BitPerfect (битперфект) - это вывод звука с цифрового транспорта на ЦАП бит-в-бит. Своего рода фен-шуй в цифровой аудиофилии :-)
Для того что-бы обеспечить такой вывод собирают навороченные компы, покупают дорогие аудиокарты, юзают ASIO и прочие Кернелы :-)
Производители Хай-Энд тоже время даром не теряют, и выпускают BitPerfect танспорты по цене жигулей :-)
А недалеко в стороночке затаилась ниша под названием "медиаплеер", ... тру-аудиофилы даже брезгуют таким понятием. Для них эта тема - табу :-) "- Потому что медиаплеер это хафно! Там всё плохо - даунсемплинг, и биты кривые".
Частично этот миф был развеян ещё в 2010 году ...
И вот представилась возможность померить таки и BitPerfect. Причём самым исчерпывающим методом:
На медиаплеере проигрывается lossless файл и отдаётся на SPDIF-выход. -> PCM сигнал в режиме реального времени поступает на SPDIF-приёмник записывающего устройства. -> Записанный WAV-файл сравнивается побитно с исходным файлом, например в Total Commander.
Небольшая тонкость - поскольку записаный файл больше по продолжительности ... перед сравнением файлов нужно их обрезать (найти начало и конец) по каким либо меткам, и отсечь края. Это легко сделать, например, в HEX-редакторе, либо даже в WAV-редакторе отыскав идентичные семплы в начале и в конце.
Затем оба файла поместить Total Commander, сравнить, и ... получить - либо фарш :-) либо 100% совпадение.
Если хоть один нолик или единичка не совпадёт, то в колонках по бокам вывалится всё содержимое обоих файлов, и красным цветом высветится это несовпадение - то есть фарш :-)
В качестве SPDIF-приёмника отлично подошла USB карта Creative X-Fi HD. Она имеет SPDIF оптический вход, и способна принять стерео сигнал 44.1, 48, и 96 kHz, с разрешением 16 и 24 бит.
Creative X-Fi HD была подключена к компу Intel Win8.1 штатным USB-кабелем (100 рублей 1,5 метра)*
К ней-же был подключен оптическим кабелем (250 рублей 2 метра)* медиаплеер на чипе Realtek.
Запись производилась программой Reaper.
* - по преданию, это очень неправильные кабели :-), потому что правильные - это специальные аудиофильские кабели за 1000 рублей и выше, с надписью "For Audio". Только такой не теряет биты :-) Если "For Audio" не написано, то слушать через такой кабель невозможно - часть битов будет потеряна из-за наводок, и перепутана с помощью злобного джиттера :-)
Тестировались плееры Iconbit - HDS41L, XDS70GL, XDS1003D на стерео файлах APE, FLAC, WAV - 44/16, 44/24, 48/24, 96/24.
Стерео-файлы были не какими-то там тестовыми одночастотными сигналами, а самые что ни на есть музыкальные рок-композиции, под заваязку набитые разнообразными музыкальными битами :-) (с гитарами, барабанами, тарелками, и пением) :-)
Напомню схему включения:
(Original WAV -> APE) Play APE файл на Медиаплеере SPDIF OUT -> оптика -> SPDIF IN Creative X-Fi HD -> USB -> WIN8.1 + Reaper -> Record WAV
Сначала включается запись в Reaper-e, затем Play на плеере. Когда файл закончился, на Reaper-e давим стоп.
Затем подготовка и сравнение Original WAV и Record WAV.
Результаты:
Все три плеера на стерео-файлах APE, FLAC, WAV - 44/16, 44/24, 48/24, 96/24 без каких либо бубнов, с первой попытки показали BitPerfect 100% :-)
Некоторые особенности плееров (стрелочкой "->" обозначен даунсемплинг):
1. Регулятор громкости должен быть установлен не максимальное значение (31).
2. Настройка SPDIF-Выхода LPCM или RAW не влияет на частоты.
3. Настройка SPDIF-Выхода LPCM или RAW не влияет на BitPerfect.
4. Подключенный к плееру HDMI влияет на выводимые частоты:
При выборе в плеере не HDMI-шных настроек, типа: PAL, 480p, и 576p (и при подключеном HDMI-устройстве) будет происходить даунсемплинг 88 -> 44, 96 -> 48, 176 -> 44, 192 -> 48.
Некоторые подключеные HDMI-устройства могут приводить к даунсемплингу 96 -> 48, вне зависимости от настроек HDMI! Такая картина наблюдалась при подключении плеера к HDMI компьютерного монитора. Не исключаю, что и некоторые телевизоры могут тоже "подсаживать" ...
До кучи - детальные данные выводимых частот цифровыми выходами. Файлы стерео (16 bit и 24 bit) - APE, FLAC, WAV
HDS41L (RTD1073)
SPDIF-Коаксиал (HDMI не подключен): 44, 48, 88, 96, 176, 192
SPDIF-Коаксиал (HDMI подключен): 44, 48, 88 -> 44, 96, 176 -> 44, 192
SPDIF-Оптика (HDMI не подключен): 44, 48, 88, 96, 176, 192
SPDIF-Оптика (HDMI подключен): 44, 48, 88 -> 44, 96, 176 -> 44, 192
XDS70GL (RTD1185)
SPDIF-Оптика (HDMI не подключен): 44, 48, 88, 96, 176, 192
SPDIF-Оптика (HDMI подключен): 44, 48, 88 -> 44, 96, 176 -> 44, 192
XDS1003D (RTD1186)
SPDIF-Коаксиал (HDMI не подключен): 44, 48, 88, 96, 176, 192
SPDIF-Коаксиал (HDMI подключен): 44, 48, 88 -> 44, 96, 176 -> 44, 192
SPDIF-Оптика (HDMI не подключен): 44, 48, 88, 96, 192
SPDIF-Оптика (HDMI подключен): 44, 48, 88 -> 44, 96, 176 -> 44, 192
Как видим - самый чудила из всех, это плеер 3D на процессоре 1186 ... с попыткой запихнуть в него андроид, 3D, и прочую лабуду :-) производители превратили в его тормозную калеку :-) (на последних прошивках загрузка по 90 секунд, вместо "стандартных" 30) (Благо - лечится!)
Старые процессоры - зачётнее! Девственнее, чище :-)
Дальше будет ещё хуже - уже пошли плееры на новом RTD1195 4К . Думаю, что все силы вновь будут отданы на убогий андроид, сетевое вай-фай безумство, и абсурдные интернет-сервисы :-) ... в ущерб музыкальному плееру и правильному звуку.
UPD: Фарш увидеть всё-таки удалось. В правильную прошивку XDS1003D был подсунут аудио-драйвер (bluecore.audio) из последней прошивки "украинского" клона - плеера Inext HD1.
Однако, при детальном рассмотрении "WAV -волны" было выявлено, что фарш возник из-за того ... что один канал отстаёт от другого ровно на 1 семпл. Круто, чё :-) И звучит, кстати, пожирней :-) ...
А сам эта инекстовая прошивка, поставленная на плеер, воспроизводит APE - в МОНО. Намудрили опять что-то ... :-)
UPD2: Небольшой ликбез по воспроиведению музыкального контента на плеерах Realtek.
Все три процессора воспроизводят форматы - WAV, FLAC, APE, MP3.
Gapless (воспроизведение без пауз между песнями) - формально отсутствует.
RTD1073
APE + CUE - воспроизводится нормально.
APE потрековый - воспроизводится нормально.
FLAC + CUE - воспроизводит, но не попадает на начало трека при выборе песен из списка. Например, при выборе трека №3 попадаем на конец трека №2, либо на начало трека №4. Отклонения до 60 сек. Других глюков не наблюдается.
FLAC протрековый - воспроизводится нормально.
WAV + CUE - не тестировался.
WAV потрековый - воспроизводится нормально.
RTD1185
APE + CUE - воспроизводится нормально.
APE протрековый - воспроизводится нормально.
FLAC + CUE - воспроизводит, но не попадает на начало трека при выборе песен из списка. Например, при выборе трека №3 попадаем на конец трека №2, либо на начало трека №4. Отклонения до 60 сек. Других глюков не наблюдается.
FLAC потрековый - воспроизводится нормально.
WAV + CUE - воспроизводится нормально, и даже Gapless, но с небольшой оговоркой - после выбора трека кнопкой "ОК", нужно нажать"<<" - начнётся воспроизведение этого трека ... но по окончании трека, маркер выбора трека не переходит на следующий трек. Например - при выборе трека №3, он начнёт играть сначала, но когда начнётся трек №4 (без паузы) маркер останется стоять на треке №3, и будет там стоять до конца альбома. В любом случае можно выбрать маркером и начать играть с любого трека.
WAV потрековый - воспроизводится нормально.
Прим. Теги FLAC (FLAC) не отображаются. Отображаются, если только засунуть во FLAC теги ID3v2.
RTD1186
APE + CUE - воспроизводится нормально.
APE потрековый - воспроизводится нормально.
FLAC + CUE - воспроизводит, выбор трека попадает на его начало ... но с различными глюками, зависаниями. В той или иной степени появление глюков зависят - от прошивки, частоты дискретизации, степени сжатия FLAC, наличия в нём тегов. Чёткой закономерности отследить так и не удалось.
Более-менее без глюков FLAC + CUE играет прошивка r9532_ft5_a5. Кроме того, иногда :-) может присутсвовать Gapless описанный выше (RTD1185 WAV + CUE), но "<<" нажимать не нужно.
FLAC потрековый - воспроизводится, но могут быть глюки.
WAV + CUE - воспроизводится нормально. С манипуляциями, так-же как (RTD1185 WAV + CUE).
WAV потрековый - воспроизводится нормально.
Прим. Теги FLAC (FLAC) не отображаются. Отображаются, если только засунуть во FLAC теги ID3v2.
Таким образом, FLAC является самым корявым форматом для Realtek. А самый предпочтительный формат хранения фонотеки, это APE + CUE. Даже если припечёт :-), и захочется послушать альбом Gapless (какую-нибудь Стенку :-)), достаточно запустить не CUE-файл, а сам имидж APE. Хотя, лично меня эти миллисекундные паузы между песнями вообще не раздражают :-)
Можно конечно ещё ради Gapless хранить фонотеку в WAV ... но тогда меломану придётся задействовать ещё пару-тройку терабайт дискового пространства :-)
Наконец-то дошли руки до Сигмы, и в частности Дюны.
На выходные взял потестить Dune HD TV-102 на процессоре Sigma SMP8674/75 - Каёбочка с пачку сигарет http://www.ulmart.ru/goods/418587 (тут цена не серьёзная, 3000 р. макс - красная цена девайсу)
Итоги:
Так-же как и Реалтек спокойно читает и отдаёт в SPDIF стерео-файлы 16-24/ 44, 48, 88, 96, 176, 192 (при этом так-же похрен что стоит в настройках - Bitstream либо PCM - что, собственно, логично, но давно обросло массой легенд-заблуждений )
В отличие от Реалтек видит и читает файлы WV.
В отличие от Реалтек файлы IMG (FLAC, APE, WV) + CUE - читает Gapless!!! То есть, без пауз при переходе между песнями. (Сие очень круто! :-))
Минусы:
Совершенно убогий SPDIF-выход, и его комплектный кабель. Обязательно нужно изготовить другой! Такой порнушный форм-фактор врятли продаётся. Или юзать переходник Jack -> RCA ...
Несколько специфический интерфейс проводника и аудио-плеера, не такой дружественный как в Реалтек. (Но нам-же не по папкам ползать, а музыку слушать на Хай-Энде :-))
В отличие от Реалтек - устойчивые проблемы с воспроизведением многих видео-файлов ...
Сетевую лабуду, сервисы ... - не тестировал по причине ненадобности.
Вывод: Гравицапа Dune HD TV-102 - весьма годный девайс для использования в качестве "bit to bit" SPDIF-источника для Цапы :-)










Мини-обзор Matrix M-Stage DAC PCM1792
Похоже, что снят с производства, но новые ещё встречается в продаже. На таобао видел, на ебеи иногда проскакивает аукцион с конечной ставкой 190-200$.
Внутри:
DAC - PCM1792A
USB - TAS1020B
SPDIF - AKM AK4113VF
Кварц - 24,576
Опера - I/U - 2 x OPA2134PA, LPF - OPA2134PA
(после подборов оставил I/U - 2 x OPA2132P, LPF - LME49720NA, да и с родными нормально было)
SPDIF коаксиал воспроизводит 16 и 24 бит - 44, 48, 88, 96, 192 kHz.
SPDIF оптика воспроизводит 16 и 24 бит - 44, 48, 88, 96 kHz.
USB тестировал на ноутах AMD WIN7 и Intel WIN8.1
При подключении в "Диспетчере устройств" появляются 2 новых пункта:
В "Контроллеры USB" -> "Составное USB устройство" ИД оборудования: USB\VID_04D8&PID_FEEA&REV_0100
В "Звуковые, видео и игровые устройства" -> "MATRIX AUDIO" ИД оборудования: USB\VID_04D8&PID_FEEA&REV_0100&MI_00
В виндовом микшере, появляется ползунок громкости устройства "Контроллер MATRIX AUDIO"
Foobаr: Использовал устройства (WASAPI event и Kernel Streaming).
Output Format: 24 bit (если выбрать 16 bit играть не будет - "... playback error. Unsupported stream format ... 16-bit")
Воспроизводит файлы с частотами: 44, 48, 88, 96 kHz
При выборе "WASAPI event" в микшере виндовс добавляется ползунок WASAPIHost64...
При выборе "Kernel Streaming" в микшере ничего не добавляется.
В обоих случаях никакие ползунки микшера на громкость не влияют. Хоть в ноль выстави.
Прослушивание различных жанров: Звучит лучше, чем cd-плеер Maranz CD63SE, и намного лучше чем DAC SMSL 1955+.
На хоботе в разделе "Цифровой зуд звук" есть один товаришь - борцун с аудиофилией :-) Всех задобал если честно :-) Не то что-бы ересь несёт ... а просто зашкаливает - всё в одну кучу валит, тролит как явные аудиофильско-маразматические штучки, так и вполне разумные технические ... короче засирает абсолютно всё, на что у него, очевидно, не хватило денег :-)
Получает по ушам всю дорогу, естественно :-)
В общем разродился он аж целым постом :-) по сути боянистым повторением прошлого ...
Собственно вот:
Текст написан полностью мной после 3х-месячных трудов по сбору системы.
Систему собрал, но сколько же всякой мути написано про hi-fi.
Наболело. Сорри если кого-то задел.
Итак, инструкция начинающему аудиофилу.
Но на вашем тернистом пути есть еще много трудных шагов.
Помещение
На полу должен лежать ковер, лучше два.
Стены в идеале нужно обшить поролоновыми пирамидками, как минимум - коробками от яиц.
Окна завесить плотными шторами.
Потолок должен быть только натяжной виниловый - он меньше отражает звук.
Кресло для прослушивания должно быть мягким, голова должна находится на уровне твитеров.
Кресло должно с колонками составлять равносторонний треугольник со стороной 2-3 метра.
Только в такой комнате заиграет, в остальных даже не пробуйте слушать музыку.
Комната должна быть освещена мягким аналоговым светом – никаких трансформаторных светильников и источников дневного света рядом с высокочувствительной аппаратурой!
Колонки.
Колонки должны быть дорогими, не меньше чем $3000-$5000 за пару. Меньше не играет. Никогда.
Колонки должны быть обшиты дорогим шпоном. Колонки, обтянутые виниловой пленкой звучать не могут.
Колонки должны стоять на мраморной плите не менее 5см толщиной на шипах.
Колонки после покупки нужно прогревать специальными треками не менее 100часов.
Подвесы колонок нужно смазывать специальной мазью раз в несколько лет.
Если колонки не играют нужно поменять их местами.
Если не поможет заткнуть женскими трусами фазоинвертор.
Вообще колонка правильно может заиграть только после 2-3х лет прослушивания.
Если колонка так и не заиграла, ее нужно продать и купить подороже. Дешевле уже колонки не заиграют точно.
Провода акустические.
Провода должны стоить не менее 100$ за погонный метр, меньше это не провода и годятся только белье на балконе сушить.
Использование бананов запрещается - звуку сразу конец.
После замены проводов колонка не играем минимум 3 дня - им нужно привыкнуть друг к другу.
Если провод не играет, его нужно попробовать перевернуть - есть шанс что заиграет.
Перед использованием провода нужно "прогревать" специальным устройством - разница "до" и "после" принципиальная
Усилитель.
Усилитель должен быть ламповый. Транзисторный усилитель за любые деньги - отстой!
Если вдруг вам не повезло, и усилитель у вас транзисторный, то он должен, по крайней мере, быть класса "А".
Усилитель должен стоить не меньше колонок. Если усилитель дешевле - пиши пропало, не заиграет.
Усилитель не должен весить меньше 25кг. Если меньше - не звучит!
Не дай бог использовать для музыки многоканальный ресивер. Ни один ресивер не звучит. Только стерео-усилитель при том лучше всего с отдельным пассивным предусилителем.
Использование эквалайзера запрещено. Это слово настоящий аудиофил должен забыть, использование эквалайзера разрушает звук.
Кабель межблочный.
Чем дороже кабель, тем круче. Кабель до $200 звучать не может никогда!
Кабель должен быть максимально короткий, разъемы только винтовые.
Кабель нужно слушать обязательно сначала так, потом подключив наоборот. Направление изоляции имеет принципиальное значение и качественно влияет на звук!
CD.
Плеер должен весить не менее 10кг.
Лоток плеера должен быть широкий и обязательно черного цвета (что бы исключить переотражения)
Плеер должен стоять на шипах.
Если CD стоит меньше $1000 - играть он не может.
CD-диски перед прослушиванием нужно обязательно размагничивать.
Ребра CD обязательно требуется закрашивать зеленым маркером во избежание переотражений внутри диска - это кардинально улучшает звук!
Компьютер как источник звука.
Первое правило аудиофила – нечего компьютеру делать рядом с аналоговыми устройствами.
И вообще не может звук с компьютера звучать. Он всегда мертвый!
Но коль уж у вас беда и нет винила и CD, то настоящий аудиофил слушает только Super Audio CD или DVD-аудио рипы 24/192.
Риты CD во Flac допускаются как крайний случай, но только в качестве альтернативы радио.
MP3 - это табу. Слушать MP3 нельзя. MP3 портит звук окончательно и бесповоротно.
Файлы на компьютере лучше лишний раз не копировать. Каждое копирование отнимает частичку чего-то неуловимого из музыки.
Стационарный медиа плеер
Стационарный плеер хуже компьютера.
Все стационарные плееры передескритизируют цифровой звук в 48килогерц из 44.1, что полностью его разрушает.
ЦАП.
ЦАП должен быть минимум 192/24., а лучше 384/32
Он должен стоить минимум $1000 - иначе звука из него не будет никогда.
Цап не должен не в коем случае иметь DSP - только чистый звук!
Использование платы в компьютере как ЦАП не допускается - ничего хорошего никогда не выйдет.
Электричество.
К аудиосистеме должен быть протянута отдельная линия проводом не менее 6 квадратов.
В каждом устройстве в системе нужно обязательно поменять кабель на более толстый.
Вилки следует заменить сразу - большинство производителей использует трубчатые вилки, вилка должна быть только из литой меди, лучше однокристальной.
Каждый компонент нужно слушать сначала так, потом перевернуть розетку и слушать еще раз. Разница принципиальная.
Музыка.
Настоящий аудиофил должен сделать диск на 20-30компонизицый и слушать только его.
Свой тестовый диск нужно знать наизусть.
Прослушивание другой музыки запрещено - это может сбить память на свой диск.
Свой диск нужно слушать минимум раз в месяц на референсной системе.
Глобально.
Регуляторы на всей аппаратуре следует заменить на аналогичные по размеру, только сделанные из благородного дерева.
Все провода должны лежать на подставках из правильных пород дерева, чтобы минимизировать взаимовлияние.
Силовые провода с акустическими и межблочными должны пересекаться только под углом в 90 градусов - не в коем случае они не должны лежать параллельно, для исключения взаимных наводок!
Ручки громкости и регуляторы лучше всего поворачивать либо надев перчатку, либо через платочек, иначе со временем они «засалятся» и испортят весь внешний вид.
Телевизор.
Забудьте про телевизор в вашей системе.
Телевизор и звук несовместимы.
За счет того, что телевизор плоский и стоит их между колонками, он портит звук, так как создает лишние переотражения волн в самой главной зоне.
На последок приведу фразу моего одного хорошего друга - "аудиофилия, это как алкоголизм, если не пьешь, то не значит, что ты вылечился"