разговор с разных уровней
2016-06-07 15:34:36
+ развернуть текст сохранённая копия
Мне кажется, что мой журнал гораздо важнее не для толерантных людей с их терпимостью, самоиронией, открытостью и готовностью к переменам, а для гомофобов, националистов, антисемитов, расистов, сторонников твердой руки и возрождения Империи. Потому что первых мне не нужно переубеждать, а вот у вторых я могу немного поколебать их уверенность в собственной правоте и помочь им перейти на новый уровень
Расскажу немного о эволюции ценностей и Спиральной динамике Клера Грейвза. Он выделял несколько несколько уровней ценностей социума:
1. Автоматическое, инстинктивное мышление.
Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.
Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.
Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.
Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.
2. Анимистичное, племенное мышление.
Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.
Этика: этично все, что идет на пользу племени.
Современные примеры: племена Африки.
Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.
3. Эгоцентричное, силовое мышление.
Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.
Этика: сильный прав.
Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.
Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.
4. Абсолютистское, священное мышление.
Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».
Этика: религиозная или квази-религиозная.
Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.
Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.
5. Материалистическое мышление, ориентированное на достижения.
Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».
Этика: светский закон превыше всего.
Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.
Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.
6. Социоцентрическое мышление.
Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».
Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.
Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.
Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.
7. Системное, интегрирующее мышление.
Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».
Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.
Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.
Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.
via
Тэги:
будущее,
классификации
информационное неравенство
2016-06-07 13:20:03
+ развернуть текст сохранённая копия
Из письма читателя. Интересная идея.
Сегодня власти известно о простом обывателе практически все. А обычный человек не знает о власти почти ничего.
Это односторонняя прозрачность идет сверху вниз. Власть принимает законы, позволяющие ей прослушивать граждан своей страны, читать их почту и устанавливать видеокамеры в их домах. Между тем, я не верю в чистые руки и святые помыслы наших органов.
Но можно подойти к проблеме неизбежной прозрачности и с другой стороны. Снизу вверх. Когда человек сам открывает о себе всю информацию, но взамен любой человек, который захочет с ней ознакомиться, тоже должен открыть о себе все данные. Если вы хотите знать, сколько я зарабатываю, где живу, где отдыхаю, на какой машине езжу, какие книги читаю и какие фильмы смотрю – вы тоже должны поделиться такой же информацией и о себе. В противном случае возникает информационное неравенство. Вы весь на виду у власти, но вы не знаете о ней ничего. Тссс, это частная жизнь г-на ..., не смейте туда лезть.
Как вам такая идея?
Тэги:
будущее,
идеи
собака лаяла на дядю фраера
2016-06-07 10:09:28
+ развернуть текст сохранённая копия
Из интервью с Нильсом Кристи – директором норвежского Института криминологии и уголовного права, президентом Скандинавского совета по криминологии.
Люди теперь часто переезжают с места на место и не знают своего окружения. Это заставляет в урегулировании конфликтов опираться на полицейские меры. В маленьком сообществе гораздо больше возможностей встречаться, договариваться, замечать друг друга. Очень важно, чтобы люди знали своих соседей, были связаны со своим окружением. Мне гораздо больше нравится соседский контроль, чем полицейский…
В России очень плохая ситуация с доверием людей друг к другу. По статистике она находится где-то в самом низу списка. Ваши трудности с самоуправлением, неспособность людей организовать свою жизнь без указаний сверху — это все связано с взаимным недоверием.
В Норвегии всего три с половиной тысячи заключенных. Во многих тюрьмах их отпускают днем на работу и даже на учебу в университет, а вечером они сами возвращаются. Заключенные должны быть готовы к свободе, должны найти себе дело по вкусу. Отсидевшим большую часть срока даже положены отпуска. Ведь главная задача скандинавской тюрьмы — ресоциализация, возвращение преступника в общество в качестве нормального человека, а вовсе не наказание.
В США 743 заключенных на 100 тысяч населения, у вас — 577. В России сидят в тюрьме 820 тысяч человек, в Штатах — больше двух миллионов. А в соседней Канаде совсем другой подход к наказаниям, уровень заключенных там такой же, как в самых культурных странах Европы. Эти цифры отражают уровень культуры государства. Россия и Норвегия на разных концах этого списка. Зачем же нам нужна целая армия заключенных, которая стоит государству огромных денег и заражает все общество неизлечимым туберкулезом и криминальным сознанием?
Решать социальные проблемы, сажая людей в тюрьмы, — это старая русская традиция. Разве вы так уж отличаетесь от ваших соседей — финнов? Поверьте, они похожи на вас. Они тоже наследовали традиции царской России и до 60-х годов прошлого века у них был близкий к вашему уровень тюремного населения. Им это казалось естественным: холодно, пьют много, вокруг леса, народ дикий.
— Тогда, в начале 1960-х, международной статистики не существовало. Я ездил по разным странам и собирал ее. И когда я на заседании Ассоциации уголовного права в Хельсинки выступил с такой речью, они были поражены, страшно всполошились и всего за несколько лет догнали другие Скандинавские страны, уменьшив тюремное население раз в пять. Поймите, такой вещи, как преступление, не существует. О чем в действительности говорит ваш уровень преступности, так это о вашей социальной культуре и о способах, которыми вы привыкли решать социальные проблемы.
— Тюрьма — это место для тех, кого общество выпихивает из своих рядов. Кто обычно попадает в тюрьмы? Это же почти всегда бедняки. Сильное имущественное расслоение ведет к очень большому напряжению в обществе. Социальные контрасты, безобразно богатые люди — это очень плохо для контроля над преступностью. Причем плохо всем. Преодоление гигантской дистанции между верхами и низами нужно не только бедным, но и богатым. Здоровье отдельных людей, средняя продолжительность жизни, количество заключенных, моральный климат общества, жестокость людей — все это напрямую связано с тем, насколько велик разрыв между богатыми и бедными.
Ситуация с марихуаной вообще постыдная, она подобна запрету противозачаточных средств католической церковью. Сейчас американцы постепенно приходят к тому, что запрет марихуаны себя не оправдал. Уголовное преследование наркоманов — это сумасшествие и нарушение прав человека. Мы много сражались, чтобы изменить антинаркотическое уголовное законодательство, провели ряд больших конференций. Мы должны регулировать оборот наркотиков, и очень жестко, но это вовсе не значит, что мы должны сажать потребителей в тюрьму.
Если мы обсуждаем плохой поступок, нам приходят в голову разные способы справиться с его последствиями: можно обсудить произошедшее, виновный может попытаться возместить ущерб, возможно, удастся достичь примирения с пострадавшими. А если мы рассматриваем это же деяние как преступление, остается лишь наказать преступника.
Общество стремится уменьшить страдания и для этого прибегает к наказанию. Но наказать — это и значит причинить человеку побольше страдания, в этом цель и смысл наказания. Должно ли порядочное общество воздавать за дурное деяние той же монетой?
В Норвегии восстановительное правосудие — это норма жизни. Большая часть мелких преступлений не наказывается тюрьмой. При каждом местном органе власти действует конфликтный совет, в котором работают медиаторы. Если стороны конфликта договариваются, уголовное дело закрывается. В прошлом году в Норвегии было 9000 случаев, переданных полицией медиаторам, — это притом что все их тюремное население составляет 3500 человек. То, что могло стать девятью тысячами преступлений, стало девятью тысячами попыток понять друг друга
Тэги:
будущее,
технологии
казахстан
2016-06-06 10:51:20
+ развернуть текст сохранённая копия
В свое время о результатах «схватки бульдогов под ковром» в Политбюро судили по расположению партийных деятелей на трибуне мавзолея. Перемещение на несколько позиций влево или вправо могло свидетельствовать о карьерном росте или о приближающейся опале.
Получил письмо от читателя с вопросом о выступлении Матвиенко, которая пообещала, что Россия больше не будет спокойно взирать на притеснения русских в Прибалтике и в ряде в других государств. И вот, кажется, в Казахстане что-то начинается. Не звоночек ли это для Казахстана и Прибалтики?
Отвечаю – нет. В Прибалтике ничего не будет. Эстония, Латвия и Литва вступали в НАТО не потому, что у власти там клинические русофобы, а потому, что это является гарантией отсутствия там зеленых человечков в экипировке «ратник», купивших ГАЗ-2330 «Тигр» в ближайшем универмаге. И Валентина Ивановна, при всем моем к ней неуважении – это не мавзолей. Трибуна мавзолея сегодня находится в другом месте.
А вот с Казахстаном все сложнее.
Сегодня артподготовка к новой победоносной войне, в которую миролюбивую Россию просто вынудили вступить из соображений гуманизма, начинается на телевизионных ток-шоу. Войну нужно сначала «продать» российскому телезрителю. Чтобы его кулаки сжались от гнева и он произнес «не, ну а чо бля, скока мы будем терпеть – наших бьют»
Чтобы начать войну, нужно будет объяснить, что такого государства – Казахстан, никогда не существовало. Что русские принесли туда культуру и цивилизацию. Что там, где раньше была голая степь, мы построили Байконур. Обязательно подключатся филологи, которые расскажут, что казахи – это на самом деле казаки, а местных жителей раньше называли северными киргизами (вот пусть и катятся в свою Киргизию) и что в в 1925 году Киргизская АССР переименована в Казакскую АССР. Что Алма-Ата – это город Верный, Астана – Целиноград, Семей – Семипалатинск, Атырау – Гурьев.
Потом историки убедительно докажут, что Казахстан – это исконно русские земли, которые большевики несправедливо отдали казахам. И что еще в 1717 году хан Тауке обратился к Петру I с просьбой принять казахов в российское подданство. И вы несколько раз услышите про Младший Жуз и Старший Жуз. И бравый атаман с усами и медальками будет долго рассказывать о яицком и сибирском казачествах.
Из закромов Родины достанут Бисмарка: «Русские, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это – неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей».
А потом будут включены эмоциональные качели – от смешного до страшного. В прайм-тайм покажут «Культурные познания Бората в Америке в пользу славы великолепной казахстанской нации». Аудитория начнет потешаться над казахской государственностью и элитными сигаретами «Чингисхан»: «Эти уникальные сигареты высшего качества, обладающие превосходным вкусом, сделаны из элитных сортов табака для свободных и гордых людей, живущих в Казахстане — потомков Великой империи Чингисхана, простиравшейся от Черного моря до Тихого океана».
И сразу без перехода – мягкое подбрюшье России, планы Великого Халифата, поток наркотиков, мигранты, геополитика, притеснения русских, если мы не введем войска, то это сделает Китай, давно вынашивающий коварные планы (вариант – самолеты с китайскими десантниками уже были в воздухе и мы опередили их на сорок минут), исправить историческую несправедливость, казахи сами только и мечтают о единстве...
Так что следить нужно не за Матвиенко, а за Жириновским, Соловьевым, Прохановым, Гордоном, Киселевым, Прилепиным, Дугиным, Шевченко и прочей коллективной Ирадой Автандиловной Зейналовой.
Тэги:
будущее,
война,
москва,
технологии
Google не хочет однажды создать «Скайнет», поэтому создает выключатель для ИИ
2016-06-05 12:30:37
... и рассуждениях о
будущем искусственного интеллекта есть ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В вопросах и рассуждениях о будущем искусственного интеллекта есть две основные противоборствующие стороны. В одном углу находятся такие компании, как Google, Facebook, Amazon и Microsoft, «агрессивно» инвестирующие в развитие технологий, чтобы сделать ИИ-системы умнее, в другом — такие выдающиеся мыслители нашего времени, как Элон Маск и Стивен Хокинг, которые считают, что развитие ИИ сродни «заклинанию […]
Тэги:
deepmind,
google,
будущее,
интеллект,
искусственный,
роботы,
технологии