Самый большой в мире эксперимент по охлаждению планеты за счет изменения атмосферы уже начался. ...
Новостное агентство Синьхуа сообщает, что Китайское объединение космической науки и промышленности ...
Интересно, не будет ли потом людям смертельно скучно в обычной реальности?
OctopusGripper — мягкий и очень гибкий манипулятор-щупальце, созданный немецкими инженерами из ...
Получаю множество комментариев примерно одного содержания: «Уточки – это несерьезно», «Вы смешны с ...
Получаю множество комментариев примерно одного содержания: «Уточки – это несерьезно», «Вы смешны с вашей наивностью», «Пока не прольется кровь – ничего не изменится», «Нужно строить баррикады и жечь покрышки» и т.д.
Из статьи шестилетней давности про эффективность ненасилия
Когда кто-то маленький и слабый начинает бороться против большого и сильного, то первое, что приходит в голову слабому, — террор и партизанская война. Привлекает в первую очередь своей простотой и результативностью. Кроме того, на стороне террористов и партизан фактор неожиданности. Их очень сложно поймать. Сохранилась переписка между английским капитаном и одним из главарей американских борцов за независимость: «10 июня Вы сожгли Корабль Его Величества. Я вздёрну Вас на рее». «Сэр, всегда пытайтесь поймать человека, прежде чем вздёрнуть его.»
Террором занимались все: русские бомбисты охотились на царя-освободителя, еврейские переселенцы в Палестине минировали рынки и железные дороги, итальянские Красные Бригады убивали заложников, Аум Синрике организовала газовую атаку в токийском метро, исламисты расстреливали туристов в Египте... Аль Каида, ИРА, ХАМАС, Бригады мучеников аль-Аксы, ЭТА, Тигры освобождения Тамил-Илама, Сендеро Луминосо, Полисарио, Пешмерга, Рабочая партия Курдистана... И ещё сотни больших и маленьких организаций.
И тем не менее, терроризм, как способ достижения цели, показал удивительно низкую эффективность. По статистике террористы достигли своих целей лишь в семи случаях из ста. С терроризмом понятно как бороться. Терроризм раскалывает общество — огромное количество людей, которые, в принципе, симпатизируют конечным целям террористов (например — независимости) категорически не одобряют их методов. Терроризм — прекрасный повод для власти закрутить гайки потуже.
И ещё одна вещь, о которой, как правило, все забывают — если террористы добиваются своих целей и приходят к власти, это значит, что к власти приходят люди, у которых руки по локоть в крови. А это не сулит молодой независимой стране ничего хорошего. Свобода и независимость — это вовсе не конечная цель. Это только начало.
Единственная достойная замена терроризму — ненасильственное сопротивление. Террор раскалывает общество, ненасилие — сплачивает. Даже ярые сторонники режима скорее перейдут на сторону оппозиционеров, если они будут использовать именно ненасильственные методы. C 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии via
Ганди и Лютер Кинг добились своих целей прежде всего ненасильственными методами.
1 февраля 1960 года четверо чернокожих студентов заняли предназначенные для белых места в закусочной универмага «Вулворт». Обслуживать их отказались, но они спокойно просидели до закрытия магазина часом позже. На следующее утро 20 чернокожих студентов заняли места в закусочной группами по три-четыре человека.
В подготовленных студентами инструкциях особое внимание уделялось личной дисциплине и достойному отказу от насильственных методов, который они предлагали всему миру: «Не наносите ответного удара, не отвечайте ругательствами на оскорбления... Всегда проявляйте дружелюбие и вежливость..."
Сидячие забастовки начались по всей стране. К ним начали присоединяться и белые. На фотографии — реакция белых. На забастовщиков выливали кетчуп и горчицу, их посыпали солью и перцем. Били кастетами в спину. А они просто продолжали сидеть.
Ненасилие вовсе не означает пассивности. Хочу рассказать историю про то, как простые норвежские учителя боролись против фашистского режима Квислинга. Десять тысяч учителей по всей стране отказались участвовать в фашистской системе образования молодёжи. Они подписали петицию: «Я не могу рассматривать себя в качестве члена новой организации преподавателей».
Правительство начало войну с учителями и на месяц закрыло все школы в стране. Учителя начали вести уроки на дому. Тогда тысячу преподавателей бросили в концлагерь. Там над ними издевались и держали на голодном пайке с одной целью — прекратить забастовку. Практически все отказались от сотрудничества с нацистами. Их перевезли в концлагерь за полярным кругом.
В стране начались волнения. Квислинг кричал «Вы, учителя, испортили мне всё!», однако, испугавшись ширящегося движения протеста, приказал освободить учителей. Вся страна встречала их как героев.
Мартин Лютер Кинг писал: «Если в народе найдется хоть пять процентов, готовых идти в тюрьму за праведное дело, ничто не сможет помешать его победе».