В статье "Фантомная угроза" ведущее американское издание The New York Times обращается к проблеме непризнанных/частично признанных государств, высказывая при этом совершенно новую, ранее не имевшую аналогов в поле американской политической мысли точку зрения.
Напомнив о "краткой и жестокой войне" между Россией и Грузией в августе 2008 года за "неопределенный кусок горной страны, называемый Южной Осетией", газета пишет о взрывоопасном потенциале, возникшем благодаря существованию подобных "фантомных государств". Последние, указывает газета, "имеют вооруженные силы, проводят выборы, строят местную экономику и воспитывают детей, но при этом находятся в туманной преисподней между де-факто существованием и международной легитимностью".
По мнению американского издания, "фантомные государства" поддерживают огонь войны, способствуют преступности и делают слабые государства еще слабее. "Нагорный Карабах восхваляется Арменией и ненавидится Азербайджаном, приводя к тому, что все стороны копят оружие на случай возобновления боевых действий. Нерешенный статус Северного Кипра ослабляет экономические перспективы всех киприотов и создает напряжение в отношениях между ЕС и Турцией, главным поборником Северного Кипра. И хотя Сомалиленд является островком эффективного управления в анархическом Сомали, его непризнанный статус препятствует помощи и инвестициям.
"Фантомные страны" часто появляются из войн и поддерживаются угрозой продолжения боевых действий. Большинство фантомов выживают отчасти благодаря внешней поддержке. Москва - политический брокер в Южной Осетии и Абхазии, а Армения властвует над Нагорным Карабахом.
Тайвань показывает выход. Несмотря на существование в состоянии правовой неопределенности, он процветает. С 1949 по 1971 год правительство Тайваня занимало место Китая в ООН и признавалось большинством правительств мира. Однако с 1970-х гг. никакая серьезная держава официально не признает Тайвань, и он остается источником напряженности между США и КНР. Тем не менее, в течение последних четырех десятилетий Тайвань стал генератором экономических новаций, моделью демократического перехода от авторитарного правления и ответственным членом международного сообщества - и все это не будучи членом ООН.
Ключ к этому - соучастие. Экономическое и стратегическое значение Тайваня толкнуло США, Китай и другие великие державы ходить на цыпочках вокруг, а иногда даже принимать его нерешенный правовой статус. Будучи легитимной, но непризнанной, реальной, но не независимой страной, Тайвань показал позитивную силу креативной двусмысленности.
Подобный подход может работать повсеместно. "Фантомные правительства" часто коррумпированы, управляются военными диктаторами и страдают от незаконного оборота наркотиков и другой незаконной торговли. Однако прозрачное государственное управление, свободные выборы и мирная внешняя политика имеют такое же жизненно важное значение для "фантомных государств", как и для реальных. Если "фантомные правительства" ведут себя хорошо, им должны быть предложены пути к легитимности крупными державами мира. Экономические и политические реформы могут протекать параллельно и даже содействовать обсуждениям о суверенитете. Настаивая на территориальной целостности, Соединенные Штаты и другие страны упускают шанс превратить "фантомные государства" в ответственных игроков. Пока "фантомы" объявляются сепаратистами или аванпостами незаконной торговли, международное сообщество имеет мало возможностей для привлечения их лидеров к ответственности. И относится к ним просто как к эксцентриситетам означает, что у "фантомных государств" мало оснований заботиться о международном порядке".
Имя Микаэла Таривердиева хорошо знакомо российским слушателям нескольких поколений. Автор музыки более чем к 130 фильмам, среди которых легендарные "17 мгновений весны" и "Ирония судьбы", лауреат престижный кинопремий, в том числе премии Американской академии музыки, трижды лауреат премии "Ника", лауреат Государственной премии СССР, Микаэл Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества национальных премий в области музыки кино.
Концерт Микаэла Таривердиева "Вечер музыки", посвященный 80-летию выдающегося композитора - это своего рода, послание, в котором его музыка представлена в разных интерпретациях, версиях, оригинальном звучании. Это попытка создать единое целое в диалоге композитора с публикой и диалога исполнителей с самим композитором.
В концерте прозвучат цитаты из книги Микаэла Таривердиева, которые прочел его друг, поэт и актер Валентин Гафт. Одна из них: "Моцарта обидеть нельзя. Моцарт, Моцарты всегда победят".
Песня "Ты не печалься" зазвучит теперь на японском языке в исполнении дуэта White Classical Band, а "Излей, как воду, свое сердце перед Всевышним" - на иврите в исполнении недавней участницы "Евровидения" Евы Риваз из Армении.
Еще одна премьера - переложение музыки Микаэла Леоновича для квартета итальянских саксофонистов.
Александр Рыбак, специально прилетевший из Осло, рассказал, что его любимый фильм детства - "Ирония судьбы, или с легким паром". Благодаря ему он чудом не забыл русский после того, как семья эмигрировала в Европу. При исполнении этой песни, признался певец за кулисами, пару раз даже не смог сдержать слез.
Смотря на портрет Микаэла Таривердиева, музыкант Геворг Дабагян отмечает: взгляд настоящего армянина и такое же сердце. Возможно, поэтому знаменитый таривердиевский "Ноктюрн" так легко сыграть на дудуке. Прозвучит музыка из легендарных фильмов, а также новые интерпретации и современные аранжировки знаменитых мелодий. Ну и, конечно, в гала-концерте поучаствуют звезды эстрады...
Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В семье он был долгожданным и единственным ребенком. Поэтому Сато Григорьевна – мама Микаэля – всю себя посвятила сыну, даря главное, что сформировало его восприятие мира и его характер – любовь. В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович сказал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое – это то, чему я не смог у нее научиться».
Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных в классе композиции А.И. Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти, он провел в Москве.
Ученик Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории – его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» до сих пор одна из самых репертуарных опер этого знаменитого театра. В кинематографе Таривердиев дебютировал в 1958 году с музыкой к фильму «Юность наших отцов».
Пик популярности Микаэла Леоновича приходится на 1970-е годы. Именно тогда появляются самые знаменитые фильмы с его музыкой – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы». Кроме того, он написал музыку к 132 кинофильмам. В творческом наследии Таривердиева – авторство 4 балетов, 4 опер, органной музыки, более 100 романсов, инструментальных концертов, камерных вокальных циклов на стихи Вознесенского, Ахмадулиной, Цветаевой и многого другого.
Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А помимо этого он еще был спортсменом, фотографом, вел телепрограммы…
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола и Народным артистом России. Он трижды был лауреатом премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года, возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России со дня ее основания, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актёр» и был похоронен на Армянском кладбище Москвы. В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».