2016-09-12 12:57:41
... интервью "Меир Брук, лектор по иудазиму ... - как рав Меир Брук, имея в виду ...
+ развернуть текстсохранённая копия
официальное био с сайта моей последней работы Rabbi Meir Bruk - received MA in mathematics at Kiev University and worked in the arenas of artificial intelligence and hi-tech education. He received his religious education at Aish ha-Torah and Ner Le-elef Kollel, both in Jerusalem. From 1994 until 2003, he was the director of the Aish Ha-Torah outreach center in Kiev, Ukraine. Rabbi Bruk from 1995 till 1997 was also the chief editor of Aviv, a major Jewish Russian-language magazine in FSU at that time. He gave classes for Midrasha Tzionit. He also worked for Shvut Ami, a Russian-speaking outreach organization in Jerusalem, making Gemora classes, seminars for Russian Jewish intellectuals and TV satellite classes for the Odessa Kollel. From September 2004 till now rabbi Bruk is working in Brooklyn NY, in the biggest Jewish center for Russian Jews. Rabbi Bruk is an expert in Jewish family education, psychology, Jewish mystics, Jewish philosophy, hasidic thought etc.
фрагменты неофициального био (плюс, у кого нелады с английским:)
Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье. Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор
книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение». 1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др. С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов).
В "доеврейском" прошлом:
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица. 1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии). В 1979 наша семья попала в отказники... В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре. Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.
См. также интервью "Меир Брук, лектор по иудазиму, Брайтон-бич" или ищите меня в интернете здесь
P.S.: Я не раввин в классическом понимании как человек сдавший экзамен на знание еврейского закона. Я учился в двух ешивах, но не сдавал экзамены. Моя официальная должность - преподаватель. Но в Америке часто называют раввином человека который работает в кируве (приобщении светских евреев к еврейским знаниям), и иногда мое начальство подписывает меня в объявлениях о лекциях - как рав Меир Брук, имея в виду не звание, а должность.
Каждый год еврейская русскоязычная община Америки получает возможность ощутить «духовно-интеллектуальную встряску».
К нам снова приезжает Пинхас Полонский, и, как это происходит уже немало лет, он будет объезжать основные русскоязычные общины во всех частях Америки и Канады. Пинхас представляет очень важное направление, которое двигает вперед мировую творческую мысль.
В мире сейчас происходит множество событий, к которым неправильно подходить с позиций вчерашнего дня. В них заложено множество нетривиальных вызовов человечеству. Но при всей новизне оказывается, что часть ответов на эти вызовы можно найти в еврейской глубинной мудрости, если уметь увидеть взаимосвязи. Этот взгляд очень помогает и просветляет. Не всегда предлагаемые ответы воспринимаются однозначно. Но эти подходы дают импульс развитию человечества и нахождению ответов на непростые вопросы. Пинхас Полонский со своим коллегой и учителем равом Ури Шерки делают великое дело. В этом году Пинхас представит два интересных продукта — две новые книги. Первая книга — это очередной, 9-й том серии «Библейская динамика», который посвящен второй половине книги «Бемидбар» («В пустыне»). Пинхас смог найти очень актуальное прочтение этих библейских текстов. Дело в том, что согласно сюжету Торы после 40 лет странствий по Пустыне евреи подошли вплотную к земле, которую они должны будут отвоевать. И этот том Пинхас назвал «Столкновение с народами». Одна из главных тем — это различные виды войн, которые описаны в Торе между евреями и их врагами. Важно понять, что войны бывают не только кровопролитно-боевые, но и информационные, и психологические, и духовные. И глубинный анализ сюжетов войн евреев с оппонирующими им народами очень напоминает современные конфликты, когда войны переместились в пространство медиа, и это делает эту книгу очень современной и своевременной.
Второй проект Полонского и рава Шерки — это молитвенник для неевреев «Бней-Ноах». Авторы разрабатывают идею, что внутри иудаизма есть множество универсальных идей, которые применимы не только к евреям, но и к людям других народов и религий. Авторы выбрали основные элементы еврейских молитв и собрали из них универсальный молитвенник. Нашим молитвам тысячи лет, и эти тексты заслуживают внимания. Сборник молитв уже вышел в переводе на русский и английский языки и готовится перевод на другие. Важно знать, что издание этого молитвенника официально одобрили оба главных раввина Израиля (ашкеназский и сефардский) и многие другие авторитеты, чьи письма с одобрениями и благословениями напечатаны в начале сборника.
Очень важна та работа, которую делают Пинхас Полонский с коллегами. Иудаизм в прошлом был закрытой религией, доступной только для евреев. И, к сожалению, непонимание сути иудаизма другими народами являлось одной из причин антисемитизма. Ведь часто боятся того, что непонятно. И на этой почве вырастали предрассудки и негативные стереотипы по отношению к евреям. Позиция «открытых дверей» способствует распространению еврейской мудрости и помогает людям достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Кстати, начинающим знакомиться с иудаизмом евреям тоже может быть полезен этот сборник молитв. Эта книга является как бы обзором главных молитв, адаптированных к современному читателю. У Пинхаса также есть много ответов на другие животрепещущие темы, и мы сможем услышать его творческий подход на встрече в синагоге.
Пинхас Полонский будет выступать в нашем центре JCBB (2915, Ocean Parkway) в субботу, 3 сентября. Начало программы в 1 pm.
В интернете шкафы дешевле шкафы купе на заказ о-т -ко-мп-ан-ии- О-ре-нр-афЙом Кипур – уникальный день для еврейского народа. Очень многие из светских евреев, которые не чувствуют в себе связи с нашими духовными традициями, тем не менее, в этот день постятся и приходят в синагоги.
Но, к сожалению, заканчивается Йом Кипур, и снова «разлука» на целый год.
Почему же так тяжело наладить взаимопонимание?
Суть проблемы в том, что, когда светский человек оценивает иудаизм, он не задает вопроса, для чего же он нужен, а оценивает внешнюю форму.
У любой вещи должна быть своя цель, и у нее есть внешняя форма. Когда нам в магазине предлагают незнакомую вещь, мы первым делом выясняем, для чего она может нам понадобиться.
Касательно иудаизма: светский еврей говорит, к примеру, что ему не нравится форма иудаизма, но редко задает вопрос: «А что он мне дает»?
Объясняют наши мудрецы, что цель иудаизма – совершенствование человека.
Рассмотрим один из основных аспектов.
Наша традиция объясняет, что в человеке должны быть развиты две силы – сила желания и умение им управлять.
Если у человека нет желаний, то в нем как бы нет самой жизненной силы. Кто же управляет нашими желаниями?
Желание – это как двигатель машины. Без него машина будет стоять на месте. Но нам нужен и руль, который будет направлять машину в нужную нам сторону.
Многие религии призывают к аскетизму как к идеалу. Тора говорит нам: желание это нормально, плохо если желание руководит нами, а не мы им.
Современный мир все более агрессивно пытается управлять извне нашими желаниями. Вся реклама, которой наполнены наши города, стремится пробудить в нас желание приобрести то, что выпускает заказчик рекламы. И чем более агрессивно нас обрабатывают, тем важнее нам удержать в своих руках «руль» – контроль над своими желаниями.
Объясняют мудрецы, что наша традиция воспитывает в нас умение быть хозяином своего мира желаний.
Приведем несколько примеров.
Работа большинства современных людей заставляет постоянно думать о ней. Шаббат дает нам возможность один день в неделю не думать о работе и отдохнуть от рекламной агрессии на радио и телевидении.
Когда человек хочет есть, на него начинают «давить» силы природы. А когда мы с достоинством читаем перед едой благословение и вспоминаем о Вс-вышнем, то показываем, что мы – выше природы.
Существует еще много «еврейских способов» научиться управлять своими желаниями, о них мы поговорим в другой раз.
Хочу отметить оптимистический момент: у светского человека есть два сильных природных желания – он хочет есть и не желает ходить в синагогу. И тем не менее, каждый Йом Кипур мы действуем вопреки своей природе. Этим мы демонстрируем, что в каждом еврее есть духовные силы. И если мы уделим их развитию больше внимания в течение всего года, то станем подлинными хозяевами своего внутреннего мира.
Дорогие читатели нашей колонки. Я хочу рассказать вам абсолютно реальную историю, которая сейчас разворачивается перед моими глазами в стенах нашего еврейского центра.
Я провожу программы в еврейском центре, и значительная часть моей аудитории — это русскоязычные интеллигентные евреи, которые недавно вышли на пенсию. И я могу воочию наблюдать, насколько опасный и коварный это процесс — смена образа жизни при достижении столь всеми желанного пенсионного возраста. Перейду к реалиям жизни. В моем окружении есть два хороших знакомых, которые обладают замечательным характером, любознательностью, у них хорошие жены и дети. Оба моих героя недавно вышли на пенсию. Один из них долго ожидал того счастливого момента, когда можно будет не вставать рано на работу и наслаждаться тем свободным временем, которое появляется в этот период. Но… началась печальная реальность: на нашего героя, который был крепким и здоровым мужчиной, со всех сторон посыпались хвори… одна другой неприятнее… Ученые говорят, что человек, которого активно вовлекала в жизнь работа (даже рутинная), настроен на определенный ритм и загрузку. Выйдя на пенсию, мы разом теряем эту внешнюю стимуляцию и можем оказаться у разбитого корыта. Западный мир, вкладывая огромные ресурсы в медицину, научился продлевать физиологический срок жизни, добавляя пенсионерам 10–20 лет. Но при этом почти отсутствует культура заполнения этой жизни осмысленным содержанием (контентом), и приходят болезни, обогащая врачей, но принося страдания хорошим людям. Есть такое выражение: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Когда недавно мой второй знакомый вышел на пенсию — мы решили словить птицу счастья за хвост своими руками. В 8 утра в нашем центре начинается утренняя молитва. Важная ее ценность не только в религиозных аспектах, но и в дисциплине и выработке внутренней культуры. Мы видим, что у тех пожилых людей, которые с утра приходят на 30–40 минут на нашу молитву, здоровье резко улучшается, так как эта утренняя доминанта выстраивает весь день. Недавно мы расширили утреннюю программу. После молитвы я провожу часовой урок с моими героями. Многие знают о моих «живительных» подходах к преподаванию, и наши урочные общения полны юмора, важных притч, обращений к текстам современных интеллектуалов, немного политики и немало еврейской классики — в моем исполнении. От этих уроков заряжаюсь я сам. Но важно, что этот полуторачасовой утренний «эликсир» абсолютно преображает весь настрой человека. Мой второй друг, который, выйдя на пенсию, стал активным участником этой программы, цветет и наслаждается своей жизнью в полную силу.
Памяти Аркадия Ривкина
Наши проекты получили мощное подкрепление. 11 августа (7 ава) мы отмечали годовщину ухода замечательного человека — Аркадия (Авраама) Ривкина. Два его сына — Михаил и Леонид — успешные бизнесмены. Недавно они решили в память об отце учредить проект «Бейт Авраам», который начал поддерживать наши программы. Аркадий Ривкин был очень добрым, отзывчивым и гостеприимным человеком. В память о его доброте и гостеприимстве мы с Михаилом и Леонидом решили резко увеличить, в частности, количество и качество наших программ, в том числе и для людей старшего возраста, которые обретают вторую молодость, ментально, духовно, психологически и эмоционально вовлекаясь в нашу деятельность. Открытие нового уровня программ состоится на еврейский праздник 15 Ава. Мы приглашаем всех на нашу программу в стены центра JCBB (2915, Ocean Parkway) в четверг, 18 августа, в 7 рm.
2016-08-11 13:19:47
Автор: M. Bruk 09.08.2016 13:00 + развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk 09.08.2016 13:00
Многие люди, наблюдая за изменениями вокруг нас, приходят к выводу, что сейчас в мире происходит оглупление человечества. На этот процесс влияют два основных фактора — технологический и политико-медийный.
Получив в руки гаджеты, использовали их не для усиления своих способностей, а для заполнения времени бесполезными играми или чатами. Оглупляющие политические процессы еще более коварны. Наиболее одиозно этот фактор используется российским медиаресурсом. Как говорят острословы, телевизор в России победил холодильник. Но и в других странах признаки сползания человечества в этот процесс налицо.
К этой же тенденции можно частично отнести текущие выборы президента в Америке, когда массы вынуждены выбирать из двух весьма специфических кандидатов. Таким образом у людей подспудно создается ощущение, что весь выбор в жизни сводится к подобным альтернативам… Это — большая тема, мы ее здесь лишь обозначим, чтобы перейти к поискам ответов на вызов. Итак, если говорить о больших массах населения, то среди них процесс резкого снижения ментального уровня налицо. Но если мы будем считать, что весь мир катится вниз, то картина будет выглядеть совсем пессимистичной. Более того, некоторые особо чувствительные натуры, подсознательно воспринимая мир сквозь призму этого неутешительного диагноза, впадают в терминальные болезни, чтобы уйти из этого мира. Особенность ситуации в том, что мы видим наиболее заметные тенденции, но не наиболее важные. Кроме наблюдателей за поверхностным слоем есть еще и более мудрые люди. И в их среде возник более оптимистический диагноз. Возможно, разумнее сказать, что в мире происходит не столько оглупление, сколько расслоение. Параллельно с оглупляющими технологиями медленно, но верно в мире возникают новые умудряющие технологии, которые обучают более глубокому и многостороннему мышлению, выращивая умудренное меньшинство. Интересно отметить, что умудряющие технологии имеют возможность развиваться в том числе с помощью изучения оглупляющих технологий. Нужно понять, что оглупляющие технологии не столь прямолинейны, чтобы делать процесс оглупления очевидным. Они обладают особым коварством, которое на языке каббалы называется «двойное сокрытие» — сокрытие факта сокрытия. И одной из ключевых задач умудряющих технологий является отработка механизмов вскрытия подпольных происков технологий оглупления и разработка защиты от них. По-другому умудряющие технологии можно назвать просветляющими. Человек, понявший суть происков, как будто срывает с себя пелену и начинает видеть свет в мире — вместо мрачных теней, заполонивших, в частности, мир медиа. Подобный сценарий напоминает сюжет борьбы сил света с силами тьмы. Борьба идет во всем мире, но борьба идет и в каждом из нас. Важно подчеркнуть, что для Всевышнего более ценно осознающее мир меньшинство, чем обывательское большинство. И фронт перемещается в каждого из нас. Мы должны для себя сделать выбор и: А) защитить себя от оглупляющих происков; Б) осознанно выбрать умудряющие знания, которые и помогут нашему развитию и защитят нас от вышеупомянутых происков. Отметим, что в иудаизме есть три основных механизма, занимающихся выращиванием в нас умения сложного мышления. Это многослойные комментарии к Торе. Это дискуссии в Талмуде. И это схемотехника в Каббале. Важно, что эти механизмы помогают нам в том числе поддерживать форму, чтобы более уверенно отвечать современным вызовам.