...Привычка взрослых ходить в церковь вызывала у Анны глубокое недоверие. Сама идея коллективного поклонения шла вразрез с ее частными беседами с мистером Богом. Что до походов в церковь, чтобы там встретиться с мистером Богом, то это вообще был полный абсурд. Если уж мистер Бог не везде, то его нет нигде. Для нее между визитами в храм и разговорами с ним не было никакой логической связи. Все было предельно просто. Когда ты еще очень маленький, ты идешь в церковь, чтобы познакомиться. Познакомившись, ты выходишь из церкви и начинаешь заниматься своими делами. Продолжать ходить в церковь можно, если ты не встретил там мистера Бога, или не понял, что он тебе сказал, или «понту ради».
...Как и в случае с клумбой, церковная служба была для нее чем-то вроде таблички «По газонам не ходить», не дающей добраться до лучших цветов. Зайти в церковь, но только не во время службы, а просто быть там, внутри, для Анны значило навестить очень-очень хорошего друга, а навестить хорошего друга очень приятно, а это, в свою очередь, отличный повод, чтобы пуститься в пляс. В церкви Анна танцевала — это был лучший газон, до которого она смогла добраться. Церковная же служба играла роль таблички «По газонам не ходить», не давая ей делать то, чего ей больше всего хотелось.
(с) Финн "Здравствуйте мистер Бог, это Анна"
Один человек пришел в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашел о Боге. Парикмахер сказал:
- Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.
- Почему? - спросил клиент.
- Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает это.
Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушел. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека (казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он выглядел). Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал парикмахеру:
- Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.
- Как это так? - удивился парикмахер. - А я разве не в счёт? Я же парикмахер.
- Нет! - воскликнул клиент. - Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.
- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.
- В том то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.
..."Иосия! Иосия!" – повторял он, пытаясь разглядеть вдали его силуэт. Но на дороге, ведущей к возвышению, прозванному Голгофой, творилось что-то невообразимое, не поддающееся никакому описанию. Сотни, тысячи людей, настоящее людское море, запертое справа и слева приземистыми зданиями улицы, – кипело, как огненная лава, извергающаяся из жерла вулкана. Все хотели приблизиться и посмотреть на Иосию. Казалось, весь Иерусалим жаждал в эту минуту оказаться на Голгофе. Да что Иерусалим…вся Иудея! Каждый житель Иерусалим и каждый из тех, кто пришел в город в ожидании иудейского восстания против римлян, хотел стать свидетелем казни Иосии. Ведь еще никогда Иерусалим не видел ничего подобного! Преступников казнили часто. Но еще никогда человек не шел на лобное место по собственному желанию. И какой человек! Царь!
– Люди, что же вы делаете?! – шептал Данила. – Разве об этом говорил вам Иосия?! Он идет на смерть, чтобы открыть вам глаза! Но почему вы не откроете их сами?! Почему для этого вам нужно, чтобы кто-то умер?! Тот, кто учит вас радости?!
Но никто не слышал этих его слов. И никто в целом мире не смог бы найти ответа на его вопросы. Никто. Даже небеса. Они молчали. Полная тишина на фоне неистовых криков и безумствующего ора из тысяч человеческих голосов.Данила нагнал Иосию, лишь когда тот уже поднялся на вершину смерти. У подножия Голгофы толпа в священном трепете остановилась. И лишь один Данила, прорвавшись сквозь ряды людей, спотыкаясь и падая, поднялся к Иосии, одиноко стоящему на горе, видом своим напоминающей череп.
– Ты пришел… – улыбнулся Иосия, увидев приближающегося к нему Данилу.
– Я пришел, да… – едва переводя дыхание, ответил он. – Мы должны… Ты должен… Надо спасти… Прекратить это… Это неправильно…
– Поможешь мне, – улыбнулся Иосия, опираясь на крест.
– Да, да! – громким шепотом прокричал Данила. – Да, я помогу! Да!
– Вот… – Иосия показал на гвозди и молотки, лежавшие на склоне. Данила удивленно уставился на Иосию:
– Что?
– Помоги мне… – улыбнулся Иосия, показывая на инструменты казни. – Мне будет тяжело без тебя. Помоги.
– Нет, нет… – прошептал Данила, инстинктивно отступая назад и качая головой из стороны в сторону. – Нет, нет… Это невозможно. Нельзя… Нет.
– В жизни каждого человека есть вещи, которые он должен сделать, – рассмеялся Иосия. – Это то, что мне надо сделать. Вот и все.
– Но ты же знаешь, не можешь не знать… – Данила сделал еще один шаг назад. – Люди будут слагать о твоей смерти легенды, но никто не скажет им правды. А даже если и сказал бы… они ее не поймут. Зачем тогда, Иосия? Почему тебе не прекратить все это?
– Люди уже сейчас говорят обо мне разные вещи, – улыбнулся Иосия и как-то смущенно пожал плечами, оглядывая людское море, застывшее у подножия холма. – Но пока они еще не понимают этого. Каждый уверен, что он знает правду. Но ведь это только его правда – каждого отдельного человека, его зеркало, его отражение. Это не Истина. Но придет время, и обо мне будет сказано столько, что всякое произнесенное слово потеряет какой-либо смысл. И только тогда люди узнают то, что должно. А пока же все делают то, что должны. Возьми, – Иосия протянул Даниле молоток и гвозди. – Помоги мне.
– Я не могу… – прошептал Данила, задыхаясь слезами, пятясь назад.
– Но мне больше некого просить, – сказал улыбающийся Иосия. – Видишь, со мной нет никого. Ни одного ученика. Ни одного. Я один. Одни спят сном забвения, другие – бодрствуют в страхе. А эта толпа под ногами хочет видеть, но не хочет делать. Никто не придет, чтобы помочь мне. Неужели и ты откажешь Иосии?
– Я… Я… – шептал Данила, не в силах произнести ни слова.
– Ты смотришь в мои глаза, – тихо, но уверенно продолжал Иосия. – Видишь ли ты в них грусть, печаль или страдание?
– Нет, Иосия, – прошептал Данила и заговорил вдруг быстро и уверенно: – Я никогда в жизни не видел более чистых и счастливых глаз, Иосия. Никогда! В них нет ничего, кроме силы великой радости! Ничего, кроме радости!
– Значит, я не обманываю тебя и не лукавлю? – рассмеялся Иосия. – И если прошу, значит, так нужно… Правда?
– Правда… – прошептал Данила, слезы градом катились из его глаз.
– Тогда просто помоги мне, – Иосия улыбнулся, взял Данилу двумя руками за голову и коснулся своим лбом его лба. – Просто помоги Иосии… Поможешь?
– И нет другого пути?.. – сказал Данила, протягивая вперед дрожащие руки.
– Ты искал Скрижали, чтобы узнать истину, способную освободить людей от страха смерти, – улыбаясь все ярче, все светлее, сказал Иосия. – Сейчас ты открываешь тайну Печатей, чтобы обретенная тобой истина о победе жизни над смертью наполнилась силой. Все так? Я не ошибаюсь?..
– Нет, не ошибаешься… – замотал головой Данила, потрясенный услышанным. – Все так.
– Ты хочешь победить страх смерти, чтобы освободить людей для счастливой жизни. И теперь я спрашиваю тебя… – Иосия чуть склонил голову набок. – Задумайся, Данила, моей ли смерти ты сейчас боишься? Неужели ты боишься смерти того, о ком всю свою жизнь ты думал как о мертвом? Или, может быть, ты боишься толпы, что будет осуждать тебя? Или… Ответь себе на вопрос – не твой ли это страх смерти связывает тебе руки, не собственной ли смерти ты сейчас боишься?
Слушая эти слова Иосии, Данила пережил шок. Настоящий шок! Чего он боится? Смерти Иосии?.. Страх чужой смерти – это иллюзия, заблуждение, самообман. Достаточно сравнить его со страхом перед собственной смертью, и сомнений не останется никаких. Это разные, разные чувства! Мы переживаем за себя, когда умирает тот, кто нам дорог. В этом правда. О нем мы скорбим, да. Но мы уже не можем ему сочувствовать – он умер. Мы сочувствуем себе… Или, может быть, Данила боится осуждения? Что он-де убил Христа?.. Как вечно гонимый по земле Каин, проклятый Богом за убийство Авеля. Но разве Даниле есть до этого дело? Разве его интересует, что скажут другие? Что они знают о том, что он переживает сейчас, чтобы говорить и высказывать свое мнение? Они видели глаза Иосии, когда он просил Данилу о помощи? Нет. Они видели его глаза, когда он говорил: «Вокруг меня ни одного ученика. Одни спят сном забвения, другие – бодрствуют в страхе»? Нет, они не видели. И поэтому пусть говорят что угодно! Плевать! Так чего же он боится?! Чего боится Данила?! Данила посмотрел на тяжелый молоток и большой грубый гвоздь, вложенные Иосией в его руки. Да! Он – Данила – боится собственной смерти! Да!!! В этом правда.
– Ответил?.. – рассмеялся Иосия. – И теперь скажи мне, что не позволяет тебе сделать то, о чем просит Иосия?
– Мой собственный страх смерти… – прошептал Данила. – Это мой враг останавливает меня?..
– Не враг. Твои путы… – поправил его Иосия и улыбнулся. – Страх смерти.
– Мой страх… Мои путы, – повторил Данила, и тут в его голове мелькнула шальная мысль. – Иосия, а можно, я?.. Я… за тебя.
Данила показал глазами на крест. Иосия рассмеялся:
– Данила, а если бы я любил, ты бы сказал мне: «А можно, я буду любить вместо тебя?»
– Нет, – ответил Данила. – Я бы не стал просить тебя об этом.
– Но почему же ты думаешь, что можешь просить сейчас? – улыбнулся Иосия. – Ты боишься, Данила, и хочешь ринуться навстречу своему страху. Но разве отчаяние этого поступка говорит о том, что ты победил свой страх? Нет. Броситься навстречу страху – легче простого. Раз, и все. Конец. Но конец тебе, а не твоему страху. А твои путы не ты сам, но твой страх.
– Но ты же Бог, ты не можешь умереть… – с едва различимой надеждой в голосе спросил Данила, понимая, что это его последний шаг к отступлению, последний шаг в угоду своему страху. – Так?
Иосия ничего на это не ответил. Он подошел к кресту, лег на него, вытянул вдоль поперечной перекладины левую руку, занес над ней огромный гвоздь и… Данила в ужасе зажмурился. Удар! Ни крика, ни звука больше. Абсолютная тишина. Данила открыл глаза.
– Видишь, мне будет тяжело без тебя… – Иосия смотрел на Данилу и по-прежнему улыбался, только чуть грустно, совсем чуть-чуть, едва заметно. Данила сделал шаг и встал на колени рядом с крестом. Он смотрел в улыбающееся глаза Иосии, утирая набегающие слезы со своих глаз…,– Будь мужественным. Улыбайся! - повторил Иосия, и он сам улыбался.
– И только не уходи теперь, – попросил Иосия, глядя на Данилу с креста. – Не уходи, ладно? Просто побудь со мной. Просто побудь…
– Я никуда не уйду, Иосия, – ответил Данила. – Не волнуйся. Я никуда не уйду. Я буду здесь, с тобой. Что бы ни случилось… Я буду здесь.
– Ты спрашивал меня – Бог ли Иосия? – сказал он. Данила вздрогнул. – Бог, Данила, это тот, кто исполняет наши желания. Вот кто такой Бог. Что человек хочет, то и исполнится. Но нет в человеке правды о себе и о своих желаниях. Не ведает он, что творит, но действует. И получит все, о чем спрашивает, ибо таков Бог – он исполняет наши желания.
(c) Анхель де Куатьэ "Пятая печать. Смеющийся Христос"