Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «арктическая»
Холодная арктическая война 2015-05-12 14:55:36
... бурение скважин в арктических водах у побережья ... -reader-text">Холодная арктическая война
+ развернуть текст сохранённая копия
Как американские военные хотят «нейтрализовать экспансию России». 12 мая стало известно, что Вашингтон «дал добро» на добычу нефти на Аляске, «выдав» разрешение нефтяному гиганту Shell на бурение скважин в арктических водах у побережья Аляски. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на CNN. Как оценивают специалисты, месторождения на Аляске могут дать более 20 миллиардов баррелей нефти … Читать далее Холодная арктическая война
Тэги: арктическая, война, политика, холодная
Минобороны вспорет Арктику. 2014-11-18 11:35:41
... принявшийся активно осваивать арктические районы, давно ... на наши арктические ресурсы юридическим ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Ведомство Сергея Шойгу решило вооружить ВМФ РФ собственными ледоколами В ближайшие годы российские военные получат серьезное подспорье в деле восстановления присутствия России в Заполярье. В марте будущего года в Санкт-Петербурге планируется заложить головной ледокол проекта 21180 для Военно-Морского флота. Вспомогательных судов такого назначения у военных моряков не было никогда. Ледоколы до сей поры строились лишь для наших гражданских ведомств. И для обеспечения интересов ВМФ привлекались лишь эпизодически. «Техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей», - рассказал ТАСС информированный источник в военно-промышленном комплексе. Предполагается, что суда этой серии будут нести службу в Арктике и на Дальнем Востоке. По данным разработчиков ледокол будет иметь современную энергетическую оснастку, винторулевые колонки, электропривод, работающий на новых принципах. Водоизмещение составит 6000 тонн, длина - 84 метра, ширина - 20 метров, высота борта - 10 метров. В автономном плавании судно сможет находиться до 60 суток, максимальная дальность плавания 12 тысяч миль. Напомним, в настоящее время на островах Земли Александра I (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта развертываются радиолокационные посты и пункты наведения авиации. На арктическом побережье строятся новые пограничные заставы ФСБ РФ и позиции зенитно-ракетных войск ПВО. А к 1 декабря текущего года Минобороны и Генштаб должны завершить создание новой организационной структуры с полномочиями пятого по счету военного округа в российских Вооруженных силах – «Северный флот — Объединенное стратегическое командование «Север» (СФ-ОСК). Российский Военно-Морской флот, принявшийся активно осваивать арктические районы, давно нуждается в собственном ледоколе, отмечает военный эксперт Владимир Щербаков. – Это актуально не только для арктического побережья. Северные воды Тихого океана и часть Балтики тоже регулярно сковывает льдами. Но, скажем, в Финском заливе хватает рейдовых ледоколов. В Заполярье ситуация сложнее. Если мы перебрасываем корабли по Севморпути на большое расстояние (с Севера на Дальний Восток и наоборот), без ледокольной проводки в зимнее время не обойтись. Все мощные атомные ледоколы, которые способны водить в тяжелых льдах корабли и суда, принадлежат гражданскому ведомству – ФГУП «Атомфлот» в составе Росатома. В советское время, когда приоритет отдавался оборонной сфере (Севморпуть вообще был закрытой зоной для гражданских ведомств), все решалось быстро и по указанию из центра. Страна работала как единый военный комплекс. Сейчас совсем другая ситуация. Чтобы военные могли получить ледокольную проводку, им приходится обращаться в гражданское министерство. То есть с Севера идет запрос в Москву, в Главный штаб ВМФ, оттуда обращение переадресуется гражданским. В общем, нескорая процедура. И еще не факт, что вы получите ледокол. Потому что экономическая и научная деятельность планируется заранее. Может получиться так, что военным нужно срочно перебросить куда-то боевые корабли (оперативная обстановка может измениться в считанные дни), а свободных ледоколов нет, они где-то далеко водят караваны. А телепортацию еще никто не изобрел. Ледоколы это мощные суда, но достаточно медлительные, быстро их не перебросишь. Поэтому военные остро нуждаются в собственных ледоколах в районах дислокации кораблей. «СП»: – А где будет основной пункт базирования военных ледоколов? – На Севере, скорее всего, в Североморске. На Дальнем Востоке - на Камчатке. «СП»: – Военные ледоколы могут быть вооружены? – На них могут поставить вооружение для самообороны. Это малокалиберная зенитная артиллерия, крупнокалиберные пулеметы, что не займет много места. То же касается и ПЗРК. Возможно, установят корабельную турельную пусковую установку «Гибка» с более точным наведением и высокой скорострельностью. Если поставить более мощное оружие, то это уже будет не ледокол. Все-таки его задача лед ломать, а не противника кромсать. «СП»: – Разработчики обещают, что новое судно будет проламывать лед толщиной до 80 сантиметров. Но еще первый советский атомный ледокол «Ленин» без труда справлялся с 2,5 метрами. И даже военные корабли ледового класса проходят ледовые поля толщиной до метра. – Не думаю, что боевой корабль пройдет метровый лед. Но он может выдержать давление льда толщиной в метр, если его будет обжимать с бортов. «СП»: – Российская либеральная общественность уже возмущается по поводу «милитаризации Арктики». Почему России приходится принимать участие в этом процессе? – Да мы не расширяем свое военное присутствие в Арктике, а восстанавливаем его практически с нуля. После того, как в 1990-е годы полностью ушли из региона, примыкающего к Северному полюсу. В новых условиях мы не можем себе позволить такую роскошь. Арктика - форпост России. И не факт, что здесь произойдет прогнозируемое потепление до такой степени, что льды полностью растают. Это еще бабушка надвое сказала. Процесс таяния льдов имеет циклический характер. Восстановление военного присутствия в Арктике требует соответствующего обеспечения. Россия доказывает в международных инстанциях свое право на арктический шельф в целях обеспечения экономических интересов. С тех пор у нашей арктической акватории стали чаще появляться атомные подводные лодки стран НАТО (в основном американские и британские). Хотя они, собственно говоря, и после распада Советского Союза никогда отсюда не уходили. У американцев в Арктике есть научные станции, которые работают под эгидой ВМС США. Канадцы и британцы стараются не отставать. Разумеется, они находятся в Арктике со стороны американского и канадского секторов, обеспечивая подледное плавание своих атомных подводных лодок. Разведывательные корабли НАТО как ходили от Норвегии к нашим водам, так и продолжают это делать. Россия всего лишь восстанавливает свой потенциал сдерживания. Если мы создадим Северный флот, который будет насчитывать до 200 боевых кораблей, тогда можно будет всерьез говорить о полноценной мобилизации. В постсоветский период нам удавалось поддерживать на достаточном уровне только стратегические подводные ракетоносцы как составляющую российской ядерной триады. На них выделялись достаточные средства и в первоочередном порядке. В свою очередь, многоцелевой атомный подводный флот у нас серьезно сократился по численности. Подводные лодки этого класса списывались десятками. Ничего взамен не строилось. На воду удалось спустить только одну такую лодку - «Гепард», которая в составе 24-й дивизии Северного флота сегодня базируется в Гаджиево. Да и то «Гепард» еще советского проекта. И лишь летом текущего года принята на вооружение Северного флота России многоцелевая АПЛ «Северодвинск». «СП»: – Насколько вероятен открытый военный конфликт между ведущими державами с целью раздела арктического «пирога»? – На мой взгляд, военные в странах НАТО сознательно нагнетают обстановку. В том числе - для увеличения расходов на свою оборону. Из России рисуют образ врага, чтобы было против кого защищаться и «пилить бюджет». Наше руководство не может не принимать в расчет активность наших геополитических соперников за Полярным кругом. В то же время не стоит преувеличивать, что кто-то может поставить под контроль арктические ресурсы на российском шельфе. Тогда придется завоевывать всю страну, побережье которой переходит в шельф. Я с трудом представляю себе, как американцы будут пробиваться через полюс, чтобы защитить свои буровые платформы у берегов Евразии. Гораздо большую опасность для нас представляет экономическая война, которая может сопровождаться посягательством на наши арктические ресурсы юридическим путем. Российские власти сейчас пытаются доказать в ООН, что хребет Ломоносова - это продолжение нашего континентального шельфа. Наши конкуренты (Дания, Канада) оспаривают это утверждение (на кону не только доступ к арктическим кладовым, но и безопасность Севморпути – прим. ред.). История учит тому, что для победы в споре недостаточно правовых аргументов. Для этого нам и нужно восстановить свое военное присутствие в Арктике. Сегодня мы даже не знаем, кто плавает и что делает под нашими льдами. Российские военные сейчас активно осваивают Новосибирские острова, напоминает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Ледокол позволит Минобороны обеспечить круглогодичную проводку кораблей к тем арктическим территориям, где будут восстанавливаться объекты ВС РФ. Не меньшее значение имеет возможность совершать походы боевых кораблей Северного флота в течение всего года. В осенне-зимний период это становится проблематично в силу естественных причин. За ледоколом может пройти любой корабль, включая атомный ракетный крейсер «Петр Великий». В нынешних геополитических условиях наличие в составе ВМФ атомных ледоколов для нашего военного ведомства вещь абсолютно необходимая. Поскольку позволяет получить большую свободу рук и не так зависеть от погодных условий. «СП»: – Существует ли в мире что-то подобное этому проекту? – Военный ледокол - это условное наименование. В принципе, все ледоколы - суда двойного назначения. Из военной составляющей там, очевидно, будет система связи, навигации. Хотя на военное время не исключена установка каких-то средств самообороны. «СП»: – Что заставило Москву задуматься о защите своих интересов в Арктике? – Это связано с усилением военной активности практически всех без исключения приарктических государств. А это, в первую очередь, страны НАТО. Поэтому мы должны иметь здесь соответствующий контрсиловой потенциал. Во-вторых, этот регион крайне перспективен с экономической точки зрения. Речь, в первую очередь, идет об огромных запасах углеводородов. Наконец, Арктика до сих пор не разделена, здесь есть целый ряд спорных территорий. Особенный интерес представляет шельфовая зона. Наши дипломаты должны уверенно чувствовать себя на переговорах, имея за спиной серьезную военную поддержку. В противном случае нас никто не будет слушать. С учетом пространственного расположения России, Арктика представляет собой потенциальный театр военных действий. Здесь крайне активны американцы и британцы. Многоцелевые атомные подводные лодки стран НАТО находятся здесь практически на постоянной основе. Очевидно, они занимаются не мирными полярными исследованиями. СвободнаяПресса
ertata
Тэги: авиация., арктика, арктический, армия,, вмф, впк, геополитика, геополитика., запад., ледоколы, новости., обороноспособность, политика, политика,, россия, русская, северный, смп, события., техника, технологии., флот, флот,, шельф
«Победа» над санкциями. 2014-09-27 23:23:52
... провинцию. Освоение Арктического шельфа обладает огромным ... оборудования для арктического шельфа и ...
+ развернуть текст сохранённая копия
ОАО «НК «Роснефть» успешно завершила бурение самой северной в мире арктической скважины «Университетская-1», по итогам которого обнаружена нефть на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море. Бурение было проведено в рекордные сроки – за полтора месяца, с абсолютным соблюдением всех технологических и экологических требований, сообщает пресс-служба компании. Глубина моря в точке бурения составляет 81 метр, глубина вертикальной скважины – 2113 метров. Скважина бурилась в условиях открытой воды – на 74-й параллели, в 250 километрах от материковой части Российской Федерации. Семь раз отмерь По итогам поискового бурения получены образцы породы, пробурен пилотный ствол (диаметром 8,5 дюйма до глубины 600 метров), взят горизонтальный керн. Получен значительный объем принципиально новой геологической информации, после обработки которой можно будет окончательно оценить ресурсную базу открытого месторождения. Сейчас проводится интерпретация геологических данных, разрабатывается модель освоения месторождения. Безопасность и безаварийность работ дальнейшего бурения обеспечена спуском 5-ти колонн. На торжественной церемонии, посвященной завершению бурения, глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил: «Могу проинформировать вас об открытии первого нефтегазоконденсатного месторождения в новой Карской морской провинции. Получена первая нефть. Эта прекрасная легкая нефть даже по первичным результатам анализа сопоставима с сортом Siberian Light. Предварительная оценка ресурсной базы только по этой первой открытой нами ловушке 338 млрд кубометров газа и больше 100 млн тонн нефти, а это лишь одна из структур на данном месторождении. Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении. Это наша общая победа, в ее достижении участвовали наши друзья и партнеры из ExxonMobil, Nord Atlantic Drilling, специалисты Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC. И мы хотим назвать это месторождение «Победа», - резюмировал он. Справка: Площадь структуры «Университетская» - 1200 квадратных километров при высоте «ловушки» 550 м. Ресурсы этой структуры составляют 1,3 млрд тонн нефтяного эквивалента (н.э.). Всего на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря обнаружено больше 30 структур, а экспертная оценка ресурсной базы трех участков составляет 87 млрд баррелей или 13 млрд тонн н.э. Карская морская нефтеносная провинция, по оценкам экспертов, по объему ресурсов превзойдет такие нефтегазоносные провинции как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии. Проведению работ по геологоразведке предшествовала серия детальных исследований окружающей среды: погоды, состояния льдов, их движения, особенностей животного мира. «Роснефть» на протяжении ряда лет проводит такие исследования в Карском море, море Лаптевых, в Чукотском море. Все данные учитываются для планирования разведки, для проектирования будущих платформ, для определения всей логистики обеспечения шельфовых проектов. «Роснефть» и ExxonMobil в рамках совместного предприятия «Карморнефтегаз» начали бурение самой северной скважины в Российской Федерации «Университетская-1» с помощью платформы West Alpha в начале августа 2014 года. Старт началу бурения дал президент РФ Владимир Путин в ходе телемоста с Игорем Сечиным и главой ExxonMobil Russia Гленом Уоллером, которые находились в Карском море. Российский лидер назвал это событие очередным важным шагом в освоении перспективных месторождений Арктики. Он отметил уникальность проекта с точки зрения примененных технологий, объема геологоразведки и специальных природоохранных предприятий и поблагодарил всех, кто был задействован в этой работе. Президент особо подчеркнул, что иностранные и российские компании, несмотря на политическую конъюнктуру, в вопросах сотрудничества руководствуются прагматизмом и здравым смыслом, понимая необходимость кооперации. «Бизнес и, в том числе, крупные компании отечественные и зарубежные, это прекрасно понимают», - заметил он. «Начало разведочного бурения в Карском море – одно из главных событий года в мировой нефтегазовой отрасли. В результате этой работы мы надеемся открыть новую Карскую морскую нефтеносную провинцию. Освоение Арктического шельфа обладает огромным мультипликативным эффектом для всей российской экономики», – сказал тогда Игорь Сечин. Открытие месторождения в Карском море член комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев называет событием закономерным. «Подготовка мест бурения на шельфе проводится очень тщательно, скважины закладываются, когда есть 100% уверенность, рисковать деньгами никто не станет, поэтому коэффициент успешности в таких проектах, впрочем, как и по всей России, близок к единице. То, что в Карском море есть нефть, было очевидно, вопрос был только в том, когда будет открыт первый пласт», - пояснил он «Эксперт Online». Открытие месторождения – это еще не промышленная добыча, указывает, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «На разведку других скважин, на которые уже можно будет поставить постоянную платформу, уйдет несколько лет. Однако, открытие первого пласта, безусловно, увеличивает ресурсную базу России. А тот факт, что для этого понадобилось всего полтора месяца бурения, указывает на хорошие потенциальные объемы месторождения», - уверен он. Нефть из нового месторождения «Роснефть» направит на экспорт, заявил «Русской службе новостей» директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов. «Дальше Урала в Европу течёт смешанная нефть, поэтому если оттуда (из Карского моря) удастся наладить чистый поток этой лёгкой нефти, она пойдёт, в первую очередь, на экспорт, то есть она по своему качеству больше ориентирована на экспортные поставки», – сказал он. Для внутреннего рынка нефтепродуктов открытие этого месторождения малозначимое событие, считает Цукасов. «Это больше работа на разведку и перспективу. Под санкции этот проект не попадает, потому что он открылся раньше. Это единственный ключик к технологическому сотрудничеству «Роснефти» и ExxonMobil», – заметил эксперт. Да здравствует оффшор! Неделю назад появились слухи, что ExxonMobil и «Роснефть» остановили бурение на арктическом шельфе из-за санкций, которые вводятся ЕС в отношении российских компаний и касаются поставки оборудования для арктического шельфа и сервисного обслуживания оборудования. Однако позднее стало известно, что ExxonMobil получила отсрочку от правительства США, чтобы обеспечить безопасное свертывание операций на скважине «Университетская-1». «Роснефть» и ExxonMobil продолжают работы в Карском море в соответствии с утвержденным графиком», - заявила 20 сентября вице-президент российской компании Лариса Каланда. По ее словам, «Роснефть» удовлетворена решением американского регулятора о продлении срока работы для ExxonMobil в Карском море. «Роснефть» и ExxonMobil завершат буровые работы в Арктике 10 октября, как и планировалось ранее, сообщил накануне министр природных ресурсов Сергей Донской. По его словам, после окончания бурения последует демобилизация работ. «Фактически в этом году никаких работ больше вести там нельзя», — добавил министр. На фоне сообщения об открытии «Победы» американские власти оказались в идиотском положении, считает Рустам Танкаев. «Эта новость должна была подбросить вверх акции ExxonMobil, существенно повысить капитализацию компании, но теперь эффект будет нивелирован санкциями», - говорит он. США поступили благоразумно, дав ExxonMobil время на окончание работ и консервацию скважин, учитывая то, что бурение в Карском море по климатическим условиям можно вести всего два месяца в году, говорит Сергей Пикин. «Вряд ли у американской компании будет возможность продолжить участие в этом проекте в следующем году, режим санкций, скорее всего, будет действовать. «Роснефти» придется искать нового партнера либо пытаться вести бурение самостоятельно – и тот и другой вариант не из простых, поскольку не у многих компаний имеется соответствующий опыт. Что касается необходимого оборудования, насколько я знаю, владелец платформы West Alpha зарегистрирован в оффшорной юрисдикции и не подпадает под санкции США и ЕС, так что такая схема, возможно, станет выходом для российских нефтяников, ограниченных в получении технологий», - пояснил он Справка: North Atlantic Drilling Ltd - буровая компания, специализирующаяся на деятельности в суровых климатических условиях в Северной Атлантике. Парк компании состоит из девяти буровых установок, включая пять полупогружных установок, одно буровое судно и три самоподъемные буровые установки. Акции компании обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже и Норвежском внебиржевом рынке, ее капитализация составляет около $2,1 млрд; 70% принадлежат Seadrill Limited, зарегистрированной на Бермудских островах. Платформа West Alpha поставлена норвежской компанией North Atlantic Drilling, с которой «Роснефть» 30 июля 2014 года заключила долгосрочные соглашения по бурению на шельфе. West Alpha была транспортирована через Баренцево, Печорское и Карское моря и установлена на точке бурения на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море. До места назначения буровая платформа преодолела путь свыше 1900 морских миль. Водоизмещение установки составляет 30 700 тонн, длина – 70 м, ширина – 66 м, высота буровой вышки над главной палубой – 108,5 м, осадка во время бурения – 21,5 м. На точке бурения буровая установка удерживается с помощью 8-якорной системы позиционирования, что обеспечивает повышенную устойчивость. Большая часть платформы находится вне зоны волн, и они не могут помешать работе установки. Установка способна бурить на глубину до 7 км. Специалисты «Роснефти» и ExxonMobil несколько месяцев готовили установку к операции в Карском море. Буровой West Alpha потребовалась дополнительная модернизация, направленная как на повышение общей надежности работы основного и вспомогательного оборудования, так и на обеспечение готовности к работе при низких температурах всех систем, включая в первую очередь системы жизнеобеспечения и экстренной эвакуации. На платформе размещен инновационный комплекс контроля ледовой обстановки для обнаружения айсбергов и слежения за морским льдом. В его работе используются инфракрасные камеры и современные бортовые радиолокационные станции. Анализируются данные спутниковой съемки и воздушной разведки. Для обеспечения безопасной работы West Alpha в тяжелой ледовой обстановке «Роснефть» и ExxonMobil разработали уникальную схему предотвращения столкновений с айсбергами. Она предусматривает даже физическое воздействие на лед: если эксперты посчитают, что торос или льдина может повредить установку, специализированные суда поддержки отбуксируют его на безопасное расстояние. Если же физическое воздействие невозможно, система изолирует скважину без вреда для окружающей среды, а буровая установка перемещается в безопасное место. Платформа оснащена двумя группами противовыбросовых превенторов и независимым подводным запорным устройством. «Эксперт Online». ertata
Тэги: арктика, арктическая, бурение, геологоразведка, карское, месторождение, море, нефть, новое, новости., промышленность., роснефть, россии, россии., россия, русская, сделано, скважин, события., углеводороды, экономика, экономика.
Аэродром на Новой Земле готов принимать самолеты. 2014-09-26 14:42:06
... b> Арктический аэродром на архипелаге ... 2015 года на арктических островах должны ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Россия намерена укрепить свои позиции в Арктике на всех фронтах: и военно-политическом, и финансово-экономическом. До конца 2014 года Россия планирует расширение военной группировки в арктической зоне. Арктический аэродром на архипелаге Новая Земля подготовлен к приему боевой авиации, сообщил журналистам представитель Западного военного округа (ЗВО) Олег Кочетков. "Специалисты материально-технического обеспечения (МТО) ЗВО в рамках тактико-специальных учений выполнили задачи по подготовке аэродрома к посадке боевой авиации, обслуживанию авиационной техники на земле, выполнению заправки топливом, азотом и кислородом, а также подготовки летного состава и истребителей к дальнейшему вылету", — сказал Кочетков, отметив, что экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ уже отработали посадку на новый аэродром. По словам представителя военных, скоро подразделения МТО перебазируются на аэродром в Мурманской области, где им предстоит пройти учения по скоростному ремонту аэродрома после применения условным противником авиационных средств поражения. В плановых учениях подразделений МТО объединения ВВС и ПВО было задействовано более 150 человек и около 20 единиц спецтехники. Учения проходили одновременно с летно-тактическими учениями смешанного авиаполка ЗВО в Арктике. Россия намерена укрепить свои позиции в Арктике по всем фронтам: и военно-политическом, и финансово-экономическом. Президент Владимир Путин в апреле поручил создать там единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также создать новый государственный орган для реализации политики России в Арктике. В марте впервые в российской истории десантный батальон ВДВ численностью 350 человек высадился в ходе учений на Новосибирских островах (Арктика). В августе этого года главнокомандующий ВВС РФ Виктор Бондарев заявил журналистам, что находящийся на острове Котельный аэродром "Темп" в скором времени доведут до уровня, когда он сможет принимать все виды самолетов. До конца 2014 года Россия планирует расширение военной группировки в арктической зоне. На острове Котельный разместится 99-я тактическая группа, а 80-я Отдельная мотострелковая бригада — в поселке Алакуртти Мурманской области. Кроме того, на островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Планируется усиление пограничных войск ФСБ. К октябрю 2015 года на арктических островах должны завершиться работы по восстановлению инфраструктуры противовоздушной обороны. МИА «Россия сегодня» ertata
Тэги: авиация., арктика, арктике, арктическая, армия, армия,, аэродром, ввс, военная, группировка, зво, пво, россии., россия, русская, сделано, флот,
Арктическая зона РФ получит пополнение 2013-08-13 06:53:35
Состав Арктической зоны РФ в ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Состав Арктической зоны РФ в будущем могут дополнить некоторыми населенными пунктами Красноярского …
Тэги: андрей, арктика, арктический, зона, игарка, клишас, норильск, россии
Главная / Главные темы / Тэг «арктическая»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|