Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Евгения Ханаева. Любовь, печаль и МХАТ...2013-07-18 20:57:46... спектакли и приглашал артиста на свои банкеты ... + развернуть текст сохранённая копия Народная артистка СССР (1987). 02.01.1921 (Ногинск) — 08.11.1987 (Москва) В 1939—1942 гг. училась в юридическом институте, в Театральном училище им. М. С. Щепкина. В 1947 г. окончила Школу-студию МХАТа и стала актрисой этого театра. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. Крупской (1978) и премии Х ВКФ в Риге (1977) за роль в фильме «Розыгрыш». — Добрый день! Это Владимир Анатольевич? — Да, он самый. — Рада вас слышать! Я знала вас еще как Вовочку. — Очень приятно. — Как мама? Она живет с вами? Вчера видела по телевизору «По семейным обстоятельствам» и решилась позвонить. Мы не общались очень давно... Как ее здоровье? — Видите ли... Ее нет уже больше десяти лет. До сих пор в квартире Евгении Никандровны Ханаевой случаются подобные телефонные разговоры. Звонят старые приятельницы, поклонники, давние знакомые, а раньше — журналисты или творческие работники, каким-то образом прозевавшие сообщение о смерти актрисы. Ее образ возникает на экране так часто, что кажется, будто она по-прежнему рядом с нами. Ведь не было недели, чтобы телевидение не показало такие картины, как «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Старый Новый год», «Блондинка за углом», «Идеальный муж» или еще какой фильм с участием Евгении Никандровны. А героини Ханаевой — женщины яркие, волевые, порой даже эксцентричные, в них столько жизни, что трудно поверить в несправедливо ранний уход их создательницы. Евгения Ханаева снималась в кино всего пятнадцать лет. Это очень мало для актрисы, которая могла сыграть любую роль в любом жанре. Но даже в столь незначительный срок Ханаева стала одной из самых любимых актрис советского кино и остается ею по сей день. * * * Ее отцом был знаменитейший оперный певец, ведущий солист Большого театра Никандр Ханаев. Он одинаково успешно играл и героические, и трагические, и характерные роли, а это в музыкальном театре большая редкость. Он пел в «Пиковой даме», «Руслане и Людмиле», «Борисе Годунове», «Хованщине», одновременно занимал пост заместителя директора Большого театра и возглавлял Государственную экзаменационную комиссию на вокальном факультете Московской консерватории. Никандра Ханаева в театре побаивались и уважали. Он был строг, принципиален и немногословен, в общении предпочитал народные поговорки и емкие, сочные характеристики — например, поверхностных певцов называл «звукодуями». Ханаева очень ценил Сталин, он часто посещал его спектакли и приглашал артиста на свои банкеты. А когда Никандр Сергеевич в годы войны одну из своих премий отдал на строительство танков, вождь направил ему трогательное письмо со словами благодарности. Собственно, в биографии Евгении Ханаевой важно не это. Важна среда, в которой росла и воспитывалась будущая актриса. Высокодуховная, культурная среда, богема. Если у отца не было спектакля (а «звездам» тех лет больше пяти спектаклей в месяц не давали — на них и так театр собирал аншлаги), подъем в доме начинался не раньше одиннадцати часов. Потом следовал сытный завтрак, занятия музыкой, прогулка. К вечеру — гости. Это мог быть композитор Молчанов, или певец Лемешев, или художник Герасимов, или еще какая знаменитость. Если же вечером спектакль — все было иначе. Никандр Сергеевич поднимался в семь утра, час-полтора распевался, затем уединялся в туалете — пел в унитаз и прислушивался — как звучит голос. В одиннадцать он съедал полтарелки бульона и бутерброд. Больше ничего. Вечером приходила машина, и в половине девятого начинался спектакль, по окончании которого вся ватага коллег и поклонников направлялась к Ханаеву в Брюсов переулок кутить до утра. Во всех биографических справочниках указано, что Никандр Сергеевич Ханаев родился в крестьянской семье. В селе Песочня Рязанской области его имя почитаемо до сих пор. Там даже существует музей Ханаева. Говорят, что в Песочне все местные жители издревле носили лишь две фамилии — Ханаевы и Сарычевы. Раз в месяц они устраивали между собой кулачные бои, и юный Никандр охотно принимал в них участие. Но те, кто его знал, утверждали, что он никогда не был похож на сына крестьянина — может, матушка согрешила с каким проезжим барином... Во всяком случае, про отца Никандр ничего не знал, а мать тайну его рождения унесла с собой в могилу. В двенадцать лет Ханаев самостоятельно ушел в город. Работал пристяжным — с малых лет обожал и понимал лошадей. Одновременно, обладая прекрасным низким голосом, пел в церквях и зарабатывал немалые деньги. С возрастом голос сломался, однако Никандр осмелился показаться в консерваторию. «Ба, да перед нами превосходный драматический тенор!» — услышал юноша, и с той минуты началась его бешеная карьера в искусстве. После революции Никандр Ханаев женился на скромной, неказистой девушке из Ногинска Ираиде, а в 1921 году у них родилась единственная дочь. Назвали ее Евгенией. Детство Евгении прошло в Большом театре. Она видела все спектакли с участием отца, несмотря на возраст, бывала на всех банкетах и домашних посиделках и, естественно ни о чем другом, кроме сцены, думать не могла. Родители были против того, чтобы Евгения стала актрисой, но к музыке ее приучали с малых лет. С девочкой занимался учитель-пианист, она с удовольствием играла и пела. Но когда настала пора делать выбор, Евгения осознала, что, кроме театра, ни о чем другом думать не может. Чтобы не огорчать родителей, Евгения поступает на юрфак в МГУ, однако тайно подает документы и в Щепкинское училище при Малом театре. Спустя несколько дней к Никандру Сергеевичу подошел коллега из «Щепки» и сказал: — Ника, поздравляю! Класс! — Спасибо, тебя тоже. А что? — Как — что? Твоя дочь стала нашей студенткой... Евгения Ханаева мечтала о МХАТе, боготворила его мастеров, но мхатовцы тогда на актеров не учили. Евгения с удовольствием занималась и в Щепкинском, правда не так много, как следовало бы, — большую часть времени забирала учеба в МГУ. «Давно бы тебя отчислил, — ворчал на нее Константин Александрович Зубов, — если бы не твой талант, в который ты сама не веришь...» Великая Отечественная война оборвала занятия в обоих вузах. А в 1943 году Евгения узнает, что создана Школа-студия МХАТа. Теперь ее ничто не могло остановить. Даже тот факт, что в новом вузе пришлось начинать все с начала, с первого курса, и три года учебы в «Щепке» вылетели в трубу. Первыми студийцами МХАТа также стали Владимир Трошин, Владлен Давыдов, Луиза Кошукова, Клементина Ростовцева, Игорь Дмитриев, Ирина Скобцева, Михаил Пуговкин, Константин Градополов, Маргарита Юрьева — все молодые, красивые, полные надежд и энтузиазма. Студийцев не учили, их воспитывали. Каждую неделю приходили великие мхатовские «старики» и беседовали, рассказывали о жизни, о театре, с удовольствием выслушивали мысли молодого поколения, приглашали участвовать в народных сценах и эпизодах. Евгению Ханаеву занимали во всех отрывках, что ставили педагоги, а на третьем курсе даже удостоили персональной стипендии имени Чехова. Ее дипломная работа — Татьяна в «Мещанах» — имела шумный успех и восторженную прессу. Спектакль мхатовских студийцев перекочевал на основную сцену и был выдвинут (ни много ни мало) на Сталинскую премию. «Старики» отнеслись к этому факту очень ревностно, и высокая награда «уплыла» в другие руки. Молодые актеры не огорчились, ведь впереди еще много побед и счастливых мгновений! Ах, как они ошибались... О Ханаевой в те дни писали: «Эта актриса большого диапазона и еще не вполне раскрытых возможностей. Вероятно, ей по плечу значительные характеры, вроде королевы Елизаветы в „Марии Стюарт“ или Вассы Железновой». Прежде чем эти слова окажутся пророческими, пройдет более двадцати лет. «Женя, помни одно: с твоей внешностью на героинь можешь не рассчитывать», — говорили педагоги Евгении Никандровне. А она и не рассчитывала. При этом все понимали, что ее внешние данные не соответствовали ее актерским качествам. Однако в жизни Евгении случилось нечто важное: к ней пришла любовь. Уже на первом курсе она полюбила Костю Градополова, сына знаменитого на всю страну спортсмена и киноартиста. Молодой человек ответил ей взаимностью, и все годы учебы они не расставались. Друзья уже считали их супругами, но на деле все оказалось намного сложнее: Костя и Женя не решались объясниться. Гуляли, учились, репетировали и... молчали. Сегодня подобная ситуация выглядит смешной и нелепой, а тогда это была настоящая человеческая драма. Закончив студию и став актрисой МХАТа, Евгения почувствовала, что ее любимый все больше отдаляется. Что она могла сделать? Но тут в ее жизни появился новый человек — начинающий экономист Толя Успенский, сын главного бухгалтера МХАТа Анатолия Ивановича Успенского. Успенский-старший был личностью уникальной. Потомственный дворянин, до 1917 года он служил в царской армии, а после революции весь его корпус перешел на сторону красных. После гражданской войны Анатолий Иванович демобилизовался и, как образованный человек, решил освоить новую профессию. Он окончил курсы Красной профессуры и до 1936 года спокойно работал бухгалтером. А потом начались гонения. Больше двух месяцев его нигде не держали, а вскоре и вовсе стали отказываться от услуг бывшего дворянина. Тогда жена рекомендовала Анатолию Ивановичу написать письмо Калинину, что он и сделал. Изложил всю свою историю и стал ждать, когда его «заберут с вещами». Но вместо чекистов к Успенскому пришел вестовой с приглашением явиться к «всесоюзному старосте». Каково же было удивление Анатолия Ивановича, когда Калинин предложил ему занять место главбуха МХАТа. «Меня все равно уволят!» — лепетал Успенский. Но его не уволили. Больше того, во МХАТе он проработал всю оставшуюся жизнь. Его сын Толя тоже увлекся экономикой. Он поступил в Институт внешней торговли, который вскоре был преобразован в МГИМО. Его занимала наука, экономическая история, но никак не театр, и все же от судьбы не уйдешь. Анатолий встретился с Евгенией на одном из мхатовских вечеров отдыха. Они танцевали, разговаривали, смеялись, договорились встречаться. Он стал посещать все ее спектакли, а потом сделал предложение. Евгения согласилась. Родители обеих сторон этот брак не одобрили. «Он не нашего круга. Это все несерьезно», — говорил Никандр Сергеевич. «Бог мой! Неужели не мог найти кого покрасивее?» — удивлялся Анатолий Иванович. Тем не менее свадьба состоялась, и в 1953 году у Евгении Ханаевой родился сын Владимир. Вскоре семейное счастье кончилось. Любовь была страстной, но недолгой. В театре все шло своим чередом. Еще не совсем состарившиеся «старики» доигрывали свой репертуар, премьер почти не было, о молодых же никто не заботился. Однокурсница Ханаевой Луиза Кошукова вспоминает те времена так: «Наши амплуа все перепутали, назначения на роли были случайными, Чехова или Толстого играть не давали вообще. Старики нас любили, но совершенно не думали о нашем будущем. Надо было о себе напоминать, задабривать подарками, искать покровителей. Кто-то напирал темпераментом, кто-то пытался разжалобить. Женя никогда на это не шла. Старики очень хорошо относились к Никандру Сергеевичу, и достаточно было бы одного его звонка, чтобы дочь получила роль, но и он, и она были выше этого. А если в театре вдруг всем прибавляли зарплату, про Женю говорили: „Она обойдется, у нее богатая семья“. Женя была всесторонне образованной и талантливой, прекрасно пела и танцевала, могла бы проявить себя и в музыкальном театре, но она любила только МХАТ. И здесь поначалу ей пришлось очень трудно...» После блистательного дебюта Евгения Ханаева получила новую роль спустя пять лет. Длительные паузы сменялись эпизодами, что-то достойное актрисе предлагали крайне редко. И вдруг однажды Ханаеву попросили заменить заболевшую Ангелину Степанову в одной из лучших ее работ — она сыграла королеву Елизавету в шиллеровской «Марии Стюарт», роль, которую ей пророчили критики много лет назад. Но потом — опять тишина. «Мы попали в щель», — любила говорить Евгения Никандровна о своем, послевоенном мхатовском поколении. Когда «старики» потеснились, в театр уже влился новый поток молодежи, и ровесникам Ханаевой вновь нечего было делать. Ситуация изменилась с приходом в МХАТ Олега Ефремова. Новый руководитель театра дал Евгении Ханаевой «зеленую улицу», и только тогда она почувствовала полную свободу, полное раскрепощение. Играла все — и классику, и современность, и драму, и комедию, и гротеск. Ефремов и раньше предлагал Ханаевой работать вместе, не раз приглашал ее в «Современник», но актриса на это отвечала: «Извините, но я не верю в эти самодеятельные начинания. Я предана только МХАТу...» К тому времени семья Ханаевой распалась окончательно. В ее жизнь ворвалась последняя, поздняя любовь. Актер Лев Иванов был партнером Евгении Никандровны по нескольким спектаклям. Они много работали вместе, и постепенно их чувства возобладали над разумом. Тут же появились «доброжелатели», которые звонили в семьи и, смакуя, рассказывали пикантные подробности из жизни своих «оступившихся» коллег. Некоторые доброхоты додумались до того, что подзывали к телефону маленького Володю и, не стесняясь вульгарных выражений, поносили его мать на чем свет стоит. Евгения Никандровна посчитала, что оставаться в семье она больше не имеет права, поэтому вскоре оформила развод и сына оставила Анатолию Анатольевичу. Наказывая саму себя, она понимала, что за все надо платить. Лгать и быть неискренней она не могла. В то же время Евгения Никандровна осознавала, что любимый человек не будет рядом с ней, не бросит больную жену, что это ненадолго. Да она и не требовала ничего, а просто с головой окунулась в пьянящую последнюю любовь... 1972 год стал для Евгении Ханаевой переломным. Она появилась на киноэкране. Илья Авербах пригласил ее на роль экономки Эльзы Ивановны в фильм «Монолог». Ханаева была удивлена и растеряна — столько лет киношники ее не замечали, и вдруг съемки. Но решилась, поехала в Ленинград. Авербах снимал «по-театральному» — с репетициями, и это было на руку начинающей киноактрисе. И все равно своими вопросами она порой ставили в тупик и режиссера, и партнеров: «Да где здесь зерно роли? Это же не по Станиславскому!» Помог Михаил Глузский, игравший профессора Сретенского: «Женечка, представь, что ты давно и тайно в меня влюблена и мечтаешь уйти на край света, потому что я твоих чувств не замечаю». Сразу после «Монолога» появились «Странные взрослые», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «...И другие официальные лица», потом более знаменитые фильмы и более интересные роли. В кино у Ханаевой сложилось амплуа резкой, эксцентричной особы, твердо верящей в свою правоту и не терпящей пререканий. Мать оператора Рачкова из фильма «Москва слезам не верит» убеждена, что прекрасно знает жизнь и может давать советы даже тем, кто ее об этом не просит. Анна Романовна из комедии «Старый Новый год» называет себя «старым работником культуры» и считает, что посвящена в особые таинства, недоступные простым смертным. Изольда Тихоновна, героиня фильма «По семейным обстоятельствам», опекает своего престарелого сына, как наседка, но вскоре сама становится невесткой и преображается в хрупкую, нерешительную женщину. А сколько смеха вызывает бывшая школьная учительница Татьяна Васильевна из «Блондинки за углом», которая выработала командный голос и продолжает кричать во все горло даже дома. В жизни Евгения Никандровна была совсем другой, но она охотно эксплуатировала на экране найденный образ и с легкостью его совершенствовала. Героини Ханаевой стали прикрытием ее нежной, теплой души. Однако, «визитной карточкой» киноактрисы Евгении Ханаевой стала роль учительницы Марии Васильевны Девятовой. Мудрая, справедливая женщина, всем сердцем преданная работе и воспринимающая беды учеников как свои личные, — такой появилась она в картине «Розыгрыш». Сотни, тысячи писем приходили на киностудию, в театр, опускались в ее почтовый ящик. Писали учителя, ученики и их родители. «Но я же не педагог! Я актриса!» — отбивалась она от всех, но уже началась активная персонификация суперучительницы: «Учительская газета» пригласила Ханаеву принять участие в какой-то дискуссии по системе народного образования, съезд учителей попросил актрису занять место в президиуме, от нее требовали интервью и мудрых статей. За эту роль Ханаева получила Государственную премию и главный приз на очередном всесоюзном кинофестивале. Что любопытно, поначалу она отказывалась от съемок в «Розыгрыше». На тот момент за плечами актрисы была лишь роль в «Монологе», и она не была готова к такой большой работе. «Походите по театрам, посмотрите других актрис», — сказала она режиссеру Меньшову при встрече. Но он не отступал. «Дело в том, что я давно обратил внимание на Ханаеву, — поделился воспоминаниями Владимир Валентинович. — Я ее увидел на сцене МХАТа еще в „Мещанах“ и отметил для себя как очень интересную актрису. Поэтому, когда я приступал к „Розыгрышу“, сразу подумал о ней». Положение осложнялось одним — на эту роль претендовала еще одна актриса, причем народная артистка СССР. Она очень хотела сыграть Девятову, поэтому выцарапывала утверждения всеми правдами и неправдами. Тогда Меньшов сделал две кинопробы, снял обеих актрис и представил руководству. Вскоре ему позвонил главный редактор Госкино и спросил: «Это ты специально так облажал народную артистку?» Преимущество Ханаевой было очевидно. Владимир Меньшов: «Кино много потеряло, что не открыло ее раньше. Я счастлив, что эта честь принадлежит мне, и последние пятнадцать лет Евгения Никандровна не сходила с экрана. Я ее снимал и потом — в фильме „Москва слезам не верит“, правда, там у нее небольшая роль, но блестящая. Мы с ней дважды встретились и как партнеры. Она была скромнейшим, тишайшим человеком, чем все бессовестно злоупотребляли. Актеры приходили на площадку и сразу начинали ставить свои условия — кого снимать первым, сколько времени они вообще сегодня могут уделить и т.д. На том же „Розыгрыше“ Ханаева уже сидела загримированной в 9 утра, а работать начинала только к обеду. И лишь однажды она не на шутку взвилась. Устроила такой разнос, что мне стало очень стыдно. Я ведь думал — ну сидит человек, никуда не торопится, и даже не сообразил, что передо мной просто очень интеллигентная, хорошо воспитанная женщина...» Евгения Никандровна снималась теперь в трех-четырех фильмах за год, много зарабатывала. В ее квартире появились картины Шишкина, Поленова, Жуковского, она стала коллекционировать фарфор и старинные часы. Ее часто приглашали на творческие встречи. Конечно, ей льстила слава, были приятны зрительская любовь и особенно признание женской половины населения. Ведь все это пришло так поздно. Уйдя из семьи, Евгения Никандровна так и прожила одна. Если ее не отвлекали съемки или репетиции, она с удовольствием занималась хозяйством. Все делала сама, причем безупречно, — шила, вязала, великолепно готовила, следила за чистотой и порядком в квартире. Любила дачу, и копошилась там тоже сама. Она знала каждую травинку, каждое деревце и гриб — ничто не ускользало от ее любознательности. Еще одной страстью Ханаевой был автомобиль. Отец подарил ей когда-то «Жигули», и Евгения Никандровна прекрасно освоила премудрости езды. Эта страсть и стала для актрисы роковой. На одном из перекрестков ей пришлось резко затормозить. Голова актрисы так же резко откинулась назад, и острая боль пронзила все тело. Казалось, что ей просверлили шею. Через несколько дней боль прошла, а спустя полтора года возобновилась и больше не утихала. Не помогали ни мази, ни массаж. Евгения Никандровна стала ходить к экстрасенсам, которые заглушали боль на день-два, и все же последний год своей жизни она по-настоящему не спала. Но работала. Выходила на сцену и снималась, превозмогая дикие боли. На дворе был уже 1987 год: «перестройка», открытые заседания правительства, рассекречивание архивов, первые в СССР бизнесмены, наконец раскол МХАТа. Евгении Ханаевой все было интересно, важно, но она уже чувствовала, что близится финал. В январе Евгения Никандровна впервые позвонила сыну. — Здравствуй, это мама. Как живешь? — Спасибо, хорошо. Как ты? — Более-менее... Чем занимаешься? Где работаешь? — Пошел по папиным стопам — занимаюсь экономикой, преподаю. — Хорошо. На жизнь хватает? — Да. У меня свое дело... Первый разговор — сумбур. Через день она позвонила снова. А еще через день Владимир приехал к матери. Они ни разу не обсудили темы развода, всех тех далеких «скользких» проблем, не разговаривали о личных делах друг друга. Ездили вместе на Введенское кладбище на могилу деда, Никандра Сергеевича. Владимир приходил на ее спектакли в «ефремовский» МХАТ. Отец одобрял его встречи с матерью, интересовался ее здоровьем. А здоровье Евгении Никандровны все ухудшалось. Наконец она решилась на операцию, обратилась к знаменитому хирургу Канделю. Тот вынес вердикт: «Операция будет сложная и, к сожалению, небезопасная. Поврежденный позвонок входит в ствол черепа. На сегодняшний день я могу дать только пятьдесят процентов за успех. Или — или». В конце октября операция была проведена. Через десять дней Евгения Никандровна, не приходя в сознание, скончалась. В те дни вышел указ правительства о присвоении Ханаевой звания народной артистки СССР. Она ждала этого. Все в театре получали звания, а ей давали только ордена, которые Ханаева не любила. Коллеги из театра принесли эту весть в больницу через два дня после операции. Доктор попросил подождать их у дверей реанимации, а сам подошел к больной. «Евгения Никандровна, вы получили звание народной артистки Советского Союза. Если вы меня слышите, пожмите мне руку... — Он немного постоял у кровати, держа ее ладонь в своей, а потом повернулся к актерам. — Она слышит...» Но друзьям показалось, что доктор их только успокаивает. Снималась в фильмах: 1972 — МОНОЛОГ (Эльза Ивановна). 1974 — СТРАННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ, тв (Августа Львовна). 1976 — РОЗЫГРЫШ (Мария Васильевна Девятова), ...И ДРУГИЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА (Зинаида Петровна), ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ФЕРДИНАНДА ЛЮСА (Лота). 1977 — ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, тв (Изольда Тихоновна), СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ (Людмила Ивановна), ВОЛШЕБНЫЙ ГОЛОС ДЖЕЛЬСОМИНО, тв (тетушка Кукуруза). 1979 — МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ (мать Рачкова). 1980 — ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ (леди Маркби), У МАТРОСОВ НЕТ ВОПРОСОВ (Анна), СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД, тв (Анна Романовна). 1981 — КУДА ИСЧЕЗ ФОМЕНКО, тв (Вика). 1982 — БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИНЖЕНЕРА БАРКАСОВА, тв (Алиса Юрьевна), ПРОСТО УЖАС, тв (бабушка), МАТЬ МАРИЯ (мадам Ланке), 4:0 В ПОЛЬЗУ ТАНЕЧКИ (Зоя Александровна). 1984 — БЛОНДИНКА ЗА УГЛОМ (Татьяна Васильевна), КАНКАН В АНГЛИЙСКОМ ПАРКЕ (Валерия). 1986 — КТО ВОЙДЕТ В ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН (Агнесса). 1987 — ПОД ЗНАКОМ КРАСНОГО КРЕСТА, тв (Вера Афанасьевна), К РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИСТУПИТЬ, тв (Рябикова). Из книги Сергея Капкова «Эти разные, разные лица» ertata Тэги: артист, биография, евгения, интересный, история., кино, кино,, культура, люди, люди,, мхат, назад, непознанный, советский, ссср, ссср., судьба, театр, театр., ханаева Мимы в радость (Саратов, 16.07.13)2013-07-18 03:33:49
И даже не смотря на то что мимы издревле были во вкусе зрителей из низших слоёв, на свадьбу их уже вошло в традицию звать чтобы занять и развеселить собравшуюся публику. В городском парке день рождения журнала "Свадебное обозрение" также без их участия не провели. Парочка мимов раздавала воздушные шарики и всячески радовала публику своими умелыми телодвижениями, а также мастерским владением стеклянного шарика. В общем подражатели пришлись к месту, правда на кого конкретно были пародии останется тайной)))
Фото: © Copyright ma-zaika.ru Тэги: артист, афиша, весело, воздушный, городской, конкурс, культура, люди, обозрение, отдых, парк, подражатель, праздник, радость, развлечение, саратов, саратова, свадебный, тест, шарик А Децл-то вырос.2013-07-14 15:35:51... шоу "Универсальный артист", которое ... шоу "Универсальный артист" будет посвящён ... + развернуть текст сохранённая копия Тэги: артист, видео, отзыв, пшиздрик, универсальный, шоу «Вы согрели наши души»2013-07-12 12:31:53... 17-летнего артиста режиссёр Григорий Рошаль ... : "Великий русский артист. Национальное достояние. ... + развернуть текст сохранённая копия К 90-летию со дня рождения Михаила Пуговкина За 70 лет артистической жизни Михаил Иванович Пуговкин (13.07.1923–25.07.2008) сыграл 20 ролей на сцене и 100 ролей в кино (это, не считая мини-ролей в сатирическом киножурнале "Фитиль" и детском юмористическом "Ералаше"). Некоторые из фильмов с его участием сегодня подзабыты, другие сейчас посмотреть не просто — в собственности других государств: Белоруссии и Украины. Лучшие же создания этой бравой сотни принадлежат национальной киноклассике, по большей части это кинокомедии. И особенно сатирическо-эксцентрические кинокомедии, созданные выдающимся советским режиссёром Леонидом Иовичем Гайдаем. Творческое товарищество и взаимодействие с этим непревзойдённым мастером жанра подарило актёру персонажи незабываемые: Прораб в "Операции Ы и другие приключения Шурика", Сан Саныч в "Спортлото-82", ещё героев гайдаевских экранизаций русской советской сатиры: Горбушкин в киносборнике "Не может быть" (по Зощенко), режиссёр Якин в "Иван Васильевич меняет профессию" (по Булгакову), отец Фёдор в "12 стульях" (Ильф и Петров). В этих ролях заблистал комедийный талант Пуговкина, эти роли принесли ему ошеломляющую всесоюзную популярность. Уж 10-й год на перроне Харьковского вокзала встречает пассажиров поп-расстрига Фёдор Востриков. Точно по кадру из "12 стульев" установлена эта статуя полюбившемуся персонажу, установлена на частные деньги — это ли не признание? Не обойдён актёр и признанием коллег, единственный из наших комедийных мастеров назван королём кинокомедии, с почётом коронован. Его дорога в искусство была ровной и честной. Юного рабочего тормозного завода и активного участника драмкружка приметил главреж Московского драматического театра, пригласил во вспомогательную труппу, вскоре его увидели мосфильмовцы. "У вас не лицо, а целая кинобудка", — поприветствовал 17-летнего артиста режиссёр Григорий Рошаль, однако ж, в свою картину "Дело Артамоновых" взял. Деваться то некуда: ёрничай, язви, будка — не будка, а кому, как не круглолицему, с лукавинкой в светлых глазах русскому парню играть горьковского купеческого сынка? Тем более, дебютант и поёт, и пляшет, а основная сцена для него как раз — пляска. "Ой, вы девицы", — пропел Пуговкин, подбоченился, распахнул от сердца руки, и пошёл выкидывать коленца русской пляски. В разгар действа появился директор киностудии, остановил съёмку и попросил всех к репродуктору. Там уже собрался весь "Мосфильм". В гнетущей тишине прослушали речь Молотова о нападении фашистской Германии. Пуговкин доснялся в пляске и, прибавив себе год, ушёл добровольцем на фронт — на Ельню, Смоленск, Вязьму. В 1943 году списанный с фронта по ранению студент Школы-студии МХАТ Михаил Пуговкин сыграл небольшую роль солдата, погибающего у Бородино в историко-биографической картине "Кутузов". "Отпиши в деревню Липки матушке моей, — слёзно просил товарища умирающий юноша, — что сын её Фёдор Петров не Богу душу отдал, а живот свой положил за Отечество". Законченный фильм посмотрел Сталин. Он и до войны смотрел все фильмы, снятые на всех киностудиях СССР, в военное же время — с особым вниманием. Как знать: может, Сталина впечатлил возвышенный трагизм этой сцены (фильм поставил замечательнейший режиссёр Владимир Петров, до войны снявший "Пётр I" и "Без вины виноватые"), и про эпизод с Пуговкиным было сказано, что столько горя сейчас, народ страдает, не надо эту смерть показывать. Сцену вырезали. Картина прошла с огромным успехом. Создатели и исполнители ролей получили награды и премии. Кроме Пуговкина — от роли осталось лишь два крупных плана. Но Михаил Иванович камня за пазухой не держал, чтил генералиссимуса всегда и даже полагал, что в некоторой степени Сталин благотворно причастен к его судьбе. В 1942 году под Ворошиловградом его тяжело ранило в ногу. Хирург полевого госпиталя решил ногу отнять, но боец взмолился: "Нельзя мне без ноги, ведь я артист!". И врач проникся, а может, не рискнул. Через много лет Михаил Иванович узнал, что в тот год вышло распоряжение Верховного медицине — если есть хоть малая возможность лечить — никакой ампутации. И Пуговкин долго лечился. Но кто из миллионной армии поклонников актёра знает про увечную ногу? Сколько раз на экране он завораживал своим плясовым даром — подвижный, пластичный, уникальный. Вспомнить хоть его "коронки" — блистательную чечётку в "Операции Ы" или залихватский танец с Зоей Фёдоровой ("Вашу ручку, фрау-мадам") в "Свадьбе в Малиновке". В этих работах не только мастерство — истинная, не показная мужская воля. Но вернёмся к пуговкинским служивым. Следующий такой его герой — матрос Пирожков в дилогии "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Вообще-то, поразительно: съёмки картин начались в 1952 году — от войны всего-то 7 лет, а режиссёр Михаил Ромм (в то время признанный классик, неоднократный Сталинский лауреат) создаёт крупномасштабный, батально-постановочный (по-нынешнему — блокбастер), костюмный, героико-исторический фильм. И изнурённое, до конца не преодолевшее разруху государство на дорогостоящее кино средств не жалеет — надеется, что рассказ о боевых походах великого флотоводца возвысит, укрепит ослабленную мучениями войны народную душу. В картине играют ярчайшие артисты тех лет — Иван Переверзев, Борис Ливанов, Владимир Дружников, Сергей Бондарчук — все настоящие мужчины и красавцы. Начинающий артист Пуговкин в таком соцветии не затерялся: в его исполнении смельчак и балагур матрос Пирожков — характер подлинно народный, притягательный в своём простодушном радении о пользе Отечества. Такими же чертами отмечены все военные персонажи актёра, их в его послужном списке не менее двадцати. Воюющие на Великой Отечественной, несущие мирную службу — верные воинскому долгу, настоящие служаки. Конечно же, окрашенные его комедийным обаянием. На съёмках картин об Ушакове он впервые увидел Чёрное море. Сразу припал сердцем. Прекрасно помнил и с упоением рассказывал, как встречала вся Одесса китобойную флотилию "Слава", и как воодушевил его парадный вид моряков. Восхищение русским флотом он пронёс через всю жизнь, выразил в ролях матросов, боцманов, лоцманов и обобщил в образе неунывающего морского волка — главного героя фильма "Новые приключения капитана Врунгеля". Эта музыкальная кинофантазия предназначена детям, и Пуговкин прелестно фантастичен — в белоснежном кителе, с традиционной трубкой во рту, распевает мелодичные песенки. Главную — с рефреном "Я без моря жить на свете не могу". Случится так, что и сам Михаил Иванович без моря прожить не смог. Он похоронил жену — известную в 50-е годы исполнительницу русских песен и романсов Александру Лукьянченко. Вскоре по киносъёмочным делам пришлось оправиться в Крым. Этот райский край для него родной, щедрый на творческие свершения — здесь он снялся в 35-ти картинах. Когда-то у моря строились грандиозные декорации для фильмов-сказок. Сколько сказочных царей, королей, разбойников переиграл Пуговкин на этой сказочной природе! (Как тут не вспомнить о расцвете кино для детей в советские годы. Сейчас-то эта важнейшая часть киноискусства почти убита). И благодатный Крым помог Михаилу Ивановичу справиться с бедой, позже здесь пришла к нему поздняя любовь. В этом юбилейном году энергией, стараниями его вдовы Ирины, с помощью предсовмина Республики Крым А.В.Могилёва на исторической Ялтинской набережной почётному гражданину Крыма и города Ялты Михаилу Пуговкину установят памятник. Теперь любой гость Чёрного моря сможет поклониться дорогому артисту. В начале 90-х, живя в Ялте, Михаил Иванович подружился с командующим в то время Черноморским флотом Эдуардом Дмитриевичем Балтиным. Позже Герой Советского Союза адмирал Балтин о нём написал: "Русский самородок в кинематографе". Жаль, не предоставили адмиралу слово в документальном фильме "Жизнь и судьба Михаила Пуговкина". В фильме запечатлели известных актёров. Все о Пуговкине искренне-восторженно: "Великий русский артист. Национальное достояние. Глыба". Вдруг возникает Марк Захаров, с какой стати — непонятно: ни в одном его фильме, ни в спектакле Пуговкин не участвовал. И режиссёр Захаров с приклеенной улыбочкой на всю страну (фильм демонстрировался по федеральному телеканалу) заявляет, что Пуговкин — это самый умный Иванушка-дурачок из русской сказки, самый весёлый, изобретательный и мудрый. Ну, конечно: как речь о редкостно самобытном артистическом русском феномене, так в понимании этого театрального воротилы — Иванушка-дурачок. Да! Пуговкин — изумительный мастер фольклора. Его незабываемые герои Яша-артиллерист в "Свадьбе в Малиновке" и Шельменко в экранизации водевиля Г.Квитко-Основьяненко "Шельменко-деньщик" сотканы из фольклорных мотивов. Но в исполнении актёра это характеры комедийно-народные, с хитрецой, смёткой, жизнелюбием и озорством. Никак они не ровня сказочному простаку Ивану. Или, может, имелась в виду человеческая, художническая личность самого Михаила Ивановича? Да разве он Иван-дурак? Только вдуматься — 100 ролей! Сто персон, фигур, характеров, масок. То сатирических, то юмористических, драматических, героических, то симпатичных ловчил, то горе-бюрократов. И к каждому нужны свой ключик, изюминка, краска. Поэтому постоянный напряжённый поиск, и не отпускающая опаска — не повториться. Нет! Свою Жар-Птицу под названием "Народная любовь" Пуговкин поймал сам, без помощи волшебника Конька-Горбунка. Исключительно благодаря отваге в деле, великому труду и таланту. Что же до ельцинского подпевалы Марка Захарова и родственной ему компании — прости, Господи — как же осточертели их глумливые ядовитые куплеты! Когда же они, наконец, уймутся?! На праздничном концерте в честь 55-летия Великой Победы рядовой разведроты 1147-го стрелкового полка, народный артист СССР Михаил Пуговкин на сцене Кремлёвского дворца исполнил трагическую песню Матвея Блантера и Михаила Исаковского "Враги сожгли родную хату". После концерта патриарх Алексий II сказал ему "Вы согрели наши души". Очень метко заметил патриарх. Корни Михаила Ивановича крестьянские, родом он из Ярославской глубинки, родился в страду, прямо на покосе. Семья была набожной, особенно бабушка. Однажды бабушка пошла по сёлам, набрала полную котомку денег, и в их деревне Рамешки открыли приход (это к занудным разглагольствованиям демократуры о большевиках, разгромивших все церкви до одной: в Рамешках-то открыли) и бабушку выбрали церковной старостой, хотя женщинам не положено — так отблагодарили. Маленький Миня ей помогал, дружил с детьми местного батюшки. Михаил Иванович был человеком верующим, не показно — сокровенно. Наверное, как личность верующая, он осознавал, что дар его — милость свыше. И не представлял, как же этим божественным даром не поделиться. Поэтому и нёс своё чистое, тёплое сердце своим зрителям. По убеждениям просвещённый консерватор, он в преклонные лета печалился о молодых артистах, считал, что утрачены актёрская тайна, особая актёрская аура. Когда-то, играя в картине "Иван Бровкин на целине", в свободное от съёмок время он, вместе с Татьяной Пельтцер, объездил всё целинное Оренбуржье. С концертами — стихи, песни. Первой его наградой стала медаль "За освоение целинных земель". Говорил, волнуясь: "Ты должен выступать перед публикой, как артист. А сейчас — поглядишь в телевизор — наизнанку себя выворачивают, любыми интимными подробностями из свой частной жизни со страной делятся. Или ещё: то рыбу жарят, то наивную девочку за беременность отчитывают". Да уж, нынешним знаменитостям в прыти не откажешь. Нет, сейчас снимается много милых и способных, есть редкие дарования, подтверждающие живучесть великой русской актёрской школы переживания. Но вот так, как Пуговкин, отдать теплоту, и тем самым подарить радость и надежду…. Или, может, сердца у современных "звёзд" холодные, расчётливые. "Но я оптимист, — загорался Пуговкин, — знаю, как богата наша матушка-природа, и она родит, независимо ни от демократов, ни от коммунистов, родит новые таланты, а то и гения". Дорогой Михаил Иванович! Светлая Вам память и Царствие Небесное. А мы-то, земные, когда ж дождёмся, когда ж улыбнёмся хоть частичке того артистического человеческого тепла, каким окутывали с экрана Вы?.. Ольга Палатникова. «Завтра» ertata Тэги: артист, биография, интересный, история., кино, кино,, культура, люди, люди,, м.и.пуговкин, назад, непознанный, советский, ссср, ссср., судьба, театр. Фильмы, которые снимали в Нижнем Новгороде2013-07-09 19:41:18Вчера пересматривал художественный фильм «На игре», а ведь некоторые эпизоды снимались в нашем ... + развернуть текст сохранённая копия Вчера пересматривал художественный фильм «На игре», а ведь некоторые эпизоды снимались в нашем Нижнем Новгороде. Я решил поискать информацию, какие еще фильмы снимались в Нижнем. Выяснилось, что съемки производились не только в современном Нижнем Новгороде, но и еще в старом Горьком. К каждому фильму прикрепляю кадр, где засветился наш город. Итак, от старого к новому [...] Тэги: артист, знать, кино, полезный
Главная / Главные темы / Тэг «артиста»
|
Категория «Обзоры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 Загрузка...
|