Война после Победы. После шести лет тяжелейшей борьбы гитлеровская Германия была побеждена. ...
Меня (Корякина Юрия Ивановича) призвали в октябре 1941-го из 10-го класса в дни всеобщего ...
... году датский остров
на Балтике: « ... на севере о.
местные власти установили ...
stoletie.ru/print.php?ID=168476
В странах-членах НАТО бережно хранят память о советских воинах, павших во Второй мировой
Похоже, истерические «припадки» по поводу итогов Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и бывшего СССР докатились и до России. Как и вакханалия с переиначиванием символов Победы над фашизмом. Причем это происходит не где-нибудь, а в самом Волгограде. Дескать, надо бы во что-то иное, более «брендовое», трансформировать монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Скорее всего, это был некий пробный шар и, если бы «прокатил», то же попытались бы повторить и в других городах-героях.
В принципе, дискуссия по таким вопросам в России, тем более, в рамках властных структур, представляется кощунственной. Впрочем, появление упомянутых идей неудивительно, если учесть «новации» в преподавании в РФ истории Великой Отечественной войны, в пропагандистских акцентах в дни победы под Москвой (сейчас эту победу всё чаще именуют «успешным контрнаступлением»…), под Курском и т. д. В частности, на официальном уровне говорится о Дне Великой Победы, а о том, что это - победа над фашизмом, не упоминается, если не ошибаюсь, с середины 1990-х.
В этой связи нелишне напомнить о том, что, например, в Дании и Норвегии, несмотря на распад СССР и известные геополитические перемены, символы Великой Победы, напрямую связанные с памятью о советских воинах, погибших за освобождение ряда регионов этих стран в 1944-1945 гг., - в полной неприкосновенности. Ни власти, ни рядовые граждане, ни «политологи» и не помышляют об изменении этих символов и, тем более, об их переносе куда-нибудь подальше…
Обе скандинавские страны проявляют уважение к монументам и могилам, где покоятся бойцы Красной Армии. Эти объекты содержатся и ремонтируются за счет датской и норвежской казны, почти круглый год там – живые цветы.
Вот характерное свидетельство журналиста и историка Петр Котова, посетившего в 2011 году датский остров Борнхольм на Балтике: «4 апреля 1946 года был подписан акт о передаче Борнхольма датским властям. На следующий день командующий войсками генерал-майор А. В. Якушев покинул остров на последнем советском военном корабле. С тех пор остров остается демилитаризованной зоной (Дания в НАТО с 1949 года. - А. Б.), хотя никаких договоров на этот счёт не заключалось. Есть предположение о негласной договорённости между датским правительством и Сталиным, которая соблюдается по сей день».
П. Котов отмечает, что «в газете Politiken (выходит в столице Дании. - А. Б.) в мае 1946 г. было опубликовано письмо борнхольмских датчан, оно заканчивалось так: «Русские войска оставят о себе наилучшие воспоминания, их дисциплина была примерной. Они пришли как друзья и принесли с собой освобождение. Мы никогда этого не забудем!» По данным журналиста и историка, «местные власти и датчане бережно относятся к могилам наших воинов. На севере острова, в городе Аллинге, на местном кладбище стоит памятник, поставленный ещё в 1960-х годах (к маю 1965 г. - А. Б.). Этот небольшой мемориал памяти в честь советских воинов, погибших на острове, находится в идеальном состоянии. Спасибо датчанам».
На установленной трехметровой стеле (на фото), увенчанной пятиконечной звездой, высечено: «Вечная слава русским богатырям, погибшим в боях с немецкими оккупантами!». А на гранитном надгробии – фамилии всех советских солдат и офицеров, погибших и пропавших без вести при освобождении острова в конце апреля-начале мая 1945-го.
К 50-летию Победы и освобождения Дании на севере о. Борнхольма местные власти установили в 2005 году памятный камень в честь погибшего здесь старшего лейтенанта Ерастова (его захоронение было обнаружено весной того года).
Каждый год 8 мая представители датских властей и ветераны датского Сопротивления возлагают венки к этим памятникам-мемориалам. Подобные церемонии проводятся и на кладбище Биспьебьерг в Копенгагене, где также находятся захоронения советских военнослужащих и пленных. Здесь же 23 февраля и 9 мая проходят траурные мероприятия с участием местного прихода Русской Православной Церкви.
Киркенес был освобожден советскими войсками и норвежским Сопротивлением 25 октября 1944 года. В этот день правительство Норвегии направило Обращение к правительству СССР: «…Норвежский народ на протяжении более четырех лет подвергался ограблению и угнетению со стороны немецких захватчиков. Он с надеждой следил за героической и победоносной борьбой Красной Армии под руководством маршала Сталина. За время войны норвежское правительство имело достаточно случаев убедиться в дружбе и симпатиях Советского правительства к Норвегии. Население северных районов Норвегии приветствует союзническую Красную Армию как освободительницу. Норвежские вооруженные силы примут участие в борьбе; норвежское население и гражданские власти, назначенные правительством, сделают со своей стороны все возможное во имя совместной борьбы против немецких захватчиков. Освобождение Северной Норвегии будет с радостью и воодушевлением приветствовать весь норвежский народ. Он будет и в дальнейшем крепить дружбу между нашими странами».
Свыше 10 тысяч красноармейцев погибло и пропало без вести в боях за Киркенес и примыкающий к нему норвежский район.
В середине мая 1945 года посольство СССР, в канун вывода советских войск из этого региона, предложило создать соответствующий памятник в Киркенесе, с чем согласилось правительство Норвегии. На согласование проекта приехали, а потом и приступили к работе архитекторы из Советского Союза. Но в 1950-1952 гг. норвежcкие власти завершали проект исключительно собственными силами, заявив, что это их долг перед павшими.
Памятник советскому воину-освободителю был установлен в начале 1952-го в районе Хаганес в Киркенесе, хотя Норвегия к тому времени уже была в НАТО.
А его торжественное открытие состоялось 8 июня 1952 года. Надпись на памятнике, выполненная на русском и норвежском языках, гласит: «Отважным советским солдатам в память об освобождении города Киркенес в 1944 году». Добавим, что автор памятника, скульптор Стиниус Фредриксен, - наполовину датчанин. Примечательно и то, что в датских и норвежских СМИ осуждаются действия властей и националистов прибалтийских стран в отношении аналогичных мемориалов и кладбищ. При этом отмечается, что создание национальных государств вовсе не предполагает «неистовой борьбы» с историей и ее памятниками.
Словом, волгоградским и другим подобным «модернизаторам» нелишне бы поучиться у датчан и норвежцев порядочности - исторической и человеческой.
Алексей Балиев
17.12.2012 | 13:55
Специально для Столетия