Молитвы, которые нужно знать. православный канал с молитвами на каждый день... * * * Рамбам пишет:
Всякий, кто выходит в Нисане в поле или в сад и видит там цветущие деревья с набухающими почками, должен произнести следующее благословение: “Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты ничего не лишил сей мир, создал в нем прекрасные создания, прекрасные и добрые деревья, дабы люди могли воспользоваться ими”.
Мы пользуемся несколько иным текстом благословения, однако сефардские евреи следуют тексту Рамбама, выпуская из него лишь два слова (они произносят “…прекрасные деревья”, выпуская слова “…и добрые”).
Благословение произносится только на плодовые деревья — к деревьям, не дающим съедобных плодов, оно не относится. Оно как бы приурочено к Нисану, поскольку большинство деревьев цветут именно в этом месяце, однако тот, кто увидит цветущее плодовое дерево в другое время года, также обязан произнести благословение. Однако существует мнение, что слова Рамбама нужно понимать буквально и, стало быть, это благословение произносится только в Нисане.
Согласно Алахе, это благословение не произносится в субботу или праздничные дни. В будни его произносит только тот, кто встретит два или более цветущих плодовых дерева, каждое из которых уже не орла, то есть старше трех лет.
В любом случае, это благословение произносится только один раз в год. Неясно, должен ли произносить его тот, кто не видел плодовых деревьев до тех пор, пока на них не появились плоды. Некоторые считают, что его все-таки следует произнести, однако многие авторитеты возражают: ведь для плодов уже установлено свое собственное благословение, поскольку тот, кто видит их впервые, должен произнести Шеехеяну, а общее правило гласит, что если возникает сомнение о законности произнесения благословения, оно не произносится. автор текста: рав Элияу Ки Тов
Основано на книге рава А. Мендельбойма «Везот а-браха» Благословение на мучные изделия
Хлеб – это наиважнейший вид пищи, который наиболее насыщает человека, поэтому Тора обязала после его употребления говорить благословение «биркат а-мазон», а до употребления хлеба наши мудрецы постановили говорить особенное благословение «а-моци лехем мин а-арец» («…извлекающий хлеб из Земли»).
На все другие мучные изделия говорят благословение «боре миней мезонот», а в конце «аль а-михья».
Из сказанного в Талмуде мы видим, что есть вид хлеба, на который говорят благословение «мезонот», а не «а-моци», поскольку люди его едят не как трапезу, а в виде перекуса. Этот вид называется «пат а-ба бекиснин».
Среди поским существует три мнения, что такое пат а-ба бекиснин.
Изделия, которые выпечены из теста, замешенного не на воде, а на соке или воде с сахаром и т.д. Выпечка со сладкой начинкой. Хрустящие изделия (к примеру, вафли).
Шульхан Арух постанавливает, что все три мнения приняты в качестве алахи. Поэтому на всё, что можно причислить к одному из этих видов, благословение «мезонот». Изделия, выпеченные из теста, замешенного не на воде
Тесто, замешенное на соке, сахаре, масле, маргарине и т.д.: по мнению Шульхан Аруха, если в готовом изделии чувствуется вкус сока – его благословение «мезонот», это обычай сефардских общин.
По Рамо, если сока, сахара, масла и т.д. в процентном отношении больше, чем воды, – это «мезонот», и это обычай ашкеназских евреев.
Поэтому сладкая хала будет считаться для сфарадим «мезонот», если вкус сока или сахара чувствуется настолько сильно, что отличается от обычного хлеба. Для ашкеназов сладкая хала будет считаться «мезонот» только при условии, что в этой хале в процентном отношении больше сока или сахара (и т.п.), чем воды. Изделия с начинкой
На выпечку из теста, заполненного разнообразной начинкой (орехи, шоколад и т.д.), если вкус начинки чувствуется в выпеченном изделии, – благословение «мезонот», даже если начинка не была перемешена с тестом.
Из этого следует, что на пирожок из дрожжевого теста со сладкой начинкой (шоколад, джем) произносят благословение «мезонот». Хрустящие мучные изделия
На такие мучные изделия, которые после выпечки стали сухими и хрустящими, говорят благословение «мезонот». Поэтому на крекеры, соломку и т.п. говорят благословение «мезонот».
Сухари, сделанные из обычного хлеба, которые были высушены в печке или на сковороде, – по всем мнениям благословение «амоци», и они не теряют статус хлеба.
На обычную мацу – по ашкеназскому обычаю говорят благословение «амоци», поскольку на нее устраивают трапезу. Сефарды на протяжении всего года, кроме праздника Песах, говорят благословение «мезонот». Хлеб, который потерял обычный для хлеба вид
На хлеб нужно говорить благословение «амоци», даже если его раскрошили. Однако если кусочки хлеба величиной меньше «кезайт» сварили в воде или высыпали в горячую жидкость (более 56 градусов), теряют статус хлеба, и их благословение – «мезонот». Поэтому на небольшие сухарики (меньше «кезайт») в горячем супе произносится благословение «мезонот». Биркат а-мазон на пат а-ба бекиснин
Обычно благословения «а-моци» и «биркат а-мазон» нужно говорить только на хлеб. На другие мучные изделия говорят вначале благословение «боре миней мезонот», а в конце «аль а-михья». Однако если человек пат а-баа бекиснин в большом количестве, ему нужно омыть руки, сказать «а-моци» и «биркат а-мазон», как на обычный хлеб. Поэтому, если человек ест, к примеру, бисквит или крекер или печенье или пирог в большом количестве, он должен омыть руки и сказать «а-моци» и биркат а-мазон. Что считается «большим количеством»?
Относительно вопроса, что считается большим количеством, существует спор среди законоучителей. Одни утверждают, что это количество, равное объему 4-х яиц (приблизительно 200 граммов), поскольку это считается минимальной трапезой бедняка, жившего во времена Талмуда. Согласно другому мнению, размер трапезы – это количество еды, которое для современного человека считается трапезой. В каждой стране существует своя культура питания, к тому же женщины, пожилые люди и дети потребляют пищи меньше взрослого мужчины. Поэтому размер трапезы для всех индивидуален.
Поскольку относительно вопроса, что считается большим количеством, есть спор поским, следует либо есть пат аба бе киснин меньше 200 граммов и говорить благословение «мезонот», либо есть количество, которое считается для этого человека трапезой, и произносить «амоци» и биркат а-мазон. Объединение в одну трапезу
Важно знать, что вся еда, которую человек ест вместе с пат аба бе кисанин, объединяется в одну трапезу. Поэтому человек, который собирается съесть крекеры вместе с рыбой, овощами, яйцами и т.д. в количестве, равном трапезе, должен говорить на крекеры «амоци», а после еды – биркат а-мазон, даже если крекеров съел всего лишь «кезайт» (в течение 4-х минут).
Существуют три мнения, в каком именно случае обычная еда объединяется с «пат аба бе кисанин» в одну трапезу.печенье
Первое мнение. Только та выпечка, с которой принято есть обычную еду (например, крекеры), объединяется в одну трапезу. Таким образом, сладкие пироги, которые, как десерт, принято есть отдельно от основного приема пищи, согласно этому мнению, не могут объединяться в трапезу.
Второе мнение. Выпечка, с которой принято есть обычную еду, объединяется в одну трапезу только в том случае, если ее ели в виде гамбургера или сэндвича, или на крекер положили сыр, рыбу и т.п., но если человек ел все по отдельности, – это не объединяется в трапезу.
Третье мнение: даже те виды пат аба бекиснин, с которыми не принято есть остальную еду (например, сладкие пироги, бисквиты), объединяются в одну трапезу и в том случае, если человек ел все по отдельности.
При этом важно знать, что пища, которую принято считать десертом (например, фрукты, йогурт, шоколад и т.д.), не объединяется с пат аба бекиснин в одну трапезу ни по какому мнению.
Во избежание сомнительных ситуаций советуют съесть пат аба бекиснин, затем произнести «меэйн шалош», а после этого есть остальную еду; или, наоборот: вначале съесть обычную пищу, затем сказать «боре нефашот работ», а потом приступить к пат аба бекиснин, – и это не будет считаться одной трапезой. Но если человек знает, что после пат аба бекиснин он будет есть другие виды «мезонот» (например, макароны), ему не следует говорить «меэйн шалош», а лучше все же съесть хлеб.
На те продукты, которые сделаны из пяти видов злаков (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба – вид пшеницы, который был широко распространен на заре цивилизации), но не являются «пат а-баа бекиснин» (к примеру, различные виды макаронных изделий, блинчики, каши из пяти видов злаков и т.п.), всегда говорят благословения «мезонот» и «ме-эйн шалош», вне зависимости, в каком количестве их едят. автор текста: рав Реувен Куклин
15 декабря удалось наскоком посетить новую выставку в Радищевском музее "Вне канона". Оказалось что религиозная тематика мне очень даже симпатична, особенно то многообразие, которое удалось представить в рамках экспозиции. Это не скучно, интересно, заставляет поразмышлять и задуматься. В рамках презентации выставочного проекта сотрудники музея сообщили, что данная экспозиция посвящается недавно ушедшим художникам. Также гостям залов рассказали, что уже в новом году планируется встреча с саратовской поэтессой Светланой Кековой. Некоторые работы были созданы на волне вдохновения от стихов автора.
P/S Выставку рекомендую к просмотру. Конечно не все работы супер, но есть и очень достойные, а в целом экспозиция смотрится гармонично. Для просмотра доступ открыт до 15 января).
2016-08-06 00:50:30
... нам из таких благословенных и экологически здоровых ... чай, во время благословения перед принятием пищи ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Автор: M. Bruk
Значительная часть читателей наших статей живет в городе Нью-Йорке. Сегодня мне захотелось поделиться интересной информацией, которая непосредственно и ежедневно затрагивает каждого из живущих в этом городе. Возможно, некоторые знают об этом, но, скорее всего, даже те, кто знает, редко задумываются об этом.
Моя семья отдыхает летом в Катскильских горах. В трех милях от нашей дачи находится большое водохранилище — Rondout Reservoir. В этом году я увидел на берегу водохранилища очень познавательный стенд, благодаря которому узнал следующее. В городе Нью-Йорке существует уникальная система водоснабжения, которая поставляет в наши дома не просто питьевую воду, но очень позитивную воду из горных районов.Около ста лет назад гидротехники подключили к городу водохранилища из района Кротон, на севере от Бронкса. Но город расширялся, требовал больше воды, и взоры водоснабженцев упали на Катскильские горы. Надо отметить, что это большое благословение для Нью-Йорка, что относительно близко от нашего города находятся эти замечательные горы. И мы можем не только ездить в эти горы на отдых, но и получать оттуда горную воду для наших нужд . Катскильские реки устроены таким образом, что они текут между горами и в них стекает вода с окружающих склонов (watershed). После дождей вода попадает в почву, фильтруется там, заряжается энергией земли и постепенно поступает в реку, текущую внизу. Обычно вода из горных рек втекает в большие реки и утекает в океан. Но если перегородить такую сравнительно небольшую реку дамбой, то благодаря окружающим горам образуется как бы чаша, и эта замечательная вода сможет накопиться в огромных количествах между горами и дамбой. В 20–30-е годы ХХ века было принято решение создать несколько таких мощных водохранилищ среди гор и связать их водоводами с Нью-Йорком. Потом проект еще расширили и к водоснабжению подключили более дальний район гор — Делавэр. При этом водохранилища, в свою очередь, также соединяют между собой под землей огромными туннелями в одну систему. Тоннель между катскильской и кротонской системами имеет длину более 70 миль и проходит под рекой Гудзон, являясь одним из самых длинных тоннелей в мире. Когда я узнал об этой системе, то, стоя на берегу одного из этих водохранилищ, почувствовал трепет от масштабности проекта и большую благодарность к тем, кто его задумал и реализовал. Почему я решил написать об этом в нашей колонке, которая посвящена духовной тематике? Очень важно научиться соединять духовные и материальные аспекты жизни. Вода — это уникальное вещество, которое содержит не только материальную субстанцию, но и особую память и несет информацию о многих процессах, с которыми эта вода была связана. Знатоки говорят, что, если мы осознаем, что вода, которую мы пьем, приходит к нам из таких благословенных и экологически здоровых мест, эта вода может дополнительно зарядить нас тонкой психодуховной энергией. А теперь я хочу напомнить, что по еврейской традиции мы говорим благословение перед едой и питьем и благодарим Б-га за данную нам возможность. И я хочу предложить читателям, чтобы, когда мы будем пить в Нью-Йорке воду или готовить на ней еду или чай, во время благословения перед принятием пищи нам нужно мысленно объединить благодарность Б-гу и уникальной, Б-гом данной природе, откуда к нам приходит вода, и благодарность людям, которые осуществили этот выдающийся проект, чтобы доставить нам эту замечательную воду прямо в дом. Очень немногие города мира могут похвастаться такой водой, какая есть у нас, и давайте будем ценить это.
Западная Часть ограждения храма, которую на русском почему-то именуют Стеной Плача вчера утром выглядела вот так. Причина тому, обряд Благословения Коэнов проходящий там в первый день будня праздника Песах.
Меня, именно как человека склонного к ревизионисткому подходу в Иудаизме это фото поражает до глубины души. Глядя на него совсем легко представить как выгядел Иерусалим в дни существования Храма, и легко поверить что скоро эти дни настанут опять.