Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Операция "Ураган"2013-07-16 11:49:58... )" /> В архивах ВМФ хранится "Отчет по ... аэродром приехал нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов ... + развернуть текст сохранённая копия 16 июля 1944 года - проведена операция ВВС Балтийского флота "Ураган". В монографиях и учебниках по истории военно-морского искусства она считается образцом уничтожения кораблей противника в базах. При этом отмечается тщательно продуманный замысел, детально разработанное решение, всесторонняя подготовка летного состава и четкое выполнение всеми участниками операции своих задач. Однако, когда вручили награды и отзвучали победные фанфары, вдруг выяснилось, что потопили совсем не тот корабль, который планировали. Как это произошло В архивах ВМФ хранится "Отчет по операции уничтожения броненосца береговой обороны (ББО) "Вяйнемяйнен" в порту Котка", на титульном листе которого название "Вяйнемяйнен" зачеркнуто, а выше сделана надпись: "Считать крейсер ПВО "Ниобе". История этого исправления заключается в следующем. В начале июня 1944 года Ставка Верховного Главного Командования приняла решение разгромить основные силы финской армии и восстановить государственную границу в Карелии. В соответствии с этим решением балтийские моряки 20 июня начали штурм островов Выборгского залива. Понимая серьезность начавшегося наступления, немцы и финны стали срочно наращивать свои силы в восточной части Финского залива. Из Данцига в Котку прибыла 6-я немецкая флотилия миноносцев, 10 немецких подводных лодок начали регулярно патрулировать на подходах к Выборгскому заливу и Кронштадту. Сюда же был стянут почти весь военно-морской флот Финляндии. Главной базой всех этих сил был финский порт Котка. Наша авиация круглосуточно контролировала воздушное пространство и наносила удары, как по портам, так и по кораблям противника в море. С целью усиления противовоздушной обороны порта Котка немцы 10 июля поставили на его рейде крейсер ПВО "Ниобе" - бывший голландский броненосец береговой обороны "Гельдерланд" водоизмещением 4 000 тонн. Он был построен еще в 1898 году, в 1941 году немцы конфисковали его, а весной 1944 года переоборудовали в крейсер ПВО. На нем установили восемь 105-мм универсальных пушек и 40-мм зенитные автоматы, а также радиолокационную станцию дальнего обнаружения самолетов. Мостик и надстройки корабля были защищены броней, а палуба залита толстым слоем бетона. Экипаж крейсера насчитывал до 350 человек. После переоборудования крейсер переименовали в "Ниобе" по имени одной из героинь греческого эпоса, которая прикрывала собой детей от стрел богов. Корабль обладал большой огневой мощью и представлял серьезнцую угрозу для атакующих порт самолетов. В порту Котка его сразу же обнаружила наша воздушная разведка. В штабе авиации Балтийского флота решили, что это броненосец береговой обороны Финляндии "Вяйнемяйнен". Размеры обнаруженного корабля были примерно такие же, как у "Вяйнемяйнена", правда, по внешнему виду были заметные отличия, но ведь у финнов не было других крупных кораблей. Они очень берегли свой единственный броненосец, и научились превосходно маскировать его в шхерах, в небольших проливах и лагунах, у скалистых и покрытых лесом островов. Еще во время советско-финляндской войны наши летчики прозвали "Вяйнемяйнен" кораблем-призраком. Несколько раз его удавалось обнаружить, но налеты советской авиации не принесли желаемого результата. С началом Великой Отечественной войны охота за броненосцем возобновилась с еще большей активностью. Однако недостатки в планировании ударов, слабое истребительное прикрытие и плохая подготовка летчиков не позволяли поразить корабль. И вот теперь желанная цель находилась в порту Котка. Но порт имел сильную противовоздушную оборону. На возвышенностях вокруг города было установлено 12 зенитных батарей с орудиями крупного и среднего калибра. Суммарно они могли сделать более 3 тысяч выстрелов в минуту. При заходе на цель самолет должен был находиться в зоне зенитного огня не менее трех минут. Это значит, что надо преодолеть зону, насыщенную 9 тысячами рвущихся снарядов, а затем повторить это при выходе из атаки. Над этим портом было сбито немало наших самолетов. Однако уже на следующий день после прибытия корабля в порт его атаковали 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые вел командир 12-го гвардейского авиационного полка Герой Советского Союза подполковник В. И. Раков. Во время налета на корабль было сброшено 70 бомб, однако прямого попадания добиться не удалось. После налета на аэродром приехал нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов. В беседе с ним Раков объяснил, что причиной неудачи является слабое обеспечение операции и недостаточная натренированность летного состава в бомбометании по точечной цели. Нарком приказал на неделю освободить полк Ракова от боевых заданий для тренировок летного состава и обещал помочь с обеспечением операции. Следующий налет назначили на 16 июля. Уничтожению предполагаемого броненосца придавалось настолько большое значение, что решили провести операцию "Ураган". Весь удар был рассчитан на 8 минут. Большое внимание уделялось внезапности, надежному прикрытию ударной группы от истребителей противника и подавлению средств противовоздушной обороны базы. Все участвовавшие в налете самолеты свели в две ударные и четыре обеспечивающие группы. В первую ударную группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 16 истребителей. Каждый бомбардировщик нес по 2 бомбы ФАБ-250. Командовал этой группой подполковник В. И. Раков. Он же был старшим в воздухе на время проведения операции. Вторая ударная группа - 4 топмачтовика А-20-Ж и 6 истребителей сопровождения. Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000. Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии, демонстративных действий, воздушного прикрытия и разведки. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Командовали группами командиры полков или их заместители. Таким образом, в операции участвовал 131 самолет из авиационных полков четырех родов авиации. "Подобного у нас еще не было за все три года войны", - отметил в своих воспоминаниях В. И. Раков. В то время он был одним из наиболее опытных летчиков Балтики. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий в ходе советско-финляндской войны командиру эскадрильи майору В. И. Ракову в феврале 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Великую Отечественную войну он встретил командиром морской авиабригады Черноморского флота. В 1943 году был переведен на Балтику и назначен командиром 12-го гвардейского авиаполка. Операция началась 16 августа 1944 года в 16.50. К этому времени в район прибыла группа воздушного прикрытия - 16 истребителей ЛА-5. С 16.52 до 17.00 удары по средствам противовоздушной обороны нанесли 23 штурмовика Ил-2, которые шли четырьмя группами. Их вел командир полка Герой Советского Союза подполковник Н. Г. Степанян. В это время с юга по крейсеру нанесли удар 11 пикирующих бомбардировщиков первой ударной группы, которую вел Раков. Через минуту столько же самолетов атаковали корабль с северо-запада, их вел капитан Барский. Несмотря на яростный огонь всех орудий крейсера, наши летчики уверенно шли на цель. В результате атаки 4 бомбы попали в крейсер, а еще 12 разорвались в непосредственной близости от него. На корабле возник пожар и появился крен на левый борт. Корабль окутался дымом и паром. В это время 2 шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам противовоздушной обороны, а в 16.57 шесть Пе-2 демонстративной группы под командованием Кожевникова начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии. Вслед за ними со стороны моря из-за островов на высоте 30 метров на цель вышли две пары топмачтовиков. Их вел заместитель командира полка подполковник И. П. Пономарёнко. В 17.00 первая пара сбросила 1000-кг бомбы. Две из них попали в борт корабля. Крейсер повалился на борт и затонул. На поверхности были видны только дымовая труба и часть надстроек. Ведущий второй пары топмачтовиков капитан И. В. Тихомиров двумя бомбами потопил транспорт водоизмещением до 6 тысяч тонн. При выходе из атаки Тихомиров и его ведомый были сбиты огнем зенитной артиллерии. Еще 4 самолета получили повреждения. Финская сторона сообщила о 4 сбитых самолетах. Четырем участникам операции было присвоено звания Героя Советского Союза, а В. И. Раков был удостоен второй золотой Звезды Героя. Однако вскоре выяснилось, что потоплен не финский броненосец "Вяйнемяйнен", а немецкий крейсер ПВО "Ниобе". Но об этом, естественно, никому не сообщалось. "Вяйнемяйнен" же все это время спокойно стоял в шхерах под надежной маскировкой. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны. В 1947 году "Вяйнемяйнен" был передан СССР в счет репараций Финляндии. Он вошел в состав Балтийского флота под названием "Выборг" и прослужил до 1966 года. Додонов В.А ertata Тэги: "вяйнемяйнен", "ниобе", "ураган", 291, авиация., армия,, балтийский, броненосец, ввс, великий, вмф, вов., военный, война, день, история, история., календарь., крейсер, назад, операция, отечественный, пво, российский, ссср, ссср., флот, флот, Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило!2013-07-04 00:07:45"Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило!" ... + развернуть текст сохранённая копия "Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило!" 2 июля 1942 года в результате внезапного налета вражеской авиации на Новороссийск погиб лидер "Ташкент". Короткий, но необычайно яркий путь, насыщенный дальними походами, героическими эпизодами и жестокими боями с врагом, прошел этот удивительно красивый корабль. В 1934 году И. В. Сталин счел необходимым приступить к созданию новых кораблей всех классов. Это было вызвано внешнеполитической обстановкой и обеспечено значительно возросшим экономическим потенциалом страны. Все флоты морских держав в середине 30-х годов стояли на пороге очередного качественного обновления. Началось возрождение флота Германии. Явно недружественная Советскому Союзу политика Великобритании заставляла считаться с возможностью появления у советских берегов превосходящих сил британского флота. Все это вызывало обоснованные сомнения в способности Морских Сил РККФ успешно решать даже те скромные задачи, которые ему были поставлены. Руководители страны и командование флотом понимали, что реализация новых планов будет зависеть не только от размеров финансирования и выделяемых ресурсов, но и от стабильной работы конструкторских бюро и судостроительных заводов, которые пока не могли обходиться без иностранной техпомощи. Первая техпомощь поступила от итальянской фирмы "Ансальдо" (строившей эсминцы и крейсеры) и германской "Дешимаг" (подводные лодки). В 1935 году начались переговоры с итальянской фирмой "Орландо", закончившиеся заказом в Италии "быстроходного разведчика" - лидера эскадренных миноносцев, получившего название "Ташкент". Предполагалось, что этот лидер станет прототипом для серийной постройки таких кораблей на отечественных верфях. Заложенный 11 января 1937 года на стапелях итальянской фирмы "Одеро-Терни-Орландо" в Ливорно, "Ташкент" 6 мая 1939 года был передан советским морякам. После достройки и вооружения 22 октября 1940 года лидер вступил в строй. Этот корабль называли "Героем Севастополя" и "Голубым крейсером". Серо-стальная окраска его бортов и надстроек с голубоватым оттенком придавала кораблю нарядный, несколько щеголеватый вид, который всегда радует глаз моряка. Он был действительно красив своим острым форштевнем, плавными обводами, слегка откинутыми назад трубами и мачтами. Все это говорило о стремительности корабля, а артиллерийское и торпедное вооружение свидетельствовало о его боевой мощи. Корабль удачно сочетал в себе быстроту и силу, необходимые для активного морского боя. Это был настоящий шедевр военно-морской инженерной мысли. В годы Великой Отечественной войны "Ташкент" принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуацию раненых и мирного населения приморских городов, конвоирование транспортов с войсками и грузами для фронта, неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем. Входил в состав боевого охранения других кораблей. За год участия в боевых действиях "Ташкент" прошел свыше 27 тысяч миль, провел около ста артиллерийских стрельб по позициям и скоплениям немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей и большое количество боевой техники и живой силы врага. Корабль без потерь отконвоировал 17 транспортов, перевез 19300 человек и 2538 тонн воинских грузов, отразил сотни атак гитлеровской авиации, сбил девять, повредил четыре самолета и потопил торпедный катер противника. В грозные дни войны "Ташкентом" командовал капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко. Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено шесть автомашин с пехотой и рассеяно несколько механизированных колонн неприятельских войск. Неделю спустя за отличную стрельбу по береговой батарее врага экипаж корабля получил первую благодарность от командования Одесского оборонительного района. В конце ноября 1941 года "Ташкент" вместе с эсминцами "Сообразительный" и "Способный" выполнил ответственное задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола "Анастас Микоян" и трех танкеров, направлявшихся на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Пелена мокрого снега и дождя порой скрывала из видимости охраняемые суда, но, как всегда, ташкентцы справились с заданием успешно. Имя "Ташкента" навеки вошло в летопись героической 250-дневной обороны Севастополя. Его помнят и бойцы морской пехоты, и воины Приморской армии, защищавшие город, помнят и команды спасенных "Ташкентом" транспортных судов. В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь экипаж лидера доставлял подкрепления и поддерживал защитников города артиллерийским огнем. При каждом прорыве в осажденный город корабль десятки раз подвергался яростным атакам врага. Только 24 июня 1942 года комендоры лидера сбили один и повредили три самолета противника, а также уничтожили торпедный катер. Через день, в следующем рейсе, "Ташкент" зенитным огнем снова сбил фашистский самолет, а другой повредил. Погрузка 76-мм пушки ЗиС-22 на лидер эсминцев «Ташкент» в Новороссийске для отправки в осажденный Севастополь, 1942 год. Лидер "Ташкент" идет в Севастополь, 1942 год Лидер "Ташкент", эвакуация раненых из Севастополя, 1942 год В 2 часа 27 июня, приняв на борт 2300 раненых и жителей города, а также полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей флота покинул осажденный город. Моряки понимали, что возвращение будет очень трудным, поэтому на боевых постах все были в "первом сроке". Экипаж "Ташкента" отдавал дань вековой традиции русских моряков - идя в решительный бой, одеваться, как на парад. Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 авиабомб. Умелыми маневрами командиру "Ташкента" удалось избежать прямых попаданий, но от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило ряд помещений. В первом котельном отделении образовалась большая пробоина, через которую хлынула вода. Находившиеся в отсеке моряки, пожертвовав собой, предотвратили взрыв котла и спасли корабль от неминуемой гибели. Подвиг лидера "Ташкент" ПВО лидера "Ташкент", 1942 год Через многочисленные пробоины внутрь лидера поступило свыше 1700 тонн воды. Образовался большой дифферент на нос. Но, упорно следуя своим курсом, корабль продолжал отбиваться от врагов всеми огневыми средствами. Четыре бомбардировщика Ю-88, сбитые метким огнем "Ташкента", рухнули в волны Черного моря. Никакой пересказ не передаст реальное напряжение этого боя. Есть вещи, которые нельзя ни изобразить, ни передать словами, - это и есть тот бой, который принял тогда "Ташкент". Израненный, но непобежденный корабль был встречен нашими самолетами и кораблями. С их помощью он достиг Новороссийска. Подвиг "Ташкента" восхитил советских людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось, перестали удивляться мужеству наших моряков. Девизом и клятвой ташкентцев было всего несколько слов: "Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило". За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград, а корабль был представлен к гвардейскому званию. Однако гвардейский Военно-морской флаг не был поднят на "Ташкенте". В полдень 2 июля корабль, ремонтировавшийся у причала, был внезапно атакован большой группой фашистских самолетов и, получив два прямых попадания бомб, лег на грунт. Слава и боевые традиции лидера "Ташкент" навсегда останутся в истории отечественного флота, а его имя поочередно передается самым современным кораблям. Потопленный лидер «Ташкент» после освобождения Новороссийска. 1944 год. Додонов В.А ertata Тэги: "ташкент", авиация., армия,, великий, вмф, вов., война, война., день, история, история., календарь, календарь., лидер, назад, оборона, отечественный, российский, севастополя, ссср, ссср., флот, флот,, черноморский Тайна «Объекта 100»2013-06-22 13:10:43... важности». Даже командование ВМФ СССР узнало о ... помощи главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован ... + развернуть текст сохранённая копия В 1985 году на экраны советских кинотеатров вышел знаменитый боевик режиссера Михаила Туманишвили «Одиночное плавание». В фильме группа морпехов во главе с майором Шатохиным захватывает американскую подземную ракетную базу, расположенную где-то то ли в Тихом, то ли в Индийском океане. Многие сразу увидели, что роль острова играла Царская бухта недалеко от Нового Света, роль советского корабля — БПК «Очаков». Но где режиссер нашел подземную ракетную базу, для подавляющего большинства зрителей было загадкой. А может, это был грандиозный макет? Нет, это была настоящая сверхсекретная ракетная база «Объект 100», расположенная в Крыму под Балаклавой. История ее создания очень интересна, а документы о ее сооружении имели гриф «совсекретно» и «особой важности». Даже командование ВМФ СССР узнало о создании первых противокорабельных крылатых ракет или, как они у нас назывались до 1959 года, «самолетов-снарядов», уже когда работы над ними близились к концу. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды «Комета» создавались под патронажем самого Лаврентия Берии. Работы над самолетом-снарядом «Комета» велись в Специальном бюро № 1 НКВД. Начальником и главным конструктором был назначен доктор технических наук Павел Николаевич Куксенко, а его заместителем — 23-летний выпускник Ленинградской военной академии связи Серго Лаврентьевич Берия. В 1946 году Серго окончил Военную академию связи им. Буденного и с отличием защитил диплом, который по своей сути был проектом будущего ракетного комплекса «Комета». Бесспорно, что проект базировался на немецких разработках, но в СССР таких систем еще никто не разрабатывал. Первой задачей СБ-1 и было создание противокорабельного самолета-снаряда «Комета». Большинство сотрудников СБ-1 составляли немцы, часть из них была военнопленными, а часть добровольно приехала в СССР, спасаясь от нищеты в оккупированной Германии. Среди них были первоклассные специалисты, как, например, Айценбергер, Фаульштих и др. Имелся в СБ-1 и «спецконтингент» — отечественные заключенные. Среди них был известный математик член-корреспондент Академии наук СССР Н.С.Кошляков. Впервые в истории нашего ВПК, а возможно, и в мировой практике при проектировании комплекса «Комета» не система управления создавалась под ракету, а наоборот, подбирали варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1 систему управления. Так, постановлением Совмина от 8 сентября 1948 г. предусматривалось создание самолета-снаряда «Комета» на базе ракет 10 Х и 14 Х, разработанных к конструкторском бюро В.Н.Челомея. На опытном варианте «Кометы-3» 14 Х-К-1, отличавшемся от стандартных 14 Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий двигатель Д-6. В первом полугодии 1948 года в КБ завода № 51 готовился второй выпуск эскизного проекта по «Комете-3», но завершить его не успели. Руководство СБ-1 решило отказаться от применения на «Комете» пульсирующего двигателя, который не мог обеспечить ракете необходимую скорость. Проектирование планера «Кометы» было поручено ОКБ-155, которым руководил А.И.Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М.И.Гуревич. 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолета-снаряда «Комета», который был очень похож на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолета-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности. Фюзеляж практически повторял компоновку истребителя МиГ-15 с тем лишь отличием, что между воздушными каналами на месте кабины летчика на самолете-снаряде размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть. Для ускорения отладки «Кометы» четыре опытных образца ее были сделаны пилотируемыми. На месте боевой части встраивалась кабина пилота с ручным управлением. Максимальная скорость на высоте 3 километров была около 1060 км/час, а посадочная 270–290 км/час. Как на пилотируемых, так и на серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500 К. В 1951 году были изготовлены два пилотируемых самолета-снаряда, называвшиеся «изделия СДК» (самолет-дублер «Комета»). 4 января 1952 года первый полет на изделии СДК совершил летчик-испытатель Ахмет-Хан Султан. Испытания «Кометы» проводились у берегов Крыма между Керчью и Феодосией. Самолеты-носители Ту-4 базировались на аэродроме Багерово недалеко от Керчи. Всего было выполнено до 150 пилотируемых полетов на самолете-снаряде «Комета». Поначалу за каждый вылет летчику выплачивали довольно приличную сумму, по тогдашним меркам, разумеется. Позже, когда пилотируемые полеты стали делом рутинным, начальство решило значительно уменьшить сумму выплат. Но поскольку документ, где определялась эта сумма, был подписан лично Сталиным, пришлось скорректированный документ также посылать вождю. Когда Ахмет-Хан Султану предложили завизировать эту бумагу перед отправкой в Москву, тот размашисто написал: «Моя вдова не согласна». Вождь вернул бумагу с резолюцией: «Согласен с вдовой Ахмет-Хан Султана». На этом вопрос был исчерпан. Испытания «Кометы» — тема весьма интересная, но тут я упомяну лишь об одном эпизоде: стрельбе по крейсеру «Красный Кавказ». Осенью 1952 года крейсер был разоружен и обращен в мишень. Топить столь ценную цель никто не хотел, поэтому «Комета» имела боевую часть с инертным снаряжением. 21 ноября 1952 года «Красный Кавказ» находился в водной акватории полигона «Песчаная Балка» в 20 километрах от берега. Пуск «Кометы» был произведен из района у мыса Меганом, когда самолет-носитель Ту-4 К находился на расстоянии 80–85 км от цели. Ракета попала в борт крейсера между дымовыми трубами. Несмотря на то, что боевая часть была в инертном снаряжении, крейсер затонул через 12 минут после попадания. Серго Берия впоследствии сравнивал первые испытания атомной бомбы, свидетелем которых он был, с действием снаряда «Комета»: «Впечатление, безусловно, сильное, но не потрясающее. На меня, скажем, гораздо большее впечатление произвели испытания нашего снаряда, который буквально прошил крейсер «Красный Кавказ». В один борт корабля вошел, из другого вышел». «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 году. В 1954 году было принято решение создать на базе самолета-снаряда «Комета» еще два комплекса — корабельный для крейсеров проекта 67 и береговой «Стрела». Работы по корабельному комплексу ограничились испытаниями опытного образца на крейсере «Адмирал Нахимов». Далее Хрущев приказал прекратить строительство ракетных крейсеров этого проекта. А вот работы по созданию береговых стационарных ракетных комплексов «Стрела» велись полным ходом. Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А.Я.Березняка 21 апреля 1954 года. Ракета создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем. Пусковые установки комплекса «Стрела» предполагалось размещать в хорошо защищенных стационарных укрытиях. Замечу, что в служебной документации ракеты (самолеты-снаряды) первоначально имели индекс КСС, а затем — С-2. Первоначально название «Сопка» относилось только к подвижному комплексу, но позже так стали называть и стационарный комплекс. Для размещения берегового ракетного комплекса (БРК) «Стрела» были определены два позиционных района: на Южном берегу полуострова Крым и на северном берегу острова Кильдин вблизи Кольского залива. В 1954 году государственная комиссия под председательством командующего береговой обороной генерал-майора артиллерии И.Н.Коваленко выбрала район для строительства первого в мире подземного ракетного комплекса. С оперативно-тактической точки зрения идеальным местом был заросший лесом горный район возле Балаклавы. Именно здесь было начато строительство «Объекта 100». Он состоял из двух одинаковых стартовых площадок, разнесенных на 5,94 км друг от друга. Первый дивизион располагался возле Балаклавы. Второй дивизион разместился возле села Резервное. На картах оба обозначены словом «Лесхоз». На каждой площадке возводились по две стартовые позиции и подземные помещения, в которых размещались главный и запасной командные пункты, средства связи, центральный пост, боевые посты предварительной и окончательной подготовки ракет к старту, хранилища ракет боевого комплекта и техническая позиция. Для строительства использовался специальный жаропрочный бетон. Стартовые позиции обоих дивизионов находились на высоте 550–600 метров над уровнем моря, что увеличивало дальность стрельбы. С моря не просматривалась ни одна постройка «Объекта 100». Строительство осуществляло 95-е специализированное управление подземных работ Черноморского флота. В толще скалы вырубались помещения под командный пункт и помещения для личного состава, хранилища ракет и топлива, дизельных электростанций, запасов воды и продовольствия. Подземная цитадель имела полное инженерное обеспечение, комплекс фильтровентиляционных установок, обеспечивающих жизнедеятельность объекта при полной его герметизации после атомного удара. В нормальном режиме «Объект 100» обеспечивался электропитанием с помощью силовых кабелей, проложенных из Балаклавы, но при необходимости объект переходил на автономное питание. Самолеты-снаряды доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар двумя ракетами. В составе «Объекта 100» находились два дивизиона, разнесенные на расстояние 6 километров, каждый из которых имел на вооружении две пусковые установки. Таким образом, ракетная батарея могла одновременно нанести удар восемью ракетами С-2, способными уничтожить корабль практически любого класса. На возвышающейся более чем на полкилометра над морем скале мыса Айя была размещена новейшая радиолокационная станция обнаружения цели «Мыс». Центральный пост подземной батареи имел также РЛС наведения С-1 М и РЛС слежения «Бурун». Комплекс ввели в строй 30 августа 1957 года. Первые стрельбы были проведены 5 июня этого же года. С 5 июня по 6 июля было проведено 10 пусков. Прямых попаданий в мишень было 4, попаданий в «приведенную цель» — 2, неудачных пусков — 4. В сентябре-октябре 1958 года Черноморский флот проверяла Главная инспекция Министерства обороны под руководством Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. 4 октября в его присутствии с отличными результатами была выполнена инспекторская стрельба двумя дивизионами 362-го берегового ракетного полка по одной цели на максимально допустимой дальности. Маршал объявил благодарность всему личному составу полка. За время эксплуатации берегового ракетного комплекса «Стрела» (в некоторых документах он именуется «Скала») (1957–1965) произведено 25 пусков ракет «Сопка», из которых 18 были удачными. Несколько слов стоит сказать и о втором подземном стационарном комплексе «Стрела». Строительство «Объекта 101» началось в 1955 году на острове Кильдин в полутора километрах от мурманского берега Кольского полуострова. Он состоял из двух стартовых площадок, удаленных друг от друга на 8 километров. Главным отличием «Объекта 101» от «Объекта 100» было то, что на Кильдине не пробивали штольни в глубь скал, а открытым способом выкапывали траншеи глубиной до 6 метров. В каждой траншее во всю длину (до 100 метров) и высоту делали из бетона короб прямоугольной формы, поделенный на отсеки. Затем этот короб присыпали землей. Отверстия, через которые проникали подземные воды, заделывали жидким стеклом. На каждой батарее закрепленная на тележке ракета по рельсовому пути через открытую 10-тонную бронедверь подавалась в пост технической подготовки. Здесь размещались контрольно-проверочная аппаратура, подъемное оборудование, принадлежности для производства регламентных работ, подготовки к боевому применению или практическим стрельбам. За следующей бронедверью находилось хранилище ракет боевого комплекта — 6 ракет в 2 ряда. В марте 1957 года на «Объект 101» доставили материальную часть БРК «Сопка». Для эксплуатации «Объекта 101» в этом же году был сформирован 616-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), в состав которого входило 2 ракетных дивизиона. Первый пуск самолета-снаряда на Кильдине состоялся 16 октября 1957 года. Мишенью был находившийся в свободном дрейфе морской буксир «Вайгач». На буксире установили «розу» уголковых металлических отражателей, что дало отражающую поверхность цели, эквивалентную отражающей поверхности крейсера при облучении РЛС «Мыс». Дальность стрельбы составляла 70 километров. При стрельбе удалось достичь прямого попадания в отражатели. Береговые комплексы второго поколения Моряки только начинали осваивать ракеты С-2, а специалисты ОКБ-52 в подмосковном городке Реутово проектировали береговые ракетные комплексы нового поколения. Им стал противокорабельный комплекс береговой обороны «Редут». Ракета берегового комплекса получила индекс П-35 Б. 16 июля 1961 года вышло постановление Совмина о перевооружении береговых стационарных комплексов «Утес» с ракет «Сопка» на ракеты П-35 Б. По сравнению с С-2 ракеты П-35 (П-35 Б) были качественно новым видом оружия. Так, предельная дальность стрельбы возросла с 95 до 300 километров, а маршевая скорость — с 300 м/с до 500 м/с. Вес боевой части у П-35 уменьшился с 860 кг до 460 кг. Но теперь это была не фугасная боевая часть, а кумулятивно-фугасная. Мало того, на кораблях и береговых батареях каждая четвертая ракета П-35 имела специальную боевую часть мощностью 20 кТ. Принципиально важным стало то, что П-35 запускалась из пусковых контейнеров. Маршевый двигатель ракеты включался внутри контейнера, а сразу же после вылета из него раскрывались крылья. Таким образом, направляющая ракеты примерно равнялась длине самой ракеты (так называемая «нулевая направляющая»). Дальность стрельбы зависела от режима высоты полета: В1 (400 м), В2 (4000 м) и В3 (7000 м). Зачем же нужны были такие режимы? Дело в том, что ракета С-2 наводилась с береговой батареи, и это ограничивало ее дальность стрельбы. А вот П-35 имела «хитрую» систему управления. Набор высоты осуществлял автопилот (инерциальной системой наведения). Затем включалась бортовая РЛС. При обнаружении группы целей картинка, полученная бортовой РЛС, передавалась на берег на радиотехническую станцию наведения. Оператор выбирал нужную цель, и далее П-35 уже сама наводилась на нее, снизившись до высоты 100 метров. Чем ниже летит ракета, тем труднее ее обнаружить и сбить. Но тогда мала и зона работы ее радиолокационной головки самонаведения. Чтобы увеличить этот параметр, ракету надо поднять на 4, а то и на 7 километров. Любопытно, что береговые ракеты П-35 Б могли использоваться в качестве разведчиков на дальность до 450 километров. Они передавали данные, на которые могли наводиться уже другие ракеты. И в то же время сами могли поражать обнаруженную цель. Кроме того, корабельные и береговые ракеты П-35 могли наводить на цель вертолеты и самолеты. Нанесение ударов по надводным кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Такая система была сделана и состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах Ту-16 РЦ, Ту-95 РЦ (позднее на вертолетах Ка-25 РЦ) и на приемных пунктах на кораблях. В системе разведки и целеуказания, принятой на вооружение в 1965 году, впервые была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в реальном масштабе времени. Однако наши ученые пошли дальше. Они решили наводить ПКР… из космоса. Генеральный конструктор крылатых ракет П-6 и П-35 В.Н.Челомей еще в 1960 году предложил создать сформированную на круговой орбите группу спутников, обеспечивавших беспропускное наблюдение всего мирового океана и внутренних морей. Окончательный проект системы глобальной морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) предусматривал беспропускной обзор мирового океана связанной системой из семи космических аппаратов (четырех спутников активной и трех — пассивной разведки). Спутники могли передавать информацию как на наземный пункт, так и непосредственно на подводную лодку с ПКР и на надводный корабль. При необходимости они также могли передавать информацию береговым батареям. Комплекс «космической разведки «Легенда» с ядерным реактором был принят на вооружение во второй половине 1975 г. Высокая эффективность системы МКРЦ была подтверждена на практике в 1982 году во время англо-аргентинского конфликта вокруг Мальвинских (Фолклендских) островов. Система позволила полностью отслеживать и прогнозировать тактическую обстановку. В частности, при ее помощи главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован момент высадки на острова английского десанта. Ну а что могла сделать П-35 с кораблем противника? В конце 1962 года на Каспии с опытного судна ОС-15 проводились стрельбы по лидеру «Киев» водоизмещением около 3000 тонн. Ракета П-35 с инертной (!) боевой частью попала в левую скулу «Киева», вскрыла палубу, как консервную банку, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул. 6 ноября 1961 года в ходе Государственных испытаний крейсер «Грозный» в Кандалакшском заливе потопил ракетой П-35 корабль-цель (бывший эскадренный миноносец «Осмотрительный»). Уже на боевой службе 4 мая 1963 года крейсер «Грозный» потопил ракетой П-35 самоходную мишень СМ-5 — бывший лидер эскадренных миноносцев «Ленинград». Таким образом, для эсминца или фрегата попадание П-35 было смертельным, а большой крейсер или авианосец гарантированно выводился из строя. Речь, понятно, идет о кумулятивно-фугасной боевой части. Ну а специальная боевая часть в 20 кТ в случае прямого попадания отправила бы на дно любой атомный авианосец. Работы по перевооружению «Объекта 100» с ракет С-2 на П-35 Б начались в сентябре 1964 года. К середине 1968 года они были в основном закончены, начались автономные испытания. Однако из-за сбоев в финансировании первый пуск произошел только 28 мая 1971 года — было достигнуто прямое попадание на дистанции 200 километров. Затем в ходе приемо-сдаточных испытаний было произведено еще 5 пусков, в четырех из которых также было достигнуто прямое попадание. Официально комплекс «Утес» под Балаклавой был принят на вооружение 28 апреля 1973 года. На Северном флоте перевооружение проходило в два этапа. На первом этапе строительные работы велись в 1-м дивизионе (Кильдин Восточный), а с их окончанием приступили к строительным работам и во 2-м дивизионе (Кильдин Западный), где располагался командный пункт полка. На Кильдине 1-й дивизион с БРК «Утес» был принят на вооружение в 1976 году. В том же году началось перевооружение и 2-го дивизиона на острове. В 1983 году он вступил в строй. Любопытно, что на его вооружение поступили не ракеты П-35 Б, а уже их модернизация — «Прогресс» (3 М-44), принятые на вооружение в 1982 году. Производство ракет для береговых комплексов велось с 1982 по 1987 год. Основным изменением в модернизированной ракете была новая бортовая система наведения с повышенными помехозащищенностью и избирательностью. Для нее были разработаны новые агрегаты бортового электрооборудования и стартовый агрегат, обеспечивающие лучшие эксплуатационные характеристики. Повышена скрытность и неуязвимость ракеты при подходе к цели за счет увеличения протяженности конечного участка траектории и снижения высоты полета на этом участке. Нашим стационарным береговым комплексам, в отличие от подвижных, о чем я надеюсь рассказать в следующий раз, не пришлось стрелять по реальному противнику. Но держать «на прицеле» корабли США и НАТО им приходилось не раз. Так, в феврале 1988 года американские военные корабли «Йорктаун» и «Кэрон» пытались войти в территориальные воды СССР у Южного берега Крыма, но были вытеснены нашими кораблями. Надо ли говорить, что береговые комплексы «Прогресс» находились в полной боевой готовности? Куда чаще суда НАТО появлялись у острова Кильдин. Так, в 1983 году в Баренцевом море появился ракетный крейсер США «Ньюкасл» и несколько недель курсировал в нейтральных водах вдоль побережья Кольского полуострова от Лиинахамари до Гремихи. 616-й ракетный полк был поднят по тревоге. Все время пребывания крейсеров у наших берегов неслось «боевое дежурство с задачей уничтожения крейсера по приказу с командного пункта флота». Особо допекало ракетчиков Северного флота научно-исследовательское судно Норвегии «Марьята» водоизмещением около тысячи тонн. Именно так оно числилось в ВМФ Норвегии. На самом деле это была плавучая «шпионская контора», причем большую часть разведывательного персонала составляли американцы. Как только береговые комплексы Северного флота начинали готовиться к стрельбе, так сразу же появлялась «Марьята», «Машка» — как ее у нас называли. Норвежцы подходили к самой мишени на несколько метров и фотографировали ее до и после стрельбы. Однако за 30–40 минут до объявления боевой тревоги на береговой батарее «Марьята» выходила из запретных и опасных зон. Наши сторожевые корабли пробовали гонять «Марьяту» всеми способами, вплоть до стрельбы по ее кильватерному следу. В то время высшее политическое руководство надеялось на «разрядку напряженности», и никаких решительных мер по пресечению враждебной деятельности судна не предпринималось. А ведь достаточно было дать приказ, и береговая батарея могла влупить «Машке» П-35 Б или «Прогрессом», причем с кумулятивной, а не с инертной боевой частью. И, кстати, это было бы абсолютно законно с точки зрения международного права. Существует официальный порядок запрета захода судов в зону ракетных стрельб, и от стороны, проводящей учения, не требуется никаких иных мер ограждения района. Увы, увы, этого сделано не было. Вот и сейчас «Машка» то и дело появляется около наших берегов. Только это новое, более крупное, судно, построенное в 1993 году. Из-за бесцеремонности норвежцев и непонятной деликатности морских начальников гибли наши моряки. Так, в 1972 году готовились стрельбы комплекса П-35 Б. «В это время в запретную зону вновь вошло судно под норвежским флагом. Для очистки района командир сил закрытия, не доложив на КП руководителя, на тральщике пошел вытеснять это судно. После выдворения «норвега» тральщик, возвращаясь в «свою» точку охранения района стрельбы, оказался в запретной зоне за целью на пеленге стрельбы. Радиолокационный визир крейсера в режиме самонаведения «захватил» дальнюю цель. Ракета попала в машинное отделение. Тральщик остался на плаву. Погибли несколько человек» — так рассказывается об этом случае в издании «Береговики Заполярья», вышедшем в Севастополе в 2006 году. Как и в подавляющем большинстве случаев, стрельба велась инертной боевой частью. Ряд офицеров и даже один генерал-майор были отстранены от должности и понижены в воинском звании. С 1982 по 1985 год с береговых батарей Северного флота производились пуски ракет П-35 в качестве мишеней для стрельбы зенитных корабельных комплексов. У ракеты отключалась головка самонаведения, пуск ракеты производился на малой высоте, ракета наводилась с батареи на ордер кораблей. После очередных ракетных стрельб адмирал И. В. Касатонов сказал: «П-35 — не ракета, а летающий танк. По ней сработали две зенитные ракеты, а она продолжает лететь». Но вот грянула перестройка, вскоре распался Союз. 28 сентября 1993 года с «Объекта 100» была запущена последняя ракета «Прогресс». В 1996 году «Объект 100» был передан Украине. Объект 1-го дивизиона был полностью разграблен — растащили все, что можно, включая кабели. В 2007 году большой участок на берегу Черного моря под Балаклавой выкупил эстонский бизнесмен. Именно на этой территории находится 1-й дивизион «Объекта 100». 2-й дивизион объекта законсервирован. Какова его дальнейшая судьба — никому неизвестно. На острове Кильдин к лету 1995 года 616 ОБРП успешно решал учебные и боевые задачи. Но вот, как гром среди ясного неба, грянула директива о расформировании полка. При этом требовалось бросить не только «Объект 101», но и все сооружения острова Кильдин. К 31 декабря 1995 года личный состав 616 ОБРП и весь гарнизон покинули остров, именовавшийся непотопляемым авианосцем Северного флота. Александр ШИРОКОРАД Журнал «Братишка» ertata Тэги: 100, 616, <<стрела>>, авиация., армия,, береговой, брк, вмф, история., кильдин, комплекс, назад, наука, обрп, объект, остров, п-35, ракетный, россии, россии., самолет, сделанный, ссср, ссср., техника., технология, флот, Как Москва защитила Сирию2013-06-18 16:51:57... /> Корабли ВМФ СССР пробыли в ... + развернуть текст сохранённая копия Ситуация, аналогичная сегодняшней, складывалась в регионе и в 1957 году Как только войска Сирии, поддерживаемые большей частью населения страны, стали одерживать победы над вооруженной оппозицией, то есть примерно с апреля 2013 г., политика США и НАТО в отношении нынешнего сирийского руководства резко ужесточилась. Сотни американских морских пехотинцев были переброшены на север Иордании вблизи границы с Сирией. Об этом сообщают многие источники, включая, например, лондонскую «The Times» А от Дамаска до границы с Иорданией, заметим, - всего лишь 60 км... Король Саудовской Аравии Абдалла прервал свой отдых в Марокко и вернулся в Эр-Рияд, как официально сообщается, «в связи с событиями, разворачивающимися в регионе». Напомним, что очень похожей была реакция США и их сателлитов и в связи с начавшимся было переломом ситуации в Ливии в пользу М. Каддафи и верных ему войск в июне-августе 2011 г. Что касается нынешней позиции России, то министр иностранных дел Сергей Лавров в своих недавних выступлениях заявил о неприемлемости прямой военной поддержки Западом «антиасадовской» оппозиции и планов НАТО ввести пресловутую бесполётную зону над Сирией. Россия заявила, что готова заменить на Голанских высотах — районе разграничения между войсками Израиля и сирийской армии — миротворцев из Австрии, но только по просьбе ООН и если в этом будут заинтересованы страны региона. О солидарности с правительством Б. Асада заявляет и Иран. Напомним, что в этом регионе аналогичная ситуация уже была в 1957 году. Однако позицию СССР по Сирии, в отличие от сегодняшнего дня, в тот период поддерживали Египет, Йемен, Судан. Кроме того, СССР в те годы располагал крупными военными базами не только в Египте, но также и в близлежащих Болгарии и Албании. Тогда, в 1957-м, американцы попытались изолировать и взорвать изнутри Сирию, которая завершала переговоры с Египтом по созданию Объединенной арабской республики. (Напомним, ОАР - объединённое государство Сирии и Египта официально существовало с февраля 1958 г. по сентябрь 1971 г.) Речь шла о свержении «пронасеровского» (президент Египта Гамаль Абдель Насер) президента Сирии Шукри Куатли. Сначала это намечалось совершить при участии Израиля, Иордании и Ливана, но под всевозможными предлогами их власти устранились от такой «операции». В отличие от Турции, прямо или косвенно нагнетавшей напряженность на турецко-сирийской границе. (Турция стала членом НАТО в феврале 1952 г.) Пять кораблей 6-го американского флота приблизились к сирийским берегам 8 сентября, а 24-го в восточное Средиземноморье было переброшено еще 38 боевых кораблей США во главе с авианосцем «Лейк Чэмплен». На кораблях находилось около 10 тыс. морских пехотинцев. В то же самое время к сирийским берегам были направлены советские крейсер «Жданов» (на фото) и эсминец «Свободный». Вскоре они прибыли в порт Латакию, и это был первый визит советских кораблей в Сирию. Корабли ВМФ СССР пробыли в сирийском порту до 1 октября, что помешало реализации натовских планов, направленных против Дамаска. А 7 октября Н.С. Хрущев открыто заявил корреспонденту «Нью-Йорк таймс» Дж. Рестону, что «СССР настроен серьезно и не позволит совершить нападение на сирийцев». «Правящие круги США буквально толкают Турцию против Сирии, а Турция… даже оголяет некоторые участки границы с Советским Союзом. Но она напрасно это делает…». Хрущев добавил также, что «…США находятся далеко от этого района, а мы - по соседству. Если там начнут стрелять пушки, то остановиться будет уже трудно. От автоматов и пушек дело может дойти до ракет, что приведет к тяжелым последствиям. И мы не делаем секрета из того, что продали некоторое количество оружия Сирии для ее самообороны». Одновременно в портах Югославии и Албании 6-12 октября с визитами побывали один крейсер и два эсминца советского Черноморского флота. А 13 октября в сирийскую Латакию прибыли египетские морские транспорты, доставившие первые отряды египетских войск, оснащенных советским оружием, для укрепления обороноспособности Сирии. СССР усилил свои войска на сухопутной и морской границах с Турцией, и в Стамбуле стали побаиваться военных акций со стороны СССР и Болгарии на Черном море. Вместе с тем, количество американских войск на военных базах в Турции и Греции продолжало наращиваться. Однако США и их союзники опасались, что советские корабли могут «запереть» американский флот вместе с их морпехами между базами СССР вблизи Александрии (Египет) и Влоры (Албания). Кроме того, однозначного одобрения на вмешательство в сирийскую ситуацию США и Турция так и не получили от Лондона, располагавшего военными базами на Мальте, Кипре и до октября 1958 г. включительно - в Иордании, а также от Парижа. Англичане и французы, видимо, не забыли об отказе Вашингтона поддержать их в период египетского кризиса и обострения отношений с СССР осенью 1956-го. Удалось устраниться от поддержки этих агрессивных планов и Ирану. С призывом отказаться от эскалации напряженности вокруг и внутри Сирии выступила в середине октября Югославия. А отношения с ней имели, как известно, важное значение для США, да и Запада в целом. Наконец, 18 октября 1957 г. было опубликовано Заявление ТАСС, где, в частности, отмечалось, что «…турецким генштабом совместно с американскими военными советниками разработан оперативный план проведения военных операций против Сирии… Ни у кого не должно быть сомнения, что в случае нападения на Сирию Советский Союз, руководствуясь целями и принципами Устава ООН и интересами своей безопасности, примет все необходимые меры к тому, чтобы оказать помощь жертве агрессии». Одновременно в Египте, Судане, Ираке, Йемене, Иордании создавались вооруженные отряды добровольцев для отправки в Сирию. Именно принципиальная позиция Москвы, других стран, тоже фактически выступавших против вторжения в Сирию, позволила тогда сохранить сирийскую целостность и суверенитет. Так что опасный прецедент, непосредственно связанный с Сирией, в ближневосточной истории уже был, и не так давно, заметим… Игорь Войтенко Читай ещё: Большие задачи малыми силами Мушкетеры Суэца Советская война за независимость Израиля Один "МиГ" над Тель-Авивом «Чёрный четверг» корейской войны: атакуют «МиГи»! СССР и США в Корейском небе. ertata Тэги: агрессия, вмф, внешний, вов., война., геополитика, геополитика., запад, зла, зла., империя, история, история., назад, новость, политика, политика,, сирия, событие, ссср, ссср., сша, сша-империя Во флоте Росии ожидется пополнение?2013-06-11 10:08:15В С.-Петербурге водолазы провели обследование подводной части легендарного крейсера «Аврора». Работы ... + развернуть текст сохранённая копия В С.-Петербурге водолазы провели обследование подводной части легендарного крейсера «Аврора». Работы проводились в порядке подготовки судна к отбуксировке в доки, где по заявленным ранее планам Минобороны осенью 2013 г. должен будет начаться основательный ремонт столетнего корабля в связи с возможным возвращением его в состав Российского флота. Первое погружение водолазов развеяло один исторический миф об «Авроре», [...] Тэги: аврора, вмф, водолаз, война,, войско, история, крейсер, музей, россия, санкт-петербург, техника, флот, шойгу
Главная / Главные темы / Тэг «вмф»
|
Категория «Религия»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|