2017-03-30 12:50:02
Очень важно научиться сдерживать свой язык... Нет ничего легче, чем согрешить злословием. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Очень важно научиться сдерживать свой язык... Нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире — от болтливости, как сказал царь Шломо: «Жизнь и смерть зависят от языка».
Рассказывают такой анекдот: «Приходит еврей к реформистскому раббаю и просит:
— Ребе, не могли бы Вы произвести меня в коены? Я заплачу $1000!
— Как это так «произвести в коены»? Как Вы хотите, чтобы я сделал Вас коеном? Это невозможно!
— Я не знаю, как, я не раввин. Но Вы постарайтесь, я заплачу вам $10.000!
— Э-э-э, ну ладно… 10000 – хорошо. Я сделаю. Но скажите ради Б-га, зачем Вам быть коеном?
— Как зачем? Мой дед был коеном, мой отец был коеном, так я тоже хочу…»
Смешной анекдот. Но однажды со мной случился не совсем смешной случай. Когда я работал в Петербургской общине Мигдалор, у одного из членов общины родился первый сын, и, по закону Торы, на 30-ый день его надо было выкупать. Но где найти настоящего коена в Петербурге, такого, у которого отец и дед считались коенами, он не знал. Среди тысяч питерских евреев не нашлось человека, у которого и отца, и деда первыми вызывали к Торе: ассимиляция порвала «связь времен» и поколений.
Как же быть? Может быть, отец назначит меня своим «посланцем», т.е. уполномочит меня выкупить его сына у какого-нибудь коена в Израиле? Согласно алахе, то, что сделал «посланец», можно рассматривать, как будто это сделал уполномочивший его. Я дам коену положенные ему деньги по поручению отца, и будет считаться, что отец исполнил заповедь выкупа. Все бы хорошо, но в Шулхан-Арухе черным по белому сказано, что это не пройдет (объяснение, почему в данном случае не действует принцип «посланец – как сам человек» выходит за рамки этой короткой статьи).
Что же делать? Выход подсказал мне известный раввин из Бней Брака р. Пинхас Бронфман: обратись к какому-нибудь коену, чтобы он назначил тебя своим уполномоченным, и ты вместо него выкупишь новорожденного сына! Сначала я опешил: мне выкупать первенца? Я же не коен, что же я стану «исполняющим обязанности коена»? Не будет ли выглядеть смешно? Но поразмыслив трезво, я понял, что как бы странно не выглядело предложение, оно нисколько не противоречит алахе. Так почему бы нет? Стану коеном на час! Но уж если коеном, то самым настоящим! Дело в том, что выяснить принадлежность человека к племени коаним – вещь очень непростая. Фамилии типа Каган, Каганович, Коен, Кац и т.п. ни о чем не говорят, и подавляющее большинство коенов сегодня пользуется их привилегиями на основании того лишь, что ими пользовались их отец и дед… Но когда речь идет о необходимости выкупить первенца у коена, имеет смысл поискать такого, кто может проследить свое генеалогическое древо до самого первосвященника Аарона. Таких несомненных коенов во всем мире немного, и не к каждому первенцу они могут придти на выкуп. Но я же не буду просить, чтобы несомненный коен приехал в Питер, мне достаточно, чтобы он уполномочил меня принять деньги выкупа вместо него.
Один из наиболее известных кланов несомненных коенов – семья Рапопорт (эта фамилия впервые упомянута в документах их Регенсбурга в Германии в 1380 году). Я набрался наглости и позвонил раву Рапопорту, который преподает в ешиве «Бейт Матитьяу». Поначалу он засомневался (я почти уверен, что до меня никто к нему с подобной просьбой не обращался), но услышав, что предложение одобрил рав Бронфман, растаял: «Хорошо, ты уполномочен выкупить первенца вместо меня! И деньги можешь взять себе. Если там есть еще первенцы, можешь выкупить и их тоже».
Так я исполнил обязанности коена. Причем не заплатил за это ни копейки. Наоборот, получил за первенца больше тысячи рублей! автор текста: рав Моше Пантелят источник: www.imrey.org
2016-12-15 14:10:28
... рабби Пинхасе бен Яир, который ... noindex>рабби Пинхас бен Яир ... рабби Пинхас бен Яир называет ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других евреев. Вот как объяснял свое правило сам рабби Пинхас: «Евреи – святой народ; есть среди них такие, у кого недостаточно пищи и для себя, но несмотря на это, угощают других; а есть такие, у которых достаточно пищи, но они делятся с неохотой».
У первых – не имеющих достаточно пищи – рабби Пинхас бен Яир не ел по понятной причине: он не желал оставлять их без еды. Рамбам пишет: кто ест трапезу хозяина, и известно ему, что хозяину недостает трапезы для себя, тот считается как грабитель, даже если хозяин его угощает.
У вторых – имеющих достаточно пищи, но дающих ее неохотно – рабби Пинхас бен Яир тоже не желал есть: ведь хозяин не хочет делиться пищей и угощает только потому, что ему стыдно. О таком царь Шломо сказал (Мишлей, 23, 6): «Не вкушай хлеба скупого и не возжелай яств его, ибо как он думает в душе своей, таков он и есть: «Ешь и пей!» – скажет он тебе, а сердце его не с тобою».
Тосфот задает вопрос: почему рабби Пинхас бен Яир называет святыми даже тех, кто дает с неохотой?
И отвечает на него следующим образом: из того, что эти люди ощущают чувство стыда, не угостив ближнего, – мы видим, что они понимают, насколько важно угостить ближнего, и, следовательно, в них есть элемент святости.
Рамхаль построил свою знаменитую книгу «Месилат Ешарим» («Путь праведных») на высказывании рабби Пинхаса бен Яир о том, как человек может достигнуть истинной святости. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько большое значение придает рабби Пинхас бен Яир чистоте мысли и намерений! Но это не мешает ему относиться благожелательно к каждому еврею и ценить каждое положительное качество другого, сколь малым оно ни казалось бы нам.
И здесь есть над чем задуматься и что выучить:
Человек должен относиться предельно критично к себе и к своим поступкам, но других судить «лехав-зхут» – с благосклонностью – и ценить каждый их добрый поступок и достоинство, какими бы незначительными они нам ни казались.
И такова природа всех праведников: искать в других достоинства. Грешники же, наоборот, ищут в ближнем только отрицательные качества и недостатки. И об этом сказал царь Шломо: «Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, будет изыскан человек». Объясняет Рабейну Йона: «Праведники возвышают и почитают людей за каждое достоинство, которое у них есть, грешники же ищут недостатки людей и их ошибки, чтобы унизить их, и это – несмотря на то, что те уже оставили свои дурные поступки и сделали тшуву».
2016-11-20 07:01:05
Уфимский хоккейный клуб «Салават Юлаев» закончил выездную серию поражением. Уфимцы не смогли ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Уфимский хоккейный клуб «Салават Юлаев» закончил выездную серию поражением. Уфимцы не смогли одолеть ХК «Сочи», проиграв по буллитам. Счет открыл Максим Майоров в первом периоде на 18-й минуте — 1:0. Во втором периоде матча ХК «Сочи» сравнял счет, но усилиями Линуса Умарка на последней минуте периода «юлаевцы» снова повели в счете — 2:1. В третьем периоде […]