... которого считаются Ричард
(математик) и Джон ... симпатию. Книги Р.
и Дж. Гриндера ...
(Фото: Stephen Mcsweeny / Shutterstock.com)
|
|
Манипуляция сознанием: угроза или миф?
Андрей Родионов
На сегодняшний день сложно отыскать человека, который не слышал о понятии «манипуляция сознанием» или просто «манипуляция».
И если «манипуляция сознанием» есть нечто сложное, эфемерное и несущее, как правило, негативный контекст, то просто понятие «манипуляция» для нас довольно привычно.
Манипулятором можно назвать человека, который, пользуясь правилом «наглость – второе счастье», заваливает просьбами человека, не умеющего говорить «нет». И шантажисты, и рекламщики, и даже маленькие дети, которые всеми правдами и неправдами выманивают у родителей очередную игрушку, – тоже манипуляторы.
Манипуляция сознанием рассматривается и как более масштабное явление. Оно имеет множество определений, созданных учеными разных стран. Все они сводятся к тому, что манипуляция сознанием – механизм воздействия на человека с целью определенным образом повлиять на его решения, изменить предпочтения или в чем-то убедить.
В один прекрасный день кто-то, чье имя сокрыто веками, решил хоть мало-мальски систематизировать механизмы манипуляции сознанием, восприятия человеком информации, способы использования так называемых психологических уязвимостей. Взятые на вооружение разведчиками и шпионами, эти знания служили хорошую службу, помогая добывать информацию, влиять на принятие политических решений и даже совершать перевороты.
Не секрет, что хороший разведчик должен быть тонким психологом хотя бы для того, чтобы завербовать нужного человека: в одном месте надавить, в другом погладить (речь о психологическом аспекте). И это только вершина айсберга – элементарные приемы манипуляции.
Так называемые «пикаперы» пользуются НЛП (приемами нейролингвистического программирования), основоположниками которого считаются Ричард Бэндлер (математик) и Джон Гриндер (лингвист). Они тоже используют приемы манипуляции сознанием, но с целью весьма прозаической – добиться расположения представителей противоположного пола, вызвать симпатию. Книги Р. Бэндлера и Дж. Гриндера появились не на пустом месте – в их основу легли переработанные и переосмысленные труды выдающихся психологов и психотерапевтов.
Со стремительным развитием средств массовой информации, а в несколько последних десятилетий и всемирной сети Интернет, стал актуальным вопрос влияния на сознание больших масс людей. Внимание исследователей переключилось на изучение психологии толпы, создание эффективных механизмов влияния на нее. Не зря в определенный кругах поговаривают, что интеллект толпы ниже, чем интеллект даже самого глупого ее члена.
Весьма интересна книга Гюстава Ле Бонна «Психология народов и масс». Написанная в 1895 году, она содержит выкладки, ставшие фундаментальными для современных политтехнологов, получившие новую жизнь с развитием СМИ.
Примеры использования приемов манипуляции сознанием через СМИ мы видим каждый день. Реклама формирует предпочтения в нашем сознании, PR-компании создают положительные образы политиков, тенденции моды, ставшей для многих аксиомой именно благодаря хорошо продуманному влиянию СМИ, диктуют правила в одежде. Влияние кинематографа создает стереотипное представление о том, какой должна быть молодежь. В голове у современного человека удивительно много привнесенных извне шаблонных понятий, представлений и ценностей.
Манипуляция сознанием – очень важное и интересное явление, ведь, используя эти приемы, на миллионы людей оказывается скрытое влияние. Понимание методов манипулирования человеком и толпой лежит на пересечении общей психологии, этнопсихологии, социологии, политологии, физиологии и даже кибернетики.
Не стоит относиться к написанному скептически. Помните, что, лишь заинтересовавшись проблемой, ознакомившись хотя бы с некоторыми трудами в этой области, вы приподниметесь над «серой массой», сможете рассмотреть примеры манипулирования и в какой-то мере оградить себя от внешнего влияния.
22.07.2011
Опубликовано 27.07.2011 в рубрике «Психология»
Постоянный адрес этой статьи: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-47583/