Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «богохульство»
В Пакистане толпа штурмом взяла полицейский участок и сожгла мужчину, подозреваемого в осквернении Корана 2012-07-08 01:58:13
... спорный закон о богохульстве, по которому виновные ... гуманизацию борьбы с богохульством.
+ развернуть текст сохранённая копия
The Huffington Post. Зверская расправа произошла в пригороде города Бахавалпур, находящегося в пакистанской части Пенджаба. Причем жертвой "борьбы с еретиками" стал, по данным полиции, психически неуравновешенный человек. Мужчина был задержан после жалобы со стороны местных жителей, которые заявили, что он якобы разодрал Коран и выбрасывал его страницы на улицу. Подозреваемого отвели в участок полиции, а тем временем из громкоговорителей местной мечети стали призывать людей собраться у здания полиции и потребовать казни нечестивца. Вскоре у полицейского участка, куда доставили подозреваемого, собрались тысячи разъяренных людей, передает телерадиокомпания BBC. "Они требовали, чтобы мы казнили его у всех на глазах. При этом они грозили забрать его силой и убить самостоятельно", - заявил инспектор полиции Гулам Мохиуддин. Стражи порядка даже не успели начать расследование по факту жалоб, когда линчеватели добились своего. Полицейские безуспешно пытались успокоить толпу, которая начала штурмовать участок. Блюстители закона применили слезоточивый газ. Семеро полицейских получили ранения. Кроме того, было сожжено несколько служебных машин. Тем временем протестующие перекрыли дороги, чтобы не дать возможность приехать полицейским подкреплениям. "Нас было гораздо меньше. Их было слишком много. Они все как с цепи сорвались. В итоге им удалось забрать мужчину", - оправдывается один из полицейских. Подозреваемого привели на то место, где он якобы надругался над Кораном. Там, по словам очевидцев, толпа забила мужчину насмерть, а потом облила его тело бензином и подожгла. За экзекуцией наблюдали сотни людей, в то время как мужчина взывал о помощи. На этом линчеватели не успокоились. По словам старшего офицера МВД Мухаммеда Азхара Гужара, толпа устроила погром в доме начальника местной полиции. Злоумышленники ворвались внутрь, а потом сожгли мебель и имущество чиновника. Полиция заявила, что сейчас устанавливается личность убитого мужчины. По предварительным данным, он страдал психическим расстройством. "Мужчина не знал, что происходило, - пояснил представитель власти. - Находясь в камере предварительного заключения, он все время смеялся и пел". Не известно, был ли убитый мусульманином, христианином (религиозное меньшинство в Пакистане) или он исповедовал какие-то иные взгляды. По факту убийства человека заведено уголовное дело, но никаких арестов полиция не проводила. Закон для сведения счетов В Пакистане существует спорный закон о богохульстве, по которому виновные в оскорблении религиозных чувств мусульман подлежат смертной казни. Но до этого доходит крайне редко. Тем не менее, с помощью этой правовой нормы, которая трактуется достаточно широко, часто сводятся личные счеты. Попытки хотя бы ограничить действие этого "средневекового" закона наталкиваются на сопротивление консервативно настроенных слоев общества. Только в 2011 году были убиты два политика, выступавшие за гуманизацию борьбы с богохульством. Пока же осквернителям мусульманских святынь грозят суровые кары, причем правосудие идет на поводу у исламских ортодоксов. Адвокаты часто отказываются защищать обвиняемых в подобных преступлениях, а на судей оказывается давление. Об этой проблеме говорила специальный докладчик ООН Габриела Кнаул во время своего визита в Пакистан в мае 2012 года.
Тэги: атеизм,религия,церковь, бахавалпур, бедствие, биология,психология,социология, богохульство, город, демократия,свобода,права, закон, заметка, ислам, коран, неангажир., пакистан, пенджаб, политолог, правосудие,преступления,правонарушения, происшествие, религиозный, самосуд, ссылка, фанатик, человек,его
Дамир Гайнутдинов: Свобода совести против свободы слова 2012-05-28 00:48:33
16 объектов, среди которых лютеранские и католические здания, несколько замков Тевтонского ...
+ развернуть текст сохранённая копия
16 объектов, среди которых лютеранские и католические здания, несколько замков Тевтонского ордена. Тогда же РПЦ получила еще 7 объектов — здания Калининградской областной филармонии, Областного театра кукол, коррекционной школы-интерната и др. Именно обжалование и критику этих инициатив издатель газеты «Тридевятый регион» Борис Образцов считает истинной причиной уголовного преследования, в итоге которого он был оштрафован на 110 000 рублей. В ноябре 2011 года в Москве на протяжении нескольких дней выставлялся пояс Богородицы, причем значительная часть расходов, связанных с проведением этого религиозного, по сути, мероприятия, в сумме около 70 млн рублей была покрыта за счет бюджета. Законность организации этого массового мероприятия в центре Москвы также вызывает сомнения (участие в организации религиозного мероприятия государственных чиновников, нарушение требований закона «О собраниях, митингах...»). РПЦ активно вмешивается в самые разные сферы общественной жизни. В круг ее интересов в разное время попадали школьное образование (лоббирование курса «Основ православной культуры», который изначально предполагалось включить в перечень обязательных для изучения дисциплин, а также публичная поддержка преподавания в школах в качестве научной теории креационизма) и современное искусство (требование запрета на профессию для организаторов выставки «Запретное искусство-2006»). Среди новейших инициатив РПЦ — предложение включить в состав экспертов совета по биомедицинской этике представителей религиозных организаций. Такой совет должен быть создан связи с принятием закона «О биомедицинских клеточных технологиях», регламентирующего исследования в области тканевой инженерии. Все это не представляло бы никакой проблемы, а являлось частью нормальной общественной дискуссии, если бы не чрезвычайно жесткая реакция со стороны представителей РПЦ и государства на любую критику, а также некоторые высказывания, явно провоцирующие вражду и ненависть. Здесь под ударом в первую очередь оказываются атеисты, приверженцы «нетрадиционных» конфессий, представители ЛГБТ-сообщества. А также призывающие уважать права и свободы либералы. Тема ЛГБТ и либерализма вообще чрезвычайно часто возникает в речах публичных церковных деятелей. В общественном сознании возникает водораздел: есть верующие люди, которые не ходят на митинги протеста, но участвуют в «молитвенных стояниях» в поддержку патриарха, а есть развязавшие информационную войну против церкви и «традиционных ценностей русского народа» п......сы, тоталитарные либералы и атеисты – наследники большевиков, разрушавших храмы. Возможно, активное использование темы гомосексуализма выбрано сознательно для усиления этого противостояния и своими корнями уходит в субкультуру зоны. Фактически происходит противопоставление части электората, из которой черпает легитимность путинская власть (более консервативного и менее терпимого), той его части, которая больше тяготела к «раннему Медведеву». Тем, кого называют «креативным классом», кто наиболее активно пользуется интернетом, более склонного к толерантности. Ведь, пожалуй, именно у этих людей и вызывает наибольшее раздражение новый тренд усиливающегося сближения власти и РПЦ, которое они активно и нелицеприятно обсуждают в социальных сетях, а следовательно, представители этой группы находятся в условиях повышенного риска административного и уголовного преследования за критику РПЦ. Такая политика приводит к эскалации социальной вражды, которая неизбежно породит серию конфликтов. Камушком, срывающим лавину, послужило дело Pussy Riot — эмоциональная реакция Путина на увеличение числа явно несогласных с ним людей, готовых для отстаивания своих прав выходить на улицу. После того как выступление в ХХС начали освещать журналисты и блогеры, власть решила использовать это дело в качестве инструмента консолидации лояльной части граждан, демонстрации собственный крутости и в конечном итоге укрепления тающей легитимности (посмотрите все, как мы ревностно защищаем православные святыни). Однако вопиющая непропорциональность уже де-факто назначенного наказания тому, в чем обвиняют участниц группы, скорее привела к обратному эффекту. Начав уголовное преследование Pussy Riot, власти открыли шлюз общественного недовольства деятельностью РПЦ. Заметим, что после разгрома выставок «Запретное искусство» и «Осторожно, религия!» такого ажиотажа не было, хотя технические возможности интернета уже в то время позволяли находить ляпы в официальных фотографиях патриарха и пересылать друзьям фотожабы. Позволим себе предположить, что изменение ситуации связано с «феноменом Болотной», наглядно продемонстрировавшим раскол российского общества. Pussy Riot — только одна из первых реакций. Теперь лавину не остановить, и в условиях открытого информационного пространства в ближайшее время абсолютно все скандалы, связанные с РПЦ, будут провоцировать массовую дискуссию в обществе, любой повод будет использоваться для критики, как это произошло с часами и квартирой патриарха. Такая критика, вероятно, будет вызывать резкую реакцию со стороны правоохранительных органов. Заметим, что преследования за критику РПЦ не связаны с поиском баланса между свободой религии и свободой слова. Более того, дела «Микки Мауса» и Pussy Riot, а также активность «хоругвеносцев» не свидетельствуют о том, что Россия становится более религиозной страной. Это как раз не представляло бы никакой проблемы, поскольку свобода религии предполагает плюрализм и заключается в том, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В нашем случае речь скорее идет о действиях государства в интересах одной общины. В этом смысле Россия движется по пути Саудовской Аравии и Ирана, демонстрируя сращивание государства и религиозной организации. Притом, что внешняя критика РПЦ жестко подавляется силами государства, у этой организации практически полностью отсутствуют механизмы самореформирования, замененные аналогичной государственной «вертикалью». А что происходит с институтами, противопоставившими себя разумной части общества, мы уже знаем на примере милиции. Хотите посмотреть, что будет с РПЦ через три года, посмотрите на МВД сегодня. Единственное отличие в том, что если в МВД так и не появилось «ядра обновления», нацеленного на действительное, а не мнимое реформирование, то в институционально более гибкой РПЦ такое возможно. Именно в этом и заключается надежда на то, что раскол общества по политическим и социальным линиям не усугубится еще и религиозным противостоянием. Дамир Гайнутдинов – правовой аналитик Межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА»; Павел Чиков – председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА». Источник http://www.gazeta.ru/comments/2012/...a_4596617.shtml
Тэги: атеизм, атеизм,религия,церковь, бедствие, богохульство, вероисповедание, государство, демократия,свобода,права, закон, заметка, любознательный, наука, неангажир., панк-гру, политолог, православие, правосудие,преступления,правонарушения, происшествие, религиозный, религия, россия, россия,ссср,русский, рпц, светский, свобода, слово, сми,интернет, совесть, социо-гуманитарные, ссылка, церковь, экспансия, язык
Протодиакон Кураев не считает акцию Pussy Riot святотатством и богохульством 2012-05-12 12:54:08
... "понятие " богохульства" никто не ... строгие наказания за богохульство, напоминает он, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
"Интерфакс-Религия". Что касается слов из "панк-молебна": "Богородица, стань феминисткой", - то для христиан, считает протодиакон, это призыв, "мягко говоря, странный, но, с другой стороны, чем он отличается от призыва "Богородица, помоги москвичам разбить тверичей"?" "В истории очень часто люди вписывали святые имена в свои партии. Поэтому, справедливо возмущаясь этим лозунгом "пусей", приходится признать, что и мы не без схожего греха. Остается кощунство - осквернение святыни", - сделал вывод Андрей Кураев. Таким образом, продолжил он, "церковно-канонические эпитеты для характеристики того инцидента стоило бы подбирать аккуратнее". Напомним, что протодиакон Андрей Кураев сделал немало высказываний в отношение акции участниц группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Наиболее известное и наделавшее шума касается своеобразного "наказания", которое Кураев предложил в назидение "девчонкам". "Будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для вразумления", - написал протодиакон в своем ЖЖ, добавив, что "учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие". "Масляница на дворе. Время скоморошества и перевертышей. Социальный космос рушится (в надежде его весеннего обновления вместе с природой), социальные роли меняются местами. Во времена Петра Великого такого рода выходки в такие дни были в порядке вещей (точнее - в масляничном беспорядке)", - пояснил священнослужитель формулировку "законное безобразие". "Эти юные хулиганки могли об этом и не знать (о традициях масляницы). Но нам то, продумывая нашу реакцию, забывать про них негоже", - заключил Андрей Кураев, имея в виду строгие меры наказания "девчонок", предложенные некоторыми представителями Церкви и православной общественности. За это предложение на протодиакона обрушилась целая волна гнева. Руководитель фонда "Возвращение" Юрий Бондаренко прислал ему письмо, завершающееся словами: "Гореть вместе с этими с***ми будете, "отец" Андрей! Будьте вы прокляты!!!". А диакон Владимир Василик потребовал лишить Кураева сана и призвал к "литургическому бойкоту". Руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко, который считает в связи с инцидентом в храме, что должны быть актуализированы ветхозаветные кары, написал Кураеву, что "понятие "богохульства" никто не отменял и отношение к нему всегда было более чем определенным", при этом он ссылается на книгу Левит (глава 24, стихи 15-16). В ответ на эти замечания Андрей Кураев написал, что "по интернету катится волна мечтаний православных блоггеров": секретарь Ивановской епархии РПЦ иеромонах Виталий (Уткин) "мечтательно цитирует древние установления про костры и казни", "кто-то советует девок отдать на ночь охранникам Храма, кто-то - огреть их совковыми лопатами, кто-то предлагает тюремные сроки… И это все - публично, в интернете". "Как после этого будет воспринимать нас нецерковное большинство наших соотечественников и современников? Пожелают ли они создавать благоприятные условии для нашего дальнейшего врастания в общественную и государственную жизнь?" - задал вопрос миссионер. "Плюсы от требовательно-наказательной реакции минимальны. Может (если кара будет устрашающей) подобных выходок в храмах не будет. Но в других храмах - храмах душ человеческих - родится гораздо больше хульных помыслов про нас и нашу веру", - подчеркивает священнослужитель. Самые строгие наказания за богохульство, напоминает он, существуют в Пакистане и Саудовской Аравии. Не вступим ли мы, настаивая на строгости, в конкуренцию с ними, восклицал Кураев. Якобы анти-путинская акция в храме Христа Спасителя, писал Кураев, на самом деле прибавила симпатий к Путину. "Но наша якобы про-церковная яростная реакция на нее привлекает симпатии к атеисту Прохорову… Если церковной нормой являются слова тех, кто проклинает и грозит наручниками да кострами, то стоит ли пускать во власть человека, который является носителем такой нормы?" - заключил протодиакон, отмечая, что "выгоднее было бы поступить по слову Нагорной Проповеди". Позже Андрей Кураев прокомментировал письмо участниц Pussy Riot Патриарху Кириллу и нашел в нем положительный момент. Священнослужитель отметил эволюцию в сознании панк-группы Pussy Riot и пожелал ее участницам освоить подлинную православную молитву. "Я очень рад, что оценка этими девушками их акций эволюционирует в сторону от чисто политической акции к религиозной самооценке. И кажется, в их письме нет слова "панк", а просто "молитва" вместо "панк-молебен" Напомним, что в минувшую пятницу Мосгорсуд признал законным и обоснованным ранее вынесенное решение о продлении ареста до 24 июня трех участниц "Pussy Riot" - Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич.
Тэги: "панк-молебен, pussy, riot, акция, андрей, атеизм,религия,церковь, бедствие, богородица, богохульство, в.путин, группа, демократия,свобода,права, кураев, любознательный, осквернение, правосудие,преступления,правонарушения, происшествие, протодиакон, россия,ссср,русский, святотатство, святыня, ссылка, хулиганство, ххс, церковный, эпитет, язык
В РАССТРОЕННЫХ ЧУВСТВАХ:Религиозные организации используют борьбу с арт-провокациями для демонстрации своего влияния на общество 2012-03-28 01:55:35
... призвала не квалифицировать богохульство в качестве ... за преднамеренное богохульство в отношении ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Роман ЛУНКИН Протесты российской православной общественности против панк-акции в храме Христа Спасителя и обвинения хулиганок из группы Pussy Riot в богохульстве вполне похожи на аналогичные протесты, которые проводят традиционалисты-христиане, в основном католики, в странах Евросоюза. В отличие от американцев, воспевающих свободу слова, европейцы акцентируют внимание на защите традиции, а исторические Церкви апеллируют к государству, требуя наказания для богохульников. Однако решение суда зависит от каждого конкретного случая, от тяжести нанесенного оскорбления и в каком контексте оно было высказано, нарисовано, снято в кино или пропето в песне. В 2009 году в рекомендациях Комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) для Парламентской ассамблеи Совета Европы было указано, что «демократические общества не должны становиться заложниками чрезмерной чувствительности отдельных лиц: должна существовать возможность критиковать религиозные идеи, даже если такая критика может восприниматься некоторыми как оскорбление их религиозных чувств». При этом комиссия призвала не квалифицировать богохульство в качестве уголовного преступления и не наказывать за оскорбление религиозных чувств верующих, а наказывать оскорбление на основании принадлежности к определенной религиозной группе. В соответствии с этим подходом в 2011 году голландский суд оправдал ультраправого политика Герта Вилдерса, который обвинялся в оскорблении религиозных чувств мусульман за фильм «Фитна». Суд отметил, что антиисламские заявления депутата парламента Вилдерса должны рассматриваться как «приемлемые в более широком контексте полемики в вопросах иммиграционной политики и не могут быть непосредственно связаны с возрастающей дискриминацией голландских мусульман». Вместе с тем премьер-министру Нидерландов пришлось извиняться за Вилдерса. В 2006 году Европу потряс скандал с публикацией газетами карикатур на Пророка Мухаммеда, вслед за датскими газетами их напечатали во Франции и Германии (именно тогда в России впервые заговорили о необходимости ввести уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств). Газета France Soir заявила, что тем самым желала продемонстрировать, что в светском демократическом обществе нет места «религиозным догмам». Заголовок во французской газете гласил: «У нас есть право изображать богов в карикатурном виде». Чуть ниже помещен рисунок: Будда, Христос, Бог Отец, Магомет и индуистские боги вместе сидят на облаке. До суда дело не дошло, владелец уволил главного редактора газеты. В случае столкновения поп-культуры и веры Церковь стремится продемонстрировать свой авторитет и именно таким образом повлиять на сограждан. Это ярко проявилось в реакции на концертную программу певицы Мадонны в 2006 году, в рамках которой она представала перед публикой распятой на кресте и с терновым венцом на голове. Ватикан обвинил певицу в богохульстве и кощунстве, некоторые кардиналы требовали отлучить ее от Церкви, в Польше прошли акции протеста против концерта певицы. Католики были возмущены поведением поп-певицы не меньше православных верующих, которые также устраивали демонстрации по этому поводу. Можно сказать, что образы в шоу Мадонны не сильно отличались от образов на выставке «Осторожно, религия!» в Центре Сахарова, организаторы которой были приговорены к штрафу, но против певицы процесс инициирован не был. Протесты против «богохульных» режиссеров и пьес проходили не только в России (в Сыктывкарской епархии РПЦ против рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и постановки по мотивам сказок Пушкина «Поп и работник его Балда»). В ноябре 2011 года более тысячи католиков-традиционалистов провели акцию протеста в Париже. «Возмутительными» были признаны пьеса итальянского автора Ромео Кастелуччи «О концепции лица Сына Божия» и «Пикник на Голгофе» аргентинца Родриго Гарсии. Единственной страной Европы, где богохульство должно строго караться, согласно тексту Конституции, является Ирландия. В 2010 году вступил в силу ирландский закон – он установил максимальное наказание в 25 тыс. евро штрафа за преднамеренное богохульство в отношении святынь, которое оскорбило значительное число последователей той или иной религии. Правда, в Уголовном кодексе Украины в ст. 161 также упоминается оскорбление религиозных чувств с наказанием до пяти лет лишения свободы, но по содержанию эта статья больше похожа на ст. 282 УК РФ, где говорится в том числе о разжигании межрелигиозной розни и вражды. Европейский суд по правам человека, который считается скорее защитником ценностей плюрализма и либерализма, в делах, которые касаются оскорбления религиозных чувств, во многих случаях встает, как ни странно, на сторону религиозных объединений. Одним из прецедентных является постановление ЕСПЧ по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии» 1994 года. После обращения Инсбрукской епархии Римско-Католической Церкви прокурор возбудил уголовное дело против института по обвинению в покушении на совершение уголовно наказуемого деяния – «оскорбление религиозных верований» (ст. 188 Уголовного кодекса Австрии) за демонстрацию фильма Вернера Шретера «Любовный Собор». В постановлении Страсбургского суда отмечается, что суд не может игнорировать тот факт, что католическая вера является религией подавляющего большинства тирольцев. «Наложив арест на фильм, австрийские власти действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок». То есть в данном случае суд защищает терпимость как черту демократического общества, указывая, что санкции должны быть «соразмерны с преследуемой правомерной целью». В США своего рода традицией и основным принципом является свобода слова и сосуществования граждан с разными взглядами в штатах с различными законами. Проблемы богохульных акций или высказываний решаются скорее на общественном уровне, в общине, в городе, в церкви. В Техасе или Алабаме вряд ли кто-то осмелится провести кощунственную акцию против баптистов или методистов, а в Юте против мормонов. Однако пастор первой баптистской церкви в Далласе в октябре 2011 года позволил себе назвать политика Митта Ромни «сектантом», а веру мормонов «культом», что равнозначно нашему оскорбительному определению «деструктивная секта». Но тут же оппоненты Ромни по президентской гонке заявили, что они не считают Ромни «сектантом» и это было личное мнение пастора. К пародиям на религиозную тематику в США терпимость намного выше, чем у европейцев и россиян. В американских мультсериалах «Южный парк» и «Симпсоны» отмечен целый ряд социальных сатирических пародий, на грани кощунства, в отношении христианства, Христа, пасторов, образа членов Церкви «святош», мормонов, сайентологов. Более того, на Бродвее идут довольно фривольные мюзиклы «Действуй, сестра» и «Книга Мормона», но верующие не спешат посадить их авторов в тюрьму. Острые дискуссии, к примеру, после сожжения Корана пастором Терри Джонсом велись о необходимости пересмотра Первой поправки к Конституции США, гарантирующей свободу слова и самовыражения. Президент Обама и руководство НАТО осудили пастора, из-за которого начались протесты мусульман в Афганистане. Американская общественность также взялась за пастора-фундаменталиста: когда в апреле 2011 года Джонс решил сжечь Коран перед мечетью в Мичигане, его просто прогнали оттуда другие верующие – его оппоненты. То есть само общество довольно быстро погасило этот конфликт. И в Америке, и в Европе осознают, что наказание за оскорбление чувств может быть обоюдоострым инструментом – в 2006 году в этом обвинили Папу Римского Бенедикта XVI, который, выступая в Гетебургском университете, неосторожно высказался о Коране, а пасторов и священников часто обвиняют в оскорблении чувств представителей сексуальных меньшинств. Кроме того, позиция Церкви как гонителя «творческих» людей, какими бы сумасбродными те ни были, не приносит ей общественных симпатий. Источник: НГ-религии |