В глубине карельской тайги, в нескольких десятках километров от ближайших посёлков, лежит древний пологий холм — гора Воттоваара. Чего только не рассказывают про это место. Тут вам и древнее святилище саамов, известное своими ритуальными жертвоприношениями. И необычайных форм скалы, на которых растут причудливые деревья, закрученные таинственными энергетическими потоками. И постоянные необъяснимые пожары. И магические ритуалы современных шаманов. И каналы связи с космосом. И порталы в другие миры. И периодическое посещение вершины горы инопланетянами. И отказывающая в самый неподходящий момент техника. И бесследно пропадающие на горе туристы. И множество прочих аналогичных историй, большая часть которых, такое ощущение, что родилась в недрах коридоров неизвестной лечебницы для душевнобольных... Мы побывали на Воттовааре и увидели всё своими собственными глазами.
Второй день нашей экспедиции начался в 260 километрах пути от Воттоваары — на окраине Сортавалы. В этом небольшом городке, расположенном среди шхер в северной части Ладожского озера, я уже бывал несколько раз в прошедшие годы, и даже выкладывал про это два фоторепортажа — летний и зимний. Поэтому вместо прогулки по Сортавале мы отправились вперёд — на знакомство с тайнами карельской тайги.
Наш путь лежал в посёлок Гимолы, где нас ждал проводник на гору. О качестве дороге до Гимол не было абсолютно никакой информации — было известно только то, что она существует. Первые шестьдесят километров по прекрасному асфальту трассы Сортавала — Петрозаводск пролетели в один миг. Далее наши пути разошлись — асфальт устремился в сторону карельской столицы, а нас встретил трясучий грейдер, знатно раздолбанный лесовозами. Скорость резко упала. Примерно через восемьдесят километров мы достигли посёлка Суоярви (по-фински — Suojärvi), проехав который остановились на завтрак на небольшой полянке на берегу одноимённого озера. Спустя ещё пятьдесят километров въехали в посёлок Лахколампи (по-фински — Lahkolampi).
В советские времена здесь располагался крупнейший леспромхоз в Карелии.
Интересная особенность: в посёлках и деревнях грунтовая дорога сменяется асфальтовой. С чем это связано — не знаю. Основная версия — чтобы не было пыли в засушливые летние деньки.
Ехали мы ехали, и, наконец, спустя почти шесть часов доехали до посёлка Гимолы. Здесь нас ждал Александр — местный житель, согласившийся выступить нашим проводником на Воттоваару. Её вершина довольно велика — около 6 квадратных километров, поэтому если не знать куда именно надо идти — плутать можно довольно долго.
Наша машина была загружена под завязку и места для Александра в ней не было, поэтому на гору мы отправились на его Буханке. От Воттоваары до Гимол — около 20 километров. Дорога, ведущая к подножию горы, — не что иное как насыпь, оставшаяся от старой узкоколейной железнодорожной линии — несколько десятилетий назад на склонах горы активно производилась вырубка леса.
С ювелирной точностью проезжаем старый сгнивший деревянный мост. Далее дорога идёт через топкие болота, местами выходящие из берегов и встречающие нас глубокими переливами, преодолевать которые приходится вброд. Создаётся ощущение, что сама природа защищает гору от незваных гостей. Наконец, спустя час, мы подъезжаем к началу тропы. Паркуемся и начинаем восхождение.
Гора Воттоваара — высочайшая точка Западно-Карельской возвышенности. Её высота — 417 метров над уровнем моря. Над окружающими низменными участками Воттоваара возвышается более чем на 200 метров.
Северный и восточный склоны горы — относительно пологие, западный и южный — более крутые. Мы поднимаемся по западному. Первые минуты подъёма даются тяжело. Тропа круто устремляется вверх, воздух вокруг кажется густым и застывшим. Тяжело дыша и обливаясь потом, упорно продвигаемся вперёд.
Вскоре тропа становится пологой. Мы постепенно поднимаемся над окрестными лесами, дышать сразу становится легче.
Спустя полчаса вдоль тропы начинают встречаться необычные каменные конструкции, представляющие собой большой валун, опирающийся на два или три камня меньшего размера.
С этими валунами связана популярная легенда — мол на горе некогда располагалось святилище древних саамов, и все эти каменные группы имеют исключительно антропогенное происхождение.
Да, действительно, расположение камней — очень необычно. Особенно удивляют периодически встречающиеся группы валунов, сложенные змейкой. Всё это очень непохоже на творение природы.
Понятно, что такое место не могло не обрасти всякими баснями. Например, с лёгкой руки (хотя точнее было бы сказать «со лживого языка») каких-то «специалистов», широкое распространение получило мнение, что все эти каменные группы называются сейдами.
Как вы все прекрасно знаете, я очень люблю покопаться в фактах и докопаться до истины. Не откажу себе в этом удовольствии и сейчас.
Шёкаре. Их точное предназначение неизвестно: существуют две теории — либо они носили культово-религиозный характер, либо они были обыкновенными промысловыми объектами. Подобные лабиринты, так или иначе, всегда были связаны с рыбным промыслом и располагались исключительно на побережьях морей, поэтому можно с уверенностью сказать, что экземпляр на Воттовааре — не более чем современная и не очень уместная пародия.
Воттоваара привлекает к себе и любителей мистики и поклонников различных оккультных течений. На горе круглый год проходят встречи современных шаманов, гиепрборейцев, язычников и прочих им сочувствующих. Все они в один голос заявляют об особой энергетике этого места — мол именно здесь чувствуется наиболее тесный контакт с космическими силами и находится портал в потусторонние миры. Ведь неслучайно же древние саамы стремились устанавливать свои сейды именно на Воттовааре — видимо они просто знали что-то такое, чего не знаем мы.
Так что гора постепенно наполняется артефактами современности.
Наш проводник — Александр. Коренной житель посёлка Гимолы. Водит всех желающих на гору, размещает на ночлег в своём доме, помогает жене, вместе с которой они уже несколько лет восстанавливают местный храм, содержать небольшой магазин, где можно купить продукты и сувениры.
Я всегда восхищался такими людьми, которые среди тотального пьянства и распиздяйства, несмотря ни на что, занимаются делом.
Вершина горы выглядит довольно зловеще.
За последние несколько десятилетий здесь дважды случались страшные пожары. Последний из них произошел в 2006 году.
Мистификаторы, конечно, любят рассказывать красивые сказки, что мол Воттоваара горит с пугающей периодичностью, но это — полнейший бред.
Конечно, гора — очень интересна.
Пейзажи её вершины — сказочны, а ландшафт — очень необычен.
Такое увидишь не часто. Некоторые деревья выглядят так, будто кто-то со всей силы ударил по ним огромным молотом, отчего их стволы свернулись в невообразимые спирали. При том что другие растут относительно нормально.
Несколько тысяч лет назад здесь произошло мощнейшее землетрясение, в результате которого на вершине Воттоваары образовался гигантский провал.
Это место называется амфитеатром.
Одно из удивительнейших творений землетрясения — огромный каменный колодец прямоугольной формы.
Естественно, это — один из главных объектов, обросших мифами.
Потом к ним добавляют странные геометрические узоры.
И огромных размеров валуны.
И хаотично разрушенные каменные плато.
И узкие таинственные тропы.
И завораживающие карельские пейзажи.
И удивительные валуны на ножках.
И деревья причудливой формы.
В итоге получается очень привлекательный, хотя и совершенно неправдоподобный микс.
Удивительно, но Воттоваара была открыта совсем недавно — первые исследователи добрались сюда лишь в 1970-х годах. Несмотря на то, что сразу было понятно, что место это — явно из ряда вон выходящее, до 1990-х годов никаких серьёзных научных изысканий не проводилось.
К этому времени гора успела обрасти невероятными легендами, которые с появлением интернета начали множиться в геометрической прогрессии.
Одна из самых известных легенд посвящена якобы второму названию Воттоваары — «Смерть-гора».
Некоторые СМИ периодически делают заявления, что это название горе дали местные жители из-за ритуальных жертвоприношений, якобы некогда здесь совершавшихся. Авторам этих заявлений местные жители с радостью плюнут в наглые завравшиеся морды, потому что все эти утверждения — полнейший бред.
На самом деле, неподалёку от Воттоваары действительно есть гора, с похожим прозвищем — «Сопка смерти». Конечно же древние ритуалы саамов здесь абсолютно не причём, тем более что человеческих жертвоприношений в их культуре отродясь не было. И связи с Воттоваарой у той горы тоже никакой нет.
Своё название эта безымянная высота 264,9 получила во времена Второй мировой войны. Здесь в конце июля 1942 года тяжелейший бой с превосходящими силами противника вели карельские партизаны. Тогда из отправленных в тыл финских войск 648 бойцов обратно спустя 57 тяжелейших дней вернулись лишь 140. О рейде этой бригады в конце 1970-х годов был написан роман «За чертой милосердия».
Не буду углубляться в повествование прочих бредней, связанных с горой. Любознательный читатель без проблем отыщет их на просторах интернета. Далее покажу лишь подборку фотографий, сделанных незадолго перед закатом солнца. Как я ни старался, я так и не смог выбрать из них лучшие — поэтому публикую все.
Тем временем день подходит к своему завершению, и нам давно пора спускаться вниз.
Ещё раз посмотрим на удивительно ровные разломы породы.
На их необыкновенную геометрию.
На каменную лестницу, словно созданную неизвестным зодчим.
Обратим внимание, что гора наблюдает за нами.
И в завершении прогулки откроем самую страшную тайну Воттоваары: никаких тайн на самом деле не существует.
Воттоваара — действительно интереснейший и уникальный природный объект. Да, вполне возможно, хотя и маловероятно, что некогда здесь располагался некий ритуальный комплекс древних людей, может быть даже и саамов. Но ничего паранормального тут нет, во всяком случае мы так и не стали свидетелям никаких мистических явлений. Фотоаппараты исправно работали, мобильники звонили и даже выходили в интернет, навигаторы не путались в своих показаниях, а компас чётко указывал на север. И даже инопланетяне и прочие зелёные человечки так и не вышли нам навстречу (если не считать, конечно, нескольких странных личностей, игравших какую-то заунывную мелодию на флейте прямо на вершине горы). Мы успешно обошли значительную часть Воттоваары и благополучно вернулись обратно в Гимолы.
Правда, после возвращения домой одна из легенд всё же нашла своё подтверждение. При подготовке нашей экспедиции я довольно часто встречал в отзывах посетивших Воттоваару одно и то же заявление — что гора тянет их обратно. Не могу сказать с чем это связано, но сразу после того, как я переступил порог своего дома, я начал испытывать то же самое чувство. Думаю, что я вернусь сюдакогда-нибудь.
источник
... иногда обнаруживаются такие
, что челюсть с ...
... , достаточно разбавить модные
в гардеробе правильными ...