... другими материалами рубрики
, Рекорды и рейтинги ...
Заваленные руинами улицы и повреждённые снарядами здания с вывесками на немецком языке заставляют думать, что перед нами фотографии разгромленного бомбардировками немецкого города времён Второй мировой войны. Однако, этот город-призрак предстаёт в совершенно ином свете, когда вы узнаёте в нём декорации «Мосфильма», которые, возможно, попадались вам на глаза в одной из многочисленных кинокартин, снятых на этой студии.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/1.jpg)
Фотограф Дмитрий Чистопрудов сделал эти снимки совсем недавно, но, глядя на них, создаётся впечатление, будто этим кадрам не менее 70 лет.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/2.jpg)
Город-призрак, который вы видите на этих снимках, на самом деле ни что иное, как декорации, призванные воссоздать атмосферу Второй мировой войны.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/3.jpg)
Киноконцерн «Мосфильм» использовал эти декорации во время съёмок ряда исторических фильмов.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/4.jpg)
На «Мосфильме» было снято более 3 тысяч кинокартин, многие из которых эксплуатируют тему войны, например, «Иваново детство», «Иди и смотри», «Летят журавли» и «Звезда».
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/5.jpg)
«Мосфильм» – крупнейшая киностудия в России и одна из крупнейших и старейших в Европе. Киностудия была основана в 1920-х годах и долгое время сотрудничала с такими прославленными кинорежиссёрами, как Вадим Абдрашитов и Владимир Меньшов.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/6.jpg)
Реалистичные декорации «Мосфильма» стали привлекать туристов, желающих сфотографироваться на пустынных улицах города-призрака.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/7.jpg)
Туристы могут посетить московскую студию и погрузиться в жуткую атмосферу Второй мировой войны.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/8.jpg)
Современный небоскрёб, который виднеется на заднем плане, приходится вырезать из отснятого материала при монтаже.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/9.jpg)
Горы руин, стул и доски возле сгоревшей церкви.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/10.jpg)
Вывеска «Солдатское кафе» на немецком языке. Декорации воссоздают Германию времён Второй мировой войны, а не Россию.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/11.jpg)
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/12.jpg)
Прогулка среди декораций «Мосфильма» может стать настоящим путешествием во времени.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/13.jpg)
При создании декораций была продумана каждая деталь, в том числе ходы, ведущие в разные места.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/14.jpg)
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/15.jpg)
Руины на мощёных улицах и здания, почерневшие от взрывов снарядов.
![Декорации «Мосфильма», которые перенесут вас во времена Второй мировой войны](http://www.fresher.ru/mary/12-2016/dekoracii-mosfilma-kotorye-perenesut-vas-vo-vremena-vtoroj-mirovoj-vojny/16.jpg)
... уважаемый, конечно, академик
, но что же ...
![27.jpg 27.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/65661/38094298.22/0_adcda_ee9469a2_L.jpg)
Союз музеев России выложил на своем сайте историческую справку под названием «К вопросу о полной передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви».
Эту справку активно цитируют СМИ: авторитет Союза музеев весом. Особенно веско звучат в этой справке две фразы, относящиеся (судя по контексту) к событиям до января 1871 года:
«
Православная церковь настаивала, чтобы кафедральный собор в центре столицы был передан ей в полное ведение. По указу императора была создана специальная Комиссия, возглавил её А.И. Резанов, которая «отклонила полную передачу здания в безраздельное управление Духовного ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится проводить сложные работы как в техническом, так и в художественном отношениях)»[8]».
Подпись под справкой лаконична, но тоже веска: «Толмачева Н.Ю., кандидат искусствоведения». Ценителям петербургской истории знакома книга Наталии Толмачевой, посвященная как раз Исаакиевскому собору.
В общем, прочитав две ключевые фразы, некоторые СМИ сделали уже определенный вывод, вынесенный прямо в заголовки: «
В Союзе музеев России доказали, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал РПЦ».
Однако что ж это за восьмерочка в конце важной цитаты?Ссылка на источник, ясное дело. И вот странность: события начала 1870-х, речь о решении специальной Комиссии, которая не могла возникнуть без ведома монарха — а в качестве источника выступает изданный в 1911 году «Отчет М. Т. Преображенского по командировке собранием Академии художеств в Междуведомственную комиссию по Исаакиевскому собору для выяснения необходимого ремонта по зданию и исчислению потребных на то средств».
Михаил Тимофеевич Преображенский – человек уважаемый, конечно, академик архитектуры, но что же это за «отчет по командировке», на который твердо опирается кандидат искусствоведения?
К счастью, в книжных хранилищах отчет этот имеется. Мне удалось почитать его самолично. De visu, как говорят в библиотечных кругах.
Отчет невелик, меньше сорока страниц, но информативен.
1871-й? О да, были в этот год важные для Исаакиевского события: храм передали из ведения Министерства путей сообщения и публичных зданий в ведение МВД. Но вот дискуссий о том, передавать ли его Духовному ведомству, в этот год не было.
Дискуссии были двенадцатью годами позже — в 1883 году. После освящения московского храма Христа Спасителя Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными храмами: чтобы «в хозяйственном отношении» они были подчинены Ведомству Православного Вероисповедания, а «в техническо-художественном» — МВД.
Дальше — цитирую дословно.
«
При выработке названного положения был поднят вопрос о передаче обоих зданий соборов в безраздельное управление Духовного Ведомства, и Их Высокопреосвященства Митрополиты обеих столиц изъявили свое согласие принять здания соборов в свое непосредственное заведывание под ближайшим наблюдением причтов и церковных старост, находя при этом особый техническо-художественный надзор излишним. Однако энергичное выступление бывшего ректора Императорской Академии Художеств А.И. Резанова остановило эту передачу».
Православная церковь, отметим, не «настаивала, чтобы» (версия Н.Ю. Толмачевой и Союза музеев России), а «изъявила свое согласие».
А вот и Резанов – двенадцатью годами позже, и не глава Комиссии, а выступающий. Александру Ивановичу довелось достраивать храм Христа Спасителя — и он тревожился, что у Духовного ведомства не хватит средств содержание храма-памятника в одиночку. Особая Комиссия, выслушав его доводы, «
постановила: отклонить полную передачу зданий соборов в безраздельное управление Духовного Ведомства и оставить оба собора в техническо-художественном отношении в ведении Министерства Внутренних Дел».
Именно так звучит в отчете академика Преображенского ключевой момент, на который опирается Наталия Толмачева. Соборы во множественном числе.
И только в «техническо-художественном отношении», отметим этот момент.
После Особой Комиссии вопросом занялся Государственный Совет – а 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было высочайше утверждено императором Александром III.
В третьей части Полного собрания законов Российской империи этот документ значится под номером 1600. Название его – «О порядке заведывания кафедральными соборами Исаакиевским в С.-Петербурге и Христа Спасителя в Москве». Кто хочет, может прочитать самостоятельно.
Документ этот не длинный, вполне конкретный. «
Для заведования хозяйственной частью и для распоряжения всеми денежными средствами» обоих кафедральных соборов повелено было создать особые управления под председательством настоятелей. Спорные вопросы решать простым большинством голосов. А «штатные суммы» назначить по сметам МВД и Святейшего Синода».
Совместное ведение, вот о чем шла речь. В «техническо-художественном отношении» собором заведовало министерство внутренних дел, в хозяйственном отношении – Синод, сиречь ведомство православного исповедания, сиречь Духовное ведомство.
И в 1911 году эта же форма – подтверждает М.Т. Преображенский – продолжала действовать. В том же 1911-м вопрос «о передаче зданий столичных кафедральных соборов в полное управление Ведомства Православного Исповедания» возник снова – в том числе из-за сложностей управления зданиями, «когда налицо имеются два самостоятельных хозяина» (цитата из отчета). Однако новых решений принято не было.
Вот, собственно, и все о цифре 8 в справке Союза музеев России.
Не настаивала, не возглавил, совсем не в том году и не совсем в той форме. И во множественном числе.
Вообще же «отчет по командировке», на который так любезно указала общественности Н.Ю. Толмачева, наводит вот на какую мысль:
фактически сегодня речь идет о той же форме управления собором, какая была установлена в XIX столетии: как уже не раз заявлено, РПЦ планирует получить храм в пользование, а собственником его было и останется государство. А КГИОП, как он это должен делать всегда, будет надзирать за состоянием памятника, его реставрацией и использованием.
Совместное ведение.
Ничего нового.
Дмитрий Шерих, главный редактор газеты "Петербургские Ведомости"
 
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198860/174313687.50/0_14d39d_344f66b6_orig.jpg)
 
(с) warshМожно доплыть на нём до моря.
В данном случае, до Балтийского.