Автор: M. Bruk
14.10.2014 12:01
Начиная с праздника Симхат Тора, мы снова входим в очередной цикл изучения Торы. Тора — это особый текст, и к нему нужен особый подход.В древности еврейские мудрецы разработали четырехуровневую систему толкования- комментирования — интерпретации текстов, сюжетов и смыслов Торы. Благодаря этой системе удалось развернуть Тору в необъятное пространство идей.
Тора и другие народыОтметим, что, когда возникло христианство, оно взяло в свою систему (под названием Ветхий Завет) текст Торы и Танаха, но не захотело принять еврейскую систему толкований.
Мотивация христиан следующая: они верят, что текст Торы и Танаха дан Всевышним (или по крайней мере является вдохновленным Б-гом), а комментарии написаны людьми. И поэтому христиане доверяют Б-гу и как бы не доверяют людям (особенно с учетом того антагонизма, который был многие века между иудеями и христианами).
В современном мире возникла более продуктивная интерпретация христианского подхода. Мы говорим, что древний мир был менее развитым, и было решено, что неевреи получат доступ к собственно текстам Торы и Танаха, а систему комментариев им пока не дадут, так как они до нее «не доросли».
Сегодня наступило время, когда человечество должно подняться на более высокую ступень, и поэтому система еврейских комментариев начинает выходить на «большую арену», становясь доступной не только евреям, но и другим народам.
Тора и Украина сегодняОдин из шагов этого процесса стартует в Украине. Пинхас Полонский издает книги комментариев к Торе на русском языке (уже изданы комментарии к «Берешит» и «Шмот»). Вскоре эти книги будут изданы в Киеве для распространения среди заинтересованной части украинской нееврейской интеллигенции (включая группы православных верующих), которая с большим энтузиазмом заинтересовалась этими материалами.
Система ПаРДеСПаРДеС — это четырехуровневая система смыслов, но как цельное слово «пардес» означает «райский сад», и от него пошло слово paradise (рай).
Аббревиатура ПаРДеС расшифровывается как «пшат, ремез, драш, сод».
Подход ПаРДеС можно применить не только к Торе, но и к другим «одухотворенным» текстам.
Пшат — очевидные, заметные «невооруженным глазом» ресурсы, ситуации, вызовы, описание событий.
Ремез — намеки, например, подсказки из названий, совпадений, ассоциаций.
Пшат и ремез противоположны. Пшат не нужно доказывать из-за его очевидности. Ремез невозможно доказывать из-за его неформальности.
Драш — логические выводы, получаемые с помощью применения правил понятной логики к имеющимся посылам.
Драш отличается от пшата тем, что применяются логические цепочки, построение которых требует умения логического и аналитического мышления. В построениях возможны цепочки в несколько шагов, цепочки, опирающиеся на несколько исходных посылок. Это можно назвать многоходовым мышлением. Не каждый может свести несколько факторов в одну систему или провести более одного шага в мышлении.
Сод стартует из метафизических моделей, которые не вытекают из здравого смысла. Он напрямую связан со схемами каббалы.
Драш и сод также выглядят в определенном смысле противоположными.
Драш стартует из очевидной реальности и развивает идеи с помощью нетривиальных многоходовых логических построений. Сод стартует из метафизических реалий.
Можно образно сказать, что драш вырастает из земли, сод — из неба.
Драш можно доказать, предъявив применяемую цепочку рассуждений. Драш гораздо легче понять, следя за выстроенными цепочками. Еврейские мудрецы строили драшные цепочки, а ученики изучали готовые цепочки.
Сод невозможно доказать, но у сода есть уникальная особенность: он как бы позволяет дать «право голоса» душе, которая «резонирует» с уровнем сода. Когда утверждается что-то из жанра сода, у человека возникает внутреннее согласие с высказанной формулой, и это согласие отражает голос души.
Вместе с тем на сод может реагировать (бунтовать) земное сознание, которое не столько возражает выкладкам, сколько начинает вбрасывать земные (очевидные) факторы. Идет не столько спор, сколько попытка заглушить душу, уведя дискуссию от изучения сода в пространство пшата.
Для изучения сода ценно использовать жанр «голоса тонкой тишины», когда замолкает спорящий голос и наслаждается наша душа.