... с
), ... говорит, что
- самые ...
У нас в Астрахани во все времена кипела жизнь. Астрахань стояла на торговом перепутье между Европой и Азией, через Астрахань шли торговые караваны, по Астраханской области пролегал Великий Шелковый путь. Астрахань упоминал в своём романе "Человек, который смеется" Виктор Гюго: "В этом дворце есть алый коридор из саранколинского мрамора, коридор из
астраханской лумачеллы, белый - из ланийского мрамора, черный - из алабандского мрамора..." Лумачелла, или лумашель, это такой мрамор из ракушечника. Сомневаюсь, что его добывали где-то здесь (никогда не слышал о производстве мрамора в Астрахани), скорее всего, он привозился из Ирана или Индии. И тем не менее. Европейцы покупали его в Астрахани для отделки своих дворцов.
Астрахань исторически - это восточный базар. До сих пор в центре Астрахани сохранились архитектурные памятники, указывающие на это - торговые подворья Ирана, Индии, Армении и другие.
Но я не об этом. За всё это время здесь происходило плавление культур и обычаев, смешение кровей и нравов, зарождение астраханского менталитета. Советская эпоха внесла свои коррективы в астраханскую ментальность, но за прошедшие 20 лет её отсутствия, на мой взгляд, в Астрахани установился былой естественный баланс мирного соседства татар, казахов, русских, калмыков, армян, грузин, азербайдажнцев, узбеков и представителей других национальностей и народностей. Я - русский. Но казахи и татары - это неотъемлемая часть моего представления о мире. Думаю, что мне было бы непривычно жить там, где их нет. Когда я захожу в магазины Москвы, на кассах я вижу "знакомые" лица, и мне становится теплее=).
При этом, астраханцы часто возмущаются, если кто-то врывается в их монастырь со своим уставом. Особенно, если врывается на низко посаженных "жигулях" с громко играющей "Лезгинкой". Ну, вы поняли меня. Я имею в виду наших любимых молодчиков с Кавказа. Когда я говорю с астраханцами (осознанными ментальными астраханцами), то они по понятным причинам часто возмущены поведением горцев. Для астраханца сдержанное поведение - это залог добрососедства. А тут - такое. Я сам бываю возмущен. С другой стороны - я же говорил, что исторически Астрахань - это большой рынок. Огромное количество дагестанцев, чеченцев, ингушей едут в Астрахань зарабатывать торговлей. Едут целыми семьями. Индийские и персидские подворья застыли памятниками, культурным наследием. А рынок "Большие Исады" - существуют до сих пор. И там эти люди зарабатывают деньги.
Я сразу хочу сказать, что есть среди них ребята спокойные, рассудительные и доброжелательные. Таких примеров множество. Есть молодежь, которая занимается спортом не ради уличных драк, есть прилежные студенты, лишенные всякой агрессии. В конце концов, среди них есть просто отличные парни и девушки, с которыми приятно находится в одной компании, общаться. Но эти ребята - иные, их тяжело ассоциировать с теми "другими" земляками, которые постоянно самоутверждаются, будто их к этому кто-то провоцирует. Тем не менее, я уверен, и по северо-кавказскому аспекту межнациональных взаимоотношений , спустя какое-то время, выстроится баланс. Понятие "астраханское землячество" станет шире, так сказать.
Я это всё выше привёл не для красного словца. Америку не открыл, ничего нового, вроде, не сказал. Мне интересно посмотреть на проблему чуть с другого ракурса. Что мы можем предложить неадаптированным "будущим астраханцам" в качестве своего морально-этического, культурного кода? Кто они такие - культурные астраханцы? Есть ли они вообще?
Мой друг, армянин, говорит, что астраханцы - самые нечистоплотные хозяева. Он живёт в посёлке Инициативный (частный сектор) и постоянно ругается на то, что его соседям лень скосить траву перед домом, лень убрать прибившийся к забору мусор. "Вот так и живут в грязи, как свиньи" - негодует Тигран.
По поводу мусора у меня есть отдельная история. Рядом с моим домом находится парк. Парком, правда, его уже тяжело назвать. В Советские годы там работали аттракционы, всякие качели-карусели. К тому моменту,когда (в первой половине 90-х) я стал жить неподалеку, от качелей и каруселей остались только бетонные опоры. Однако сам парк ещё лет 10 был в очень хорошем состоянии - много деревьев, бетонные площадки (можно играть в футбол), даже гибридная смородина росла и плодоносила. В последние годы от парка осталось одно название. Больше половины деревьев спилили, дорожки, которые были вымощены плиткой, разобрали предприимчивые граждане. Особо предприимчивые граждане спиздили добротный металлический забор из металлоконструкций и сетки рабицы. По всему периметру парка. А ведь это порядка 300 метров. Парк стал облезлым грязным чмом. Широченные тополя, с которых на на нас в детстве пикировали вороны, какие-то "добрые" дяди срезали бензопилами. Ещё тогда, лет 10 назад, когда у парка был забор, живущие напротив парка уроды, выбрасывали мусор через забор изящным движением руки. Делали они это рано утром, часов в 6, когда отправлялись на работу. Редко, кто увидит, за руку никто не поймает. Сейчас забора нет. Мусора в парке столько, что кажется, будто сквер скоро станет одной большой свалкой.
Мэрию в этом парке я видел только на субботниках, ещё при Боженове. Они неплохо убирали мусор, но через несколько дней результаты работы уже были не видны. Впрочем, "живущий" по соседству с моим парком - другой парк, принадлежащий ЦДО№2 (в прошлом - Дворец Культуры ГРЭС), лишь чудом не засран по самые уши. Видать, там какой-то проект недоинвестировали, потому что пару лет назад стали менять забор - одну сторону поставили, а на остальное, наверное, денег не хватило. Уже знакомые нам предприимчивые граждане зачем-то погнули одну из опор забора, до которой так и "не дошла" очередная секция. Сила есть - ума не надо. В том же парке ГРЭС как-то варварски разрушили кирпичную двухэтажную кинооператорскую - она напоминает собой здания, уничтоженные вражеской артиллерией - горы взрытого грунта и массивы из кирпича друг на друге.
А теперь (кто сумел дойти до этого места - большие молодцы), я хочу рассказать о некоторых "не очень застольных" моментах. Надеюсь, что вы не кушаете в данный момент. Я частенько посещаю бассейн. Так вот там есть категория граждан, которые:
а) Не выключают воду в душе, после того, как уходят в раздевалку
б) Не смывают за собой в туалете
До сих пор не пойму. Вот ты включил воду, помылся - что мешает выключить воду? Тупо выключить за собой?
А зачем всем на обозрение нужно оставлять свои "успехи"? У меня есть подозрение, что это одна и та же группа граждан - не выключает и не смывает. И очень может быть, что это именно они выкидывают пакеты с мусором в парк, потому что на полу в душевой иногда валяются использованные одноразовые пакетики из-под шампуня. Это так просто - разорвал пакетик, выдавил содержимое себе на башку, а сам пакетик бросил под ноги. Себе и другим.
Некто, несомненно очень талантливый, оставил
в назидание потомкам чудесный натюрморт: он крепко испражнился, само собой, не смыл "результат", а бонусом навалял на кромку унитаза, снайперски выцелив её между полом и тем местом, где "художества" смотрелись бы логичнее.
Надо заметить, что убирается в раздевалке и душевых молодая девчонка. Какой позор всему нашему "сильнополому" племени!
Многие мои френды, я уверен, так не поступают. Я надеюсь, что никто не узнал себя в эти моих зарисовках. Однако же то, что это происходит повсеместно, вот это вот бесшабашное свинство, это факт. Оно происходит кругом, прямо у нас под носом. Непростительно часто. Это делают люди, которые живут рядом с нами. Иногда мне кажется (и, я думаю, не безосновательно), что этих людей много. Их больше. А самое главное, что эти люди - они живут себе очень даже смирно и тихо. И гадить стараются незаметно.
Я нарочно не касаюсь других "некультурных" культурных аспектов. Иначе - пост никто не дочитает.
И, возможно, всё правильно - пока гадящих большинство, то и агрессивных - большинство, и тут нечего стесняться. Это какие-то свои исторические закономерности, тем более, что Астрахань исторически - базар на перепутье, а на большом базаре, опять же, не очень чисто. Может, мы все, так или иначе, ощущая астраханскую идентичность, нет-нет, да и не донесём разок пакет до контейнера!? Или, может быть, идентичность тут не при чём, как и национальность?
Я иногда хочу что-то сказать этим людям - и тем, и другим, что, мол, нельзя так. Вот как некий жилец повесил в своём подъезде объявление, написав большими красными буквами "Свиньи, которые складывают мусор в подъезд, рядом с мусоропроводом...и т.д." Но это ж сколько надо таких объявлений написать? Ох! Тут нужны какие-то другие способы воздействия. Вон - японцы 30 лет выращивали в своих гражданах культуру бережного отношения к окружающей среде. И вырастили-таки! Через телевидение, через газеты... Хотелось бы, чтобы однажды нам тоже удалось изменить эту историческую генетику. Чтобы любовь к чистоте и элементарная этика - были в крови у всех астраханцев. За такое хочется себя уважать, а, если мы научимся уважать себя, то станем достойны уважения со стороны других.
Эта история началась, когда бывших десантников Андрея Веснина, Сергея Попова по прозвищу Поп и Игоря ...