art ma-zaika | о Крещенской святой воде |
В крещение мы только видим и слышим о купаниях в купелях... Очень интересно узнать, а кто-нибудь из окунавшихся идёт утром в церковь, чтобы запастись водой?
Крещенская вода - особенная, святая, но не все знают в чём именно её сила.
Во Вселенной происходят совершенно загадочные процессы, именно 18-19 января. И если взглянуть на нашу планету с космоса, то, как говорят космонавты, свидетели этого чуда, наша планета Земля сияет и искрится.
Вода в этот день обновляется и смывается вся плохая духовная энергетика воды. Именно так и следует понимать освещение всего водного естества. Освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин.
Крещенская вода имеет благодать той самой иорданской воды, в которой крестился Господь и которая, освященная Им, имела и имеет силу очищать, исцелять и освящать душу и тело, наши жилища, отгонять "наветы видимых и невидимых врагов", и быть используемой на "всякую пользу изрядную".
В древности крещенскую воду употребляли в случаях, когда, по тем или иным причинам, христианин лишался возможности причащения Святых Христовых Таин - Тела и Крови Спасителя.
Относительно чудесных свойств крещенской воды можно сказать, что они были отмечены еще святителем Иоанном Златоустом. Вода, освященная в праздник Богоявления, не портится на протяжении нескольких лет и обладает свежестью, вкусом и видом только что набранной из источника. Но это бывает при благоговейном хранении и использовании, в местах, где сохраняются мир и благочестие. Нередки случаи, когда при недолжном отношении крещенская вода портилась - благодать от нее отходила и вступали в силу естественные физические законы.
Любая другая святая вода также является святыней, но не в такой степени.
Вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином великого освящения, хотя это еще предпразднество Богоявления. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня, является освященной крещенской водой (именуемой также Великой Агиасмой).
Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.
То, что освящают воду два раза, получилось исторически: первый раз - накануне Крещения в храме, в Крещенский сочельник, потому что уже совершается литургия. А второй раз - по обычаю - в основном, наверное, русскому - шли освящать живую воду - источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.
Хранить крещенскую воду нужно как Великую Святыню! А не в гаражах, на полу, или в подвале, чтобы не мешала. Храните ее дома с благоговением, лучше всего, возле икон. И не просто храните, а употребляйте для телесного и духовного здоровья, в болезнях.
Недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…
У верующих людей есть благочестивый обычай - утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, которую берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище.
Фото: © Copyright ma-zaika.ru
Богоявленской церкви принадлежит особое место в летописи Симбирска-Ульяновска. С этим храмом связан один из самых дорогих памятников 365-летней истории города - Евангелие напрестольное. На фотоснимке запечатлена та самая церковь Синбирска, куда, как гласит надпись, «в лето 7161 в 10-й день февраля Государь и Великий князь Всея Руси Алексей Михайлович пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в Конную Свияжскую слободу к церкве Богоявлению Господню».
Лето 7161 от сотворения мира - это 1653 год по юлианскому календарю. Так 360 лет назад, в пятый год со дня основания Синбирска, царь Алексей Михайлович совершил вклад в одну из первых церквей города, заложенного по его именному указу. «Книга сия - Евангелие напрестольное» - сегодня один из самых дорогих памятников 365-летней истории города.
«По народному преданию это была одна из самых древних церквей в Симбирске, - пишет исследователь церковной старины Александр Яхонтов. - И весьма вероятным кажется предположение, что одновременно с устроением около Синбирска Свияжской слободы первым поселением в ней казаков, была построена в ней и церковь Богоявленская». Яхонтов считал, что старая церковь вошла в состав перестроенной и расширенной: «придел во имя Святого Иоанна Предтечи, его позднейшие придатки и есть первоначальная Богоявленская церковь, находившаяся в Синбирской Свияжской слободе».
Ориентирует во времени и пространстве и Павел Мартынов: «Богоявленская (Иоанна Предтечи) церковь выстроена в 1654 году близ реки Свияги в бывшей Свияжской слободе конных казаков, отстоявшей тогда от города на две версты, а ныне здесь заканчивается Московская улица и начинается Богоявленский спуск к Свияге. В 1734 году эта церковь была значительно расширена и к ней пристроена под одно теплая церковь. В настоящее время в ней два придела - главный во имя Богоявления (празднование 6 января) и малый - во имя Усекновения Главы Иоанна Крестителя (празднование 7 января и 29 августа). В этой церкви, в конце XIX века заново ремонтированной, хранится образ Иоанна Крестителя, принесенный в Симбирск Свияжскими переведенцами - конными казаками в конце 17 столетия. А Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем в 1653 году, передано недавно для дальнейшего его хранения в Музей Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии» (СГУАК ).
Классики-исследователи Яхонтов и Мартынов писали эти строки, готовясь к 250-летию Симбирска. «Недавно», то есть перед этим юбилеем, и был ценнейший памятник симбирской старины передан в музей СГУАК, откуда он впоследствии поступил в отдел редких книг (ОРК) Дворца книги, где хранится сегодня.
Память о казачьей Свияжской слободе хранили названия улиц - Большая, Малая и Кривая Конные (ныне Шевченко, Воробьева, Назарьева), а также Богоявленский съезд (спуск) и Богоявленский переулок. Сегодня спуск - продолжение улицы Ленина, а переулок - часть улицы 12 Сентября. Место для казачьей слободы было выбрано продуманно. Московская улица появилась на месте дороги, которая вела от «рубленого города» - симбирского кремля - к укреплениям засечной черты, а вдоль ее по дороге на Алатырь и далее на Москву. Богоявленский съезд вел к единственной переправе через Свиягу. Лучшего места для обороны на подступах к городу с западной стороны и более удобного места для лагеря мобильного конного войска было не найти.
Богоявленской церкви принадлежит особое место в симбирской истории. Она первой встречала всех, кто приезжал в Симбирск с запада. И последней, которую видели отъезжающие. Переправа по мельничной плотине действовала более двух веков. Колокольню Богоявленской церкви издали видели Николай Михайлович Карамзин и его родители, подъезжая к храму, крестились, как было тогда принято. Богоявленская церковь была свидетельницей всех визитов особ императорского дома.
8-го числа в Пятницу. «Из покоев проходила Ея Величество к путевому экипажу и, сев в карету, предприять соизволила отсутствие из Симбирска в 4 часа пополудни ж. И стоящий на дворе Гвардии караул отдавал Ея Величеству честь, а по обеим сторонам улиц стоял в параде тамошний гарнизон, отдавая ж честь с приуклонением знамен, и в городе производилась пушечная пальба и у всех церквей колокольный звон; провожаема была Ея Императорское Величество за город тамошним дворянством и купечеством; карета окружаема была бегущим множественным народом; улицы и домы все наполнены были зрителей множественного народа».
Такова запись камер-фурьера Екатерины Великой от 8 июня 1767 года о выезде императрицы по Московской дороге и Богоявленскому съезду. Звоны колоколов Богоявленской церкви провожали в путь мудрую правительницу.
5 сентября 1824 года после обеда, в 4 с половиной часа Александр Благословенный прибыл из Пензы в Симбирск по Московскому тракту. В этот приезд был заложен храм Святой Троицы, посвященный памяти воинов 1812 года.
22 августа 1831 года. Император Николай I в 3 часа дня прибыл по Московскому тракту. На мосту через Свиягу его встречали симбиряне. Встреча была настолько восторженной, что император «приказал отложить пристяжных лошадей и шагом, окруженный своим народом, доехал до собора, а оттуда до крыльца губернаторского дома, где его ожидали местные дворяне, чиновники и именитое купечество».
24 июня 1837 года. Император Александр II первый раз, еще будучи наследником, прибыл в Симбирск по Московскому тракту. Народ и представители города встретили его высочество с хлебом-солью далеко за пределами города. В свите наследника был его воспитатель поэт Василий Жуковский. Его рукою сделан рисунок вида, открывающегося с Венца.
29 августа 1817 года был в Симбирске великий князь Михаил Павлович. Сохранился интересный документ - «росписание лошадям, приготовленным на станции Елшанской под экипаж его высочества» со списком кучеров и фалейторов.
У стен Богоявленской церкви побывали участники всех научных экспедиций XVIII века, среди которых Петр Рычков и его сын Николай. Здесь не раз проезжал полководец Александр Суворов, направленный в опустошенный пугачевским бунтом край, чтобы «возобновлять разрушенные города и крепости». Так писал Александр Пушкин, проезжающий в поисках материалов о «бессмысленном и беспощадном» бунте. Здесь поэт проехал, направляясь в село Языково, этой же дорогой возвращался.
В веке XIX на Московской улице обширную усадьбу с домом и надворными постройками приобрела семья директора народных училищ Ильи Ульянова. Он, его жена и дети были прихожанами церкви Богоявления. В январе 1886 года здесь отпевали скоропостижно скончавшегося Илью Николаевича.
Полный перечень всех лиц и событий, свидетельницей и участницей которых была Богоявленская церковь, ее священники и прихожане, составил бы летопись не только храма-ровесника Симбирска, но и всего края. Но все эти обстоятельства не спасли церковь. В 30-е годы ХХ века она пала жертвой идеологического вандализма.
Газета «Пролетарский путь» в 1931 году в каждом номере публикует статьи с «собраний по проработке» решений июльского пленума ЦК ВКП(б). «Мощной волной прокатились они не только по нашему Ульяновску, но и по всему Союзу. Трудящиеся требуют закрытия церквей! Превратить оплоты антисоветской агитации - церкви - в очаги культуры или использовать их на строительные материалы».
Церковь уничтожили, на ее месте построили клуб*. Утрачен был даже ее облик - на известных старинных снимках и панорамах частично видны лишь неясные изображения купола и колокольни Богоявленской церкви.
Уничтожая церкви Симбирска, погромщики отечественной истории спешили отрапортовать начальству в Куйбышев, сколько и чего именно сломано. Симбирск был бесправен - после того как в двадцатых годах уменьшилось количество населения, город был лишен статуса губернского и подчинен Средне-Волжскому округу с центром в Самаре, переименованной в Куйбышев. Там и сохранились фотоснимки обреченных на уничтожение святынь.
Дарственное Евангелие царя Алексея Михайловича имеет запись, напоминающую, что «где бы ни явилась книга с сими подписями, она должна быть возвращена церкви без всякого отзыва давностию или другими предлогами». Именно эта запись побудила священника Тихвинской церкви Елпидифора Алексеева 8 генваря 1865 года передать неожиданно обнаруженную им утраченную реликвию в Богоявленскую церковь священнику Степану Зернову. А в год 365-летия Симбирска столь же неожиданно обретена фотография, запечатлевшая старинный храм в его последний час.
«Где бы ни явилась, должна быть возвращена». Следуя этому благородному завету православных предков, самарцы сообщили о найденных снимках. Среди них оказался и фотоснимок Богоявленской церкви. В Самаре не знали, что это - единственное изображение, сохранившее для наших современников облик храма-ровесника Симбирска. Мы счастливы способствовать воссоединению реликвий: фотография Богоявленской церкви займет принадлежащее ей по праву место в отделе редких книг Дворца книги - рядом с Евангелием Алексея Михайловича, книгами Александра Яхонтова и Павла Мартынова.
*Ныне это здание № 9 по ул.Ленина/№ 117 по ул.12 Сентября. Помещения бывшего клуба арендуются многочисленными коммерческими организациями. Наталья Гауз
Читай ещё:
Посещение города Симбирска Высочайшими Особами Императорскаго Дома.
Письма Императрицы Екатерины II из Симбирска.
Симбирскъ. Исторический очерк. 1898 г.
Из истории Симбирского края
Таким был Симбирск
Это интересно: Ульяновск.
ХРАМЫ УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ.
Святые источники Ульяновской области
ertata