она тут, по оценкам ученых, примерно 4 тысячи лет назад. А потом, как предполагается, «аркаимцы» могли частично переселиться в Иран, Индию, Малую Азию или даже отправились в Египет, где в течение ста лет правили как цари. Возможно, именно они были теми, кто в дельте Нила основал свою столицу — Аварис. В общем, значение «Синташты» в мировой истории может оказаться грандиозным, но пока загадок вокруг этой территории слишком много, чтобы делать окончательные выводы. По сути, исследования только начинаются. Ведь до сих пор ничего неизвестно о том, какое из поселений «Синташты» являлось его столицей или неким административным центром, и о том, почему на данной территории появилась совершенно чуждая ей модель расселения. Но похоже, российские и немецкие ученые, которые ведут здесь раскопки, нашли ответ на этот вопрос.
Признаки столичности
Свое внимание исследователи сосредоточили на трех поселениях — Каменный Амбар, Журумбай и Коноплянка. Расположены они в пойме реки Карагайлы-Аят, что в 40 километрах на юг от городка Карталы Челябинской области. Ученых привлек тот факт, что три этих поселения находятся в странной близости. Если поселения синташтинской культуры разбросаны, как правило, на 30—40 километров друг от друга, то расстояние между этими тремя объектами менее 10 километров. Они будто бы образуют некую отдельную часть «Страны городов», заметно выделяясь на фоне остальных поселений. Ведь 30—40 километров — это серьезное расстояние, которое древний человек преодолевал за целый световой день. По сравнению с этим 8—10 километров — пустяки. Проверено на себе. По степи налегке от раскопок Каменного Амбара до Журумбая дорога заняла всего полтора часа пешком. С поклажей, естественно, чуть дольше…
Ученые подошли к изучению заинтересовавших их объектов со всей серьезностью. Сначала сделали анализ аэрофотоснимков, затем провели геофизические исследования при помощи магнитной съемки поверхности земли. Это позволило представить не только план поселений, но и их размеры. Например, поселение Каменный Амбар имело прямоугольную форму и занимало площадь в два гектара. Вокруг была выстроена оборонительная стена, мощная даже по современным меркам: высота каменной кладки составляла два метра, а ширина — целых четыре! Кроме того, вокруг стены шел ров двухметровой глубины, перед которым высилась еще одна стена — из глины. Стоя на том самом месте, где четыре тысячи лет назад кипела жизнь, представляешь, что, забравшись на стену одного поселения, можно было легко увидеть, что происходит у соседей.
Но зачем требовалось столь мощное укрепление? Заведующая сектором археологии эпохи раннего металла Института истории и археологии Уральского отделения РАН доктор исторических наук Людмила Корякова сомневается, что это сооружение выполняло военные функции: «Мы полагаем, что такая стена могла спасти разве что от диких зверей. Гораздо больше она годилась для того, чтобы специально выделить поселение на ровном ландшафте». То, что стены не испытывали вражеских набегов, выяснить было несложно: нет характерных повреждений. К тому же антропологи, исследовавшие останки жителей Каменного Амбара, не нашли ран или травм, похожих на боевые.
Полученная учеными радиоуглеродная датировка археологических находок позволила сделать вывод, что представители синташтинской культуры населяли эту местность в течение 200—300 лет, с XXI по XVIII век до нашей эры. Во втором тысячелетии до нашей эры они внезапно мигрировали из степей Южного Урала и столь же неожиданно появились здесь. Можно предположить, что по каким-то естественным причинам жители одного городка покидали насиженные места, строили следующий поблизости и переезжали в него, но анализ двух других поселений показал, что они использовались в течение всего времени существования этой загадочной культуры. Более того, магнитограммы в границах поселений показали, что структуры всех трех объектов схожи. «Это главный признак того, что они существовали одновременно на каком-то промежутке времени», — полагает научный сотрудник Института археологии Франкфуртского университета доктор Йохен Форназир. Может быть, эти три поселения и составляли административное ядро синташтинской культуры? Ведь без центра, откуда шло управление, такая развитая культура вряд ли продержалась бы столь долго. Людмила Корякова считает, что «сохранение стабильной архитектурной традиции, воплощенной в синташтинских поселениях, в течение хотя бы 200 лет было невозможно без сильной социальной власти». И власть должна была где-то располагаться. А значит, в предполагаемой столице «Синташты» должны быть дома больше и богаче, чем в остальных поселениях, а стены укрепления мощнее обычных. Не исключено, что необычно близкое расположение поселений, а также мощные стены служили именно для того, чтобы обеспечить центральной власти защиту на случай внезапных нападений. К тому же этот комплекс поселений географически расположен в центре «Страны городов».
Необычное архитектурное устройство Каменного Амбара говорит о том, что он может оказаться центром древней культуры. Так, внутри периметра стен поселение представляло собой два района — северный и южный. Южная часть кажется совершенно хаотичной, а вот на севере располагались постройки, возведенные по четкому плану: четыре ряда по пять домов, между которыми тянулись узкие улицы шириной 4—5 метров. Сами жилища имели довольно большие размеры, доходившие до 300 квадратных метров, и были построены по уникальной для этих мест технологии. Жители использовали каркасный способ строительства, при котором сначала создается опалубка, а потом в нее засыпаются камень, глина, трава и все это утрамбовывается. Более того, глина здесь применялась очень широко — например, ею был вымощен вход в поселение. Но это совершенно не свойственно для данного региона. «Климат здесь не тот, — поясняют археологи. — Большое количество дождей просто-напросто размывает глиняные строения». Конечно, можно предположить, что климат за такое долгое время изменился, но ученые говорят, что 4 тысячи лет назад в этих степях было даже теплее и влажнее, чем сейчас.
Как подозревают исследователи, строения использовались не только для жилья. Так, в них археологи обнаружили множество колодцев, а рядом — печи. Предположили, что здесь активно развивалась металлургия. Йохен Форназир показывает на развалины каменной печи, а вокруг нее виднеются темные сгустки твердого материала. Оказывается, это шлаки от расплавленной руды. Кроме того, рядом с печью отыскали множество капелек бронзы. Уже нет сомнений, что здесь отливали металлические изделия. Причем, как считают археологи, не только для собственных нужд, но и для натурального обмена. Вокруг поселений найдены месторождения руды. Часть из них выработана подчистую. Возможно, именно богатые рудами земли и привлекли сюда таинственный синташтинский народ.
Родина колеса
Ученые считают, что признаком элитарности в синташтинском обществе были не сила и богатство. Людмила Корякова предполагает, что «элита должна была владеть неким сакральным знанием, как это наблюдалось, например, в кельтском обществе. Ее власть не афишировалась и не отмечалась материальными атрибутами». Но какие знания могли отличать такую элиту от простых жителей. Может быть, обладание продвинутыми технологиями? Каменный Амбар, судя по находкам, вполне мог быть хранилищем таких знаний — эдаким древним Сколково. Так, например, в местном могильнике археологи обнаружили костяные псалии — специальные приспособления для крепления конской узды. А это значит, что представители синташтинской культуры умели запрягать лошадей. До этого псалии датировали микенской эпохой (XVI—XIV века до нашей эры). Теперь совершенно ясно, что этот тип узды здесь появился раньше и мог попасть отсюда в Грецию, а не наоборот.
Во время раскопок могильников и вовсе нашли отпечатки колес со спицами. Ранее считалось, что в эту эпоху в ходу было колесо, сработанное из цельного деревянного диска. Честь изобретения колеса со спицами, которое гораздо легче, маневреннее и прочнее цельных дисков, прежде приписывалась Месопотамии, и оно датировалось XVIII веком до нашей эры. Радиоуглеродная датировка находки синташтинской культуры показала, что именно проживавшие здесь люди изобрели колесо в том виде, в каком мы знаем его сегодня.
Но ученые долго пытались понять, во что же впрягали лошадей. Точку в этом вопросе поставили найденные следы установки колесниц в могилах. Этот факт вкупе с датировкой поселения вылился в открытие мирового уровня. Получается, что здесь помимо упряжи, а также колеса со спицами изобрели и самое популярное в древнем мире средство передвижения. «Колесницы известны как раз с этого времени. Потом они распространяются на Ближнем Востоке и попадают в Китай», — с гордостью говорит Людмила Корякова. Мнение коллеги подтверждает и Йохен Форназир: «Сейчас это место является центром колесниц, первое упоминание пока идет отсюда».
Пока что непонятно, как жители синташтинских поселений использовали двухколесные повозки. Некоторые археологи считают, что исключительно в ритуальных целях. Однако изучение степени стертости найденных костяных псалий показало, что они, а соответственно и колесницы, использовались интенсивно. Куда и зачем ездили на них жители Каменного Амбара? Возможно, вели активную торговлю с прочими поселениями, в том числе и с Аркаимом, а может быть, отправлялись и на более дальние расстояния, чтобы продавать свои «высокие технологии» и бронзовые изделия. Были, конечно, и небольшие военные стычки.
Загадка остается
Ученым пока совершенно непонятно, почему эти люди с уникальной на тот момент культурой в один прекрасный день снялись с хорошо обжитого места и мигрировали. Причем если исследователи Аркаима утверждают, что его жители спалили свои жилища перед уходом, то в Каменном Амбаре следов масштабного пожара нет. Что представителей одной культуры заставило так быстро, но по-разному уйти и, главное, куда? Возможно, это была какая-то явная надвигающаяся угроза. А может быть, они осознали, что исчерпали запасы руды поблизости, и просто решили перебираться на другие территории. Но в обнаруженных месторождениях до сих пор много руды. Над этой загадкой ученым еще предстоит поломать головы, как и ответить на главный вопрос: где на самом деле находилась столица уникальной синташтинской культуры?
Мнения
Светлана Шарапова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора археологии эпохи раннего металла Института истории и археологии Уральского отделения РАН:
— Почему жилища в Каменном Амбаре такие большие? Вряд ли потому, что здесь была столица. Скорее всего эти поселения «промышленные», а сооружения имели две части: одна — жилая, другая — производственная. В колодцах найдено много изделий из бронзы и дерева, последние, очевидно, применялись в кожевенном производстве, в жилых сооружениях отыскиваем много керамики и костей. Мнения экспертов неоднозначны, но каждый год нам приносит определенные находки, связанные с материалами, и дает все больше почвы для исследований.
Сергей Боталов, доктор исторических наук, профессор, директор Археологического научного центра Челябинска:
— Я не берусь за серьезное заключение относительно выделения столицы «Страны городов», но у меня создается впечатление, что это были отдельные полисы — самодостаточные и саморазвивающиеся. Если бы существовала некая централизация, то памятники были бы похожи один на другой, как близнецы. Однако они разные, и судьба у них разная. Одни, как Аркаим, бросали единочасно, а в остальных мы видим продолжение развития других культур. Скорее всего такая большая кучность памятников, в том числе и других эпох, связана с тем, что здесь был очень мощный паровой лес — сюда подходит самый большой южный реликтовый бор. Значит, было много топлива, постройки делали с использованием этой древесины. Леса, судя по всему, подступали очень близко к поселениям, потому что в колодцах найдено много пыльцы сосны. Думаю, в этом и следует искать объяснение такой кучности расположения поселений.
tainy.net