![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Ереван, шахматы, Магнус, Левон, священники и депутаты2014-06-28 00:46:06... Acronis, в Армении состоялся визит чемпиона ... » и увидите. Армения обсуждает сенсационную новость ... + развернуть текст сохранённая копия Сегодня снова о шахматах. Шахматы — поучительная игра. Честно говоря, я уверен, что если рассмотреть все варианты всех возможных ходов в каждый момент и построить дерево оптимального хода, то в итоге получится выбрать и кратко записать конкретными ходами самую короткую стратегию гарантированной победы «белые начинают и выигрывают в 226 ходов». Проблема лишь в том, что рассмотреть все варианты никак не представляется возможным: их количество превышает число атомов в нашей Вселенной. А ведь задуматься: это всего 64 клетки, по которым ходят 32 фигурки. Но поскольку каждый следующий ход умножает варианты дальнейших событий в геометрической прогрессии, игра с этой точки зрения непредсказуема, остается лишь молиться. Осознав глубину шахмат с этой точки зрения, я недавно сделал для себя пару философских умозаключений. Во-первых, шахматы дают поучительный урок по теме прогнозов и предсказаний будущего. Ведь если мысль не способна полностью овладеть многофакторным пространством в рамках дощечки на 64 клетки, где пошагово действуют не более 32 фигурок, то какова цена всем прогнозам политическим, экономическим, да и просто всем личным бытовым планам на жизнь — всему тому, что происходит в нашем реальном мире: незамкнутом пространстве с неограниченным числом субъектов и факторов, действующих одновременно? Очевидно, ноль. Другую мысль мне, пожалуй, объяснить будет труднее, но я попробую. С раннего детства, видимо, начитавшись каких-то фантастических книжек, я был абсолютно уверен, что из свойств вечности и бесконечности Вселенной неоспоримо следует повторяемость любых ситуаций и событий. Ведь если вселенная бесконечна и вечна, то обязательно рано или поздно атомы снова сложатся так, что в какой-нибудь совсем другой галактике будет сидеть на точно такой же скамейке в таком же парке такой же семилетний мальчик Леня, точно так же смотреть на небо и думать то же самое о свойствах вечности. А в третьей галактике через N триллиардов лет тоже все обязательно сложится то же самое, только скамейка будет другого цвета, или майка... Однако попытка понять шахматы привела к осознанию любопытного парадокса: даже в бесконечной и вечной вселенной события не обязаны повторяться по той простой причине, что в распоряжении вселенной всего лишь четыре измерения (пространство и время), а число возможных далее комбинаций реальности с каждым ходом (или каждым передвижением атомов) умножает размерность пространства в немыслимое число раз. Поэтому сколько бы ни было у Вселенной пространства для опытов и количества попыток, но пытаясь повторить ту же самую скамейку простым перебором, она уйдет в такую глубокую рекурсию возникающих вариантов, что можно сказать абсолютно точно: никакой миг и никакая комбинация атомов никогда не повторится. Впрочем, мы зря отвлеклись на мои доморощенные философские размышления. Поговорим лучше о профессиональных шахматах. Итак, по приглашению предпринимателя Рубена Варданяна и компании Acronis, в Армении состоялся визит чемпиона мира Мангуса Карлсена и человека номер два в шахматах гроссмейстера Левона Ароняна — если не ошибаюсь, он сейчас живет в Германии, так что в родную Армению прибыл тоже издалека. В первый день Магнус дал одновременный матч детям Ереванского шахматного клуба, затем — сыграл в блиц с высокопоставленными лицами и депутатами армянской Госдумы, а на следующий день они с присоединившимся к группе Левоном Ароняном полетели на вертолете в Татев сыграть с работниками духовенства (да, в Армении в шахматы играют даже священники): Поскольку разница в уровне между двумя лучшими гроссмейстерами мира и обычными игроками — это пропасть, поглубже той, над которой в Татеве проходит канатная дорога, то матч был организован забавно: Левон и Магнус играли вместе — ходили между рядами и по очереди делали ходы. Мастерам такого уровня в игре с непрофессионалами не нужно задумывать комбинации. Молниеносный взгляд на очередную доску — и понятно, какой ход надо делать: Магнус — очень любопытная интересная персона. Ему 23 года, играет он с 4 лет, и в истории шахмат этот нынешний чемпион считается самым ярким по всем параметрам. Говорят, еще много лет назад создателю шахматного суперкомпьютера Deep Blue журналист задал ехидный вопрос: мол, а что если завтра в какой-нибудь индийской деревушке родится мальчик, который запросто обыграет суперкомпьютер? На что конструктор пожал плечами и ответил: «А этот мальчик уже родился в Норвегии, его зовут Магнус Карлсен...» Я читал отзывы профессионалов — они в один голос говорят, что Магнус велик, однако все признают, что он не очень хороший комбинатор. Старая шахматная школа любила яркие эмоциональные партии, полные красивого драматизма — гроссмейстер задумывает маневр, обманывает противника, жертвует коня, зрители уже думают, что он проигрывает, но вдруг неожиданный ход и мат... Магнус лишен всей этой драматургии, он воспитан электронными шахматами и работает как машина — только рационализм и прагматизм, никаких лишних действий. Вся жизнь Магнуса — это шахматы. При этом он спортивен, подтянут и накачан — чем разрушает миф о шахматист-ботанике. Магнус предельно целеустремлен: он не курит, не пьет. Достаточно сложен в общении — график поездки не раз проседал из-за капризов Магнуса, который отказывался куда-то ехать или что-то делать по плану. Но каждую свободную минуту, даже в вертолете, он читает шахматные книги: Совсем другой характер у Левона Ароняна — это человек обаятельный, общительный, улыбчивый, с живой мимикой: ![]() Левон играет весело — общается, шутит, где-то может уступить в игре с детьми или женщинами. Но чемпион мира все-таки Магнус. Потому что он уникальный гений, пусть даже действует как шахматный робот и не произносит лишних слов. Впрочем, не следует думать, что Магнус никогда не улыбается и не общается, это не так. Ну и напоследок об интересном. Вся армянская пресса потрясена новостью — депутат армянского парламента Тачат Вардапетян обыграл в матче самого Магнуса Карлсена! Наберите в поисковике «Магнус Вардапетян» и увидите. Армения обсуждает сенсационную новость бурно. Какие-то чиновники и журналисты уже предлагают поставить депутату памятник на его малой родине в селе Малая Гондура. Кто-то верит, кто-то не верит. Подвозивший меня пожилой таксист, скептически предположил, что Магнусу «просто дали денег»... Поскольку я при этом событии присутствовал, то могу рассказать, как было дело. Во-первых, разумеется, никто Магнусу никаких денег не предлагал. Да и каждый, кто хоть немного знает характер норвежской звезды, понимает, что этот номер с ним невозможен в принципе. Во-вторых, депутат Вардапенян реально большой молодец и действительно хорошо играет в шахматы. И не он один, кстати. Там и другие депутаты играли, и сам президент Армении, тоже, говорят, сыграл с Магнусом. Хотел бы я, чтобы так хорошо играли наши депутаты... Но подозреваю, что большинство наших не в курсе, как лошадь ходит... В-третьих, Магнус был в тот день не в лучшей форме: только прилетел в Ереван из дальнего мирового турне, из Арабских Эмиратов, без отдыха помчался на матч с детьми, а затем без передышки — играть блиц с депутатами. В четвертых, это был блиц — особая шахматная игра, когда ходят на скорость без размышлений. Вместе с тем совершенно правы и те, кто сомневается, что чемпиона мира (а возможно — лучшего в истории шахмат), с его невиданным мозгом-суперкомпьютером способен обыграть простой человек. Конечно нет, это невозможно. Однако, это произошло. Помогла случайность — Магнус, великий робот и терминатор, вдруг ошибся. То ли фигуры этой доски были для него непривычные, и он на миг принял ферзя за слона или пешку, то ли просто очень устал в этот сложный день, но он сделал неверный ход. Передвинул фигуру. И, еще не выпустив из руки, понял ошибку. Но исправлять было поздно, и руку он отпустил. Вы сами можете посмотреть, как это произошло — ведь у нас, зловещих топ-блогеров, все ходы всегда записаны на большой черный зеркальный фотоаппарат: Так что депутат выиграл честно, это факт. Вообще даже блиц-партии чемпиона — это всегда захватывающее зрелище, предлагаю посмотреть еще несколько: это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/06/27.html Тэги: армения Армения - уникальные редкости и красоты2014-06-27 21:32:34... Продолжаю рассказы про Армению. Это первое ... Собственных энергоресурсов в Армении почти нет — ... + развернуть текст сохранённая копия Продолжаю рассказы про Армению. Это первое государство, принявшее христианство, поэтому здесь огромное количество старинных храмов. Но это храм — еще языческий, античной эпохи. В позднем средневековье появились ружья и потребовался свинец для пуль. В смутные времена обитатели средневековья обнаружили, что свинец можно добывать из храма — он заливался при строительстве в специальные места, образуя стяжки (раньше использовали деревянные клинья, в поздний античный период — свинец). Добыча свинца шла полным ходом, варвары точно знали, где долбить: Храм, лишенный стяжек, развалился. Теперь он восстановлен. Вместо свинцовых стяжек стоят стальные арматурины, но сами дыры оставлены как памятник варварству: Еще одно удивительное место — церковь в скале: Это реально храм, выдолбленный внутри скалы — несколько помещений, алтари, ниши, лестницы, два этажа: Ксения и Антон смотрят в дыру на первый этаж: Снизу это выглядит так: А вокруг монастыря в скале — почти дикая природа: Природа в Армении вообще удивительная. Нас свозили показали озеро Севан, впечатляет: После развала СССР в Армении был тяжелейший кризис — страна оказалась отрезана от всего мира, без транспортных коммуникаций, и окружена вражески настроенными государствами: Турция, Азербайджан. Турки в этом смысле вообще совершенно долбанутые: мало того, что сто лет назад отхватили себе большую часть Армении включая символ страны гору Арарат, так с тех пор не прекращался поток гадостей. Известна история, когда в какой-то момент Турция даже выкатила международную претензию: как смеют армяне продолжать изображать наш турецкий Арарат на своих гербах, когда он давно уже не принадлежит Армении? На тогдашний что нарком СССР Чичерин резонно заметил: «А у вас на гербе полумесяц, но Луна не принадлежит Турции» — и туркам пришлось утихнуть. Так или иначе, Армения в начале 90-х оказалась отрезанной от мира и энергосетей. Собственных энергоресурсов в Армении почти нет — несколько небольших ГЭС на горных речках и Армянская атомная станция, которая обеспечивает 60% всей энергетики страны (почти как Франция — там 70% энергии атомная). Но после землятресения 1988 года АЭС была заглушена. Поэтому первые годы Армения спасалась тем, что спускала воду из озера Севан через ГЭС. И только с 1995 АЭС заработала вновь. Озеро за это время обмелело и микроклимат был нарушен. Теперь Севан снова наполняют, сделав отвод от реки, текущей в Иран. Все почти наладилось, но проблема в том, что за это время на берегах Севана успели понастроить коттеджей разные чиновники, и перспектива снова повысить уровень озера им совсем не нравится... Но, думаю, справятся. Конечно на Севане тоже стоят красивые старинные церкви: Ходят паломники, ставят свечи: Но один из красивейших монастырей — это конечно Татев. Недавно он был отреставрирован — силами предпринимателя Рубена Варданяна, который провел сбор средств, хотя сам из скромности даже не поместил своего имени на общую доску участников. Монастырь очень красивый, вообще само место Татев удивительное. Здесь расположена самая протяженная в мире реверсивная канатная дорога, с которой открывается дивный вид: Внизу видна недействующая часть монастыря, сам монастырь находится за скалой почти в километре. Любопытно, что из монастыря в эту часть когда-то был продолблен в скале подземный ход. Ну и конечно надо сказать пару слов про сам город Ереван. Он прекрасен: Визитная карточка Еревана — здания, отделанные розовым туфом. Чуть ли не все дома в городе, как мне показалось, им облицованы — даже жилые пятиэтажки. Это ж какой труд! Город наполнен удивительными скульптурами. Вот толстая тетка с сигаретой: Пингвин: Повсюду питьевые фонтанчики: Фонтанчики, кстати, не только в Ереване, вообще по всей Армении: Архитектура в Армении вообще смелая. Особенно меня впечатлили лестницы в новой школе под Ереваном: Дети могут пользоваться лестницей, а могут прыгнуть в трубопровод и скатиться с третьего этажа на второй и первый: Ну и конечно Армения не мыслится без своих вкусностей. Впрочем, соки Noyan продаются и у нас — это лучшие соки в мире, мне кажется. А есть даже места в Москве и Подмосковье, где можно купить разные армянские варенья из шелковицы и прочих плодов. Но да что я все про красивости и вкусности? Я знаю, некоторые читатели предпочли бы услышать что-нибудь про дерьмо. Докладываю: дерьмо в Армении тоже есть! Особенно оно ценится в дальних деревнях, там зимой его используют как топливо — зимой в Армении из-за высокогорья температура опускается до минус 25. Поэтому летом коровьи лепешки собирают и сущат на зиму:
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/06/26.html Тэги: армения Ереван - Магнус2014-06-25 01:25:55... чемпионов из маленькой Армении просто огромно. + развернуть текст сохранённая копия
Армения интересная страна во всех отношениях, и во-многом первая в мире. Во-первых, это самое древнее государство Урарту. Ни одно другое из существующих ныне государств не может похвастаться, что оно упоминалось еще в шумерских летописях. Во-вторых, это первая страна, официально принявшая христианство. А это четвертый век нашей эры, между прочим, если не третий. Ну и наверно Армения — страна первая в мире по шахматам. Шахматы в Армении почитаются почти как национальный спорт. Шахматы везде. В орнаментах, на заборах, на улицах. Шахматы преподают детям в школах (!) по два часа в неделю. В шахматы играют все, включая депутатов и президента. И количество признанных в мире шахматных чемпионов из маленькой Армении просто огромно. Поэтому неудивительно, что в Армении прошел мини-фестиваль, организованный фирмой Acronis (Сергеем Белоусовым) и Рубеном Варданяном. В рамках этого фестиваля в Армению был приглашен абсолютный чемпион мира по шахматам нынешнего времени — 24-летний Магнус Карлсен из Норвегии. И приехал второй по рейтингам мировой фаворит — армянин Левон Аронян. В первый день Магнус провел блиц-турнир с детьми: Дети были умные, но конечно Магнус играл не глядя — просто ходил и двигал фигуры. Выиграл все партии, разумеется. Правда с одним парнем ему пришлось задуматься дважды на несколько секунд. Гроссмейстеры говорят, у парнишки в принципе даже были некоторые шансы на победу. Это же Магнус! Как быть? Потом было еще интересней. Но об этом — в следующий раз. это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2014/06/24.html Тэги: армения Священный город Вагаршапат2014-06-18 20:49:56... принятия христианства Арменией, как водится ... например, президента Армении, совершенно второстепенна.< ... + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у ![]() Единственный ныне населенный город древней Армении, Вагаршапат, бывший Эчмиадзин, названный так в честь Эчмиадзинского монастыря, в 1992 году опять получил свое древнее имя. Здесь находится резиденция армянского католикоса, это центр Армянской апостольской церкви и самый священный город для христиан Армении, так как именно здесь произошло признание христианства государственной религией.
Вагаршапат находится в 20 км к западу от Еревана. Ныне это приличный по размерам город, практически не сохранивший средневековой уличной застройки, но здесь остались многие древние церкви, ставшие символами армянской архитектуры - собор Эчмиадзин, церкви Св. Рипсимэ и Гаянэ, рядом с Вагаршапатом лежат руины великого армянского собора Звартноц. Об этих церквях и истории принятия христианства в Армении и будет этот пост. Столичный город Вагаршапат был основан на месте небольшого поселения Вардгесаван царем Вагаршем во 2 в. н.э. До сих пор нет внятного понимания, какой была структура этой столицы Армении, возможно, что город имел форму круга, как многие "круглые" парфянские города Ирана, например, Ктесифон. Однозначно можно сказать, что в центре Вагаршапата стояла цитадель, предположительно место ее расположения совпадает с сегодняшним Эчмиадзинским монастырем. Столица была окружена высокими глинобитными крепостными стенами, от них сейчас не осталось и следа, фактически сохранились лишь остатки культовых сооружений, частично включенных в структуру древних церквей Вагаршапата. Речь идет, прежде всего, о главном соборе города - Эчмиадзине. Кафедральный собор Эчмиадзин в 19 веке. К сожалению, во время моего посещения города собор реставрировался. Но кое какие выводы о нем сделать можно. Заметно, что собор много раз перестраивался, высокий статус храма не позволял ему пребывать в небрежении, Поэтому седой древностью от него не веет, все его башенки-колокольни были возведены в 17 веке, а "античные" наличники окон и того позже. Считается, что собор построили в 303 году, сразу после крещения Армении Св.Григорием. Но тогда это была обычная базилика с деревянной крышей. Она была видимо полностью уничтожена во время нашествия персов в 60-х гг. 4 в н.э. Собор многократно восстанавливался и разрушался, каменный купол появился у него лишь в 7 в. В 15 веке в Вагаршапат была перенесена резиденция армянского католикоса, и с этого момента собор реставрировали и видоизменяли уже непрерывно. При раскопках в соборе Эчмиадзин были найдены части других культовых сооружений, возможно языческого храма, и в главной апсиде церкви нашли остатки зороастрийского храма огня. Интересно, что зороастрийский храм не предшествовал первой христианской базилике Вагаршапата, а был создан позднее, возможно в 5-6 вв., когда Армения попала под власть Сасанидского Ирана. Этот факт хорошо иллюстрирует очень непростую историю Армянской церкви. Официально считается, что Армения приняла христианство в 301 г. во времена правления царя Трдата III, этому способствовал Григорий Просветитель, который и крестил царя. Но проблема в том, что вся история принятия христианства Арменией, как водится, невероятно мифологизирована. Мы знаем об этих событиях только от церковных историков, поэтому история крещения армян имеет вид жития святых со всеми присущими данному типу литературы фантасмагориями. Официальная версия такова, что царь Трдат, после совершения множества языческих бесчинств, попал под влияние Св. Григория и стал христианином. При этом армянской исторической традиции свойственно занижать значение своих древних царей, но возвышать статус армянских католикосов, живших с ними в одно время. Например, редко кто-то пишет, что какое-то событие произошло при таком-то царе, чаще будет указываться правление соответствующего католикоса. Этому есть объективное объяснение - царская власть в 4-5 вв. была очень слабой, Армения давно уже стала буферным государством между Персией и Римом, поэтому большее значение имел религиозный - идеологический лидер, т.е. католикос, а не политический правитель государства. Поэтому по официальной версии христианизации Армении ее царь бегал превратившись в свинью, а добрый Георгий Просветитель избавил его от этого недуга через крещение. Скорее всего, и царь Трдат, и Григорий Просветитель (если он реально существовал, так как большинство историков 5 в. вообще не упоминают его имени) были ставленниками Рима, так как оба они обучались в юности на территории Римской империи, Трдат непосредственно в самом Риме, а Св.Григорий в Кесарии Каппадокийской. Поэтому продвижение христианской идеологии в Армении могло быть связано с попытками воздействия Римской, а впоследствии Византийской, империи на местное зороастрийское и языческое население. Разница в датах между официальным признанием христианства в Риме и в Армении ничтожна, всего несколько лет, поэтому большинство исследователей сомневается в армянской дате - 301 г., скорее всего гос.признание в Армении произошло уже после 314 года, когда христианство получило поддержку и в Римской империи. Принятие христианства - одна из самых загадочных страниц армянской истории. Как правило, считается, что цари и императоры принимали Христову веру для упрочения своей власти, так было в Римской империи при Константине, так было в Древней Руси при князе Владимире, и как правило, цель консолидации государства достигалась. Но в Армении это было не так. В отличии от процветающей Руси, армянское гос-во после принятия христианства (301-314 гг) перестало существовать уже через сто лет ( в 428 г. персы упразднили царскую власть в Армении), а проблемы начались уже в правление Трдата III Святого - в 330 году его отравили нахарары (армянские князья аристократы). Примерно в это же время столица была захвачена племенами мазкутов, а в 360-х годах город Вагаршапат был стерт с лица земли персами. Интересно складывались отношения и между царем и католикосами. По идее, католикосат должен был поддерживать правителя, но на практике, армянская церковь стала государством в государстве, где католикосы передавали свою власть по наследству. Цари и церковные патриархи соревновались в убийстве друг друга, практически никто из них не умер своей смертью. Царь Тигран VII убил патриарха Иусика, царь Пап отравил Св. Нерсеса. В свою очередь, Св.Нерсес благословил дружественных нахараров на истребление населения города Аршакавана, созданного царем Аршаком II для укрепления центральной власти. Как и в Западной Европе армянские цари пытались искать опору в населении городов, но городов в Армении становилось все меньше и меньше. Усилиями воинствующих аристократов, церкви и персов, почти все города Древней Армении были уничтожены. Ко времени арабского завоевания в Армении остался только один крупный город - Двин, существование которого поддерживал сидевший там марзбан, персидский наместник, которого сменил уже наместник Халифата. Несмотря на то, что колокольня была построена в 17 веке, ее украсили характерными для сельджукской эпохи декоративными элементами в виде сплетенных змей и карнизов-сталактитов. Поэтому получилось, что Армянская церковь не смогла сохранить централизованное государство, но сохранила общность армянской культуры. Можно говорить даже о создании особого теократического государства, где власть духовная заменяла власть политическую. Это тенденция сохранилась и сейчас, основа современного армянского единства - это прежде всего общность национальной идеологии, а политическая власть, например, президента Армении, совершенно второстепенна. Алтарь и все внутреннее убранство Эчмиадзина были созданы в 17-18 вв. Чувствуется очень сильное влияние католицизма, которое появилось еще в Киликийской Армении во время крестовых походов. Но росписи купола и стен все восточные, очень похожие на подобные в османских мечетях. Росписи стен все поздние 18-19 веков, золотой фон чем-то напоминает роспись в Св.Софии Константинополя. Во дворе Эчмиадзинского монастыря собрана внушительная коллекция хачкаров. Например, вот этот древнейший, еще 9 века, здесь еще нет богатых восточных орнаментов, как у позднейших каменных монументов. А этот хачкар уже 13 века, богатая резная вязь покрывает почти всю его поверхность. Армянские пенсионеры во дворе Эчмиадзина. Единственная уцелевшая башня крепостной стены, окружавшей монастырь. Эти поздние стены были возведены в конце 18 века. План Эчмиадзина, выполненный Жаном Шарденом в 1670-х годах. Видно, что крепостная ограда с башнями существовала и в 17 веке. Так как Эчмиадзинский монастырь занимает место древней цитадели Вагаршапата, возникает вопрос - насколько крепостные стены монастыря повторяют линию стен древней крепости, имела ли цитадель Вагаршапата такую же правильную прямоугольную форму? Точного ответа на этот вопрос нет. ![]() Как мне кажется, характерная форма укреплений монастырей Закавказья в виде правильного прямоугольника (это и Светицховели, и монастырь Алаверди) происходит от иранских укрепленных караван-сараев, которые все тоже имеют правильную форму и в свою очередь восходят к византийским и римским военным лагерям. Но возможно ли, что форма прямоугольника была присуща изначальной цитадели Вагаршапата? Т.е. возможно крепость Вагаршапата напрямую копировала римский военный лагерь, ведь город строился во 2 в. н.э., времени максимального засилья римской культуры в Закавказье, и здесь действительно стоял римский гарнизон. Эчмиадзинский монастырь вид со стороны старого кладбища. С южной стороны кладбище упирается в монастырь Св. Гаяне. Скорее всего у церкви Гаяне проходила южная окраина древнего Вагаршапата. Там должна была стоять крепостная стена города и ров перед ней, где по преданию и казнили Св.Гаянэ. Но это в том случае, если мемориал Гаянэ был основан в "правильном" месте. Теперь мы подходим к истории не менее важной для армянского христианства, чем история Григория Просветителя и царя Трдата, тем более они тоже в ней участвуют. По преданию, крещению царя Трдата предшествовала массовая казнь христиан в Вагаршапате. Именно после этого действа царь Трдат превратился в свинью, пока его не вылечил добрый пастор Григорий с помощью Христовой веры. Большую часть казненных составляли женщины, но главными действующим лицами этой трагедии была дева Рипсимия (Рипсимэ) и Гаяния (Гаянэ). Гаянэ возглавляла группу женщин христианок, а Рипсимэ была основой сюжета, правда, пострадали в итоге все мученицы (их число колеблется от 30 до 40 человек, в зависимости от источников) Но одной из дев все же удалось спастись, и ею была не лишь бы кто, а сама Св. Нина - крестительница Грузии. Если коротко, то вся история была вроде "про любовь", царь Трдат воспылал страстью к красавице Рипсимэ, всячески ее домогался, но получив отказ, замучил ее до смерти, а заодно и всех ее сотоварок. Безусловно, история дев Рипсимянок могла произойти в действительности, тем более в житиях упоминается, что случилось это во времена императора Диоклетиана, известного гонителя христиан. Вполне возможно, что и в Армении могли свершаться подобные безобразия, правда вызывает некоторое сомнение, что изувером мог быть сам Трдат III, человек, имевший хорошее римское образование и принявший решение крестить страну. Поражает обилие в этой истории женских персонажей, фактически все ранние мученики Армении - женщины, тут еще можно вспомнить и Св. Нину, крестившую Грузию, кстати, это фактически единственная женщина ставшая "крестителем какой-то страны", как правило эту должность занимали мужчины. Объяснение этому "женскому феномену" несложное, дело в том, что главным божеством Армении до принятия христианства была богиня Анаит (Анахита, Артемида), богиня плодородия и покровительница армянских царей. А город Вагаршапат был центром ее почитания, он даже имел древнее название Артемид - город богини Артемиды. Именно ее храм видимо находился на месте Эчмиадзинского собора и был полностью разрушен в 4 веке. Но почитание женского божества в городе осталось, поэтому почти все церкви Вагаршапата посвящены женщинам-мученицам. Церковь Св.Гаянэ, возведенная католикосом Эзром в 630 году. Церковь имеет ярко выраженное ступенчатое основание, копирующее подобные в античных храмах. Арочный притвор церкви Св.Гаянэ был возведен в 1688 году, в притворе захоронены высшие духовные лица монастыря. Росписи стен здесь 18-19 века. Церковь сохранилась почти без изменений, только в 17 веке был отремонтирован купол. Алтарь храма Св.Гаянэ Церковь возведена на месте мартирия - мавзолея мученицы Гаянэ. Считается, что мавзолей был сооружен непосредственно в начале 4 века царем Трдатом III. Части мавзолея включили в структуру церкви 7 века, правда погребальная крипта Гаянэ дошла до нас в очень перестроенном виде, в отличии от мартирия девы Рипсимэ (о которой рассказ пойдет ниже). Вход в крипту Св.Гаянэ. Молящаяся женщина в склепе мученицы Гаянэ, здесь практически ничего нет кроме проема в стене. А теперь осмотрим настоящий шедевр армянской архитектуры - церковь Св.Рипсимэ. Она находилась за городскими стенами Вагаршапата на небольшом естественном холме к востоку от города. Сейчас это также городская окраина. Церковь построил католикос Комитас I Ахцеци в 618 году на месте мартирия девы Рипсимэ, возведенного еще в 4 веке. До христианской эпохи на этом холме стоял языческий храм, его остатки были выявлены при археологических раскопках - это был классический античный храм периптер, похожий на тот, что сейчас восстановили в Гарни. Комплекс Св.Рипсимэ сохранил глинобитную крепостную ограду 18 века. Эти стены из сырцовых кирпичей дают общее представление о фортификации древнего Вагаршапата, ибо материал при строительстве использовался один тот же. Если стены 18 века сохранились так плохо, то понятно, что от древних укреплений не осталось и следа, как не осталось ничего от всех древних строений города, все равнинные города Армении целиком строили из необожженных кирпичей. Армянские города были похожи на подобные в Иране или Ираке, например, от знаменитого Багдада времен Халифата не осталось ни одного сооружения, так как сырцовые стены быстро оплывают и разрушаются. Но церкви армяне строили на века. Храм Рипсимэ один из древнейших и главное отлично сохранившихся. Это один из первых купольных тетраконхов - крестовокупольных храмов с четырьмя апсидами. Первым подобным храмом в Армении был собор в Аване, я о нем уже писал в статье про Ереван, только в Аване от храма остались одни руины. Купол храма немного расширили в 10 веке. Выглядит он впечатляюще, как и вся церковь внутри, но ее тяжело снимать, так как фото плохо передают объем внутреннего пространства, а стены аскетичны и даже грубы, в кадр попадают только отдельные элементы арок и сводов, не дающие ощущения цельности всей конструкции. Церковь была возведена на месте мартирия Рипсимэ, причем нижняя часть мавзолея сохранилась и находится сейчас под алтарем храма. Выяснилось, что изначально, мартирий имел башнеобразную форму, его изображение можно увидеть на монументе из Одзуна, что на севере Армении. Вполне возможно, что мартирий Св.Гаянэ тоже имел башнеобразную форму. По преданию, эти два мавзолея возвел царь Трдат III после крещения страны. В 360-х годах мемориалы святых были разрушены персами вместе со всем городом, но в конце 4 в. католикос Саак Партев восстановил башни мавзолеев, окончательно их разобрали только при строительстве церквей над усыпальницами. Само существование башнеобразных мартириев у христиан в Армении 4 века наводит на некоторые размышления по поводу генезиса мусульманских башенных мавзолеев, появившихся через 600 лет в Иране и Малой Азии. Конечно, прямую связь доказать тут тяжело, но несомненно, что мусульманские гробницы восходят к каким-то ранним подобным античным сооружениям. Изображение мартирия Св.Рипсимэ на монументе из Одзуна. Вход в северный придел церкви, где находится коридор, ведущий в гробницу девы Рипсимэ. Здесь стоят какие-то старые камни, плита в центре напоминает каменную дверь в усыпальницу. Крипта-склеп Рипсимэ сохранила свою изначальную форму, видимо 4 века, это прямоугольная камера со сводчатым потолком и апсидой с восточной стороны. Роспись алтаря церкви Рипсимэ, тут мы видим саму деву Рипсимию вместе со святыми и апостолами. Недалеко от мемориала Рипсимэ находится более поздняя церковь Шогакат, его возвел князь Агамал Шоротеци в 1694 году. На ее месте существовала какая-то древняя церковь, но какого года постройки неизвестно. Шогакат переводится как "лучезарный свет", церковь построили на месте, связанным с Видением Св.Григория Просветителя, который якобы узрел Свет Христов над городом Вагаршапатом. Хотя ранее считалось, что "свет" снизошел на собор Эчмиадзин. Церковь небольшая аккуратная и популярная у местных прихожанок. Считается, что в районе храма Шогакат проходила крепостная стена Вагаршапата. На фото 19 века видны какие-то развалины, но скорее всего это руины ограды самого монастыря Шогакат. Совсем недалеко от храма Шогакат находятся руины еще одной неизвестной церкви с внушительным таким ступенчатым основанием. Никакой информации по объекту у меня нет. Хачкары Вагаршапата. Эти ранние, а внизу монумент с удальцом на коне и в чалме - намного более поздний. Мои посты, посвященные Закавказью: Сагмосаванк и Ованаванк - монастыри над пропастью. Исторический Ереван Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни Армяно-грузинские зарисовки Армения - страна камней Тэги: армения Катынь как национальная мания: Почему Варшава выступила против памятника А.И. Микояну в Ереване2014-06-04 11:11:40Владислав Швед "Наступит ли время «обнуления» исторических обид?" + развернуть текст сохранённая копия Владислав Швед "Наступит ли время «обнуления» исторических обид?" http://www.dm-dobrov.ru/history/katyn/katyn-2.html) /// "Наверное, должен появиться какой-нибудь выдающийся польский деятель, который сможет изменить самосознание своей нации, чтобы все эти нападки, связанные с Катыньским делом, прекратились, а сама Катынь заняла положенное ей место в истории"///. А что тогда, после того как "выдающийся польский деятель изменит самосознание своей нации", скажут современные ему российские деятели о своих предшественниках во власти, подтвердивших, аки подлинную, геббельсовскую версию о происхождении трупов, найденных в катынском лесу? Костя 03.06.2014 21:12 Дело не в Польше. Дело в тех, кто стоит за спиной "катынцев" и поощряет на фокусы типа протеста против памятника в ЕРЕВАНЕ. - Дело в Штатах! Серж 04.06.2014 8:29 Хочу напомнить об участии Микояна в сохранении отношений США-СССР во время Карибского кризиса. Тэги: а.и.микоян, а.микояну, армения, армения,армянский, армяне, бедствия, вов,вмв, вторая, германия, ереван, заметки, и.сталин, история, катынь, мировая, неангажир., памятник, памятники, политика,геополитика(видео, политолога, польша, посполитая, правосудие,преступления,правонарушения, происшествия,мятежи,скандалы,стихийные, речь, россия, россия,ссср,русский, ссср, ссылка, тексты), язык, язык,арцах(н.карабах)
Главная / Главные темы / Тэг «армения»
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Обзоры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...

Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|