כִּי יוֹבֵל הִוא קֹדֶשׁ תִּהְיֶה לָכֶם מִן הַשָּׂדֶה תֹּאכְלוּ אֶת תְּבוּאָתָהּ
בִּשְׁנַת ...
כִּי יוֹבֵל הִוא קֹדֶשׁ תִּהְיֶה לָכֶם מִן הַשָּׂדֶה תֹּאכְלוּ אֶת תְּבוּאָתָהּ
בִּשְׁנַת הַיּוֹבֵל הַזֹּאת תָּשֻׁבוּ אִישׁ אֶל אֲחֻזָּתוֹ
וְכִי תִמְכְּרוּ מִמְכָּר לַעֲמִיתֶךָ אוֹ קָנֹה מִיַּד עֲמִיתֶךָ אַל תּוֹנוּ אִישׁ אֶת אָחִיו
בְּמִסְפַּר שָׁנִים אַחַר הַיּוֹבֵל תִּקְנֶה מֵאֵת עֲמִיתֶךָ בְּמִסְפַּר שְׁנֵי תְבוּאֹת יִמְכָּר לָךְ
Ибо юбилей это, святыней будет для вас; с поля ешьте его урожай.
В этот год юбилейный возвратитесь вы каждый к своему владению.
И когда будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у ближнего своего, не обижайте друг друга.
По числу лет после юбилея покупай у ближнего твоего, по числу урожайных лет продаст он тебе.
Пятидесятый год - святыня. Это был год особенный во всех отношениях - после принесения жертв на праздник Йом Киппур по всей стране объявлялась свобода от долгов и рабства. Все жители страны должны были вернуться в свой удел, возвращалась проданная за долги собственность. Те, кто был в рабстве или на вынужденных заработках из-за долгов, возвращались в свою землю. Пятидесятый год назывался юбилейным годом.
Звук шофара должен быть везде.
Слово "юбилей" происходило от древнееврейского «йовель» или «ювель» и означало «бараний рог», позже — «год свободы». Весь Израиль ждал гласа шофара, несущего свободу и избавление. Трубный звук возвещал, что проданные и заложенные земли возвращаются к прежним владельцам, рабы получают свободу, прощаются долги, Закон (Тора) вновь будет провозглашен народу, а земля будет отдыхать от полевых работ. Этот «год свободы» наступал каждые пятьдесят лет после семи седьмиц, то есть семи семилетий. Число семь в древних традициях считалось священным, а помноженное на семь — священным в квадрате, так что год, следующий за таким сочетанием лет, обязательно должен был не пройти даром и быть особенным. Звук шофара должен был быть слышен везде, чтобы никто не проигнорировал закон юбилейного года. Учение о юбилейном годе было одним из важнейших в еврейской традиции, поскольку возвещало о приходе Мессии, Который возвестит пленным освобождение, а узникам - открытие темницы, утешит сетующих (жалующихся) и вытрет слезы плачущих. Итак, юбилейный год – это добрая весть о приходе Мессии, освобождающем нас от приобретений ложных, вредящих нашей душе, чтобы мы вошли в удел (жизнь), дарованную от Отца Небесного.
Юбилей – возвращение к своему уделу.
В течение сорока девяти лет происходило множество событий: некоторые люди теряли свой удел, продавались в рабство, другие преуспевали в коммерции, скупая уделы земли своих братьев. Из-за различных жизненных событий многие люди не пребывали в уделе, который был дарован Господом. 50-ый год предписывал всем вернуться к своему уделу, т.е. к Божьему наследию. Юбилейный год вызывал разные реакции у людей. Для некоторых людей закон юбилейного года предписывал отдать огромные территории, в которые было вложено много труда и средств, приносившие большие доходы. Для других это означало освобождение из рабства и получение обратно в собственность удела, данного Господом. Вновь все оказывались в одинаковых условиях. Никому подобные изменения не давались легко, поскольку тяжело расставаться с тем, к чему ты уже привык. Чтобы исполнить закон юбилея, все вспоминали, что Господня земля и жизнь человека - также Его собственность. Каждый смирялся ради исполнения Божьей воли. В этом была святость юбилейного года. Каждый человек начинал жить по-другому. Одни смиряли свои коммерческие аппетиты, другие должны были вновь научиться жить свободной жизнью, принимая ответственные решения.
Божий удел – основа жизни.
Чтобы исполнить заповедь 50-го года, каждый израильтянин должен был все время стремиться познать дарованное от Господа. Божий удел для каждого верующего должен быть основой оценки всех земных приобретений. Рассмотрим, в каком уделе стремился пребывать царь Давид: Удел (доля, часть, участок) мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои. (Пс.118:57) Исполнение Торы было основным уделом Давида. Как бы жил Давид, если бы сказал, что удел его – вырваться из-под действия Божьего слова, освободившись от закона? Ведь свобода 50-го года была частью Божьего закона. Если бы Давид размышлял так, то он лишил бы себя возможности пребывать в Божьем Царстве. Божье Царство нельзя приобрести за деньги и оградить забором. Единственный способ пребывать в нем – это исполнение Божьего слова, что дает желание и власть Духу Святому преображать нас.
22. Йегуда (не тот, что из Криота) сказал ему: "Что случилось, Господь, что ты собираешься открыться нам, а не миру?"
23. Йешуа ответил ему: "Если кто-либо любит Меня, он исполнит Моё слово, и Отец Мой будет любить его, и Мы придём к нему и обустроим дом с ним.
24. Тот, кто не любит Меня, не соблюдает Мои слова, а слово, которое вы слышите, не Моё. Оно принадлежит Отцу, пославшему Меня. (Йоханан 14:22-24)
Иешуа утверждает, что Отец Небесный обустроит тех верующих, которые исполняют Тору Мессии, поскольку только она является Торой Всевышнего. Только исполнение Торы Мессии является необходимым условием для возвращения в удел, данный Господом, поскольку тогда и только тогда Всевышний обустраивает дом с таким человеком. В продолжение мысли об уделе царь Давид пел следующую песню:
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к [богу] чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
(Пс.15:4-8)
Давид говорит о жизненной необходимости видеть пример Господа перед собой. Такой пример сегодня имеют только верующие в Мессию, поскольку только у них есть документ и свидетельство земной жизни Господа в теле человеческом. Они могут изучать это свидетельство, подражая Ему во всем. Чтобы мы не сомневались, Иешуа сказал: "Я был с вами так долго, и неужели вы не узнали Меня, Филипп? Тот, кто видел Меня, видел и Отца, и как ты можешь говорить: 'Покажи нам Отца'? (Йоханан 14:9)
Почему мы удаляемся от Божьего удела?
Многие удалялись от своего удела из-за корысти, лени, другие - из-за разбитых отношений. В 50-ый год, чтобы никто не проигнорировал удел, данный Господом, шофар должен был прозвучать по всей земле. Звук шофара означал для одних освобождение от приобретенных земель, для других - освобождение от долгового рабства. Вчерашний раб во время пятидесятого года становился владельцем земельного удела, не заплатив даже копейки.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:27-30)
Мессия – путь к Божьему уделу.
Тора Мессии разрушала бремя закона, который утверждал человеческие интересы. Бремя закона Мессии утверждало Божий интерес в спасении души человека. Иешуа предлагает ученикам научиться от Него тому, как вернуться к основному уделу для каждого человека – святой жизни в Божьем Духе. Помолимся об этом вместе с рав. Шаулем.
14. Потому я преклоняю колена перед Отцом,
15. от Которого получает имя всякое отечество на небесах и на земле.
16. Я молюсь, чтобы Он из богатства Своей славы, наделил вас внутренней силой посредством Своего Духа,
17. чтобы Мессия мог жить в ваших сердцах на основании вашего доверия [Богу]. Я также молюсь о том, чтобы вы укоренились и утвердились в любви,
18. чтобы вместе со всем Божьим народом вы получили силу постигнуть широту, длину, высоту и глубину любви Мессии,
19. познать её, хотя она превосходит всякое познание, и, таким образом, наполниться всей полнотой Бога. (Ефесянам 3:14-19)
Юбилей — возвращение домой.
Один из основных предписаний юбилея — возвращение домой. Где наш настоящий дом? Для многих — это место рождения или дом, где были проведены лучшие годы жизни, или родительский дом. На самом деле мы еще по-настоящему никогда не были дома, а только шаг за шагом возвращаемся к нему через Мессию Иешуа. Тшува (покаяние) — начало возвращения в дом нашего Отца Небесного. Ради нашего прощения Мессия пострадал за нас, чтобы мы могли вернуться домой.
25 Он понёс наши грехи в своём теле на стойку [казни], чтобы мы умерли для грехов и жили для праведности - его ранами мы исцелились.
26 Ибо вы блуждали, как овцы, но теперь вернулись к Пастырю, охраняющему вас.
(Н.З. Д.Штерн 1Пет.2:24,25)
14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
(Еф.3:14-19)
Через Свою жертву Мессия подарил нам возможность вернуться к Отцу, приобщаясь к нетленной, вечной семье. Следует помнить важную часть: возвратиться в семью Божью возможно, если помогаешь другим возвратиться. Через посильную помощь ближним приобретается душа, способная возвращаться в вечный дом, из которого когда-то ушли наши прародители.