Когда мы говорим о феминизме, что конкретно, имеется в виду?
Многие могут сказать про себя, что они феминистки, а другие наоборот, что точно таковыми не являются. "Не хочу иметь ничего общего с поджигательницами лифчиков" - много раз заявляют последние. Но если бы они в серьёз задались вопросом о том, когда именно феминизм превратился в поджигательство нижнего белья то, ответ оказался бы на удивление прост, никогда.
На самом деле феминизм появился на свет в реальности, в которой в которой жизнь женщины не стоила ломаного гроша, как класс. Понятие это зародилось чуть более века назад. По началу, оно стало набирать популярность в медицине, потом перешло в психологию и наконец утвердилось внутри социологической дисциплины. Общим знаменателем для этого, весьма разностороннего, движения, является тот факт, что женщина может понести урон только потому, что таков ее пол. Таким образом, феминизм, это, прежде всего гуманизм, но с упором на женский гендер. Феминизм это требование рассматривать женщину как равноценного мужчине члена общества. Это касается как прав, так и обязанностей женщин в целом и в частности.
Не смотря на это не редко можно встретить образованных и влиятельных женщин, которые, тем не менее, противятся феминизму, как понятию. Рискну предположить, что такая реакция является в основном следствием не правильного понимания понятия "феминизм". Создается впечатление, будто противницы феминизма считают, что феминизм требует от них выбирать между возможностью быть крикливой пародией на мужчину, лишенной женской привлекательности и возможностью вписаться в общество и жить по общепринятым нормам. Не желая для себя первого, такие женщины тем не менее не получают и второго. Таким образом, они остаются в проигрыше с обоих сторон. Такой риск хоть и не очень велик, но он есть. Ведь феминизм это широкомасштабное движение на полюсах которого находятся группы и отдельные люди, которые теряют терпение и вызывают своими действиями неприязнь и отторжение. Однако, это ничего не говорит о том, как внутри движения сложится жизнь тех, кто не относится к маргинальным группам, а просто хочет чтобы быть женщиной, мужчиной или вообще человеком было приятнее и проще.
Этот текст предназначен для тех, кто самостоятельно хочет сделать свой выбор и просто нуждается в информации. Он о том, как феминизм развивался, кто стоял во главе движения в каждый из периодов, за что боролись, на что напоролись, и что вообще предлагает движение.
Этот список представляет собой сокращенную хронику, почти "сухой" список дат и имен, и еще немного комментариев.
До определенного времени в (Золотого Века древней Греции) превалировало мнение том, что Творец на самом деле женщина. Однако патриархальные устои, при которых во главе семьи стоит добытчик-кормилец-отец были так же сильны. Женщины, в основном не занимались записью истории. Однако во многих цивилизациях развившихся в глубокой древности, таких как Египет, Китай, Персия и Рим существовали женщины правительницы, они управляли не просто домашним хозяйством, а вели финансы целых регионов и заботились о своем народе. Личности этих женщин со временем обросли неприятными подробностями, но многие историки склоняются к мнению о том, что это поздние нововведения внесенные в угоду патриархальным устоям. Такими были например Хатшепсут (женщина фараон 18-той династии), У Цзэнтянь (династия Тан) и византийская правительница Феодора Фамагуста.
Все эти женщины пользовались в основном высоким положением, будучи супругами и родственницами правителей мужчин. Они приходили к власти, несмотря на противодействие и часто невозможность для женщины занимать руководящие посты и наследовать. Они оказывались в положении, например, регента, что давало им лазейку для обхода патриархальных норм. Однако в средневековье и такие скудные шансы стали сходить на нет.
С 13-го по 17 век женщины преследовались как ведьмы и искусительницы. Это было связано с гонениями доминиканской церкви против вальденсов, которые угрожали политической доминантности католической церкви. В основном это были акушерки.
В конце 15-го столетия, в разгаре ренессанса охота на ведьм только активизировалась. По разным данным от сотен тысяч до нескольких миллионов женщин были сожжены как ведьмы. Кристина Пизанская, считающаяся во многом, родоначальницей феминистического движения начала впервые выступать против ненависти к женщинам, мизогинии и преследований. Пользуясь своей популярностью как писатель, она написала Книгу о Граде Женском. В книге она описала историю женщин как писательниц, изобретательниц и ученых, успевших потрудиться на благо человечества до того времени.
Далее, уже в 17 веке Афра Бен, освобожденная из тюремного заключения во время восстания рабочих в Западной Индии, пишет тексты, в которых она осуждает двуличие проявляемое обществом в его отношении к женщинам.
Мария де Гурне, так же жившая в 17 столетии предпочла безбрачие. Она одна из первых озвучила мнение о том, что низкий статус женщин связан, прежде всего, с недоступностью для них образования.
Примерно в то же время, в США Хуана Инес де ла Крус предпочла браку монашество и написала ряд стихотворных произведений в пользу женщин.
Так же, в 17 веке Анна Мария Схурман, писатель и философ собирала пожертвования с целью финансирования женского образования.*
В Великобритании 18-том столетии Мэри Эстел написала серию книг "Серьезное Предложение для Женщин", в нем говорилось о ом что нужно создать колледж для женщин. Вскоре после этого Мэри Улстонкрафт выпустила трактат "О Защите прав Женщин". Там говорилось о полном равноправии меж женщинами и мужчинами, в особенности о государственном образовании и в частности, о школьном образовании равном для мальчиков и девочек.
Тем временем во Франции Мадам де Бумер (Madame de Beaumer), одна из трех женщин совместно писавших первый женский журнал. Этот выпуск был нацелен на то, чтобы женщины писали на серьезные и общие темы, а не только о романтике и хозяйстве. Следом за нею, Олимпия де Гуж написала статью о гражданских и избирательных правах женщин, с требованием эти права предоставить. Это было сделано в качестве дополнения к французской Хартии Гражданских Прав. Эти требования не были удовлетворены.
В 19 веке в Северной Америке, Лукриша Мод образовала "Общество Женщин Против Рабства". Позднее, Сара Мур Гримке и ее сестра Ангелина так же выступают против рабства, в особенности рабства женщин. Затем в 1848-ом году в Нью-Йорке состоялся первый женский съезд, хотя назван так он был несколько позднее. На этом собрании была принята декларация составленная Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Браунелл Энтони. Главным образом там выделялось требование равных прав для женщин и права голоса. в 1855-ом году Люси Стоун предводитель женского объединения Америки (в основном причисляемая к суфражисткам) выходит замуж и решает при этом сохранить за собой свою фамилию, не меняя на фамилию мужа. Она так же выступала против цензуры в отношении женщин, пуританства и насилия в семье. Так же она подчеркивала право женщин на материнство по личному выбору. По ее мнению у женщины есть фундаментальное право распоряжаться собственным телом, особенно когда это касается материнства, беременности и родов. Она пыталась разбить стереотип женщины как сексуального объекта предназначенного в основном для размножения. Так же Стоун пыталась развеять миф об отсутствии у женщин сексуального влечения. Кроме того она сетовала на то, что в то время меры предотвращения беременности были доступны только женщинам высших сословий. В 1869-ом году Сьюзен Энтони была осуждена за то, что осмелилась проголосовать на демократических выборах.
Виктория Вудхулл в 1872 пыталась стать первой женщиной президентом США. Она протестовала против полового угнетения и подпольно распространяла феминистский журнал. Она принимала участие в движении суфражисток. После выступления перед судебной комиссией по правам женщин баллотироваться на политические посты она решила стать кандидатом в президенты. Уже в 1885 году в Чикаго была создано бюро по защите женщин и детей. Там женщины и дети могли получить консультацию и сопровождение в суде по вопросам насилия в семье. С 1888-1892 год женщины- члены профсоюзов, стали применять такие меры, как митинги и забастовки для защиты своих прав. Примерно в то же время женские организации объединились в " Общеамериканское Движение за Право Женщин Голосовать."
В двадцатом веке Эмили Панкхорст (1903) и ее дочери Кристабель и Сильвия основали "Социально - Политическое Женское Движение". Спустя четыре года у движения появилось более 3000 филиалов в Британии. В 1907-ом году, 8-го Марта состоялся миттинг женщин рабочих текстильной индустрии, с требованием улучшить их условия труда и уравнять их права с мужчинами. Годом позже состоялась похожая демонстрация с требованием улучшить трудовые условия женщин и детей. В 1909 году началась серия забастовок и многочисленных миттингов в Чикаго. Более 40,000 женщин протестовали против ущемления их на рабочем месте. В результате примененного к протестующим насилия со стороны полицейских борьба получила серьезный резонанс и окончилась с удовлетворением требований протестующих. Однако это стоило жизни одной из них. Именно эти события привели к расцвету популярности Маргарет Хиггинс Сэнгер.
В 1910 Клара Цеткин предлагает закрепить за 8 Марта титул международного Женского Дня. Это предложение было принято и дата отмечалась вплоть до 30-тых годов, затем празднования 8 Марта были возвращены в 70-тых. В 1987-ом году ООН признало эту дату так же.
1912 год - женщины США опять выходят на демонстрации и вновь погибает одна из участниц. В 1915-ом году в Гааге собирается Съезд Женщин за Мир. Через Год Маргарет Сэнгер открывает в Бруклине первую клинику контрацепции, она работает в течении 10 дней, после ее закрывают власти. Маргарет арестована.
1917 год- Россия. Александра Коллонтай становится ответственной по социальным вопросам в правительстве Ленина. Клара Цеткин возглавляет Женское Движение в Компартии Германии.
1918 год. Британия. Женщины получают право голосовать при достижении 30-летнего возраста. Однако в двадцатых годах 20-го столетия наступает ремиссия в правах женщин и начинают проводиться попытки к свертыванию их прав. В 1945 году женская партия в США пытается ввести закон о правах женщин в Конституцию.
в 1950-том Симона де-Бовуар выпускает нашумевшее эссе "Второй Пол". А уже в 1963 Бетти Фридан выпускает книгу "Женская Мистика" как продолжение идей де-Бовуар. эта книга является одним из знаковых произведений женского движения.
В 1963 году Комиссия Президента по Проверке Статуса Женщин предоставляет свои заключения президенту Кеннеди. В 1964-ом году вносится 7 поправка к закону о Гражданских Правах в США. Закон теперь запрещает отказывать в трудоустройстве на базе Гендера и ущемлять в трудовых правах, а так же притеснять на трудовом поприще. В том же году создается комиссия Сената США по вопросам притеснений и принимающая жалобы касательно ущемления в связи с гендером. В 1966-ом году сразу два феминистических движения возникают в США. Первое Национальная Организация Женщин- возглавляется Бетти Фридан. Вторая, более радикально настроенная Движение за Освобождение Женщин. В 1968-ом году это движение впервые собирается на съезд. В 1970 американский суд принимает решение о праве любой женщины на оборот по ее желанию. В том же году в Британии Жермен Грир выпускает роман "Женщина-Евнух". Шуламит Файрстоун издает "Диалектику Пола" и выходит в свет "Половая Политика" Кейт Миллет. 1971-год, Женская Национальная Организация в США принимает вопрос однополых отношений женщин на повестку дня. Швейцария признает право голоса для женщин. в 1972 году журнал "Миз", посвященный феминизму выходит в США. в 1796-ом году Шир Хайт публикует отчет, в котором черным по белому впервые говорится, что женщины любят секс, испытывают оргазм и им важно сочетание между сексом и чувствами в отношениях.
В 1984-ом году Список Эмили основан для того, чтобы помогать женщинам кандидатам финансировать предвыборные компании и баллотироваться на общественные посты. В 1989 году Высший Суд Справедливости США разрешает штатам общественное финансирование абортов.
1992 год, профессор Анита Хилл свидетельствует против Кларенса Томаса. афроамериканский мужчина обвиняется в половом домогательстве. Томас отрицал все обвинения и сенат проголосовал в его пользу. В результате чего Ребека Уокер написала в журнале "Миз" следующее : "Я не феминистка, я пост-феминистка, я третья волна". Она обратила внимание общественности на домогательства на рабочем месте. Список Эмили собирает более 6 миллионов долларов для женщин кандидатов. Англиканская церковь, в то же время признает право женщин получать сан. В Ирландии Мэри Робинсон становится первым политиком женщиной. Лейбористская Партия Британии бронирует половину парламентских мест для женщин.
Надеюсь этот список поможет желающим ориентироваться в вопросе хотя бы частично.
Источники
1997, “Feminism - A Part of the Struggle Against Oppression”, Mifne Research Yad Yaary and Yad Tabenkin 18:17-22 (Hebrew).
Rich, A. (1976). Of woman born: Motherhood as experience and institution. New York: Norton. Chicago (Author-Date, 15th ed.) Rich, Adrienne.