1771 год. Что это и для чего? Эта вещица находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Дальше
Очень сильная песня. Как, впрочем, многие у Высоцкого. ...
О том, кто изобрел свечу, ничего неизвестно. Нет ни фактов, ни документов. Существуют легенды, ...
... писателя середины XIX
Александра Дружинина. Не ...
Читаю сейчас дневник писателя середины XIX века Александра Дружинина. Не из прозаиков первого плана, хотя как сказать. Это сейчас мы помним Достоевского, Тургенева да Толстого, а их же было гораздо больше, и читать их стоит вовсе не только любителям библиографических редкостей. Во всяком случае мне уже не раз доводилось находить что-то действительно интересное. То открываешь человека, впервые затронувшего какую-то тему, то видишь, у кого другой, впоследствии более знаменитый, взял мысль или идею...
Вообще когда мне довелось почитать подборку материалов журнала "Современник" 1836/37 годов (то есть как раз то время, когда там был Пушкин), меня поразило, насколько наполненной, яркой, разнообразной была тогда литературная жизнь России. Ну если совсем точным быть – то Петербурга, конечно, ибо это не современность, когда и новости быстро доходили, и издания. И, кстати, как интересно было читать, когда Пушкин в критических статьях весьма свысока отзывается о французских писателях, которые для нас стали уже непререкаемыми классиками – о "Викторе Юго", например. Сейчас мы относимся что к этим авторам, что к самому Пушкину, с таким благоговением, что не дай бог углядеть у них какую-то нестыковку, какой-то недочёт – нет, не может быть, они чуть не святые! А современники смело критиковали и разбирали...
То же самое и у Дружинина, о котором речь была в самом начале. Пишет он, как был на выставке картин Ге – ничего не понравилось, впрочем, некоторые его картины показывают, что "у него всё же есть какой-то талант". Или "кончил "Дедушку и внучку" Диккенса. Ерунда, но временами довольно милая". Вот и думай: мы ли это сейчас готовы боготворить любого, чьё имя овеяно сиянием столетий, а современники судили беспристрастно, – или вновь нет пророка в своём отечестве?
Вообще дневник Дружинина наводит меня на разнообразные мысли. Прежде всего – конечно, язык. Многие слова пишутся или произносятся по-другому: "мятель, сегодни, стерьва". Последним словом он особенно часто пользуется. ;-) Хотя в принципе слог вполне современный, всё понятно без примечаний; некоторые фразы строятся вполне так же, как они были бы построены сейчас.
Но содержание! Жизнь автора делилась строго на две части: на лето, когда он жил в деревне, где старательно писал, и зиму, которую он проводил в Петербурге, где истово предавался светской жизни (хотя постоянно писал, что она его не особо интересует). Визиты к нему и его собственные – это же обалдеть, в среднем петербуржец его круга в день (!) посещал и принимал у себя 15-20 человек! Каждый день – театры, вечера, ужины, обеды (не просто приёмы пищи, понятное дело, а "обедали с теми-то, с теми-то, и приехал ещё этот"). Вечные разъезды, беседы, какие-то выставки, аукционы... всего и не перечислишь. Ужасно пёстрая, многолюдная... и совершенно бестолковая жизнь. Недаром автор постоянно жалуется, что в Петербурге у него не выходит заниматься писательством, всегда отвлекают. Ага, а кто визиты отдавал. =)
И ещё момент, который я могу свободно приложить к себе. Те самые жалобы на нехватку времени для творчества. Дружинин пишет это, а затем тут же прибавляет, что сам виноват, ибо если бы хватало терпения, то всё бы у него получалось. Вижу в этом прямую связь с моим же дневником хотя бы. Если бы мне поболее терпения, усидчивости и настойчивости в отношении самого же себя – не было бы печальных надписей "вы не писали в свой дневник 2 недели", как та, что встретила меня нынче.
Кстати, читаемый мною писатель в течение полутора лет старательно вёл дневник ежедневно. Вот это терпение!
Настроение сейчас - уходительскоеВ колонках играет - сопение и гул