2015-08-23 09:02:02
Чудовищные разрушительные войны далекого прошлого, чьим итогом стало — уничтожение целых цивилизаций ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Чудовищные разрушительные войны далекого прошлого, чьим итогом стало — уничтожение целых цивилизаций, дошли до современного человечества в виде мифов и легенд, но они с удивительной точностью воспроизводят технологии, к которым ученые XXI века только готовятся подступится. Откуда у древних людей появилось оружие невероятной мощности? Было ли оно дарами богов, как говорят легенды или результатом разработок […]
Гениальный ученый Никола Тесла работал над проблемами передачи энергии. Почему смерть великого инженера так загадочна, а часть разработок о беспроводном электричестве исчезла?
Комсомольская бригада М. Лушкиной из колхоза им. Сталина на строительстве газопровода «Саратов-Москва». 1945 г. Фото А. Головачёва.
История российского «большого газа» начиналась в самый разгар Великой Отечественной
Июль 1942 года. Угольный Донбасс оккупирован гитлеровскими войсками. Немецкие танки стремительно продвигаются в сторону Сталинграда – крупного транспортного узла и промышленного центра. Второй клин фашистских армий «разрезает» Кавказ, стремясь захватить нефтеносные недра Баку. Военным заводам, предприятиям, работающим на фронт, начинает остро не хватать топлива – угля, поставляемого шахтами Урала и Кузбасса.
Топливные затруднения начались и в Саратовской области – в то время крупнейшем промышленном регионе юго-востока страны. Именно здесь было размещено свыше 50 крупных эвакуированных предприятий, выпускающих продукцию для фронта. Заводы нуждались в топливе и электроэнергии, но в Саратов перестал поступать не только донецкий уголь, но и мазут из южных нефтяных районов СССР. Топлива остро не хватало и на Саратовской ГРЭС. Было необходимо искать иные источники энергии. В ход пошли дрова, горючие сланцы, даже лузга от семечек...
Однако лучшей альтернативой углю и мазуту виделся природный газ, разведка месторождений которого велась в Саратовской области с 1941 года силами геологов-практиков и ученых Саратовского государственного университета.
Первооткрывателями Елшанского месторождения газа стали геолог И.И. Енгузаров и профессор Саратовского университета Б.А. Можаровский. Упорный труд геологов и буровиков увенчался победой: в октябре 1941 года газовое месторождение с высоким промышленным потенциалом было открыто в поселке Елшанка в пригороде Саратова. Девять месяцев спустя было принято решение построить газопровод Елшанка – Саратовская ГРЭС.
Земляные работы на трассе газопровода были трудными и упорными. Слова «фронт работ» - звучали не только как фигура речи. Строительство газопровода было настоящим фронтом и не только трудовым. Неподалеку возводились еще и оборонительные сооружения – противотанковые рвы, линии траншей. 200 мобилизованных с предприятий города рабочих двигались навстречу друг другу, не прекращая работу даже под частыми вражескими бомбардировками. 18,6 километров трассы были пройдены в рекордно короткие сроки – за 35 дней.
30 октября 1942 года елшанский газ поступил в топку одного из реконструированных котлов Саратовской ГРЭС. За первые же сутки работы котел выработал 100 тыс. кВт. ч. электроэнергии, сэкономив 130 тонн угля. В следующие месяцы от главной магистрали был построен газопровод до ТЭЦ, таким образом, была создана надежная топливная база для электростанций Саратова. Заводы и предприятия прифронтового промышленного центра в труднейшие месяцы войны, в дни Сталинградской битвы бесперебойно снабжались энергией. Областная газета писала в те дни: «Газ был важным рубежом в дни Сталинградской битвы. Он помог ковать оружие победы в дни наступательных боёв нашей Армии».
Так в советской энергетике началось промышленное использование газа. Небольшой газопровод имел отнюдь не локальное местное значение, он стал началом дальних магистральных газопроводов.
Год спустя, осенью 1943 года, Наркомат нефтяной промышленности направляет в Саратов группу специалистов для изучения результатов разведок и использования природного газа. Эксперты не только высоко оценили работу, проделанную саратовскими учеными, геологами-практиками, промышленниками, но и пришли к выводу о возможности использовать саратовский газ для улучшения снабжения голубым топливом Москвы.
Сомнений и сомневающихся в возможностях этого начинания было немало. И, тем не менее, в том же году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление газа и искусственного жидкого топлива – Главгазтоппром. Проект газопровода «Саратов - Москва» стал первым важным делом этой организации. Но только когда в январе 1944 года на площади Курдюм, расположенной рядом с Елшанкой, был получен мощный фонтан газа с суточным дебитом около 1 миллиона кубометров, было принято окончательное решение строить газопровод.
Срок строительства был определен очень короткий – два года. Работы были развернуты сразу по всей трассе, разбитой на семь строительных участков. С московских предприятий и строек на возведение газопровода были отправлены сварщики, слесари, монтажники. Предстояло на протяжении около 800 километров магистрали проложить трубы диаметром 325-350 мм, впервые в отечественной практике построить 6 компрессорных станций, повышающих давление газа и поддерживающих его на уровне 5,5 МПа. Трубопровод становился второй в мире после американской «Теннесси» магистралью дальнего газоснабжения. Пуск его в эксплуатацию – первой страницей в истории «большого газа» в России.
Изыскатели не только выбирали лучшую трассу для газопровода, но и площадки под строительство компрессорных станций, будущих поселков, искали источники водоснабжения. Круглосуточная работа велась в любую погоду. Люди, инструменты, оборудование прибывали из Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской областей, через которые пролегал маршрут газопровода.
Маршрут газопровода пересекал 80 рек и ручьев, 85 оврагов, 22 населенных пункта, 16 железных и 12 шоссейных дорог, 14 километров болот, 43 километра пойм рек, 68 участков, заросших лесом. Строители построили 487 переходов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки и каналы, железные дороги.
На газопроводе было уложено 50 тысяч тонн труб, сварено тройным швом 100 тысяч стыков труб, выполнено 7,5 миллионов кубометров земляных работ.
3,5 миллиона кубических метров грунта при рытье траншеи газопровода «Саратов – Москва» было вырыто преимущественно вручную. На эти работы привлекались так называемые «трудовые армии», а также местные жители, проживавшие в 7-километровой полосе по обе стороны от магистрали.
Норма выработки на одного взрослого – а таковыми считались мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет – была определена в 5 погонных метров при глубине 2,20 метра. Работа велась круглосуточно – при свете костров, факелов, автомобильных фар.
В то время в мировой практике было принято укладывать газовые трубы на глубину более двух метров. Так первоначально делалось и на трассе Саратов-Москва. Но впоследствии с целью уменьшения объемов земляных работ решено было проверить возможность укладки труб на меньшую глубину. Проведенные испытания подтвердили правильность данного предложения: газопровод выдержал все испытания, и с тех пор газопроводы укладываются на малой глубине. Но не только это апробировалось на первой магистральной стройке страны. Поточно-скоростной метод ведения линейных работ, сварка встык тонкостенных труб высокого давления – все применялось впервые. Строительство стало опытным полигоном, на котором в неимоверно трудных условиях отрабатывались новые технологии и методы.
Вся страна помогала стройке. На Челябинском трубопрокатном заводе изготавливали трубы повышенной прочности для сооружения переходов через реки, специально для этого была освоена новая марка стали. Машиностроительные заводы, несмотря на загруженность, оперативно изготавливали для газовиков различные механизмы и оборудование. 50 тысяч тонн различных грузов было доставлено на строительство газопровода. Газоперекачивающие агрегаты «Купер Бессемер», трубы, сварочное оборудование закупалось в США. Там же проходили обучение будущие специалисты.
Численность работающих на этой исторической стройке на 1 января 1945 года составляла 75 тысяч человек. Газовая магистраль пересекла территорию пяти областей России – Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской. 5 января 1946 года газ был пущен в магистраль. В мае он самотеком пересек границу Московской области. 10 июля саратовский газ был пущен в Московскую городскую энергосистему. С 11 июля газ поступил на столичные заводы, электростанции, в дома москвичей, заменив ежегодную доставку в Москву свыше 1 миллиона кубометров дров, 650 тонн угля, около 150 тысяч тонн керосина и более 100 тысяч мазута. Первенец советской газовой промышленности – газопровод «Саратов-Москва» начал работу.
2015-08-19 16:56:21
... новый город — Великий Новгород. История переехала ... расположен, носит имя великого русского писателя. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Новгородская область по площади равна Хорватии или двум Македониям, она больше Дании и Швейцарии, она — эталон всего русского. «Моя Планета» путешествует по Новгородской области.
Новгородские земли избежали монгольского разорения в XIII веке. И сохранили не только население и дома, но и культуру, а также исконный русский язык. То есть Великий Новгород — это своего рода эталон всего русского. Неслучайно академик Дмитрий Лихачев писал: «На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы — русские». Вот за этим ощущением прикосновения к великой истории нашего народа и стоит отправиться в Великий Новгород.
Совет:
Добраться до Новгорода несложно практически из любого города нашей страны. Тем более из обеих российских столиц. Из Москвы лучше всего ехать на поезде, а из Санкт-Петербурга, поскольку он ближе, — на автобусе или машине. Самолетом лететь неудобно: как такового аэропорта в городе нет. Прибыв в Новгород, зайдите в «Красную избу» — информационный центр для туристов (кстати, первый из открывшихся в России).
Детинец
Великий Новгород испокон веков делился на две части. На правом берегу реки Волхов — Торговая сторона, на левом — Софийская. Там и находилось сердце города — кремль, детинец. Общая протяженность его стен — 1487 м. А размеры впечатлят кого угодно: толщина стен от 3 до 6 м, а высота — от 8 до 15 м. Изначально над крепостными стенами возвышалось 12 сторожевых башен, до наших дней сохранилось лишь девять.
Новгородский детинец — это такая машина времени. Оказавшись внутри, вмиг переносишься в далекое прошлое. Даже не в XV век, когда возводились эти каменные стены, а гораздо дальше. Первые стены детинца были деревянными. Их в 1044 году возвел старший сын Ярослава Мудрого — Владимир Ярославович. С 1136 года крепость стала оплотом новой власти — Новгородской вечевой республики, первой вольной республики на территории феодальной Руси.
Единственной каменной постройкой города долгое время был возведенный к 1050 году Софийский собор. В этом храме древность можно почувствовать буквально кожей! Вот лики святых Константина и Елены. Почти 1000 лет им молились новгородцы и гости великого города. Вот национальная реликвия всей России — икона «Знамение», которая в XII столетии защитила Новгород. Снаружи непременно обратите внимание на прекрасные Магдебургские врата, подобных которым в нашей стране нет.
Церквей в Новгороде очень много. Из 320 зданий, построенных на Руси в домонгольский период, 125 находились в Новгороде. Храмы здесь двух-трехэтажные. И использовались они не только для богослужений, но и как складские помещения. Внизу, как в каменных сейфах, хранились товары Великого Новгорода. А наверху шла служба.
Город был деревянный до XIX столетия, часто горел; единственными каменными постройками были храмы, и сохранность товаров там была лучше. Да и не каждый средневековый вор отважился бы залезть в храм, чтобы поживиться. Все находилось под оком Божьим.
Музей берестяных грамот
Новгород был городом развитым. Лаптей его жители никогда не носили, ходили в кожаных сапогах. Улицы здесь начали мостить раньше, чем в Лондоне и Париже. А грамотность была распространена среди всех слоев новгородского общества. Читать и писать могло не только высшее духовенство или княжеская семья, но и простые горожане. Переписку вели на берестяных грамотах. Отправляя друг другу эти причудливые послания на старославянском языке, новгородцы тем самым способствовали распространению письменности на Руси. Вот, например, письмо XII века: сын интересуется делами своих родителей: «Поклон от Гордея к отцу и матери. Продав двор, идите сюда, в Смоленск или в Киев. Дешев здесь хлеб. Если не пойдете, пришлите мне грамоту, здоровы ли вы».
В витринах музея — бесценные новгородские сокровища: древнерусские музыкальные инструменты, детские игрушки уникальной сохранности, вислые свинцовые печати русских князей и фрагменты тех деревянных мостовых X столетия, о которых уже говорилось выше. И конечно, чудом сохранившаяся с XI века Новгородская псалтырь — самая древняя книга славянского мира!
Рюриково городище
Обычно в каждом древнем городе есть место, которое, может быть, и не примечательно внешне, но сейчас, спустя много лет, несет потомкам особое послание. В Великом Новгороде это так называемое Рюриково городище, расположенное на правом берегу Волхова. Ученые предполагают, что именно сюда прибыл на княжение Рюрик со своей дружиной, и об этом даже надпись на камне есть: «В лето 862-го принял всю власть Рюрик». То есть с этого самого места все и началось: и Русь-матушка, и русская история, и русский народ.
Тогда на этом месте был торгово-ремесленный град. А так как площадь была невелика, со временем здесь стало тесно, и ниже по течению Волхова был основан новый город — Великий Новгород. История переехала туда.
Старая Русса. Бальнеологический курорт, музей Достоевского
Великий Новгород расположен недалеко от озера Ильмень, воспетого в былинах о купце Садко. А на другой стороне озера находится город Старая Русса. Сегодня это тихий, провинциальный городок, имеющий, однако, богатую историю. Впервые в летописи он упоминается под 1167 годом. Но найденная в Новгороде берестяная грамота подтверждает существование Руссы еще в середине XI века. То есть город, возможно, старше на целый век. Старая Русса знаменита своими целебными водами и грязями.
Совет:
Кроме автобуса из Великого Новгорода, дорога из которого занимает полтора-два часа, в Старую Руссу идут поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова. Плюс ко всему из Петербурга тоже можно добраться на рейсовом автобусе.
Когда-то это был крупный процветающий город, построенный князем Русом «у соляных ключей», что и правда подтверждается археологическими находками солеваренных печей. Как эти печи работали, сегодня может увидеть любой желающий — в музее «Усадьба средневекового рушанна» и здесь же, в магазинчике, приобрести местной соли.
Соль эту издревле добывали из местного соленого озера. А целебные свойства его воды обнаружили только пару веков назад. В начале XIX века здесь, в Старой Руссе, открыли бальнеологический курорт, который и по сей день пользуется большой популярностью.
Здесь в свое время поправляли здоровье писатель Максим Горький, художник Борис Кустодиев. А Федор Михайлович Достоевский любил отдыхать в Старой Руссе летом с детьми — опять-таки из-за благоприятных здешних условий. А после решил приобрести тут дом. Тот, кстати, стоит до сих пор, привлекая туристов мемориальной табличкой и надписью «музей». Найти музей на самом деле довольно просто. Даже набережная, на которой он расположен, носит имя великого русского писателя. Гостей здесь ждут ежедневно, кроме понедельника, с 10 утра до 6 вечера.
Кстати, Достоевский любил сочинять «с натуры»: смотрел на местных и наделял их характерами своих героев. И даже описания этих интерьеров можно встретить в его произведениях.
Валдай. Баранки, колокольчики
В 150 км от Старой Руссы расположен еще один город Новгородской области, оставивший след в российской истории, — Валдай. Начиная с XV века через него проходили жизненно важные дороги — сначала до Новгорода, потом до Москвы и, наконец, до строящегося Санкт-Петербурга. Через Валдай двигались обозы, мчались тройки, шли войска. Это был транзитный город, который обеспечивал путников всем необходимым.
Пушкин писал:
У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай!
Вкуснейшими баранками Валдай славился в старину. Ими кормили всех, кто волей или неволей оказывался в городе. Сейчас баранки тут — дефицит. Нету. Ни в киосках с выпечкой, ни в кондитерских магазинах. Нет — и все тут.
Еще одна утраченная гордость Валдая — колокола:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик — дар Валдая
Звенит уныло под дугой.
Чтобы узнать, каким же на самом деле должен быть этот дар Валдая, нужно отправиться в музей колоколов, кстати, единственный в нашей стране. Вот прекрасная легенда о рождении валдайского колокольчика. Отсылает она нас в 1478 год. Тогда по приказу Ивана III был снят Вечевой колокол — символ независимости Великого Новгорода. И вот повезли его в Москву. Да только на валдайских холмах он упал с воза и разбился. Дальше есть две версии: либо из этих колоколов местные мужики отлили множество колокольчиков маленьких, либо по волшебству осколки эти сами по себе превратились в крохотные звенящие произведения искусства. Чему верить — решайте сами. Так или иначе валдайский колокольчик до сих пор остается символом свободолюбивого духа Новгородской республики.
Легенды легендами, а на самом деле первый колокол тут был отлит в середине XVII века для Иверского монастыря, основанного патриархом Никоном. Все самые древние колокола размещаются в первых же залах. И вряд ли удастся пройти мимо этой хитроумной конструкции, которая колоколам предшествовала и существовала наравне с ними.
Любытино. Славянская деревня
Богатое прошлое на Новгородской земле не только у городов. Если переместиться на 130 км от Валдая, на север области, то можно оказаться в поселке Любытино, основанном еще в 946 году. Причем основан он был самой княгиней Ольгой, женой князя Игоря Святославовича. Несмотря на то что это поселок, Любытино входит в перечень исторических городов России.
Совет:
Из общественного транспорта сюда едут новгородские автобусы, также можно добраться на автомобиле. Вход в этнодеревню платный, но цена — чисто символическая. Что касается режима работы, в зависимости от сезона он меняется.
В XX веке советские археологи разрыли местные курганные группы — древние захоронения. На основе их исследований и находок позже и построили музей под открытым небом — самую настоящую деревню Х века с сохранением всех тонкостей ее тогдашнего устройства. Но это не деревня в нашем современном понимании. Здесь жила одна большая семья: глава семейства и его сыновья со своими семьями. В домике многого нет из того, к чему мы теперь привыкли, зато стоит печка-каменка, сложенная из булыжников, да огниво лежит — чтоб эту печку растапливать.
У людей, которые здесь жили тогда, в Х веке, разумеется, были и свои занятия — промыслы разные. И своя кухня, с которой есть повод познакомиться — хотя бы для того, чтобы отведать местных серых щей. Их готовят из кислых, самых темных квашенных капустных листьев — крошева. И, надо сказать, готовят несколько часов. Напоследок можно еще полнее погрузиться в атмосферу Х века, переодевшись в славянский костюм и сыграв в одну из популярных по тем временам игр.
Чудово. Имение Некрасова
Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена — чудь, которых позже покорили славяне. Но память о чуди осталась. В 160 км от Любытина находится Чудово, получившее свое сказочное название в память о древнем народе. Впрочем, вовсе не он прославил этот город, а Николай Алексеевич Некрасов. Великий русский поэт в 1871 году приобрел здесь небольшое имение Чудовская Лука и проводил в нем каждое лето.
Совет:
Добраться сюда можно на рейсовом автобусе, такси или электричке. И, когда приедете, обратите внимание на здешний вокзал. Здание, во-первых, XIX века, а во-вторых, является неким символом города. Ведь Чудово, как и Валдай, был городом транзитным. Через него проходили дороги, и он жил в основном тем, что обслуживал путников.
Есть еще одна версия, почему этот город именно так назвали. Якобы раньше в местных лесах «чудили», то есть промышляли, разбойники. Но давно это было. А мы в современном городе. Хотя приезжие часто шутят про него, что, мол, по иронии судьбы городской суд и местное отделение внутренних дел с тюрьмой — едва ли не самые красивые здания здесь.
На осмотр Чудова хватит одного дня: городок небольшой, и все расположено поблизости. В центре стоит дом Николая Алексеевича Некрасова, который о Чудове писал так:
Покинул я противную столицу
И вновь поля родные увидал.
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал.
В этом доме Некрасов поселился с любимой женой Зинаидой и проводил каждое лето с 1871 по 1876 год. Здесь он отдыхал и принимал своих друзей. А в соседнем здании устроил школу для местных детей. Сегодня в ней можно посидеть за партой и даже попробовать написать что-нибудь, используя перо.
Тут повсюду охотничьи трофеи. Известно, что Некрасов очень любил охоту. И особенно много этих трофеев в кабинете поэта.
Благодаря местным впечатлениям появились на свет и 12 лучших стихотворений Некрасова о тяжелой доле крестьян, составившие так называемый «Чудовский цикл», и главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и знаменитые строки его поэтического кредо: «Я лиру посвятил народу своему». Совершенно понятно, почему он написал эти строки именно тут, в Новгородской области. Ну а где еще задумываться о судьбе родной страны, как не там, где она начиналась?
2015-08-19 15:01:45
В специальных указаниях национал-социалистской партии от 3 апреля говорилось: «Война решается не на ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В специальных указаниях национал-социалистской партии от 3 апреля говорилось: «Война решается не на Западе, а на Востоке… Наш взор должен быть обращен только на Восток, независимо от того, что будет происходить на Западе. Удержание Восточного фронта является предпосылкой к перелому в ходе войны». Именно поэтому с Западного фронта снимались «лишние» войска – против американо-английских армий [...]