Яаков и Израиль: два имени и две миссии
2014-12-02 22:56:24
Автор: M. Bruk
02.12.2014 14:11
Тора в нашей недельной главе «Ваишлах» дает нам ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
02.12.2014 14:11
Тора в нашей недельной главе «Ваишлах» дает нам возможность понять сложную природу еврейства. Праотец Яаков получает второе имя — Израиль — после взаимодействия с персонажем, называемым «ангелом Эсава». Каждое имя выражает миссию человека. Два имени — это две миссии.
Рассмотрим одно из важных объяснений этого феномена.
Яаков — это выражение внутриеврейского взгляда, евреи как замкнутая на своих интересах община, «бейт Яаков» — «дом Яакова», внутриеврейское пространство.
Израиль — это динамичное проявление евреев в их взаимодействии с другими народами. Это евреи как «закваска мировой революции», как «двигатель прогресса», как приобщение мира к идеям монотеизма, как деятели мировой культуры.
Подробнее...
Тэги:
брук,
ваишлах,
меир,
рав
На молитву становись! Недельная глава Торы «Толдот»
2014-11-20 23:38:01
... />автор текста: Меир
Брук - http://meirbruk.net ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:28
После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность — это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов — Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери, вслед за ним, держась за пятку брата, — Яаков. С возрастом разница между братьями становится все заметнее. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продает свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо — чечевичную похлебку.
Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак призывает к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав грозит
убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану в Падан-Арам, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену.
***
«И молился Ицхак Б-гу за свою жену (ленохах ишто)…» (25:21).
«Ленохах ишто» может означать также «напротив своей жены». Раши объясняет, что Ривка тоже молилась — в том же помещении, но у другой стены.
Анализируя эту лексическую особенность приведенного стиха, мудрецы Талмуда (трактат «Иевамот», 64) приходят к выводу, что они оба, Ривка и Ицхак, были бесплодны. Кстати, вспомним, что бесплодием страдали и две другие наши праматери — Сара и Рахель.
Мудрецы спрашивают: «Почему нашим праматерям и праотцам было трудно зачать детей?» И сами отвечают: «Потому что Б-г хочет, чтобы праведники молились ему».
В Книге псалмов («Теилим») сказано: «Желание боящихся Его исполняет Он, и вопль их слышит, и помогает им» (145:19). На первый взгляд, вторая часть этой фразы излишняя. Ведь если Б-г выполняет желания боящихся Его, то это значит также, что он наверняка услышит их призывы и поможет им. Первое включает в себя второе. Так зачем это уточнение?
Ответ такой. Истинно богобоязненный человек не испытывает никаких желаний и устремлений помимо того, что уже имеет. Для него все хорошо, чем наградил его Б-г, и он ничего у него не просит.
Однако, желая услышать молитвы праведников, Б-г сам пробуждает в них желания и стремления к чему-либо. Именно об этом говорится в приведенном стихе из «Теилим». Его первую часть можно интерпретировать и так: «Он создает желания у боящихся Его», и в результате они чувствуют необходимость молить Его об исполнении этих желаний. И уж затем: «Вопль их Он услышит и спасет их».
Плохой сосед по «общежитию»
«И толкались сыновья в утробе ее…» (25:22).
Характер, как известно, закладывается с детства — еврейская традиция утверждает, что еще в утробе матери. У Ривки, будущей матери близнецов Эсава и Яакова, была тяжелая беременность: «Толкались сыновья в утробе ее».
Раши объясняет, что еще не родившиеся младенцы проявляли разные склонности. Когда Ривка проходила мимо иешивы Шема и Эвера, старожилов из рода Авраама, на свет рвался Яаков, а когда приближалась к языческому капищу — беспокойно вел себя Эсав.
Мотив Эсава ясен. Близнецов вынашивала великая праведница Ривка, поэтому материнская утроба была для него, идолопоклонника от рождения, точнее от зачатия, не самым уютным местом. Но почему Яаков хотел побыстрее выйти на свет? Ведь Талмуд в трактате «Нида» сообщает, что во время беременности еврейской матери ангел учит ее ребенка всей Торе, которую он при родах забывает. (Поэтому мудрецы говорят, что при жизни мы не учим Тору и святой язык, а «вспоминаем» их.) Так неужели Яаков спешил расстаться со своим учителем-ангелом?
Ответ прост и поучителен: даже если у вас самый лучший в мире наставник, плохой сосед по «общежитию» может все испортить, сбить вас с пути истинного, и вам лучше немедленно покинуть «учебное заведение».
В нужное русло
Комментарий Раши на стих о толкающихся сыновьях вызывает еще один вопрос. Если характер закладывается в материнской утробе и дети рождаются с определенными чертами характера и личными склонностями, то как быть с принципом свободы выбора, краеугольным камнем еврейского мировоззрения? Выходит, что все совершенные Эсавом преступления можно оправдать: ведь он был так «запрограммирован». И почему праведник вознаграждается за те качества, которые он всосал не то что с молоком матери, а еще раньше — из плаценты? Ведь таким ему было суждено, предначертано быть. И в этом нет никакой его личной заслуги.
На самом деле те черты, с которыми родился Эсав, не вели его прямо на путь зла, равно как и Яакову не было суждено быть суперправедником. Они таковыми стали, что называется, по ходу жизни.
Каждый из нас рождается с определенным складом характера и склонностью к определенному типу поведения, но при этом свободно выбирает направление своего развития — в сторону добра или зла. Мы не созданы одинаковыми. Каждый сам решает, что ему делать с теми качествами, которыми наделил его Б-г.
У Эсава были некоторые врожденные черты, которые создавали предрасположенность к плохому поведению. Стоявшая перед ним задача — стать хорошим человеком, достойным своего великого отца Ицхака, — была трудна, и он с ней не справился. Человек, с детства испытывающий тягу к кровопролитию, может стать разбойником или даже убийцей. Но эту склонность можно направить и в позитивное русло — выбрать себе профессию резника, или моэля (специалиста по обрезанию), или хирурга. И тогда он будет приносить людям пользу, а не зло.
Музей слепых
«И он (Ицхак) подошел, и поцеловал его (Яакова), и почувствовал (Ицхак) запах одежды его, и благословил его, и сказал: «Смотри, запах сына моего — как запах поля, которое благословил Господь» (27:27).
В Израиле есть Музей слепых. Это уникальный музей. Тебя ведут через его залы в полной темноте. Ничего не видя вокруг себя, ты вынужден полагаться на свои другие чувства: слух, осязание и обоняние. Именно здесь начинаешь понимать, что такое быть слепым. И тогда благословение: «Благословен Ты, Господь Б-г наш, дарующий зрение слепым», которое произносят по утрам верующие евреи, приобретает особый смысл.
Слепота занимает центральное место в этом недельном разделе. Ослепший Ицхак не видит, что он благословляет Яакова вместо Эсава. Однако в глубине души он безошибочно «разглядел», кому должны быть предназначены его благословения. В специфическом запахе козьих шкурок, которыми Яаков покрыл свои руки, Ицхак уловил аромат райского сада, который сопровождал Яакова, когда он вошел в комнату отца.
Гиды, которые ведут тебя через Музей слепых, сами лишены зрения. Но они сумели предельно развить свои другие чувства и ведут тебя через залы музея легко и непринужденно, как будто действительно видят их.
Наш мир похож на этот музей. Живя в нем, мы думаем, что видим его полностью, не подозревая, что в нем больше того, что скрыто от наших глазах, нежели того, что открыто.
Если бы мы действительно видели все, то наглядно убедились бы, что в пятницу на заходе солнца мир преображается, что на землю спускается иная, субботняя атмосфера. И тогда мы испытали бы ни с чем не сравнимый восторг и одновременно страх нарушить шаббат. Потому что мы увидели бы, что, например, зажечь свет в этот святой день никак нельзя — такое действие может стоить тебе жизни. Обычным зрением этого, конечно, не увидишь.
Хотя большинство людей не обладают таким духовным зрением, есть все же немногие, кто сумел развить в себе способность четко видеть ту запредельную реальность. Это выдающие знатоки и подвижники Торы. Они всегда были среди нас, во всех поколениях. Именно они уверенно и безошибочно ведут нас уже многие столетия через лабиринт «Музея слепых», которым можно назвать наш мир.
автор текста: Меир Брук - http://meirbruk.net
Тэги:
брук,
меир,
рав,
толдот
Дни свободы и достоинства
2014-11-18 20:18:25
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:24
У нас появилось несколько поводов снова ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:24
У нас появилось несколько поводов снова обратиться к теме еврейско-украинских параллелей.
Тема в Интернете
В эти дни в Интернете открывается очень ценный сайт: www.jewishnews.com.ua, посвященный этой теме, который будет как освещать новостные события, так и давать аналитические обзоры.
Я получил приглашение вести на этом сайте религиозно-духовно-аналитическую страницу.
Скажу несколько слов о редакторе нового сайта. Это Юлия Эйдель — бывший главный редактор одного из моих самых любимых сайтов «Частный корреспондент» — www.chaskor.ru, который собирает очень интересные и глубокие статьи по темам из различных областей жизни и с которым сотрудничают очень хорошие авторы.
Сайт jewishnews.com.ua будет освещать не только украинский контент, но и различные еврейские реалии в разных частях мира.
Новый праздникНесколько дней назад президент Украины Петр Порошенко подписал указ об учреждении нового праздника для Украины, который будет отмечаться 21 ноября. Праздник этот — День достоинства и свободы.
Дата связана с началом майданных событий, когда первый раз украинцы вышли на Майдан, чтобы поддержать процесс движения Украины в Европу.
Как сообщил президент Украины, этот праздник посвящен двум Майданам — 2004 года (Оранжевая революция) и 2013–2014 годов, который привел к новым реалиям в стране.
Когда я услышал о новом празднике, у меня возникла в сознании интересная параллель. Так как этот день включает концепцию свободы, то мне вспомнился еврейский праздник свободы — Песах, а также ближайший по календарю еврейский праздник достоинства — Ханука.
У нас появилась ценная возможность провести параллели и пролить свет из одного контекста в другой.
В дни Хануки евреи боролись за свободу и независимость, а их главным врагом были греко-сирийцы под руководством Антиоха Эпифана.
Имя Эпифан означает «сумасшедший». Интересно, что эпитет, которым наградили греко-сирийцы своего царя, очень подходит к нынешнему российскому лидеру, который ведет себя не весьма адекватно с точки зрения мировой политики.
Когда, празднуя Хануку, мы говорим, что Всевышний дал победу малому народу над большим народом и т. д. — это очень напоминает также противостояние Украины и России и пожелание победы Украине в этой странной войне.
С другой стороны, наш праздник выхода на свободу — это Песах.
Сравнивая два праздника свободы — еврейский и украинский, я лучше понял суть праздника — это день, который помогает нам как народу сформировать свою идентичность.
Рассмотрим Песах. Евреи вышли на свободу из египетского рабства и стали независимым народом. В Песах у нас есть два важных и связанных ритуала: застолье — пасхальный седер и текст, который мы читаем во время седера, — Пасхальная агада.
Смысл ритуала седера и текста агады — помочь евреям в формировании идентичности через ритуал и через текст.
В тексте агады не упоминается имя Моше, но подчеркивается, что евреев из Египта вывел Б-г. Рождение народа в агаде связывается с Б-жественным Провидением вне упоминания личностей.
Украинцы могут создать свой «седер» и свою «агаду».
Уйти от прошлогоНам легко ругать украинцев, вспоминая их прегрешения прошлого. И поэтому нам тяжело искренне желать им светлого будущего, когда темное прошлое цепляет нас.
А теперь сравним ситуацию с описанием в Торе евреев перед Исходом из Египта.
Единственный (!) эпизод, который Тора выбрала (Шмот, 2:13–15) для описания «подвигов» евреев, — это сюжет, в котором два нечестивых еврея ссорятся и предают Моше, сообщая фараону о том, что Моше убил египтянина (спасая одного из них). То есть все «заслуги» евреев в Египте, найденные Торой, — это внутринародные разборки и предательство евреями будущего вождя. И несмотря на это, Всевышний выделяет евреев и строит для них «светлое будущее», невзирая на «темное прошлое».
Так же и мы не должны зацикливаться на прегрешениях украинцев в прошлом и можем искренне пожелать им построения достойной страны.
Кстати, мой коллега рав Тамир Зальцман недавно написал на украинском языке новый «Гимн Майдана», взяв музыку песни «Переведи меня через Майдан» и придумав очень позитивные, светлые и одухотворенные слова.
Вы можете найти исполнение этой песни через мою фейсбук-страницу.
Пожелаем лучшим представителям евреев и украинцев получить достойную страну (Израиль и Украину) и достойную жизнь.
Тэги:
брук,
еврейско-украинские,
меир,
параллели,
рав
Две роли
2014-11-12 00:03:34
... текста: рав Меир
Брук, Нью-Йорк
+ развернуть текст сохранённая копия
Важно понимать, что каждый «сложный» сюжет Торы содержит в себе разнообразные смыслы. Благодаря нашим мудрецам Тора приобретает многомерность, и мы получаем доступ к мистическим и психологическим измерениям Вечной книги.
Одним из самых мощных смысловых узлов является сюжет «Акедат Ицхак». Его часто переводят как «Жертвоприношение Ицхака», но этим мы сужаем диапазон смыслов.
Познакомимся с несколькими мистическими комментариями.
Каббалисты говорят, что во время «акедат Ицхак» у Ицхака «поменялась душа». У него как бы отлетела одна душа, а на ее место пришла другая.
Это описание также нуждается в расшифровке.
Прежде всего, это дает нам возможность осознать всю необычность личности Ицхака, который является одним из самых таинственных персонажей Торы. В частности, есть мистическое объяснение сюжета, повествующего о том, что Ицхак плохо видел или даже был почти слепым.
Этот момент является «дополнением» к истории о том, как у Адама «раскрылись глаза» после съедания запретного плода. Мистики говорят, что у Адама при этом закрылись духовные глаза и открылись «земные» (то есть грубые) глаза, и поэтому Адам (и Хава) увидел, что они голые. То есть для Адама открытие глаз было понижением статуса.
У Ицхака произошел обратный ход. То, что его (земные) глаза стали плохо видеть, означает, что у него открылись высшие (духовные) глаза. Благодаря новому уровню зрения Ицхак приобрел важные духовные качества и стал лидером.
Есть еще и другие следствия идеи «смены души».
В большинстве духовных традиций есть понятие инициации. Человека проводят через особые обряды, которые как бы включают в нем Высший уровень души. При этом в некоторых случаях человек как бы ощущает, что его «привычная» душа будто умирает, но на самом деле имеется в виду, что старая личность как бы уступает место новой — более продвинутой.
В определенном смысле старая душа сначала ощущает, что она как бы умирает. В современной терминологии это иногда сравнивают с понятием кризиса, когда старый режим работы уже не справляется и возникает возможность для появления нового режима.
Поэтому с мистической точки зрения «акедат Ицхак» являлся поднятием духовного уровня Ицхака и становлением его как одного из трех праотцев еврейского народа.
***
В главе «Хаей Сара» есть важный сюжет о том, как Авраам посылает своего доверенного человека по имени Элиэзер привести невесту для Ицхака.
Интересно, что в современном еврейском мире Любавичский хасидизм рассматривает этот сюжет как основу для важнейшей роли посланника (на иврите — шалиах). Дело в том, что ключевым элементом Хабада является фигура посланника — инициативного раввина, которого посылал Любавичский Ребе в различные места, где живут евреи, с целью оживления еврейской жизни. И раввин, прибывший на «место службы», рассматривает себя как посланник Ребе.
Очень важно, что посланник чувствует в себе мощные силы благодаря тому, что он выполняет миссию пославшего его великого человека. И когда мы читаем историю про Элиэзера, мы ощущаем, что он представлял не самого себя, а величайшего на тот момент духовного лидера, которым был Авраам. Это давало Элиэзеру силы, мудрость и настойчивость в выполнении миссии.
Очень интересно, что эти два сюжета имеют в себе как бы противоположные идеи.
Ицхак после «акеды» раскрыл в себе мощный личностный ресурс, который выстроил из него нового автономного лидера, который пошел отличным от своего отца путем. А Элиэзер ощущал свою неразрывную связь с Авраамом и был силен именно благодаря этой связи.
Каждый из нас должен стараться работать в обоих направлениях.
Если у нас есть авторитетный учитель, мы можем реализовываться, выполняя свою роль в рамках задач и миссии нашего учителя (как член его команды). Но мы также должны найти свой путь и стремиться максимально раскрыть свой потенциал, чтобы наша уникальность смогла реализоваться в мире. В этом смысле мы являемся как бы посланниками самого Всевышнего, и в этом суть миссии еврейского народа — быть представителями Б-га в земном мире. Причем на разных уровнях: на уровне личности, на уровне семьи и на уровне общины.
И также Государство Израиль должно видеть себя посланником Всевышнего, чтобы народы мира могли духовно расти с помощью взаимоотношений с Израилем.
автор текста: рав Меир Брук, Нью-Йорк
Тэги:
акедат,
брук,
изралиь,
ицхак,
каббала,
меир
Двенадцать в одном
2014-10-28 17:33:07
Автор: M. Bruk
27.10.2014 15:13
В прошлом номере мы приоткрыли тему важности ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
27.10.2014 15:13
В прошлом номере мы приоткрыли тему важности разнообразия в еврейском народе.
Сегодня мы углубим и разовьем эту тему.
Недавно в одном из еврейских американских «мозговых центров» прошла дискуссия на тему о том как смотреть на современное еврейское многообразие сквозь призму модели «12 колен.
Мы должны осознать, что Тора это не просто собрание рассказов «старины глубокой». Это также закодированное в нарратив собрание схем и моделей, которые имеют вечное значение и смысл.
Иногда схема из Торы особенно ярко проявляется в определенном поколении и те кто жили до этого события даже и не предполагали какой «стороной» может раскрыться Тора.
Этот процесс еще называют диалогом Б-га с человечеством и с евреями через Тору.
Б-г вместе с Моше записали глубинный текст. А потом Б-г периодически организовывал события, которые являлись проекцией Торы на наш мир.
И этот процесс «полон сил» и при приближении к «концу истории» должен стать еще более интенсивным.
Согласно еврейской концепции мироздания миру в этом «воплощении» отпущено 6000 лет, впереди остается только 225 лет, менее 4%.
Последние 500 лет считаются «финишной прямой» и чем ближе к «финишу» тем интенсивнее происходят процессы, связанные со схемами Торы.
=-=-=
Вернемся к одному из ключевых архетипных сюжетов Торы.
Нашему Праотцу Яакову было суждено привести в мир двенадцать сыновей.
В начале в Торе мы видим сюжеты, посвященные самим сыновьям Яакова. Кульминацией является благословение Яаковом сыновей перед его уходом.
В следующих четырех книгах – фигурируют уже двенадцать колен, потомков братьев, на «перегоне» от Египта до Святой Земли.
В книгах Танаха – мы видим взаимоотношение колен в Израиле.
Десять колен отделились и создали Северное царство, были захвачены ассирийской армией, угнаны с земли и постепенно исчезли.
Остались в истории те, кто заселял Южное царство: колено Йегуды, часть Левитов и в очень небольшом количестве отдельные представители колена Биньямина, которые растворились в колене Йегуды. Из 12 осталось 2 колена.
Но напомним, что Тора и Танах это не только история, но и ключевые схемы из мира вечности.
=-=-=
Мы сейчас должны сформировать «двенадцать колен» внутри своего народа, чтобы полноценно выполнить еврейскую роль.
Это – суперважнейшая работа, потому что иначе еврейство недовыполняет свои функции.
Заметим кстати, что человечество имеет метафизическое природное разделение на двенадцать частей.
Это астрологические двенадцать знаков Зодиака.
=-=-=
Более того, очень часто каждая группа евреев считает только себя истинным носителем еврейства и смотрит «искоса» (в лучшем случае) на других евреев.
Напомним самый важный урок из истории сыновей Яакова.
Йосеф был тем братом против которого ополчились все остальные братья и даже чуть не убили его и продали в рабство. И именно Йосеф сначала спас Египет, потом остальной мир, а потом и всех своих братьев и возвысил их.
Мы видим, что даже если большинство евреев не воспринимает какую-то часть народа, это не является гарантией их правоты (одиннадцать против одного).
Это конечно не означает, что любая еврейская причуда может быть оправдана.
Не забываем, что, Йосефа учил, любил и поддерживал его Отец. Сам Йосеф назван в Торе праведником (цадик) и он все время подчеркивал, что все его успехи идут от Вс-вышнего.
Йосеф представляет тех евреев, чья миссия включает спасение и духовное возвышение народов мира.
=-=-=
За последние полтора века еврейство стало «интуитивно» делиться на направления, при этом уходя из традиционного мира.
Согласно подходу рава Кука, изначально этот процесс идет спонтанно, так как для него не готова теоретическая база.
И спонтанная активность евреев часто приносила проблемы, так как евреи пытались реализовать свои порывы волюнтаристским образом.
И учит нас рав Кук, что после первой волны спонтанных порывов должны появиться «мудрецы нового поколения», которые «узреют» за этим процессом Б-жественный план, создадут теорию и модели и научатся отделять Б-жественные искры от «клипот» (теневых происков).
И тогда в народе спонтанный порыв трансформируется в осмысленную и одухотворенную работу в которой возникнет двенадцать «гвардейских/еврейских батальонов», которые смогут принести в сложный мир решения преодоления кризиса и выхода мира на новые просторы.
Это и есть миссия евреев быть «светом для народов».ЛайтХаус. Постройте дом своей мечты!
Тэги:
брук,
евреи,
иудаизм,
меир