... », глава «
олигарх Бахматюк Олег Романович — часть 1.
«И ты говори нам все, что будет говорить Вс-вышний,
Всесильный наш тебе, и будем слушать (понимать),
и будем делать. И услышал Вс-вышний голос их разговоров,
сказанных мне, и сказал Вс-вышний мне: «Услышал Я голос
разговоров народа этого, которые говорили тебе – хорошее
говорили. Кто бы дал и было бы их сердце трепетно передо Мной»
(Дварим, 5:24-26)
Главнейший из вопросов, возникающих при чтении этого отрывка: понимать перед делать?! И оценка, данная Вс-вышним этой невозможной перестановке – «хорошее говорили» и «кто бы дал в сердце их трепет предо Мной». Но ведь «наасе и нишма» – это уровень любви?! Причем здесь трепет?! Это явное понижение уровня выражено в женском роде обращения Исраэля к Моше: «ты – ат говори нам», хотя в оригинале, к которому мы и обращали свое недоумение (?!), в главе Йитро, где события передаются в «прямой трансляции», сказано всем известное. Отчего, излагая события Синайского Откровения через сорок лет, Моше изменяет, точнее – понижает, уровень происходившего? Нам известно общее объяснение рава Ґирша[1]: понижение – это приближение к нам, на земле находящимся. Но попробуем с помощью Савраньского ребе дать более конкретное объяснение.
Начнем с одобрения Творца осторожности евреев. Бааль ґаТурим, вслед за РаШИ объясняет женский род обращения к Моше: «голосом тихим, как женщина, чтобы мы могли вытерпеть. Гиматрия «ат тедабер» как гиматрия восемь – шмоне диброт – речений». Те самые восемь речений, которые по Устной традиции[2] «транслировались» через гортань Моше. У РаШИ: «вы ослабили мои руки, т.к. видел я, что вы боитесь приблизиться к Нему с любовью».
Ключевой фразой для понимания будет сказанное мудрецами: «не были евреи достойны промаха золотого тельца, а лишь для того, чтобы преподать нам тшуву» (Трактат «Авода зара», 4:2). И не случайно здесь же мудрецы вспоминают «промах» царя Давида и … первого человека. Собственно, мы сталкиваемся с одним и тем же сценарием: спуск Торы (Замысла Вс-вышнего) до самого духовного низа (наше поколение) этого мира.
Интересен мидраш на соседнюю с процитированной гмару: «Сказал Моше Израилю: «Неблагодарные вы, дети мои, неблагодарные (там же, пятый лист)» – надо было вам ответить Создателю на Его слова: «кто бы дал им в сердце трепет» – Ты дай!». Объясняет мидраш: «оттого неблагодарные, что не сказали: «Ты дай нам трепет», поскольку не хотели благодарить за подарок». Нежелание благодарить – движущая сила всех промахов – выбор – «трудное счастье – находка для нас» – реализация Замысла – спуск Торы – заполнение Ею всего Мира.
А идея тшувы-возвращения – основная в Мироздании[3].
Возможность соАвторства – сопричастности, это и есть возможность вернуться к Истине – тшува. И потому, нишма – понимание – Учеба – Устная Тора – путь к наасе – пророческому уровню – любви, Торе Письменной.
Теперь понятным становится одобрение Творца: хорошо – значит, соответствует Замыслу. Обращение к Моше в женском роде, ослабленность рук Моше – спуск с уровня «наасе и нишма» – с уровня любви – на уровень «нишма и наасе» – «боитесь приблизиться к Нему с любовью». Но «даже» уровень трепета для нас – это цель: «кто бы дал и было бы их сердце [полно] трепета передо Мной». Дальнейшее понижение, вплоть до нас, заложено в Творение. Отсюда «неблагодарность» евреев, их неготовность сказать «дай!» Создателю.
[1] Смотри «Путешествие по недельным главам книги Дварим», глава «Ваэтханан»
[2] Смотри «Знакомьтесь – еврейство!», часть ІІ
[3] Смотри «Охота на иллюзии», «Четырехбуквенная структура миров»
וְנִשְׁמַרְתֶּם מְאֹד לְנַפְשֹׁתֵיכֶם כִּי לֹא רְאִיתֶם כָּל תְּמוּנָה בְּיוֹם דִּבֶּר יְדֹוָד ...
וְנִשְׁמַרְתֶּם מְאֹד לְנַפְשֹׁתֵיכֶם כִּי לֹא רְאִיתֶם כָּל תְּמוּנָה בְּיוֹם דִּבֶּר יְדֹוָד אֲלֵיכֶם בְּחֹרֵב מִתּוֹךְ הָאֵשׁ
פֶּן תַּשְׁחִתוּן וַעֲשִׂיתֶם לָכֶם פֶּסֶל תְּמוּנַת כָּל סָמֶל תַּבְנִית זָכָר אוֹ נְקֵבָה
תַּבְנִית כָּל בְּהֵמָה אֲשֶׁר בָּאָרֶץ תַּבְנִית כָּל צִפּוֹר כָּנָף אֲשֶׁר תָּעוּף בַּשָּׁמָיִם
תַּבְנִית כָּל רֹמֵשׂ בָּאֲדָמָה תַּבְנִית כָּל דָּגָה אֲשֶׁר בַּמַּיִם מִתַּחַת לָאָרֶץ
וּפֶן תִּשָּׂא עֵינֶיךָ הַשָּׁמַיְמָה וְרָאִיתָ אֶת הַשֶּׁמֶשׁ וְאֶת הַיָּרֵחַ וְאֶת הַכּוֹכָבִים כֹּל צְבָא הַשָּׁמַיִם וְנִדַּחְתָּ וְהִשְׁתַּחֲוִיתָ לָהֶם וַעֲבַדְתָּם אֲשֶׁר חָלַק יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ אֹתָם לְכֹל הָעַמִּים תַּחַת כָּל הַשָּׁמָיִם
И берегите себя очень ради душ ваших, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил Господь вам на Хореве из среды огня;
Чтобы вы не извратились и не сделали себе изваяния, изображения какой-либо формы, в виде мужчины или женщины;
В виде какого-либо животного, которое на земле, в виде какой-либо птицы пернатой, летающей в небесах;
В виде какого-либо ползающего по земле, в виде какой-либо рыбы, которая в водах, ниже земли.
И чтобы не поднял ты глаз твоих к небесам и, увидев солнце и луну и звезды, все воинство небесное, не прельстился бы и не стал поклоняться им и служить тому, чем наделил Господь, Б-г твой, все народы во всей поднебесной;
Идол — носитель идеи.
Почему именно изображение развращает? Как можно служить изображению?
Поиск ответов на эти вопросы помогает понять, почему Всевышний делает акцент на изображении. Человек — это творение Божье с ограниченным восприятием реальности. Писание учит нас тому, что есть невидимый мир, из которого произошел видимый. Род человеческий не видит невидимое, только если Господь откроет. Поэтому в Торе сказано:
29 Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. (Втор.29:29)
Правильно относиться к видимому миру возможно только на основании Божьей Торы. Господь не виден нам, но Он наполняет всю вселенную и поддерживает дыхание всех живущих. Его законы дают возможность жить и взаимодействовать бесчисленному количеству живых существ. Мы сотворены для того, чтобы искать и познавать Всевышнего. Он должен быть Тем, Кто определяет наши ценности и характер жизни.
Из-за первого человека — Адама - род людей, удалившись от Создателя, далее переформатировал (переопределил) жизненные ориентиры через ценности, личностей, которые могли бы мотивировать, направлять и вдохновлять. Удалившись от стремления искать смысл жизни в познании Всевышнего, человечество начало создавать себе богов, ориентируясь на свои представления, идеи, ценности. Создание какого-либо идола — это знамение отдаления и противления Господу. К большому сожалению, люди готовы служить мертвым костям, насекомым, изображениям частей тела человека, вещам и предметам, о которых порой стыдно говорить. Почему? Дело в том, что изображение представляет собой воплощение идеи, образа мышления, который в нее заложен.
Чтобы популяризировать какую-нибудь идею, необходим лозунг и изображение, которое будет эту идею представлять. Люди или объекты видимой реальности, представляющие ту или иную идею, становятся кумирами, вождями за которыми следуют людские массы. Любой кумир, направляющий идею, требует служения, а порой и человеческих жертв.
Как беречь свою душу?
Религиозные идолы.
Когда Господь даровал заповеди, которые ведут к богопознанию, Он отдалил человека, чтобы Израиль слышал голос Всевышнего, но не видел чего-либо или кого-либо. Даже Моше не был допущен, чтобы люди не начали поклоняться и служить ему. Божьи заповеди были даны без привязки к личности. Об этом напоминает Всевышний сынам Израиля.
12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас;
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
14 и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.
15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, (Втор.4:12-15)
Необходима твердость в доверии Господу, чтобы сохранить истину Торы вне привязки к личности человеческой. Однако часто можно видеть, как эксплуатируются изображения хороших верующих, особенно тех, которые уже ушли с этой земли, для того, чтобы мотивировать и вдохновлять последователей или получать какое-либо сверхъестественное проявление. Часто то, что осталось от людей, знавших Бога, используют как объект привязанности и поклонения: используются их фотографии, мощи, статуи, вещи и др. Это является самым опасным и развратным делом в глазах Божьих. Тому, кто приучился к "святым идолам", очень тяжело покаяться, поскольку они считают, что делают угодное в глазах Божьих.
Светские идолы.
Глядя на успех и достижения людей, необходимо быть аккуратным, чтобы не соблазниться, погнавшись за человеческими идеалами или идеями, приводящими к созданию человеческого кумира. Слово "соблазниться" на иврите звучит как נִדַּחְתָּ (нидахта) и имеет значение - "будешь отброшен далеко". Ища привязки к видимым объектам, человек, желающий познать Господа, отбрасывается далеко от настоящих взаимоотношений с Ним. Авраам начал познавать Всевышнего не через великих святых и их статуи, не через истории о жизни особых цадиков. Общение с Господом происходило через откровение свыше, которое посылается для всякого ищущего Его Царства в истине. К большому сожалению, многие желают уподобиться великим людям земли, подражая их образу жизни. Они начинают копировать жизнь своих героев. Однако стоит помнить, что образ жизни — это тоже сотворенный видимый образ, которому многие желают подражать. Порой образ жизни направляет и преображает окружающих больше, чем слова и призывы. Чтобы не увлечься ложным образом жизни, необходима проверка жизни в соответствии с заповедями. Если душа отвергает открытое Божье откровение, то она становится противницей Мессии, т. е. антимессией. Йоханан писал о подобных людях следующее:
21 Я написал вам не потому, что вы не знаете истины, но потому, что вы знаете её, а также потому, что в истине не может корениться никакая ложь.
22 Кто лжец, как не тот человек, который отрицает, что Йешуа является Мессией? Подобный человек - антимессия, он отвергает Отца и Сына.
23 Всякий человек, отвергающий Сына, не имеет и Отца, но тот, кто признаёт Сына, имеет и Отца.
24 Пусть услышанное вами в самом начале остаётся внутри вас. Если услышанное вами в самом начале останется в вас, вы останетесь в союзе с Сыном и с Отцом.
25 И вот, что Он обещал нам: вечную жизнь.
26 Я написал вам всё это о тех людях, которые пытаются обмануть вас.
27 Что же касается вас, мессианское помазание, полученное вами от Отца, находится в вас, так что вы не нуждаетесь в том, чтобы кто-либо учил вас. Напротив, по мере того, как это мессианское помазание продолжает учить вас всему (а оно истинно, неподдельно) вы, как он и учил вас, остаётесь в союзе с ним.
28 Итак, дети, оставайтесь в союзе с ним, чтобы, когда он появится, мы могли быть уверены и не отпрянули от него в стыде в его пришествие.
29 Если вы знаете, что он праведен, знайте и то, что он Отец всем тем, кто поступает праведно. (Н.З Д. Штерн 1Иоан.2:18-29)
Возникает естественный вопрос: "Кто такие антимессии?" Из прочитанного очевидно, что антимессии — это люди, желающие заменить Божье откровение своими представлениями, пытаясь направить верующих не к Божьей Торе, а к своим идейным мудрствованиям. Эти люди были в общине верующих или по-прежнему находятся в ней, но постепенно начали превозноситься над заповедями и откровением о Мессии и, таким образом, стали противниками Божьими.
Йоханан предупреждает, что благодаря Мессии в каждом верующем есть Дух Божий, посланный от Мессии - Мессианское помазание, которое помогает сохраниться в Царстве Божьем и не увлечься многочисленными подделками. Будем следить за своим сердцем, чтобы оно было предано Господу и не увлеклось нереальным.
Основная цель идола — это
Захватить внимание и мысли человека
Увлечь за суетой и ложью
Перенаправить поклонение и служение человека с Господа на идола
Стать смыслом жизни
Отвлечь от невидимого Господа
Будем внимательны к описанным выше симптомам. Если Божьи заповеди, пример Мессии и Божий Дух не вдохновляют нас, то попытки подпитываться от человека приведут к идолопоклонству. Писание призывает нас убегать от идолослужения, а не прибегать к нему. Наше внимание должно быть сосредоточено на том, что Всевышний открыл нам для успеха в богопознании и служении Ему. Все, что противоречит Его заповедям, далеко отбрасывает человеческую душу от Божьего присутствия, а одна из основополагающих заповедей для жизни человека проходит через все Писание и звучит так:
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(Исх.20:4-6)