Наш календарь
2015-09-24 14:51:13
... >
рав Меир Брук (США ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор статьи: рав Меир Брук (США)
Мы приблизились к апофеозу еврейского календаря — празднику Йом Кипур.
Наш духовный календарь структурируется двумя способами. Шаббаты и рош-ходеши делят год на одинаковые фрагменты — на недели и месяцы. При этом сам период может по-разному соотноситься с выделенным днем. Так, например, есть три системы отсчета. По одной из них (самой популярной) — шаббат завершает неделю. Он как бы подводит итоги, позволяя нашему подсознанию «упаковать» недельный опыт в единый «блок».
Кстати, это немного напоминает сон, когда мозг не занят делами и освобождается для переосмысления прожитого дня.
В шаббат мы не работаем, и это дает подсознанию возможность осмысления. Вторая система расчета рассматривает шаббат как начало недели. Мы заряжаемся в шаббат духовной энергией и потом расходуем ее в течение недели. И наконец, есть третья система, по которой неделя начинается в среду, после трех дней шаббат становится центром недели, и потом проходит еще три будних дня после шаббата.
Это мы говорили о регулярных делениях календаря. Но есть и второй формат — специальные дни.
Есть пять основных дней из Торы — Рош Хашана, Йом Кипур, Песах, Шавуот и Суккот. Они делятся на два блока, причем Суккот входит в оба блока. Каждый праздник многомерный и в зависимости от зрелости и духовного уровня человека раскрывается несколькими измерениями.
Треугольник Песах — Шавуот — Суккот в «первом чтении» символизирует триаду: свобода — мудрость — радость. При этом все три категории очень многослойны, и мы можем ежегодно осваивать их более продвинутые версии.
Кстати, эти три концепции праздников связаны.
Свобода нужна для чего? В том числе для возможности свободного доступа к мудрости. Мудрость нужна для чего? В том числе для получения мудрой радости в жизни. Кстати, современные манипулятивные технологии создают очень мощные «лишатели» свободы — на ментальном уровне, загоняя человека в очень жесткую клетку восприятия реальности.
Многие советские евреи внутри себя содержат механизм, отталкивающий их от еврейской мудрости на основе накопленных стереотипов, предрассудков, и этот фактор также является несвободой. Как говорилось в перефразированном лозунге, Let my people know.
И наконец, интересующая нас триада праздников: Рош Хашана — Йом Кипур — Суккот. Кульминацией ее снова является Суккот и идея радости. Но уже в другом аспекте.
Мы рассматриваем Всевышнего как особо любящего нас и поэтому желающего нам радости. Но большинство людей имеют конфликты с Б-гом. Нам может помочь лучше понять это метафора. Сравним Б-га с родителем. У нас нередко бывают конфликты с родителями. Родитель хочет счастья своему ребенку, но мы, дети, не хотим принимать от них любовь к нам. Здесь похожая ситуация с Б-гом.
Первый праздник — Рош Хашана — это family reunion, первая «встреча» с Б-гом, и шофар знаменует эту встречу. Это напоминает сюжет картины «Возвращение блудного сына». Но, вернувшись к контакту, мы еще сохраняем в себе внутренние барьеры на психологическом и духовном уровнях.
«Зачисткой от баррикад» занимается Йом Кипур. Мы «пробиваем» барьеры и заторы, «разбираем баррикады», «проливаем свет» на «теневые происки». Кстати, «Изкор» в Йом Кипур — это параллель между памятью о родителях и связью с Б-гом. И как результат — мы не только ощущаем встречу с Б-гом, но и испытываем в праздник Суккот радость, которая вливается в нас из Источника Радости. Сука — это место радости встречи с Б-гом.
Сознательное проведение Йом Кипура — это очищение, трансформация и одухотворение еврея, восстановление связи с душой, и мы желаем читателям удостоиться этого.
Тэги:
брук,
еврейский,
йом,
календарь,
кипур,
меир
Мифология
2015-09-09 19:33:24
Автор: M. Bruk
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
В современном обществе, построенном на рациональном мышлении, слово «миф» воспринимается как почти ругательное или по крайней мере детское и несерьезное. По-еврейски это бы назвали «бобэ майсес», то есть «бабушкины сказки» — для детей.Миф означает множество разных объектов и часть из «мифологических» объектов является очень мощным и серьезным инструментом влияния на сознание и подсознание.
Каждый человек сталкивается впервые с мифом в раннем детском возрасте, и миф является аналогом слова «сказка».
У этой ситуации с мифом есть два ключевых момента.
Во-первых, маленький ребенок (до 7 лет примерно) не обладает критичностью по отношению к услышанному, поэтому он не может отличить реального персонажа от вымышленного и охотно верит в Деда Мороза и любой сказочный объект. Таким образом, родители могут населить вымышленный мир ребенка самыми экзотическими персонажами — от Бабы-яги до марсиан.
Во-вторых, миф и сказка могут иметь ценный назидательный эффект, обучая детей. При этом ребенка не заставляют впрямую поступать особым образом. Но, слушая сказку/миф, он запоминает сюжеты, и это участвует в формировании его оценок, подходов, действий и др.
В школьном возрасте ребенок приобретает критичность, и жанр мифа «выключается из игры», а ребенок учится мыслить рационально.
Миф во взрослом миреВажно осознавать, что тем же словом «миф» ученые называют тексты для влияния на взрослых. Часто человек не имеет доступа к реальному знанию, и миф играет роль формирователя знания в отсутствие прямых данных.
Приведем несколько примеров.
Антисемитизм в большинстве своем проявлялся в мире не из-за реальных плохих евреев, а из-за мифов (включая миф о маце, в которую якобы добавляют кровь христианских младенцев), которые распространялись в головах неевреев. Более того, сами евреи жили закрыто от окружающих народов. «Свято место пусто не бывает». Отсутствие ясного знания и понимания образа жизни и ценностей евреев компенсировалось мифами и предрассудками. И даже сейчас, в эпоху тотального доступа к знаниям, очень многие неевреи не знают, в чем суть еврейского образа жизни.
Второй пример — миф как оружие массового поражения.
Во время противостояний народов нередки случаи, когда одна из сторон сочиняет мифы о противнике и вбрасывает их через массмедиа в головы своих граждан. У этих мифов вполне прикладной смысл — например, обозлив своих граждан, можно усилить эффект военных действий. Противостояние России и Украины переполнено мифами, которые входят в стратегию «гибридной войны».
Мифы могут не только озлоблять, но и вдохновлять. Через миф влияет и эффект плацебо, когда человек верит в то, что данная ему таблетка поможет, и это укрепляет защитные силы самого организма.
Религия активно использует мифы в разных формах. При этом миф — это необязательно неправда, это скорее информация, принимаемая на веру, и это может быть полезная информация. Например, когда человеку говорят, что «Б-г в него верит», человек может воспрянуть духом, может выйти из депрессии, может совершить подвиг.
Миф может стать ценнейшим инструментом для взрослых, но может оказаться и опасным оружием. Это характерное сочетание для важных и взрослых ресурсов, в них сочетаются возможности и опасности.
На образном языке — возможности мифа обозначают словом «свет», а негативные аспекты словом «тень» или «тьма».
В преддверии Рош Хашана мы желаем читателям в следующем еврейском 5776 году больше света и меньше тени.
Тэги:
брук,
меир,
миф,
свет,
тьма
Миссия евреев и образ Яакова
2015-09-02 11:45:34
+ развернуть текст сохранённая копия
Согласно концепции, развитой равом Куком, каждый народ живет, чтобы развить особый опыт. Идеальный вариант сценария состоит в том, чтобы мудрые евреи осмыслили опыт народа, очистили его от негатива (клипот) и усовершенствовали. В результате евреи соберут вместе опыт народов, и человечество выйдет на уровень более счастливой, полноценной и интересной жизни.
Внутри сюжетов Торы скрываются ключевые схемы Бытия, закодированные в виде взаимодействия знаковых персонажей. Но, чтобы расшифровать схему из Торы, надо знать, что и как искать.
Мы увидим нашу схему в сюжете про Яакова и Эсава. Эсав — это народы мира, Яаков — это евреи. Наша схема состоит из пяти этапов/сюжетов.
1. Рождение братьев.
Эсав выходит на свет первым, но Яаков следует за ним, ухватив его за пятку.
Расшифровка: Эсав = народ осваивает какую-то идею/схему/проект. Яаков = евреи ухватывается за этот процесс, включаясь в его осмысление/освоение.
2. Передача первородства.
Яаков берет первородство у Эсава.
Расшифровка: освоив идею, внесенную Эсавом, Яаков захватывает первенство, так как, очистив и усовершенствовав процесс, он становится лидером в нем. Первородство — это первенство, лидерство.
Комментарий: евреи часто осваивают процессы лучше, чем народы, среди которых они живут.
3. Взятие благословения.
Отец братьев Ицхак хочет дать благословение Эсаву, но Яаков перехватывает инициативу и получает главное благословение. Эсав получает вторичное благословение.
Расшифровка: так как евреи могут очистить процесс от клипот и усовершенствовать его, то на их деятельность приходит благословение, то есть успех и процветание.
4. Борьба Яакова с ангелом Эсава и новое имя.
Яаков встречает ангела Эсава и борется с ним. В финале он получает новое имя Израиль, что означает «прямо к Б-гу».
Комментарий: ангел — это (в том числе) тонкие/глубинные/внутренние процессы в каждом проекте. Борьба с ангелом Эсава означает глубинное исследование процессов и «выпрямление» их, чтобы они шли только к добру, а не кормили паразитные теневые силы/клипот. Проработав глубинные уровни, Яаков удостаивается «титула» Израиль — «прямо к Б-гу». То есть евреи (в образе Яакова) осваивают не только поверхностные, но и глубинные структуры, прикладывая к этому усилия (борьба с ангелом). Проработав глубинные процессы, они переходят от первоначальной версии (1.0) к еще более совершенной версии (2.0), которая обладает «титулом» «прямая связь с Б-гом».
5. Встреча братьев.
После взаимодействия с ангелом происходит встреча братьев, на которой они обнимаются.
Комментарий: в идеальном сценарии народы мира (Эсав) понимают и оценивают ту ключевую роль, которую сыграли евреи в очищении и развитии проектов народов мира. Евреи (Яаков) понимают и ценят роль народа, чью миссию они очистили и развили для общечеловеческого блага. Поэтому оба брата (партнера-побратима) обнимаются, радуясь тому, что их совместная работа увенчалась успехом.
Эта схема теоретически стала понятна благодаря разработкам рава Кука.
Сейчас приходит время перейти к осознанной практике.
Спонтанно эти процессы происходили многие века, но оба «брата» вовлекались в процесс неосознанно, и поэтому финальной сцены «объятий» мы еще не удостаивались видеть. В схему вмешивались помехи из-за неумения контролировать процесс.
Всевышний внес в современный мир множество вызовов/кризисов, которые могут быть решены с помощью реализации данной схемы.
Дай Б-г нам удостоиться увидеть «объятия братьев».
____
6 сентября, в воскресенье, с 10:30 аm до 1 рm, в JCBB (2915, Ocean Pkwy) состоится встреча с Ефимом Свирским.
Тэги:
брук,
евреев,
евреи,
меир,
мир,
миссия,
эсав,
яаков
80 лет со дня ухода рава Кука
2015-08-27 13:24:39
В еврейской традиции принято после смерти человека отмечать не день рождения, а день ухода. 3 элула ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В еврейской традиции принято после смерти человека отмечать не день рождения, а день ухода. 3 элула (в этом году 18 августа) исполнилось 80 лет со дня ухода одного из величайших людей, мудреца и общественного деятеля рава Авраама Ицхака Кука.
Еврейская традиция имеет две модели самореализации. Одна модель утверждает, что евреи и иудаизм — замкнутая группа, которая заботится о своей внутренней еврейской жизни. Вторая модель утверждает, что иудаизм — это мировая религия, а еврейский народ — это «сотрудники Б-га» по исправлению и улучшению самых разных аспектов жизни всего человечества.
До середины XIX века евреи жили в гетто и местечках, были изолированы от мира культурно и политически. И первая модель (изоляционизм) преобладала. В связи с этим и еврейская мудрость развивалась в замкнутой среде. Когда в XIX веке мир начали сотрясать перемены во всех сферах, евреев это коснулось в значительной мере. Евреи раскололись. Часть сохранила изоляцию. Другая часть устремилась исправлять и возделывать большой мир.
Классический иудаизм не был приспособлен к такому формату. И еврейские активисты, выбрав большой мир, отказались от связи с еврейской системой знаний. Произошел раскол. Но ситуация раскола не является нормальной.
В иудаизме заложены механизмы как анализа мировых проблем, так и их решения (диагностика и терапия). Но для подобного развития необходимо было появление человека, который бы создал теорию и систему, позволяющие глубинно изучать большой мир сквозь еврейскую мистическую призму. Роль такого «первооткрывателя» трудно переоценить. И этим гением оказался рав Кук.
Его отец был литвакский раввин, из классических знатоков еврейской учености, которые известны своим дотошным вниманием и к каждой детали иудаизма, и ко всему его строению в целом. У него рав Кук перенял аналитические способности. Мать рава Кука происходила из хабадской семьи, и от деда по материнской стороне он воспринял хасидские концепции эмоциональной связи с Б-гом и миром, а также концепции связи со всяким евреем независимо от его степени учености. Дядя рава Кука принадлежал к «маскилим», движению сторонников современной светской образованности. И рав Кук в юности, приехав в гости к дяде, открыл шкаф с полным набором книг по немецкой культуре и философии и все их прочел. Его старшие братья активно участвовали в сионистском движении, и семья была сторонником создания еврейского государства в Стране Израиля.
Соединив весь этот уникальный сплав, рав Кук создал теорию, которая трансформировала иудаизм в развивающееся учение, открытое к восприятию искр из самых разных систем (от духовных до научных). И при этом в недрах этой развивающейся модели иудаизма можно находить ответы на сложные вызовы современного мира.
Модель рава Кука активно использует каббалистические подходы, а также сюжеты и модели из Торы. Чем сложнее ситуация в мире, тем важнее использовать систему рава Кука для нахождения эффективных решений.
Для выживания мира жизненно необходимо развивать подходы рава Кука и готовить новые кадры лидеров, которые, владея методологией рава Кука, смогли бы находить принципиально новые решения и механизмы.
Еще более ценно работать с этой моделью в ситуациях конфликтов, когда каждая из сторон обладает своим набором искр (ресурсы) и своим набором клипот (антиресурсы). И если уметь отбрасывать клипот и собирать вместе искры, то вместо конфликта будет появляться система нового уровня.
30 августа, в воскресенье, в JCBB (2915, Ocean Parkway) с 12 до 2 рm состоится семинар М. Гитика.
Тэги:
брук,
кук,
меир,
рав
Семитизм и яфетизм
2015-08-21 23:11:05
Автор текста: M. Bruk
Недавно мы создали интересный подход ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
Недавно мы создали интересный подход к оценке современных движений, используя классификацию из Торы.
У основателя «человечества 2.0» Ноаха (он же Ной) было трое сыновей — Шем, Яфет и Хам, которые обозначили три жизненные траектории.
Ранее мы проанализировали фигуру Хама. И стало очевидно, что наиболее одиозные из современных возмутителей спокойствия в виде арабских радикалов, ИГИЛа и пробудившихся недавно «путинистов» вписываются в лагерь хамитов. Тем более что одного из четырех сыновей Хама звали Пут.
Я пообещал рассмотреть и два других лагеря — Шема и Яфета.
Хам — это грубость, буквально — хамство, это может стать угрозой цивилизации, если хамитов не поставить на место. Но почему хамиты «разгулялись»?
Основная масса цивилизованной публики «зависла» в лагере имени Яфета. Напомним, что «яфе» означает «красота». Человек имени Яфета — это человек культурный. А в чем с ним проблема?
Похоже на то, что это человек эгоистичный. Он не хочет «пачкаться» внешними проблемами и поэтому не готов противостоять проискам хамитов.
В характеристику Яфета вписывается современное увлечение гомосексуальными нравами.
Яфет — это нейтральная фигура, но, судя по наличию Шема, не самая ценная, можно сказать, промежуточная.
Лагерь шемитов
В еврействе есть несколько ключевых использований термина «шем». В переводе с иврита «шем» означает «имя». Одно из ключевых названий Б-га — а-Шем. Основателя хасидизма звали Бааль Шем Тов. Вторая книга Торы, повествующая об Исходе, называется «Шмот» («Имена»).
Как охарактеризовать людей из категории шемитов (или семитов)?
Речь идет о людях с духовными интересами.
Как их объединить?
Это люди, которые вышли за рамки своего эго и осознают наличие в себе высшего «я».
При этом есть три категории людей в этом жанре. Во-первых, это религиозные люди, которые апеллируют к понятию «душа» как высшее «я». Во-вторых, это люди духовно ориентированные, которые развивают высшее «я» (вне Б-га).
Относительно недавно возник научный аппарат для данных феноменов. Сначала Зигмунд Фрейд описал наличие у человека эго, став, таким образом, праотцем современных членов клуба имени Яфета. Вслед за Фрейдом появился Карл Юнг, который обиделся за столь узкое восприятие человека и предложил модель высшего «я». Таким образом, Юнг стал праотцем современных членов клуба имени Шема.
Внутри семитов можно выделить два более узких подмножества.
Во-первых, это авраамиты, или члены клуба авраамических религий — иудеи, христиане и мусульмане. В этих трех религиях есть фигура Единого Б-га. Единый Б-г — это Высшее «Я» мира.
Благодаря такой структуре появляется возможность организовать взаимодействие между человеком и миром — через взаимодействие между высшим «я» человека — душой и Высшим «Я» мира — Б-гом.
Во-вторых, внутри авраамитов есть израэлиты (или иудеи), которые играют роль сотрудников Б-га (или даже партнеров).
Нужно понять, что три авраамические религии не обеспечивают автоматического контакта между Б-гом и душой. Более того, внутри этих религий вполне могут быть дикари имени Хама. И сейчас мы видим как «хамские орды» среди мусульман ведут себя по-хамски, прикрываясь исламской идеологией и компрометируя ислам. В Средние века «хамские орды» внутри христианства устраивали крестовые походы.
Сейчас, в мирное время, западная цивилизация в основном живет в режиме Яфета, но во время двух мировых войн ХХ века диктаторы «выковыривали» Хама из-под Яфета и устраивали большие бойни.
Россия имела успехи в оцивилизовывании своих граждан, но новый диктатор с помощью медиа и специальной риторики успешно сбросил яфетские культурные облачения со своих подданных, и множество россиян вернули себе хамские повадки.
Настоящий потенциал человека раскрывается в рамках клуба имени Шема.
Давно возник бренд «антисемиты». Пора вводить бренд «семиты» для целенаправленного развития элиты человечества. Объединив научные, духовные и религиозные кадры, мы можем включить свет в конце туннеля.
Наш проект «Свет Авраама» расширяет рамки духовной элиты, объединяя в том числе авраамические ресурсы и предоставляя к ним доступ для всех желающих войти в клуб шемитов.
Большие проблемы в западной цивилизации показывают, что или Запад захлестнет «хамская орда», так как Яфет не готов к отпору, или Запад начнет духовно расти и перерастать в клуб имени Шема, и тогда многие мировые проблемы найдут новые решения в новой парадигме.
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...