Прежде всего, следует до проверки тщательно убрать дом — так, чтобы было легко и удобно проверять. Свеча или фонарь
бдикат хамецНеобходимо подготовить для проверки свечу, чтобы с ее помощью проверять наличие в доме хамеца. Свеча должна быть восковая (а не парафиновая), ибо восковая свеча при таянии не капает и, таким образом, не испачкает дом. Многие поским считают, что вместо свечи можно использовать и фонарь. Пакет
Для проверки и поиска хамеца следует «обзавестись» пакетом, в котором найдет свое последнее пристанище найденный впоследствии хамец. Также хорошо подготовить какую-то удобную палку, которая поможет «освободить» хамец из недосягаемых мест. Полезно, чтобы в течение поиска квасного под рукой находился пылесос, с помощью которого мы сумеем «вытянуть» хамец, если до него будет тяжело добраться. Места для проверки
Нужно хорошо обдумать, какие места нуждаются в проверке. Важно знать, что в тех местах, куда, как правило, не заносят хамец, проверка не нужна. По мнению рава Эльяшива, если некоторое место в квартире было тщательно убрано и после уборки туда не заносили хамец, то здесь проверять не нужно.
Если у человека есть несколько квартир (которые он не сдает в аренду) либо у него есть офис или какое-то хранилище, которое ему принадлежит, или что-то подобное ему — нужно проверять всюду. Сдать места, которые не желают проверять
Если человек не намерен находиться в каком-либо месте всю пасхальную неделю или пользоваться каким-то местом все семь дней праздника Песах, он может это место сдать нееврею (это можно сделать через раввина, который продает хамец).
Про указанные места следует сделать заметку, что они сданы нееврею. Для проверки хамеца можно назначить посланника
Назначить посланника
Если самому физически трудно проверить наличие хамеца во всех местах, можно назначить какого-то посланником, который осуществит проверку хамеца по заданию пославшего его в отдаленном месте. Обычай спрятать 10 кусочков хамеца
Существует распространённый обычай, когда кто-то из членов семьи до начала проверки хамеца прячет 10 кусочков квасного. Их стоит во что-либо завернуть, чтобы они не раскрошились. Следует записать, куда прячут эти кусочки, чтобы их можно было найти в случае, если тот, кто проверяет хамец, их все-таки не найдет. автор текста: рав Реувен Куклин
Согласно закону Торы, в дни Песах запрещено есть хамец, а также получать от его поедания какое-либо удовольствие (включая продажу хамеца). Кроме этого, Тора запретила, чтобы хамец был во владении еврея (принадлежал ему) в эти дни, как сказано (Шмот, 13:7): «Да не будет виден хамец… во всём твоём владении». Всё это запрещено не только в сами дни Песах, но и накануне праздника Песах, начиная с полудня.
Постановления мудрецов
Чтобы отдалить еврея от греха, мудрецы запретили получать удовольствие от хамеца, а также владеть им, начиная с 6-ого временного часа, а употребление хамеца в пищу запрещено, начиная с 5-ого временного часа.
Поскольку часы, упомянутые выше, зависят от часового пояса и приходятся в каждом месте на различное время, поэтому жителям любого населенного пункта следует выяснить, до которого часа им разрешено владеть хамецом и получать от него удовольствие и до которого часа разрешено его использовать.
Чтобы избежать запрета «да не будет виден хамец», согласно Торе, достаточно сделать одну из двух вещей: 1) уничтожить хамец, находящийся во владении еврея; 2) аннулировать его. Однако мудрецы, опасаясь, что еврей не сделает каждую из этих вещей подобающим образом, постановили сделать эти обе вещи.
Проверка хамеца
Проверку на наличие в доме остатков запрещенного квасного (БдикатХамец) следует делать в ночь с 13-го на 14-ое Нисана, сразу же после выхода звёзд. К проверке следует предварительно подготовиться, основательно очистив места, которые намериваются проверить.
В самом начале ночи молятся маарив и сразу же после молитвы начинают проверку. Перед проверкой говорят благословение на БдикатХамец:
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и дал нам повеление об уничтожении хамеца.
После благословения запрещено разговаривать до начала проверки. Также на протяжении всей проверки не следует разговаривать о вещах, не касающихся проверки, чтобы не отвлекаться от неё.
Саму проверку следует производить при помощи свечи или фонаря.
Еврей обязан проверить все места, находящиеся в его владении, в которых есть вероятность, что в них был внесен хамец.
Хамец, который хозяин оставляет на завтрашний день для еды или для продажи, следует до проверки положить в укромное место, где он наверняка сохранится. И также хамец, найденный при проверке и подлежащий сожжению назавтра, нужно поместить в мешок, завязать его и положить в укромное место, где он сохранится, дабы к завтрашнему дню хамец не рассыпался. Кроме того, следует положить хамец в такое место, где хозяин завтра наверняка увидит его и не забудет сжечь.
После проверки немедленно следует уничтожить хамец.
«Вся закваска и весь хамец, которые находятся в моем владении, которые я не увидел и которые я не уничтожил, пусть будут аннулированы и станут ничейными, как пыль земная».
Главная часть процедуры уничтожения хамеца — мысленная, то есть человек должен твердо решить, что весь хамец, находящийся в его владении, как бы не существует и совершенно ему не нужен, и что он подобен пыли или вещи, которая ни на что не пригодна.
Как было указано выше, хамец следует сжечь до конца пятого временного часа.
Хотя человек и аннулирует хамец ночью, сразу после проверки, тем не менее, и днем также, после сожжения хамеца, следует уничтожить его еще раз; при этом необходимо упомянуть весь хамец, сказав: «Вся закваска и весь хамец, которые находятся в моем владении, которые я увидел и которые я не увидел, которые я уничтожил и которые я не уничтожил, пусть будут аннулированы и станут, как пыль земная». автор текста: рав Реувен Куклин