2012-03-11 14:00:45
Ситуация 1907–1911 годов памятна мне, как будто я тогда жил: связано это, видимо, с тем, что я не ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Ситуация 1907–1911 годов памятна мне, как будто я тогда жил: связано это, видимо, с тем, что я не первый год преподаю историю русской литературы Серебряного века.
Конечно, на фоне истинных ее знатоков – таких, как Николай Богомолов или Омри Ронен, – я совершенный дилетант (они-то знают о Блоке и Кузмине больше, чем Блок или Кузмин); но дух времени мне понятен.
После бурного периода гражданской активности, митингов и стачек, растерянности правительства и даже дарования Манифеста наступила пятилетняя тяжелая стагнация, сопровождавшаяся, однако, расцветом искусств. У нас всегда так бывает в периоды позднего застоя: часть борцов разъехалась (Ленин в Париже, Горький на Капри) и там жестоко ссорится. Часть народа спивается, часть бешено реализуется в творчестве, потому что запои у всех свои. Главные писатели – безнадежные пессимисты с эротическим уклоном: Сологуб, Арцыбашев, Андреев. Депрессия для писателя вообще плодотворна: он много пишет, это его единственная терапия.
В общественной жизни господствуют разочарование, тоска, застой, точечные репрессии, Столыпин заслуживает в народе репутацию не столько реформатора, сколько вешателя и тюремщика, и никакого стремления к единению между народом и властью нет, сколько бы к нему ни призывали. В 1913 году происходит пышное, со страшным распилом бюджетов, празднование 300-летия дома Романовых. Год спустя, когда Россия ввязывается в войну, происходит краткий патриотический подъем и даже призывы к сплочению вокруг императора. Спустя еще год все это киснет и вянет, а дальше вы знаете.
Можно ли избежать этого сценария? В феврале было можно, сейчас, по всей вероятности, нет. В функции юбилея дома Романовых выступит Олимпиада, а мировые войны давно происходят либо в формате кризисов, либо в виде множественных локальных конфликтов. Нет сомнений, что на волне военизированной риторики, непрестанно нуждаясь во внешнем враге ради собственной легитимизации, власть либо влезет в один из таких конфликтов, либо затеет маленькую победоносную войну на границах. Дальше вы опять знаете.
Что делать? Кому что. Сторонникам буржуазной демократии – изучать ошибки Керенского и не повторять их: авось удержим февраль от перерастания в октябрь, хотя шансы малы. Сторонникам будущего радикального (скорей всего национал-технократического) правительства – интуитивно определять будущего Ленина и помогать ему: подсказываю, что это никак не Навальный, хотя Навальный тоже по образованию юрист. Писателям – писать и отвечать для себя на вопрос: с кем вы, мастера культуры? Дягилев, например, уже в 1913 году уехал и правильно сделал. А Маяковский никуда не уехал и тоже правильно сделал, каждому свое.
Предпринимателям – покупать недвижимость за границей и переводить туда средства и детей, тоже, впрочем, часто рассматриваемым ими как средства. Властолюбцам – примазываться к оппозиции, но помнить, что после 1917 года довольно быстро настал 1937. Уезжающим – не рассчитывать, что они будут там кому-то сильно нужны. Остающимся – понимать, что будет холодно, голодно, но очень интересно. А потомкам – помнить, что в этой ситуации правых нет, и не судить тех, кто снова и снова разыгрывает чужую пьесу.
В утешение могу напомнить о двух вещах. Во-первых, в нечетные века все в России проходит по более мягкому, менее кровавому, косметическому сценарию – слишком свежа память о зверствах предыдущего десятилетия. А во-вторых, вырождение касается всего – в том числе и зла.
«Россия во мгле» – писал Уэллс, «Россия в сумерках» – скажем мы сегодня. «Россия, кровью умытая», – писал Артем Веселый. Чем будет умыта нынешняя Россия, догадайтесь сами.
2012-03-03 23:48:57
Вчера ходила на "Гражданина Поэта" в Лондоне. Раньше я как-то не была знакома с деятельностью ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вчера ходила на "Гражданина Поэта" в Лондоне. Раньше я как-то не была знакома с деятельностью Дмитрия Быкова, а теперь услышала плоды его творчества, он так талантливо пишет стихотворения! Ефремов очень талантливо читает. В реале даже лучше, чем на видео.
Номер, который мне больше всего понравился, по Киплингу:
Ещё классное - про Прохорова - дядя Стёпа - Миллиардер:
2012-02-20 19:38:00
В содружестве с Александром Блоком Гражданин поэт прославляет подвиги известной радиостанции, по- ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В содружестве с Александром Блоком Гражданин поэт прославляет подвиги известной радиостанции, по-разному назывемой в народе.
На ней он и сам трудится, непрерывно демонстрируя свою гражданственность и расходуя интеллект, направляя их (из особых демократических побуждений!) на гнусных чекистов, охмуряющих Рашку-дуру...
Не знаю, что он имеет в виду,)) видимо, ту воображаемую страну, гражданином которой является (или нет?), в которой он творит, и где есть только одно, единственное и неповторимое, такое родное, такое либеральное, такое человеколюбивое (!) "Эхо".
Только оно защищает никчемный народ, пытается пробудить его от спячки, при случае оплакивает, и при этом (добавим) глубоко презирает его, даже не пытаясь скрыть своих истинных чувств.
Да... и постоянно разносится эхо с криками о том, что его пытаются заглушить, беспрерывно преследуют, покушаются на жизнь, честь и совесть...
И "благодарные" слушатели, конечно, тут же подняли истерику, заголосили,...
2012-02-18 17:23:46
... , когда внезапно один бык, ожидающий своей очереди ... плачут, но этот бык плакал совсем как ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На скотобойне в Гонконге был обычный рабочий день, когда внезапно один бык, ожидающий своей очереди, упал на колени и стал плакать! «Люди думают, что животные не плачут, но этот бык плакал совсем как ребёнок», — сказал Билли Фонг представителям прессы. Там было человек десять, все мясники, зарабатывающие на жизнь убоем скота. И у них у [...]
2012-02-12 18:37:39
В 2005г. в издательстве «Вагриус» был опубликован роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор». Роман этот ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В 2005г. в издательстве «Вагриус» был опубликован роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор». Роман этот называли «сырым» и недоделанным. Может быть, профессия журналиста неизбежно влияет на творчество таким образом? Но кто сказал, что роман, в котором описывается современность, не должен быть «небрежным», недоделанным в хорошем смысле слова. В центре романа герои Игорь и Катя. Они работают в [...]