... следующему вопросу –
. Люди могут ... что именно в
асоциального? Перемещение ...
Вот таким «веселым» вопросом озадачилось ЖЖ-общество с подачи блогера MISS_TRAMELL.
Экономисты люди преимущественно скучные. Потому проблему столичных бродяг будем решать скучно и системно.
И не только столичных. И не только бродяг. Но чуть позже. Пока ремарка. Лирическое, так сказать, отступление.
К сожалению, дискуссия по данному вопросу в ЖЖ оказалась такова, что напомнила мне слова одной из наших школьных учительниц математики. Вернее, даже не напомнила, а меня на ее место поставила.
Когда какой-нибудь октябренок ошибался при решении задачи, она громко выдавала фразу: «Вот, Петров, а фашист сейчас на тебя смотрит в бинокль и радуется.»
Всем, и Петрову в том числе, становилось стыдно. И математику в ее классе все знали на 4 и 5. Чтоб фашисты не радовались. Давно это было. Прошлый, можно сказать, век.
А в веке нынешнем глядишь на иных авторов – комментаторов и удивляешься: точно их деды-прадеды фашистскую гадину с земли Русской прогнали? Может, нет? Может где-то эта гадина затаилась? Да и постит на чистом русском такие вещи, что вся Рейхсканцелярия из своего котла в аду громко аплодирует, весело побулькивая пальмовым маслом или смолой, в которых варится.
Итак о решении проблемы. Вернее проблем, потому что их несколько, и они лежат хоть и в смежных, но все-таки разных плоскостях нашего общественного бытия и социального устройства.
Первое. Есть бродяги. Есть бомжи. Разница в фактическом наличии жилья. У бомжей его нет. По мнению нескольких юристов, с которыми я общался, лишить гражданина России жилья, не нарушив законодательства, невозможно. Т.е. если человека действительно когда-то лишили жилья, – значит было преступление. Это преступление нужно расследовать и вернуть человеку жилье.
Если для этого нужны дополнительные корректировки законодательства (не уверен в этом: скорее, нужно просто поставить правоохранителям такую задачу) – пусть депутаты их оперативно сделают.
Жилье в России стоит больших денег. И даже за самое плохонькое у нас могут убить, покалечить, посадить на иглу или отравить паленым алкоголем. Как только общество (в полном соответствии с действующим российским законодательством, Конституцией РФ, Декларацией прав человека) восстановит лиц без определенного места жительства в их правах, начнет системно и последовательно расследовать все случаи лишения граждан жилья, ситуация начнет меняться.
Сегодня мошенникам и мерзавцам достаточно просто подтолкнуть неблагополучного человека в социальную бездну, и несчастный выпадет из правового поля. В отсутствии морали и низкой (крайне низкой) вероятности наказания за совершенные преступления, криминальная фабрика по выпуску бомжей будет работать вечно, заполняя улицы наших городов опустившимися и опустошенными людьми.
Остановим эту фабрику – снизим количество бомжующих.
Слышу замечания: бомжи сами не хотят расследований. И что с того? Есть преступления, которые должны расследоваться даже при отсутствии у пострадавшего воли к восстановлению закона и справедливости. Лишение жилья – должно войти в категорию таких преступлений.
Доля тех, кто стал бомжем не в результате противоправных действий третьих лиц, а в результате, например, природных катаклизмов или иных обстоятельств, будет невелика. Опять - таки по российскому законодательству им должно быть предоставлено постоянное или временное жилье. Правда, эту норму закона чиновники часто трактуют как «может быть». Эту практику следует искоренить. Бездомных чиновников в России никто не встречал, вот нужно, чтобы и граждан бездомных встретить было невозможно. Речь не о предоставлении в собственность хором пятикомнатных, речь хотя бы о комнате в общежитии.
Второе. Среди бомжей могут быть не граждане России. Здесь вообще чистой воды миграционная политика. Разбор ситуации по существу. Помощь в возвращении на Родину, если возможность этого возвращения была утрачена вследствие каких-то форс-мажорных обстоятельств. Предоставление убежища, если лицо вправе на него рассчитывать по российскому и международному праву. Депортация тех, в отношении кого есть правовые основания для такого решения.
Третье. Решив проблему бомжей, т.е. разобрав каждую ситуацию и обеспечив людям законное право на жилье, можно приступать к следующему вопросу – бродяжничество. Люди могут вести «асоциальный образ жизни» и при наличии жилья. Однако, следует уточнить, что именно в бродяжничестве асоциального? Перемещение с места на место? Отсутствие постоянного источника дохода? Вряд ли.
Общество обычно восстает против попрошайничества, хулиганства, распития спиртных напитков в общественных местах, ужасающего внешнего вида, наличия эпидимиологически опасных заболеваний в стадии обострения, вызывающей негигиеничности.
Часть из этого списка уже урегулирована уголовным и административным законодательством. Часть может быть урегулирована на законодательном уровне. Причем, решаться этот вопрос должен не только методом «кнута», но и «пряника», не только наказанием за что-либо, но и адекватной медико-социальной поддержкой.
Вернитесь в детство, господа и товарищи. Вспомните своих любимых бременских музыкантов. Они ведь были бродягами.
Всем желающим выбраться из асоциального болота, всем, для кого бродяжничество - это не желаемая норма жизни, а вынужденное ситуационное решение, общество должно протянуть руку помощи.
А всем, для кого:
«Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету….
…
Наш ковер — цветочная поляна.
Наши стены — сосны великаны.
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою…»,
дать внятные права и обязанности, разумеется, не нарушающие «Всеобщую декларацию прав человека».