... врачей, лечивших нашего
. Скажите, есть ли ... продлить дни вашего
, Он верно положил ...
«Напрасно ропщем мы и на врачей, лечивших нашего близкого. Скажите, есть ли врачи и есть ли лекарства против смерти? Среди ли богатства и роскоши, в великолепных чертогах не нашлось бы врачей, самых умных и опытных, там ли не достало бы у них и знания, и усердия к своему делу? Но, увы!.. И там как часто искусство самых опытных и усердных врачей исчезает перед силою смерти!.. Врачи — орудия Того, Кто есть воздвизаяй душу, и просвещаяй очи, исцеление даяй, живот и благословение. И если бы Врачу Небесному угодно было продлить дни вашего близкого, Он верно положил бы на сердце врача земного то, что нужно было употребить для спасения больного. А когда Он не положил сего, значит, не на радость была бы жизнь усопшего, если бы она еще продлилась на земле» (епископ Гермоген (Добронравин)).
Поэтому помните, что врач — только человек, а ни один человек на земле (исключая Богочеловека Иисуса Христа) не смог победить смерти без Божией на то воли. Но где человеческая помощь оказывается слабою, там является к нам на помощь Сам Господь со Своею благодатью. Только нам стоит обратиться к Нему с горячей молитвою, чтобы Он усладил нашу горесть, и Он, милосердный, не замедлит услышать крик нашего сердца. И, может быть, в молитве вам откроется, что не сокрушаться нужно и не мучиться мыслями, все ли было сделано, чтобы близкий человек не умер, а порадоваться за покойного. Земные мучения оставили его, он в другой жизни, возможно, лучшей, чем земная.
Что такое жизнь наша на земле? Здесь нет радости без скорби, нет счастья без бед. Один теряет близких, у другого страдают честь и слава, у третьего много врагов и завистников, четвертый стонет от болезни, иной вздыхает от расстройства домашних обстоятельств, этот оплакивает бедность свою... И обойдите всю вселенную, но где вы найдете человека, который бы был счастлив вполне, во всех отношениях?.. А совесть, а внутренняя борьба со страстями?.. Что такое жизнь наша на земле? Это поприще для беспрестанных войн, убийств, постоянной борьбы с бесами. Куда ни пойдешь, всюду человека поджидают внезапная смерть, убийцы, террористы, несчастные случаи, катастрофы. Рассудите теперь беспристрастно, о чем мы так безутешно плачем при разлуке с близким? О том, что он перестал жить на этом свете... А это что значит? То, что близкий уже оставил все беды и огорчения, которые для нас еще остаются; то, что этот воин Христов уже оставил поле брани, этот путник достиг уже родины, этот пловец уже проплыл бурное море и вошел в тихую пристань... Но мы все равно пытаемся найти причину смерти близкого, если он стар и долго болел, в неумелых действиях врачей, в ошибках ближних, в том, что не тот укол сделали, не вовремя таблетку дали, опоздали врача позвать. Умирает юноша, ребенок, а мы ищем какие-то внешние причины его смерти. Внешние в том смысле, что они никак будто бы не связаны с ним самим, с Божиим о нем промышлением. Вот, думаем мы в таком случае, как неосторожен был этот человек, зачем он сел за руль автомобиля, когда недостаточно хорошо умел им управлять, или, может быть, зачем заплыл так далеко, плескался бы у берега. Иными словами, мы все уверены, что смерть — явление случайное. Измени мы наше поведение за минуту, за час, за день до этой трагической случайности, — и ничего бы страшного не было.
Думать так может любой человек только при условии, что он в Бога не верит. Потому что, если Бог есть, тогда ничего случайного на свете нет и быть не может. Тем более не может быть случайным такое важное событие в человеческой жизни, как смерть. Нельзя же, в самом деле, думать, что мир покинут Богом, что все, что в нем происходит, — это цепь нелепых сюжетов без цели и смысла. А если такого быть не может, тогда остается предположить, что и смерть человеческая не случайна, точно так же, как не случаен рисунок на крыльях мотылька. Конечно, умирает человек не в результате совпадения множества мелких или крупных событий. Умирает он оттого, что Богу Всеведущему видны самые потаенные глубины души человека, и Господь, давший человеку жизнь, знает, когда ему лучше перейти в вечность.
Источник: http://vsemolitva.ru
comments