Политическая жизнь регулярно подбрасывает нам пищу для размышлений. При этом различные силы интерпретируют одни и те же события противоположным образом. Почти всегда оба взгляда, которые подсовывают нам медиа, будут страдать однобокостью и из-за этого разжигать конфликты, а не подниматься над ними. Разберем один из самых горячих и актуальных примеров. Идолом западного либерализма и демократии является идея равенства. Вроде бы эта идея звучит позитивно, особенно в свете того, что почти вся история человечества проходила под знаком неравноправия. А теперь посмотрим, как своеобразно эта идея преломляется в современной политике. Западная цивилизация сейчас принимает множество выходцев из стран с мусульманской культурой.Запад говорит мусульманам: «Ребята, радуйтесь — мы с вами одинаковые!» И вроде бы в этот посыл вкладывается позитивная идея. Но… Западная культура обладает множеством сомнительных и неоднозначных элементов. Это и гомосексуальная шумиха с парадами и причитаниями о защите их прав. Это и агрессивный мир гаджетов, который приносит не только пользу, но и множество опасных раздражителей. А какой взгляд на мир у мусульман? Их девиз: «Мы счастливы оттого, что мы разные!», то есть отличающиеся от других. Мы видим, насколько отличны одежда мусульман, их участие в молитвах. Можно назвать их систему традиционной культурой. И нельзя ни в коем случае наивно объявлять, что современная культура лучше традиционной, — это разные культуры, и в каждой есть свои сильные и слабые стороны. Запад говорит Ближнему Востоку: «Радуйтесь, что мы одинаковые». А Ближний Восток говорит Западу: «Мы радуемся тому, что отличаемся от вас». При этом чрезмерную любовь к себе либералов Запада исламский мир компенсирует «точечными прививками» терактов, которые намекают: мол, не пытайтесь слиться с нами, держите дистанцию, и это будет здоровее для всех. Каковы правильные подходы для разруливания этой парадоксальной ситуации? Мир должен отказаться от неправильной глобализации, которая переходит в уравниловку. В мире в будущем должны правильно сосуществовать все культуры и системы. И при этом каждая должна признавать и ценить различия соседей. Редьярд Киплинг писал, что Запад и Восток никогда не сойдутся. В его времена мир спасала удаленность Запада от Востока. Сейчас Всевышний перемешал народы. И уже нельзя уповать на удаленность и дистанцию, необходимо учиться жить с соседом, который является носителем иной культуры. Одним из основателей науки об уважении к другому был французский философ еврейского происхождения Эммануэль Левинас (1906–1995), родившийся в России, — человек четырех культур. Французы имели большой опыт, когда выходцы из бывших колоний — Марокко, Туниса, Алжира — массово приехали во Францию, создав необходимость сосуществования современности и архаики. Левинас, будучи религиозным евреем, оттачивал свой ум на изучении сложных идей Талмуда. Это помогало ему прикладывать этот опыт к решению проблем разных стран. Но мир еще более усложнился. Кроме очевидных конфликтов цивилизаций Россия ввела в мир еще один элемент усложнения — гибридные войны, когда «все смешалось в доме Облонских». Это требует перехода к еще более сложной науке — когда разные цивилизации применяют все более изощренные вызовы. Это потребует реального развития мирового самосознания и появления нового типа лидеров.
В последние дни в Украине и вокруг нее произошло несколько знаковых событий. Но перед анализом этих событий напишем несколько вступительных замечаний.
Общественная жизнь зависит не только от самих событий, но и от того, какой эти события вызывают резонанс в обществе. После Майданной революции Украина какое-то время находилась в фокусе внимания медиа. Но рутинная жизнь не дает поводов для внимания СМИ, и Украина как бы вернулась назад в тень, будучи самой по себе не столь значительным игроком на мировой арене. Однако важно отметить, что Украине удалось привлечь к себе внимание и одновременно поднять уровень энтузиазма своих граждан за счет появления ярких личностей на сцене истории. Одним из таких событий стало назначение Михаила Саакашвили главой Одесской области. Появление фигуры заметного грузинского политика имело удачный знаковый эффект. В Грузии Саакашвили получил славу героя и успешного реформатора, но был как бы смещен. В Украине получился сюжет «второго пришествия» героя… При этом с помощью его фигуры произошло знаковое объединение двух народов — украинского и грузинского, создавших совместный фронт против российского шовинизма. А еще оба народа красиво поют. А теперь вернемся к двум героиням. Сначала украинско-крымскотатарская певица Джамала артистично-политично выиграла песенный конкурс Евровидения. Этот фактор создал не только внутреннее, но и внешнее внимание к Украине. При этом Джамала не просто певица, но в целом творческая личность, обладающая глубиной личности и характером. Ну и наконец — «возвращение Надежды». Б-г подбирает для украинских персонажей очень уместные имена. Савченко — характерная украинская фамилия (оканчивается на «-ко»). А ее имя Надежда очень красиво отыгрывает в позитивных контекстах. Как писал кто-то после ее освобождения, «Надежда покидает Россию… Надежда возвращается в Украину». Изначально Савченко была простой украинской женщиной, но при этом летчиком и офицером. Она не была ни музыкальной звездой, ни политиком, ни скандальным бизнесменом. Ее фигура сформировалась самой историей. И хотя у Савченко был изначально как бы нулевой рейтинг известности, у нее достойный боевой характер, который вписался в историю. Получился интересный феномен. В плен ее захватили россияне, и суд над ней затеяли россияне. Но резонанс от этих неправедных событий укрепил дух Украины и украинцев. Создается впечатление, что Б-г, как главный режиссер, приложил руку к этим глобальным событиям. Лет 30 назад я читал статью одного мыслителя о том, что происходит измельчание публичных фигур. Раньше это были глубокие личности, а в последние времена на виду медийные персонажи с внешними «спецэффектами», но без личных достойных черт характера. Украина удостоилась получить три фигуры, каждая из которых обладает весьма интересным и нетривиальным личностным фактором и ценной историей за спиной. Такие фигуры позволяют консолидировать и поднимать дух народа, а также «фан-клуба болельщиков» в виде диаспоры и сочувствующих. Полезно разработать метафизическую теорию, анализирующую влияние знаковых фигур на самосознание народа и общества, и уже осознанно пользоваться дарованным нам Всевышним уникальным ресурсом. Важно отметить, что еврейский народ имеет в прошлом пантеон великих фигур, начиная с библейских персонажей — Авраама, Моисея, Давида и других. Но в настоящем нам пока мало чем хвастаться — в позитивном публичном пространстве. И здесь нам, евреям, следует быть более активными.
Оригинал взят у meirbruk в ГАЛУТ 2.0 или термин в ШИРОКОМ смысле
Пока кратко. Я недавно написал статью про «Галут Ишмаэля». Пинхас Полонский ответил мне, что такой концепции не слышал. Что харедимный мир продолжает считать, что мы находимся в том же самом галуте, что и были, а сионистский (религиозный) мир считает, что мы перешли уже в состояние геулы. Таким образом, вроде бы как бы понятие галут Ишмаэля – не относится ни к харедим ни к религиозным сионистам. Даю справку: как минимум один из тех, кто работает с этим понятием как с современным фактором – это американский каббалист Пинхас Винстон. При этом он не хареди и не израильский сионист, поэтому он вправе идти «своим» путем, тем более что он ссылается на цитаты из книги «Зоар». Вот вариант его взгляда (в его книгах тема развита лучше) http://www.chabad.org/kabbalah/article_cdo/aid/380312/jewish/The-Final-Battle-with-Ishmael.htm
По этому поводу возникло очень важное развитие темы. =-=-=-=-= На самом деле можно рассматривать концепцию галута в «узком» смысле и в «широком» смысле. В узком – как изгнание. В широком – как.... мешающий фактор, который: - Приносит страдание (или как минимум неудобство); - Является вызовом; - Требует нашей работы по преодолению. =-=-=-=-= Например, галутом можно назвать состояние болезни человека. =-=-=-=-= Исторически греческий галут, когда евреи жили в Израиле, но под гнетом греков – является галутом в «широком» смысле. Греки создавали давление своей эллинистической культурой. И это требовало – осмысления и реакции. =-=-=-=-= Кстати, в этом случае – термин «галут» выглядит весьма уникальным понятием, которое можно сделать интернациональным, перенеся в другие языки. =-=-=-=-= Какие есть подобные слова? Может быть – гнёт, которое выглядит близким. Но, кстати, изгнание не выглядит как гнёт, но является вариантом галута – как отрыв от родины. То есть гнёт – это невозможность вернуться..... но это звучит не совсем адекватно. =-=-=-=-= Поэтому – есть предложение освоить термин галут, наполнив его спектром смыслов. =-=-=-=-= В этом случае – «галут Ишмаэль» как арабское нагнетание в Израиле – очень уместный пример. =-=-=-=-= Второй участник дискуссии – Ефим Свирский – мог бы стать знатоком множества галутных примеров. Ефим занимается психотехникой регрессии с помощью которой он выявляет последствия психо-травм и находит способы избавления от них. =-=-=-=-=-= Психическое состояние человека, находящегося под воздействием психо-травмы – выглядит очень уместным примером, так как соответствует всем ключевым признакам понятия галут. =-=-==--=-=-= Расширив обзор, можно понять, что подобные психо-травмы могут быть не только у отдельных людей, но и у народов. И иногда они проявляются весьма выразительно. =-=-=-=-=-=-= Приведем очень показательный пример. После событий украинского Майдана – в России возник страх повторения сценария. И этот страх – привел к огромному количеству факторов, которые «стартовали» именно по причине страха перед киевским сценарием. =-=-=-=-=-= С нашей точки зрения – это очень выразительный пример галута. =-=-=-=-=-= Глядя на мир с подобной перспективы, можно высветить множество проблемных точек современной цивилизации. =-=-=-=-=-= Например, пресловутый феномен «политкорректности» можно объяснить в терминах страхов... Вопрос перед чем? Если найти правильный ответ на этот вопрос – то феномен получит возможность трансформации... =-=-=-=-=-=-= Рассмотрим ситуацию с Израилем. В нем можно увидеть целый БУКЕТ галутных схем. (1) Галут страха перед мнением Запада. Израиль очень боится сделать что-то, что рассердит Западный мир. В то время как мусульмане делают самые одиозные вещи и это им сходит с рук. Этот страх – это вариант ГАЛУТа. (2) Галут страха светских евреев перед религиозным миром. Этот фактор не дает евреям выстроить полноценную идентичность. (3) Галут арабского террора. Это тот самый «галут Ишмаэль», который мы рассматривали. (4) Галут недооценки своих возможностей. По мнению мистических мыслителей – евреи, создав свое государство – должны резко развить свое творческое начало. Почему они это не делают????? Это – самый важный вопрос, на который необходимо найти ответ, чтобы евреи занялись своей самореализацией!!!!!! (5) Галут слабого влияния Израиля – на окружающий мир. Является следствием предыдущего пункта. (6) Галут европейского анти-израилизма. Является в том числе (но не только) следствием предыдущего пункта. В нем есть и более поверхностные факторы, но они менее важны.... (7) Галут слабой реализации уже имеющихся наработок: например, модели рава Кука, или техники Ефима Свирского..... (8) Галут недостаточного развития иудаизма. Есть мнение, что появление Израиля – приведет к мощному всплеску в развитии иудаизма. Одна из причин – см. Пункт 4. (9) Галут недостаточной связи Израиля и евреев диаспоры. (10) Галут недостаточно активного развития и влияния каббалы.
Если в таком виде – ставить задачи, то возникнет процесс поиска их решения, что в переводе на наш язык – поиск выхода из галута или геулы.
2016-05-13 15:40:45
когда человек получит полноценное религиозное мировоззрение, он уз- нает, что в этом состоит главное ...
+ развернуть текстсохранённая копия
когда человек получит полноценное религиозное мировоззрение, он уз- нает, что в этом состоит главное определение Б-га: «Б-г — это тот, который всегда прав».
2016-05-11 21:38:51
Посмотрим на современную ситуацию в Израиле с глубинно-духовных позиций. Еврейские мистики пишут о ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Посмотрим на современную ситуацию в Израиле с глубинно-духовных позиций. Еврейские мистики пишут о текущей еврейской истории в следующем формате: евреи должны пройти сначала галут Эсава (или Эдома), а потом галут Ишмаэля. Как это понимать?
Эсав (сын Ицхака и брат Яакова) символизирует западный (христианский) мир. Ишмаэль (сын Авраама и брат Ицхака) символизирует арабский (исламский) мир. Галут Эсава — это около 2000 лет жизни евреев среди христиан. Этот галут начался с разрушения Храма в 70 году римлянами и в некотором смысле закончился после Холокоста созданием Израиля в 1948 году. Галут Ишмаэля — это «глобальная» жизнь евреев среди арабов (потомки Ишмаэля), и этот этап принято отсчитывать от создания в 1948 году Израиля, находящегося в окружении множества арабских стран. То, что мудрецы объявили нынешний этап галутом Ишмаэля, дает нам множество важных точек сборки и понимания реальности. «Галут» иногда переводят как «изгнание». Но на самом деле это более глубокий термин. Мудрецы называли греческим галутом ситуацию, когда греки серьезно влияли на жизнь евреев, живших в Израиле (вспоминаем историю Хануки). В духовном плане мы видим современное проявление галута Ишмаэля в том, что сейчас мусульмане владеют Храмовой горой, которая является духовным сердцем Израиля. Фактор галута означает, что мусульмане (ишмаэлиты) должны оказывать определенное давление на евреев. В Европе (галут Эсава) на «слабых» евреев оказывалось силовое и культурное давление (влияние). В случае с арабами и Израилем такое давление, влияние исключено. И, чтобы вписаться в свою роль, арабам остается только «партизанский» вариант — в виде доморощенного террора с ножами или взрывами. Таким способом арабы вынуждены оправдывать свою роль, создавая давление там, где они это могут. Поэтому сокрушаться по поводу арабских провокаций нет смысла, это как бы их работа — создавать для евреев галут Ишмаэля. Но у галута есть две функции. Во-первых, это вызов (фактор давления на евреев), а во-вторых — это умение на этот вызов найти правильный ответ. Обратим внимание, что в реальности это давление арабов имеет «точечный» характер. Но опасным является не столько сам факт террора, сколько две его «отравленные» формы. Во-первых, это «медийный усилитель и рупор»: каждый теракт раздувается медиа и стремится заполнить все новостное пространство. И во-вторых, это психологическое давление: евреев пытаются запугать, «впрыскивая яд» атмосферы страха. И эти два галутных вызова (медиа и психофактор) должны быть обузданы и вытеснены как бы на периферию внимания. Заметим, что медийное и психологическое давление — это универсальный вызов для современного человечества. И Израиль должен быть в авангарде работы с этими вызовами. То есть евреи должны стараться, во-первых, не впускать в себя страх, не поддаваться на провокацию запугивания и сохранять свою гордость и, во-вторых, в мире массмедиа выработать более продуктивное отношение к проискам, не давая провокаторам чрезмерного «пиара». Вместо этого евреи должны в медиа объяснять, что галут Ишмаэля — это промежуточная стадия и наша задача — стремиться двигаться к духовному прогрессу, который приведет и к окончанию галута Ишмаэля. Пусть арабы играют свою роль, евреи должны найти правильный ответ на вызов галута Ишмаэля и найти путь преодоления вызова для себя и всего мира.
Внимание: анонс! 22 мая, в воскресенье, в помещении JCBB состоится первый в Америке «День каббалы». Будут выступления многих известных лекторов — на русском и английском языках.