... , что вулканы планеты
до сих пор ...
... создания с этой
как никто другой ... ( и желательно везде).
-планета любви… ...
... Европа. На юных
и Марсе, вероятнее ...
... детализированный снимок поверхности
— второй ближайшей ...
... сентиментальный фильм «Черная
» (режиссер А. ... этих показов «готтентотской
» (так Саарти ...
Она была первым экспонатом «человеческого зоопарка» — даже после смерти ее останки выставляли в музее. Постыдная страница в истории Европы. В августе 2002 года — через 187 лет после смерти — многострадальное тело Саарти Баартман, более известной как Черная Венера, было наконец перевезено на родину, на юг Африканского континента и похоронено на уединенном холме рядом с городом Хэнки.
Саарти прожила всего четверть века и умерла совсем молодой после пяти лет унижений в столицах просвещенной Европы. Ее истории посвящен грубый в своей натуралистичности и одновременно сентиментальный фильм «Черная Венера» (режиссер А. Кешиш, 2010 год, Франция).
«Счастливое» рабство Никто не знает точной даты рождения и имени маленькой девочки, родители которой были убиты бурами (нидерландские колонисты) во время захвата очередного поселения капских готтентотов на Востоке современной ЮАР. Зато известно, что к началу XIX века в ходе «освоения» этих территорий практически все племена капских готтентотов были истреблены или обращены в рабство.
Девочке, которая, как принято считать, родилась в 1789–1790 годах, повезло — ее не убили. Она стала рабыней в семье богатых бурских фермеров, живших в районе Кейптауна. Ей дали новое имя Сара, но называли Саарти. На языке африкаанс, которым пользовались ее хозяева, это была ласкательно-презрительная модификация от Сары.
Благодаря музыкальному слуху она быстро освоила язык хозяев и вполне могла прожить заурядную и по-своему благополучную жизнь горничной-рабыни в богатом доме, иметь семью и детей.
Развилка судьбы Однако заехавший на ферму английский хирург Уильям Данлоп обратил внимание на особенности ее фигуры (большие выпирающие ягодицы и ярко выраженные половые органы) и предложил брату хозяина Саарти Хендрику Цезарю подзаработать, отвезя столь необычный экземпляр в Лондон.
Это происходило в 1809 году, через два года после того, как в Англии был принят закон, запрещающий работорговлю, то есть для поездки в Лондон нужно было не только формальное разрешение губернатора Капской колонии лорда Каледона, о чем тот впоследствии пожалел, но и согласие самой Саарти.
Девушку, которой было тогда чуть меньше 20 лет, заверили, что в Лондоне она сможет разбогатеть, и Саарти согласилась, что и определило ее дальнейшую судьбу.
«Человеческие зоопарки» В 1810 году Саарти привезли в Лондон и стали показывать за деньги в обнаженном виде всем, кто хотел ознакомиться с особенностями ее тела.
Диковинных аборигенов привозили из колоний и раньше, но их не было принято демонстрировать за деньги всем желающим, и именно с этих показов «готтентотской Венеры» (так Саарти называли в рекламных афишах) началась в Европе позорная практика создания «человеческих зоопарков», просуществовавшая до начала ХХ века.
О том, что это унижает человеческое достоинство, никто не вспоминал, потому что такие категории, как гуманизм, гражданские права и свободы, в просвещенной Европе не рассматривались применительно к дикарям, каковыми считались африканцы и аборигены других колоний.
Лондонский «контракт» с доктором Данлопом Узнав об унизительном и подневольном положении Саарти Баартман, представители аболиционистской организации «Африканская ассоциация» попытались добиться ее освобождения. Для этого нужно было доказать, что она находится в Лондоне на положении рабыни.
Но все свидетельства, которые были предоставлены суду, носили косвенный характер, а сама Баартман на вопрос судьи, «выставлялась ли она на публику с ее собственного согласия», ответила, что выставлялась без какого-либо принуждения в обмен на получение части прибыли от показов. С формальной точки зрения это было правдой: она добровольно поехала Лондон, согласилась демонстрировать себя публике и действительно получала за показы какие-то совсем небольшие деньги.
В результате суд квалифицировал ее отношения с господином Данлопом как «контракт» и вопрос был закрыт.
Через четыре года, когда лондонская публика утратила интерес к особенностям тела Саарти, ее продали некоему французу по имени Рео, занимавшемуся дрессировкой животных.
Увидеть Париж и умереть Последние 15 месяцев своей жизни Саарти провела в Париже, где ее точно так же, как в Лондоне, выставляли на потеху публике. Только условия жизни были хуже, а хозяин — грубее.
Зато во Франции она привлекла внимание научных мужей. Они изучали строение ее тела, приглашали ее для участия в «научных картинках» в парижском Ботаническом саду. Особенно много внимания уделял Саарти директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье. Его интересовали не только физические, но и интеллектуальные особенности Черной Венеры, о чем был составлен специальный отчет, где, в частности, говорится о ее прекрасной памяти и свободном владении голландским языком.
Где-то через год Саарти надоела парижской публике и стала объектом откровенных насмешек, карикатур и комедийных скетчей. Она пристрастилась к алкоголю, стала зарабатывать проституцией и в декабре 1815 года умерла то ли от оспы, то ли от сифилиса, то ли от пневмонии.
Жизнь после смерти Останки Саарти не были похоронены по христианскому обряду, несмотря на то что в декабре 1811 года ее крестили в соборе Манчестера. Ее тело препарировали, расчленяли, изучали и демонстрировали во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негры близки к обезьянам. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека.
Все требования о необходимости прекратить надругательства над телом Баартман и захоронить его на родине, звучавшие с 40-х годов ХХ века, игнорировались.
Только после того, как вышедший из тюрьмы Нельсон Мандела был избран президентом ЮАР и в этом качестве в 1994 году официально попросил французское правительство вернуть останки Саарти на родину, во Франции начали обсуждать эту тему. И делали это в течение восьми долгих лет.
Вера Зелендинова «Моя Планета»
ertata