Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Большие задачи малыми силами2013-06-05 13:06:43... этой ситуации главком ВМФ отдал приказ сформировать ... группа морской пехоты ВМФ СССР под командованием ... + развернуть текст сохранённая копия Чтобы вернуть военное присутствие в Мировом океане, необходимо вспомнить опыт «черных беретов» «Ответный ход», «Одиночное плавание»… Эти советские фильмы-боевики когда-то наполнили энтузиазмом сердца сотен мальчишек, мечтавших надеть красивую черную форму морских пехотинцев. В рядах элитных подразделений можно было выковать настоящий мужской характер, получить хорошую боевую подготовку и отдать два года интересной службе с перспективой побывать за границей, для многих наших соотечественников, особенно парней из глубинки, тогда недоступной… В начале нового тысячелетия российское руководство продемонстрировало решимость вернуть свое военно-политическое присутствие в ряде регионов мира, некогда являвшихся сферой геополитических интересов Советского Союза. Кремль не ограничился декларативными заявлениями, осуществив практические шаги в данном направлении. Вот только несколько примеров. В 2007–2008 годах был предпринят поход в Атлантику и Средиземное море группировки Северного флота во главе с авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», осуществлено боевое дежурство российских кораблей у берегов Африканского Рога, проведены в Индийском океане российско-индийские учения «Индра-2009». В этой связи, несомненно, у многих возникает резонный вопрос: нужна ли России игра мускулами в Мировом океане в условиях серьезнейших проблем, переживаемых и страной, и ее Вооруженными Силами? Нам представляется актуальным изучение наиболее успешных операций с участием «черных беретов» в период холодной войны в контексте анализа военно-политической ситуации в странах, где они высаживались. Приведем только несколько примеров действий советской морской пехоты за границей. У берегов Египта В 1955 году лидер Египта Абдель Насер добился вывода из страны британских войск и взял курс на сближение с СССР. Впервые у Москвы появилась реальная возможность установить свое влияние на Ближнем Востоке, что нашло отражение прежде всего в военно-техническом сотрудничестве с Каиром: поставки советского вооружения осуществлялись в страну пирамид через Чехословакию. Перевооружив армию, Насер объявил в 1956 году о национализации Суэцкого канала, фактический контроль над которым осуществляли финансовые круги Франции и Великобритании. Примечательно, что на столь радикальное решение египетского президента подвиг отказ США финансировать строительство жизненно важной для Египта Асуанской плотины. В ответ Великобритания, Франция и Израиль подписали соглашение о проведении операции под кодовым названием «Мушкетер». Попытка ее осуществления вызвала протест СССР и неудовольствие США – европейские державы не поставили своего заокеанского союзника в известность о предстоящих боевых действиях против Египта. В конечном итоге дипломатическими усилиями Кремля и Белого дома агрессия против Египта была остановлена, а израильские войска выведены с оккупированного ими Синайского полуострова. Однако спустя десятилетие отношения между Каиром и Тель-Авивом обострились вновь: в июне 1967 года между двумя странами вспыхнула война. Израильтяне нанесли поражение египтянам и вновь заняли Синай. Кремль отреагировал предельно жестко, разорвав 10 июня 1967 года дипломатические отношения с Тель-Авивом и отправив оперативную эскадру Черноморского и Северного флотов к берегам Египта. В Порт-Саид вошли советские десантные корабли, высаженный с них отдельный 309-й батальон морской пехоты Черноморского флота занял оборону во втором эшелоне египетской армии, существенно укрепив ее позиции: израильтяне прекратили обстрел прилегающей к Порт-Саиду территории. С 1967 года и вплоть до окончания арабо-израильской войны в 1973-м основным местом базирования ВМФ СССР в этом регионе был Порт-Саид. Перед советской морской пехотой стояла задача: прикрытие Порт-Саида, Порт-Фуада и Суэцкого канала с моря. Кроме того, в случае поражения египетской армии (а по своим боевым качествам она уступала Армии обороны Израиля) «черные береты» должны были осуществлять охрану и эвакуацию советских военных советников. Не прошло и десяти лет, как тлеющий на Ближнем Востоке конфликт разгорелся с новой силой: в 1973 году началась война Судного дня. Израильские танки пересекли Суэцкий канал, на этот раз подразделений советской морской пехоты не оказалось в зоне боевых действий – предназначенный для высадки в районе Порт-Саида полк находился в тот период в Севастополе. В этой ситуации главком ВМФ отдал приказ сформировать на кораблях 5-й Средиземноморской оперативной эскадры отряды добровольцев для действий на берегу. Однако высадка импровизированных подразделений «черных беретов» на западном побережье Суэцкого канала не понадобилась – уже 21 октября ввиду безоговорочного поражения арабов президент Египта Анвар Садат обратился к советскому руководству с просьбой о посредничестве для заключения перемирия. Операции в Могадишо и Массауа Спустя четыре года после описанных событий началась война между Эфиопией и Сомали. Парадокс ситуации в том, что обе воюющие стороны являлись союзниками СССР. В Сомали президент Сиад Барре решил строить социализм путем причудливого сочетания марксистских идей с исламом. Причудливого еще и потому, что социализм, по крайней мере в теории, возникает на руинах капитализма и представляет собой завоевание рабочим классом политической власти. Пролетариат же в Сомали практически отсутствовал, а большинство населения страны вело кочевой образ жизни. Однако теория теорией, а на практике решительный и энергичный Барре добился немалых экономических успехов, особенно в традиционной для Сомали легкой промышленности, был взят курс на ликвидацию неграмотности, побеждена оспа. В области внешней политики Барре активно сотрудничал с СССР, особенно в военной сфере, в 1972-м Могадишо посетили председатель КГБ Юрий Андропов и министр обороны маршал Андрей Гречко. Следствием переговоров стало предоставление в аренду Москве военно-морской базы в районе города Бербера, стратегическое значение которой трудно переоценить – она расположена вблизи от основных нефтедобывающих стран. Советские специалисты построили в Бербере современнейший для своего времени аэродром, способный принимать тяжелые сверхдальние самолеты. Кроме того, в порту появились узел связи, станция слежения, хранилище для тактических ракет. В том же году Барре нанес ответный визит в Москву. И продолжало бы сотрудничество Кремля и Могадишо успешно развиваться и дальше, если бы не революция в соседней Эфиопии, приведшая к свержению монархии и захвату власти военными во главе с полковником Менгисту Хайле Мариамом, также изъявившим желание строить социализм. Вот тут-то возникла проблема. Дело в том, что Барре был сторонником идеи Великого Сомали и претендовал на провинцию Огаден, входившую в состав Эфиопии. Как и любая революция, эфиопская сопровождалась смутой и междоусобной войной, чем и решило воспользоваться сомалийское руководство, захватив вожделенную провинцию. Кремль оказался перед непростой дилеммой: кому помогать? Позиции Мариама в Эфиопии первоначально были не столь прочны, его противником выступил генерал Абате Атнафу – последовательный сторонник США. Разумеется, Москва поддержала Мариама и одновременно попыталась примирить Сомали и Эфиопию. Барре на словах был обеими руками «за», но, опираясь на сформулированный Владимиром Лениным принцип самоопределения наций, заявил, что Аддис-Абеба обязана предоставить право жителям Огадена самим решать свою судьбу. Менее знакомый с трудами классиков марксизма Мариам с таким справедливым предложением не согласился. Тогда в Могадишо решили прибегнуть к силе. И ввиду того, что агрессивной стороной оказались сомалийцы, Москва сочла необходимым поддержать Эфиопию. Благодарный Мариам предоставил в распоряжение СССР военно-морскую базу в Массауа. Разумеется, это вызвало неудовольствие Барре, потребовавшего от советских граждан в кратчайшие сроки покинуть Сомали. Городок, где жили наши соотечественники и их семьи, оказался окружен разъяренной толпой. Сомалийские военные не гарантировали безопасность советских граждан, которых нужно было не только защитить, но и эвакуировать. Барре запретил советским кораблям приближаться к берегам Сомали, однако командование несшей службу в Индийском океане 8-й оперативной эскадры проигнорировало этот запрет, более того, корабли были приведены в боевую готовность на глазах у подразделений сомалийской армии, а морпехи стали открыто готовиться к десантированию. Тем временем в городке отключили электричество, в магазинах нашим соотечественникам отказывались продавать продукты питания, когда же советские самолеты были готовы приземлиться в столичном аэропорту, сомалийцы отключили посадочные огни. И тогда в Могадишо был переброшен десант морской пехоты с одним плавающим танком ПТ-76 и двумя бронетранспортерами БТР-60: силы незначительные, но и их оказалось достаточно для благополучного проведения эвакуации – без жертв и серьезных происшествий. Впрочем, это не должно вызывать удивление, ибо, по словам историка советского Военно-морского флота Александра Розина, «командование сомалийской армии знало, на что способны советские морпехи, не понаслышке. Еще в сентябре-октябре 1972 года в ходе совместных учений в районе порта Буляхар (западнее Берберы) советская морская пехота Тихоокеанского флота с ходу прорвала после десантирования подготовленную противодесантную оборону сомалийских войск и, совершив 80-километровый марш в условиях пустыни, вышла к порту Бербера. На учениях присутствовал и министр обороны Сомали генерал Самантар. Поэтому в ноябре 1977 года после высадки десанта в Могадишо сомалийцы не пытались противодействовать нашим морякам и ни во что не вмешивались». Конфискованное сомалийцами советское имущество также благополучно эвакуировали. Таким образом, небольшое подразделение морпехов не позволило численно превосходящим силам сомалийской армии и разъяренной толпе местных жителей довести дело до кровопролития и завладеть дорогим оборудованием. С Массауа все было сложнее – «черным беретам» пришлось войти в боевое соприкосновение с противником. Суть проблемы заключалась в следующем: помимо территориального спора с Сомали эфиопскому руководству приходилось бороться с эритрейскими сепаратистами, выступавшими за создание независимого государства и считавшими предоставленный в распоряжение советских ВМС порт своей территорией. Воспользовавшись войной Эфиопии с Сомали, летом 1978-го отряды Народного фронта освобождения Эритреи подошли к Массауа. Советское командование приняло решение высадить в этом порту усиленную роту 55-й дивизии морпехов Тихоокеанского флота под командованием Вячеслава Ушакова. Ей и пришлось вступить в бой с повстанцами, при этом наши десантные корабли оказались в зоне действия огня эритрейцев. Это не позволило выгрузить на побережье дополнительное количество техники. Тем не менее благодаря высокому уровню боевой подготовки и слаженности действий вновь обошлось без потерь с нашей стороны и порт был удержан. Отметим, что в защите Массауа приняли участие морпехи не только Тихоокеанского (из его кораблей состояла 8-я оперативная эскадра), но и Балтийского флота. Учение как предупреждение Пекину В 1979 году вспыхнул еще один конфликт между соцстранами: КНР развязала войну против Вьетнама. Хорошо подготовленная и имевшая колоссальный боевой опыт, полученный в ходе длительных войн с французами и американцами, оснащенная советским оружием, вьетнамская армия остановила агрессора, не позволив ему продвинуться в направлении Ханоя и Хайфона. В скором времени Пекин пошел на заключение перемирия. Одной из причин подобного шага китайского руководства стала жесткая позиция СССР, который привел в боевую готовность ракетные войска и 44 дивизии, развернутые на 4500-километровой границе с Поднебесной. Для нас же важно то, что на границе с Китаем было проведено тактическое учение с боевой стрельбой развернутого по штатам военного времени 390-го полка морской пехоты 55-й дивизии. Иными словами, «черные береты» в случае дальнейшей эскалации китайско-вьетнамского конфликта готовы были принять участие в боевых действиях на стороне последнего. Сейшелы: оперативно и эффективно В 1981 году на дружественных и стратегически важных для СССР – в силу их расположения между Индией и Африкой – Сейшельских островах под руководством спецслужб ЮАР была предпринята неудачная попытка государственного переворота. Сразу после этого в столицу страны порт Виктория вошли советские боевые корабли, на борту которых находились подразделения морской пехоты, готовые высадиться в случае необходимости и поддержать сейшельскую армию – сохранялась угроза, что Претория предпримет еще одну попытку свержения правительства Франса-Альбера Рене. Остановимся подробнее на причинах пристального внимания Кремля к маленькому островному государству. Порт Массауа в Эфиопии, как мы уже убедились, вследствие военного конфликта с Сомали и борьбы с эритрейскими повстанцами не был надежным пунктом базирования и обеспечения материально-технических потребностей 8-й оперативной эскадры. Экипажи кораблей и судов нуждались в более надежной базе. И Сейшелы в этом плане подходили идеально. Введение советских войск в Афганистан привело к новому витку холодной войны. Это нашло выражение и в проведенных американцами весной 1980-го маневрах в Индийском океане с участием подразделений морской пехоты. Разумеется, советское руководство решило адекватно ответить на вызов вероятного противника и приказало командующему 8-й оперативной эскадрой контр-адмиралу Михаилу Хронопуло провести учения с участием «черных беретов», что и было осуществлено уже в мае 1980 года. По словам президента Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун» генерал-лейтенанта Павла Шилова, на остров Сокрота были высажены две усиленные десантные группы численностью 700 человек, а через две недели – еще одна при поддержке вертолетов и плавающих танков под командованием Павла Шилова – тогда еще молодого лейтенанта. Значение этого учения со стратегической точки зрения трудно переоценить: наши моряки и морские пехотинцы продемонстрировали способность оперативно и эффективно решать самые сложные задачи вдали от советских берегов. Американцы же убедились: несмотря на всю мощь своих ВМС, они далеко не хозяева в Индийском океане. И вновь возвращаемся на Ближний и вечно «горячий» Восток. Непосредственно перед очередной арабо-израильской войной 1982 года советские морпехи побывали в Сирии – в составе 5-й Средиземноморской эскадры. В ходе советско-сирийских учений тактическая группа морской пехоты ВМФ СССР под командованием подполковника Абашкина успешно провела высадку десанта в незнакомой местности – в районе города и пункта базирования ВМС Сирии Латакия. А затем наши «черные береты» продвинулись в глубь территории и подавили сопротивление условного противника. И снова Ближний Восток Эти учения продемонстрировали готовность и способность СССР, как и десятилетия назад в Египте, отстаивать свои стратегические интересы в регионе с помощью небольших, но хорошо подготовленных подразделений. Казалось, вскоре им вновь придется вступить в бой: 6 июня 1982 года в южный Ливан, на территории которого располагались отряды Организации Освобождения Палестины, вторглись израильские войска. После начала военных действий в Ливане высадились американские морские пехотинцы. В свою очередь сирийский президент Хафез Асад обратился к советскому руководству с просьбой перебросить в Бейрут подразделения советской морской пехоты. Однако по ряду причин этого не произошло, впрочем, советские дипломаты заявили американским коллегам, что не допустят изменения баланса сил в регионе в пользу США и Израиля. И перспективы высадки в ливанской столице советских «черных беретов», думается, были весомым аргументом в этом диалоге. Так или иначе, но в 1983 году израильские войска покинули Ливан. В 1986-м заполыхала кратковременная, но кровопролитная гражданская война в Народной Демократической Республике Йемен, весьма болезненно воспринятая в СССР, что неудивительно. Во-первых, НДРЙ была наиболее надежным союзником Кремля в арабском мире. Недаром после потери аэродромов в Сомали в НДРЙ перевезли всю технику, а эвакуированный из Берберы радиоцентр (космическая связь) разместили на полуострове Малый Аден. Во-вторых, у советского руководства были грандиозные планы военного сотрудничества с президентом этой страны Али Насером Мухаммедом. В частности, планировалось построить в Аденском заливе три плавпричала для атомных подводных лодок, что существенно укрепило бы позиции 8-й оперативной эскадры, а также позволило бы в более жесткой форме отставить стратегические интересы СССР на Африканском Роге. Впрочем, все эти планы рухнули с началом перестройки. Тогда же, в 1986-м, морпехам пришлось принимать участие в поисках и эвакуации советских специалистов и их семей из Йемена. Задача затруднялась хаосом в стране и тем, что многие наши соотечественники спасались самостоятельно, причем под огнем противоборствующих сторон. Но опять же, благодаря высокой выучке «черные береты» не понесли потерь (среди специалистов и военных советников жертвы, к сожалению, были). Итак, мы коснулись только некоторых, но наиболее ярких операций советской морской пехоты в годы холодной войны. С тех пор многое изменилось, но по-прежнему нет мира на Африканском Роге. А полыхнувшая огнем гражданской войны в Сирии и Ливии, политическим хаосом и беспорядками в Египте «арабская весна» превратила Средиземноморье в пороховой погреб. В этих условиях, если мы всерьез желаем вернуть свое военное присутствие в Мировом океане, хорошо подготовленные и мобильные соединения морской пехоты нам просто необходимы, равно как обязательно надо изучать опыт проведенных ими операций – практически всегда блестящих и практически всегда без потерь. Игорь Ходаков Читай ещё: Мушкетеры Суэца Один "МиГ" над Тель-Авивом ertata Тэги: авиация., арабо-израильская, армия,, берет, вмф, вов., война, война., геополитика., интересный, история, история., конфликт, локальный, морпехи, морской, назад, непознанный, новость, операция, пехота, политика, политика,, разный, событие, ссср, ссср., флот,, холодный, черный Сегодня День Северного флота ВМФ России2013-06-01 13:05:04... в истории российского ВМФ крейсер Северного ... кораблями других флотов ВМФ России. Итоговым экзаменом ... + развернуть текст сохранённая копия Восемьдесят лет назад, 1 июня 1933 года, была сформирована Северная военная флотилия. Этот день теперь отмечается как День Северного флота России. Сегодня Северный флот - самый «молодой» из всех военных флотов нашей страны - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России. Его основу составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Главной базой флота является город Североморск. Его история действительно полна героических дел и больших свершений, но известна она гораздо меньше, чем история Балтийского и Черноморского флотов. В связи с этим интересно посмотреть, как зарождалась боевая слава североморцев, их традиции самоотверженности и героизма при выполнении своего долга, использования суровых условий театра для достижения превосходства над противником. Истоки этой славы тесно связаны с деятельностью Петра I и его титанической работой по созданию российского флота. В 1700 году началась Северная война со Швецией. Россия стремилась вернуть себе земли по берегам Финского залива и обеспечить надежный выход в Балтийское море. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. В то время Архангельск был уже крупным морским портом, через который шла оживленная торговля со странами Европы. Для его защиты Петр I распорядился установить береговые батареи, создать укрепления, усилить гарнизон и развернуть посты наблюдения за иностранными судами в Белом море. По его приказу в устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость. Шведская эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. В качестве лоцманов шведы попытались использовать взятых в плен поморов - Ивана Рябова и Дмитрия Борисова. Под видом торговых судов шнява и 2 галиота из состава шведской эскадры пошли к Архангельску. Рябов и Борисов, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были повреждены огнем береговых батарей и захвачены русскими. В бою Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого поражения шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько прибрежных селений, шведская эскадра ушла от русских берегов. В то время на Белом море еще не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота. На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство для нее боевых кораблей. В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах - пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот. Строительство боевых парусных кораблей на Соломбальской верфи продолжалось до 1862 года, но практически все они сразу уходили на Балтику. На Севере оставались только небольшие отряды кораблей для охраны Белого моря и Кольского полуострова. В 1899 году на выходе из Кольского залива был основан порт Александровск-на-Мурмане. Своей реальной силы и большого военно-политического значения порт достигнет в конце 30-х годов XX столетия и во время Великой Отечественной войны, когда он станет главной базой Северного флота и городом Полярный. Здесь были сосредоточены основные силы флота. Отсюда совершали героические походы на вражеские коммуникации подводники, здесь базировались эсминцы, эскортировавшие конвои на внутренних и внешних коммуникациях, отсюда уходили на сухопутный фронт моряки-североморцы. В конце XIX - начале XX веков происходил быстрый экономический рост России и расширение ее внешней торговли. В связи с этим постоянно возрастало значение Мурманска как единственного незамерзающего порта на севере России. В период первой мировой войны особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций. В 1916 году была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. В ее задачу входила защита морских коммуникаций, соединявших Россию с союзниками по Антанте. Но действовать ей пришлось недолго. В феврале 1918 года под напором революционных событий флотилия распалась. Основная ее часть, находившаяся в Кольском заливе, попала в руки белых и интервентов. Корабли, базировавшиеся в Архангельске, красные увели по Северной Двине к Котласу. Из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, которая активно участвовала в боях с белогвардейцами. Прошло несколько лет, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933 году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии. Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу - Полярный, началось освоение губы Ваенга, где будет построен город Североморск. Состоялось преобразование флотилии в Северный флот. Очень активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флотилии. Подводные лодки и надводные корабли ходили в дальние походы к Новой Земле и в Карское море. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях. Свое первое боевое крещение молодой Северный флот получил в ходе войны с Финляндией 1939-40 годов, участвуя в овладении базой Петсамо и портом Линахамари. С июля 1940 по август 1946 года флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов. В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать все северное побережье Советского Союза. Северный флот внес достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии. Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 млн. тонн груза (это 25% всех импортных грузов СССР за время войны). Флотские авиаторы, подводники и катерники наносили удары по коммуникациям противника, срывая воинские перевозки в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1300 самолетов. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 85 североморцам, а Б. Ф. Сафонов и А. О. Шабалин удостоены этого звания дважды. В трудные послевоенные годы Холодной войны североморцы с такой же самоотверженностью, героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные подводные лодки и авианесущие крейсера, обеспечили выход флота на просторы мирового океана. Сейчас, пережив трудные 90-е годы, Краснознаменный Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На флот приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы. Это обеспечит комплектование профессиональных экипажей, которые смогут грамотно и эффективно эксплуатировать сложнейшую боевую технику современных кораблей. Додонов В.А. 1 июня Краснознамённый Северный флот отмечает 80-летие. Отправной точкой в истории самого молодого из четырёх флотов ВМФ России принято считать день образования Северной военной флотилии в 1933 году. О сегодняшних достижениях Северного флота, об успехах моряков-североморцев и их планах на ближайшую перспективу в преддверии юбилея корреспонденту «Красной звезды» рассказал командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЁВ. Визитная карточка. Владимир Иванович Королёв родился 1 февраля 1955 года. В 1977 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был направлен на Северный флот. В 1987 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1995-м - Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Последовательно занимал должности заместителя командира соединения АПЛ, начальника отдела оперативного управления штаба Северного флота. Указом Президента РФ от 24 июня 2011 года назначен командующим Северным флотом. - Владимир Иванович, 1 июня отмечается день образования Северного флота. По сравнению с «возрастом» других флотов ВМФ России (310 лет Балтийскому флоту, 282 года Тихоокеанскому и 230 лет Черноморскому) 80-летний юбилей Северного флота - звучит скромно. В чём уникальность Краснознамённого Северного флота? - Несмотря на свою «молодость», Северный флот поправу считается одним из самых мощных. Наличие самой важной составляющей системы обороноспособности - морских сил ядерного сдерживания и современных кораблей дальней океанской зоны - делает Северный флот гарантом стратегической стабильности и позволяет защищать экономические и политические интересы России в любой точке Мирового океана. Многое из того, чем сегодня гордятся моряки-североморцы, было сделано впервые. Именно мы первыми в мире произвели старт баллистической ракеты с борта подводной лодки, первыми совершили групповое кругосветное плавание отряда атомных подводных лодок, первыми приступили к освоению тяжёлых авианесущих кораблей. Впервые в истории атомная подводная лодка Северного флота, совершив поход подо льдами Арктики, всплыла в районе Северного полюса и произвела успешный пуск баллистической ракеты по полигону на полуострове Камчатка. Северный флот стал первым объединением Военно-морского флота России, занявшимся освоением Арктики и Северного морского пути. Моряки-североморцы первыми приступили к обеспечению испытаний строящихся новейших атомных подводных лодок и модернизированных кораблей. Впервые в истории российского ВМФ крейсер Северного флота «Пётр Великий» награждён орденом Нахимова. Северный флот, занимая фланговое положение в оперативном построении Вооружённых Сил России, играет основную роль в обеспечении безопасности северных рубежей Отечества с морских направлений. Он представляет собой важнейшее звено всей системы коллективной безопасности страны и готов к решению поставленных ему задач. - Раз уж мы коснулись темы подводников, расскажите, пожалуйста, как происходит обновление боевого состава подводного флота? - В минувшем году подводные силы Северного флота завершили подготовку к приёму кораблей нового поколения. 10 января 2013 года на подводном ракетоносце «Юрий Долгорукий» был поднят Военно-морской флаг России, после чего корабль вошёл в боевой состав ВМФ и соединения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота. Этот день стал началом новой вехи в истории подводного флота России. Лодки такого класса в ближайшем будущем станут основой морских стратегических ядерных сил России, гарантом глобального баланса безопасности России и её союзников. Этим летом ещё один наш экипаж впервые выйдет на заводские ходовые испытания на атомной подводной лодке четвёртого поколения «Владимир Мономах». Также в 2013 году будут продолжены государственные испытания ещё одного ракетоносца - «Александра Невского». Хочу отметить, что в прошлом году была полностью выполнена и программа заводских ремонтов подводных крейсеров. - Хочется уточнить: когда вернётся в строй ракетный крейсер «Маршал Устинов»? Не планируется ли его передача Тихоокеанскому флоту, как об этом писали некоторые СМИ? - Мы рассчитываем на окончание ремонта этого крейсера в 2014 году. Передача ракетного крейсера «Маршал Устинов» Тихоокеанскому флоту не планируется. Он будет выполнять задачи в составе Северного флота. - А когда начнётся ремонт и модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», на ремонт которого, по данным ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», выделено 5 миллиардов рублей? - Ремонт ТАРКР «Адмирал Нахимов» уже начался. Производятся оценочные работы и определяется объём модернизационных работ. Безусловно, такой корабль нужен и Северному флоту, и Военно-морскому флоту России в целом. - Ещё один вопрос относительно крупных надводных кораблей: планируется ли ремонт тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»? И будет ли проводиться перевооружение авиационной составляющей корабля? - Плановый ремонт и восстановление технической готовности тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» уже идут. В детали этого ремонта погружаться не буду. Нужно просто принимать во внимание, что ремонт корабля такого класса всегда предусматривает обновление его технических средств и внутрикорабельных систем. Относительно перевооружения авиационной техники нашего авианосца: мы очень надеемся, что в течение ближайшего времени палубные лётчики Северного флота получат новые машины - МиГ-29 К и Миг-29КУБ. После завершения ремонта и восстановления технической готовности крейсер будет готов к выполнению задач в дальней океанской зоне. Естественно, что походы, в которых примет участие «Адмирал Кузнецов» в 2013 и 2014 годах, будут предполагать участие в различного рода учениях. В том числе и в формате межфлотского взаимодействия. - День Северного флота совпадает с началом летнего периода обучения в Вооружённых Силах России. Скажите, пожалуйста, к чему моряки-североморцы готовятся в ближайшем полугодии? - В летнем периоде обучения, как и ранее, Северному флоту предстоит выполнять задачи несения боевого дежурства и патрулирования в море, поддержания установленной степени боевой готовности кораблей и частей. Североморцы продолжат обеспечивать безопасность гражданского мореплавания и противодействовать террористическим угрозам как в дальней океанской зоне, так и в районах Арктики и Северного морского пути, примут участие в ряде международных учений на море, совершат десятки заходов в иностранные порты. На ближайшее полугодие также спланирован ряд мероприятий по отработке межфлотского взаимодействия с кораблями других флотов ВМФ России. Итоговым экзаменом для нас станет комплексная подготовка разнородных сил флота в море с выполнением учебно-боевых упражнений практическим оружием, в ходе которой планируется задействовать более 30 надводных и подводных кораблей, а также авиацию и силы береговых войск. - Владимир Иванович, в завершение беседы примите поздравления с юбилеем Северного флота. - Спасибо. Хочу выразить признательность всем морякам-североморцам, ветеранам флота, гражданскому персоналу, всем, кто стойко и мужественно выполнял и продолжает выполнять свой воинский долг. Желаю всем крепкого флотского здоровья, счастья, благополучия, новых успехов в деле повышения обороноспособности страны и защите северных рубежей России! Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда». ertata Тэги: авиация., армия,, вмф, день, интервью, история, история., календарь, календарь., культура, новость, россии, россии., российский, россия, северный, сми., событие, флот, флот, Северному Флоту России 80 лет Ура! Ура! Ура!2013-06-01 10:00:08
Тэги: весь, вмф, всё, история, мир, музей, официальный, россии, россия, северный, флот 282 года защищая просторы Родины.2013-05-21 17:57:36В гарнизонах, соединениях и частях Тихоокеанского флота отметили 282-ю годовщину со дня его ... + развернуть текст сохранённая копия В гарнизонах, соединениях и частях Тихоокеанского флота отметили 282-ю годовщину со дня его основания. Первым по традиции праздник встретили воины-тихоокеанцы группировки войск и сил на северо-востоке России. 21 мая праздничные мероприятия во Владивостоке начались в 08.00 по местному времени с торжественного подъема Государственных, Андреевских и стеньговых флагов расцвечивания на кораблях. Юрий ТРАКАЛО, редактор газеты «Боевая вахта» (Владивосток), накануне праздника взял интервью у командующего Краснознамённым Тихоокеанским флотом вице-адмирала Сергея АВАКЯНЦА. И хотя тема беседы предполагала праздничную направленность, разговор не обошёл стороной вопросы боеготовности флота, перспектив его дальнейшего развития, учёбы и службы моряков-тихоокеанцев. – Товарищ командующий! Тихоокеанский флот – один из самых крупных флотов нашей державы. Его корабли выполняют ответственные задачи в различных районах Мирового океана. Но вначале – несколько слов об истории его создания. – У Тихоокеанского флота она богатая и славная, начало её было положено 21 мая 1731 года. В этот день северный Охотский пост объявлен портовым городом, была создана военная Охотская флотилия, ставшая первым постоянно действующим военно-морским подразделением на Дальнем Востоке. Не буду пересказывать подробно весь боевой путь флота за 282 года его существования. Назову лишь только наиболее яркие вехи его истории. В 1854 году неувядаемой славой покрыли себя тихоокеанцы – защитники Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры. Военные моряки стояли и у истоков освоения обширной территории Дальнего Востока. 2 июля 1860 года был основан пост Владивосток, который с 1872 года и по сей день остаётся главной базой Тихоокеанского флота. Сегодня мы вспоминаем славные подвиги моряков-тихоокеанцев в годы русско-японской войны 1904-1905 годов. Мужество и отвагу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», героическую оборону Порт-Артура. Важной вехой в истории флота стало создание в апреле 1932 года Морских сил Дальнего Востока, которые в январе 1935 года переименованы в Тихоокеанский флот. К началу Великой Отечественной войны флот представлял собой грозную силу. А с началом боевых действий многие его части и соединения были переброшены на запад, в действующие армии и флоты. 147 тысяч тихоокеанцев громили врага в битвах под Москвой, Ленинградом и на Волге, в боях за Одессу и Севастополь, за Кавказ и Заполярье. Всей стране стали известны имена героев-тихоокеанцев Михаила Паникахи, Ильи Каплунова, Василия Зайцева, Николая Острякова, Григория Щедрина, сотен тысяч других бесстрашных воинов. Тихоокеанский флот принял активное участие и в войне с Японией (9 августа - 2 сентября 1945 года). Немало ярких страниц в летопись флота вписали тихоокеанцы в послевоенный период, осваивая новое ракетно-ядерное оружие и боевую технику. Хочу особо отметить, что нынешнее поколение тихоокеанцев хорошо знает и чтит историю флота, с честью продолжает славные боевые традиции своих предшественников, ратными свершениями вносит достойный вклад в укрепление обороноспособности нашего государства. - Товарищ вице-адмирал, у флота действительно богатая история, и тихоокеанцам есть чем гордиться. А какие задачи решает сегодня Краснознамённый Тихоокеанский? - Наш флот входит в состав Восточного военного округа и является оперативно-стратегическим объединением, обеспечивающим защиту государственных интересов в обширной океанской и морской зоне, включая Тихий, Индийский и Северный Ледовитый океаны. В связи с этим напомню ставшую крылатой фразу: «У нас есть что защищать и чем защищать…» Для решения задач по обеспечению безопасности нашей державы Тихоокеанский флот имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли различных классов для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную авиацию, береговые войска. Одной из важнейших задач Тихоокеанского флота сегодня является поддержание Морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания, предупреждение и предотвращение угроз против России с морских и океанских направлений. Кроме этого, флот решает задачи по обеспечению безопасности судоходства, выполняет внешнеполитические акции правительства в экономически важных районах Мирового океана. Это и визиты наших кораблей, и деловые заходы в иностранные порты, и совместные с флотами наших партнёров учения, и, наконец, действия в составе миротворческих сил. - Кстати, о миротворческой деятельности флота. Не могли бы вы более подробно остановиться на этом вопросе? - Да, конечно. Тем более что у нас в этом направлении есть хорошие результаты и перспективы. В рамках международного военного сотрудничества корабли ТОФ только в недавнее время побывали в портах Индонезии, Филиппин, Камбоджи, Джибути, Вьетнама, Китая, Индии, Сейшельских Островов. Наиболее ярким событием международной деятельности флота стало участие отряда боевых кораблей ТОФ во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие-2012». В этих манёврах было задействовано более 20 кораблей и судов обеспечения, выполнено более 100 боевых упражнений. Также наши моряки в составе ОБК ТОФ (БПК «Адмирал Пантелеев», танкер «Борис Бутома» и океанский спасатель «Фотий Крылов») впервые в истории России приняли участие в крупномасштабных многосторонних учениях в районе Гавайских островов «Римпак-2012». В этих мероприятиях было задействовано 45 кораблей и судов различных классов, 100 самолётов и более 20 тысяч военнослужащих из 22 стран мира. Наряду с этим флот продолжает выполнять задачи по обеспечению безопасности судоходства в районе Африканского Рога. Всему миру стали известны мужество и боевое мастерство моряков-тихоокеанцев - участников освобождения экипажа танкера «Московский университет» от сомалийских пиратов. За успешно проведённую операцию члены экипажей отряда боевых кораблей ТОФ под командованием капитана 1 ранга Ильдара Ахмерова были поощрены командованием и получили высокие государственные награды из рук Президента Российской Федерации. Сегодня в этом неспокойном районе обеспечивает безопасность судоходства уже девятый отряд боевых кораблей флота в составе БПК «Адмирал Пантелеев», больших десантных кораблей «Адмирал Невельской», «Пересвет» и океанского спасателя «Фотий Крылов». И нужно отметить, с поставленными задачами тихоокеанцы справляются успешно. - Сергей Иосифович, как известно, ратное мастерство военных моряков приобретается в кропотливой и напряжённой боевой учёбе... - Это действительно так. Командование флота, органы военного управления прилагают максимум усилий, чтобы боевая учёба флота проходила на высоком уровне. Постоянно совершенствуются методы работы по руководству войсками и силами флота при решении задач военной безопасности и повышения боевого мастерства, морально-психологической устойчивости личного состава и мобилизации военных моряков на качественное выполнение планов боевой учёбы. За примерами далеко ходить не нужно. Вспомним хотя бы широкомасштабное командно-штабное учение, проходившее в районах залива Петра Великого, Татарского пролива, южной части Охотского моря, целью которого явилась проверка готовности сил флота к действиям в составе межвидовых группировок по обеспечению национальной безопасности России на Дальнем Востоке. В мероприятии приняло участие более 40 кораблей и катеров, 20 судов обеспечения, 40 самолётов и вертолётов, до 7 тысяч военнослужащих и гражданских специалистов. Морская пехота ТОФ провела десантную операцию по высадке на необорудованный берег и захвату плацдарма на побережье. Подчеркну, все учебно-боевые задачи были выполнены успешно. Офицеры, мичманы, старшины и матросы, гражданский персонал, участвовавший в учении, проявили свои лучшие профессиональные качества. - Товарищ вице-адмирал, у флота вековая история. А каковы перспективы его развития? - Перспективы есть. И они вселяют уверенность в завтрашнем дне. Нас ожидает существенное обновление боевой техники и вооружения. Флот пополнится современными надводными кораблями и подводными лодками. Уже сегодня внедряются новые автоматизированные комплексы, развиваются средства связи, компьютерные и цифровые возможности функционального интегрирования информационных потоков, анализа и оценки обстановки, выработки и контроля выполнения управленческих решений. Флот становится более компактным, мобильным, полностью отвечающим требованиям времени. - Перспективы с обеспечением новой боевой техникой и вооружением, конечно, радуют. Но даже самые современные технические средства не могут заменить человека. Насколько сегодня возросли требования к военному специалисту, защитнику Отечества? - Во все времена святой обязанностью защитника Родины было честное исполнение воинского долга. Не изменилось это требование и теперь. Сегодня Россия строит новые боевые корабли, создаются самые современные технические средства и вооружение. Но для того чтобы управлять ими, грамотно использовать их боевую мощь, нужно воспитать и обучить тех, кто встанет за штурвалы этих кораблей, кто поднимет в небо новейшие крылатые машины, кто, управляя могучим атомом, проложит подводные маршруты в океанских глубинах. И такие люди есть! Это курсанты военно-морских институтов, военнослужащие, изъявившие желание служить по контракту, молодые офицеры-романтики, свято преданные своей мечте, морскому братству. Важно сохранить для них нравственный эталон патриота, историческую память и верность истокам профессии защитника Родины. Наше государство в полной мере выполняет свои обязательства перед людьми, которые выбрали для себя службу на флоте. Ведётся строительство нового жилья, реализуется накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, повышается денежное довольствие. Служить на флоте, как и раньше, стало почётно и престижно! - Товарищ командующий, праздничное интервью предполагает назвать имена лучших военных моряков, чей ратный труд стал залогом успехов флота... - Отвечая однозначно на ваш вопрос, могу оказаться необъективным. На флоте сотни, тысячи офицеров, мичманов, старшин и матросов добросовестно и честно выполняют свой воинский долг. Поэтому назову объединения, соединения, воинские части, которые добились значительных успехов в боевой учёбе и службе. Среди них группировка Войск и Сил на Северо-Востоке России, которой командует контр-адмирал Виктор Лиина, техническое управление ТОФ, возглавляемое контр-адмиралом Игорем Королёвым, экипаж БПК «Маршал Шапошников» под командованием капитана 1 ранга Андрея Кузнецова. Следует добавить, что сегодня в море, вдали от берегов, решают задачи боевой службы и боевого дежурства более десяти кораблей и судов флота. И нужно сказать, их экипажи успешно несут океанскую вахту. В сложных условиях плавания проявляют лучшие качества российских военных моряков: выдержку, мужество, высокий профессионализм в обслуживании боевой техники и оружия. - Сергей Иосифович, в завершение интервью - ваши пожелания тихоокеанцам... - Прежде всего хочу сказать искренние слова благодарности ветеранам флота, тем, кто в суровые годы Великой Отечественной войны мужественно защищал наше Отечество, кто в трудное послевоенное время выводил на океанские просторы боевые корабли, осваивая новый ракетно-ядерный флот. И, конечно, поздравляю всех моряков-тихоокеанцев, судоремонтников, гражданский персонал с 282-й годовщиной родного флота! Желаю личному составу частей и кораблей дальнейшего совершенствования боевого мастерства, доброго здоровья, мирного неба. И чтобы в семьях военных моряков были счастье и благополучие! ertata Тэги: авиация., армия,, вмф, день, интервью, история, история., календарь, календарь., новость, российский, россия, сми., событие, тихоокеанский, флот, флот, Наши корабли были лучше2013-05-18 14:51:26... Сотрудник инженерного центра ВМФ США Джеймс Кихоу ... этом районе кораблей ВМФ США». Американский ... + развернуть текст сохранённая копия От американских военных экспертов потребовались специальные усилия во время «холодной войны», чтобы понять причины советского военного прeвосходства на море Английский корабль «Портланд» и российский «Адмирал Чабаненко» в порту американской военно-морской базы Норфолка 15 июня 2007 года. Ещё в 2007 году Международный военно-морской салон начался с презентации экспортного варианта корвета, известного российским морякам под именем «Стерегущий»… При небольшом водоизмещении — всего около 2 тыс. тонн — корвет несет мощное вооружение, в том числе противокорабельные ракеты «Яхонт», зенитно-ракетный комплекс «Клинок», универсальную артиллерийскую установку калибра 100 мм, малокалиберную зенитную артиллерию, торпеды и глубинные бомбы. Более того, конструкторам впервые удалось разместить на корабле третьего ранга ангар и вертолетную площадку. И все это — на палубе длиной 105 м и шириной 13 м. «Советы превосходят нас в кораблестроении…» В конце 1960-х — начале 1970-х годов противостояние СССР и США в «холодной войне» в океане достигло небывалой прежде остроты. Все чаще и чаще корабли военных флотов двух супердержав оказывались буквально борт к борту в многочисленных «горячих точках». И все чаще среди офицеров ВМФ США возникали тревожные вопросы: «Почему советские надводные корабли, будучи меньше в размерах, тем не менее оказываются более быстроходными и лучше вооруженными, чем корабли США? Почему они обладают лучшей мореходностью? Означает ли это, что Советы превосходят нас в кораблестроении? Почему мы не можем построить такие же корабли?». Эта обеспокоенность стала первопричиной целой серии интереснейших исследований, проведенных за рубежом в 1970–1980-е годы. Для начала было необходимо выяснить, а что же именно означает «быть лучше». Сотрудник инженерного центра ВМФ США Джеймс Кихоу (James W. Kehoe Jr.), исходя из убеждения, что «боевая эффективность военного корабля определяется как возможностями его оборудования и вооружения обнаружить и уничтожить противника, так и способностью корабля … доставить оборудование, вооружение и обслуживающий их экипаж к месту боевых действий», сосредоточился на сравнении «эффективности кораблей в качестве боевых платформ для систем вооружения». Аналогичный подход использовал в своем исследовании и консультант того же центра Герберт Мейер (Herbert A. Meier), полагавший, что «ключ к пониманию особенностей национальной школы корабельного дизайна… лежит в анализе сравнительного распределения не только масс различных видов нагрузки, но и их объемов в пределах корабля…». Главная идея Герберта Мейера заключалась в том, что «проектирование любого военного корабля есть, в первую очередь, проблема компоновки различного рода полезной нагрузки». Тогда эта идея и использовалась при обширных сопоставлениях боевых кораблей ВМФ СССР и США. Один из самых интересных результатов американские специалисты получили, исследовав тенденции изменения уровня боевой нагрузки советских и американских кораблей на протяжении всего периода 1945–1975 годов. При этом под термином «боевая нагрузка» (payload) понималась совокупность снаряжения корабля, необходимого для выполнения им своего боевого предназначения: вооружение, боеприпасы, корабельная авиация, системы обнаружения, управления оружием и связи. Проведенный сравнительный анализ уровня вооруженности кораблей флотов СССР и США в весовых измерениях — процентная доля от общего водоизмещения и количество артиллерийских, ракетных, торпедных установок и летательных аппаратов на 1000 т водоизмещения, выявил почти трехкратное превосходство советских фрегатов и двукратное — эсминцев и крейсеров. На практике это означало, что советские корабли, будучи меньшими по водоизмещению и размерам, превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза. С точки зрения зарубежных специалистов, они отличались явной перевооруженностью, будучи буквально «напичканы оружием». Это превосходство американские исследователи объясняли рядом «ключевых различий в практике проектирования». Советские конструкторы уделяли гораздо меньше внимания проблеме пополнения припасов на ходу в море, что позволяло им размещать вооружение по обоим бортам корабля и полностью занимать носовую и кормовую часть верхней палубы. Учитывая трудность перезарядки систем противокорабельного и противолодочного ракетного оружия и торпедных аппаратов, советские кораблестроители применяли установки с большим числом направляющих без возможности их перезарядки из магазинов, размещенных под верхней палубой корабля. Проекция силы в окружающее пространство Высокая насыщенность советских кораблей вооружением и особенности его размещения дали основания зарубежным специалистам для вывода о том, что «советская конструкторская философия была нацелена на создание кораблей для упреждающего удара в скоротечном и напряженном конфликте». Этот «советский подход» к вооружению имел и обратную сторону — корабли не могли вести длительный бой. Но неожиданным его преимуществом стало большее соответствие задачам «демонстрации силы в целях поддержки внешней политики государства». Размещение большого количества вооружения на верхней палубе «делало советские военные корабли более грозными, независимо от их реальной боевой эффективности». В условиях множившихся локальных конфликтов и необходимости постоянной «демонстрации силы» в странах «третьего мира» это качество оказывалось едва ли не самым важным. «В случае возникновения значительного конфликта в третьем мире американские политики, как правило, в качестве первого средства использовали военно-морскую группировку, обычно включавшую по крайне мере один авианосец. Типичной реакцией Кремля на эти действия, — отмечал в своем исследовании сотрудник Брукингского института (Brookings Institution) Стивен Каплан (Stephen S. Kaplan), — было появление противостоящего американцам соединения советских военно-морских сил с целью нейтрализации политического эффекта присутствия в этом районе кораблей ВМФ США». Американский исследователь подчеркивал: «Советское руководство было уверено, что появление надводных кораблей способно оказать огромное воздействие на иностранных лидеров». В поисках ответа на вопрос «Почему внешний облик советских кораблей производит впечатление большей военной мощи, чем облик американских?» уже упоминавшийся Герберт Мейер совместно с офицером флота США Джоном Роучем (John Ch. Roach) предприняли попытку анализа архитектурного дизайна советских и американских боевых кораблей. Обосновывая свой подход к решению проблемы и использованную методику, авторы отмечали: «В истории морских народов существует давняя традиция, касающаяся эстетики дизайна военных кораблей. Помимо своей основной роли ведения войны, боевые корабли служили политическим инструментом эффективной проекции морской мощи, престижа и влияния нации…». В качестве основного метода авторы использовали сопоставительный анализ базовых визуальных элементов, к которым они относили: «линии силы» силуэта корабля, контур корабля, линии фронтальной проекции надстроек и выступа борта, размер горизонтального интервала между линиями палуб и надстроек. Согласно предлагаемой методике, «линии силы» объединяют визуальную композицию объекта, проецируя его силу в окружающее пространство. Такие линии корабля как кривизна борта, продольная погибь корпуса являются самым подлинным выражением его характера. При этом вертикальные линии создают впечатление относительной статичности, в то время как линии наклона задают ощущение динамичности и целеустремленности. Линии наклона от визуального центра в сторону носа и кормы отражают степень выдвижения надстроек вперед-вверх, создающей впечатление устремленности и готовности к активному действию. Большие горизонтальные интервалы между линиями палуб и надстроек при определенной длине корабля формируют ощущение раздутости и приземистости, малые же интервалы, напротив — эффект сглаженности, стремительности. Впечатление динамичности корабельной архитектуры так же задается наклоном линий фронтальной проекции надстроек в противоположность статике перпендикулярных линий. Наклон надводного борта и форштевня корабля подчеркивает мощь линий силы. Силуэт корабля представляет собой непрерывную линию, включающую все корабельные устройства, видимые под разными углами. Мачты, радарные установки, системы вооружения привлекают внимание и придают силуэту ощетинившийся, угрожающий вид. В своей комбинации «линии силы» и силуэт корабля определяют, насколько грозно выглядит сам корабль. Таким образом, американские исследователи проанализировали внешний вид новых кораблей флота США и сравнили их с кораблями новейших типов советского флота. И это сравнение оказалось не в пользу первых: «Современные боевые корабли американского флота выглядят громоздкими, неустойчивыми, плоскобокими, статичными и недовооруженными и, в целом, кажутся менее устрашающими, чем должны казаться. При сравнении с кораблями других флотов, такими как новые корабли советского флота, видимый контраст разителен, советские корабли кажутся более зловещими и угрожающими». Так, вошедший в состав американского флота в середине 1970-х годов ракетный крейсер «Калифорния» (CGN-36), по мнению авторов, отличался преобладанием вертикальных линий крупногабаритных надстроек, что придавало крейсеру исключительно «массивный, статичный внешний вид, исключающий динамику и подвижность». В то же время близкий по классу и времени вступления в строй советский большой противолодочный корабль (БПК) «Николаев» (проект 1134Б) производил впечатление «бойца, приготовившегося к схватке». Надстройки и корпус крейсера «демонстрировали согласованные и целенаправленные линии силы». Герберт Мейер и Джон Роуч пришли к заключению, что «внешний вид советских военных кораблей являл собой сознательную попытку обеспечить максимальный пропагандистский эффект использования флота благодаря применению художественного дизайнерского стиля». Это приобретало особое значение исходя из убежденности авторов в том, что «военный корабль есть инструмент политики, главным оружием которой является эффективное убеждение. Эстетическое совершенство усиливает убедительность военного корабля, усиливая доверие к национальной политике». Секрет успеха Общим итогом масштабных сравнительных исследований стало выявление ряда факторов, обусловивших преимущества советских кораблей, которые так обеспокоили флот США. Источник преимуществ советских кораблей скрывался, по их мнению, в приоритетах при проектирования кораблей. Советские конструкторы сознательно сделали ставку на мощное вооружение и высокую скорость, сознательно жертвуя условиями, в которых были вынуждены жить и выполнять боевые задачи члены экипажа, и дальностью плавания. Выбор дизайнерских приоритетов и их иерархия — своего рода визитная карточка национальной конструкторской школы. Именно они определяют специфическое видение оптимальных способов решения тех или иных задач. На это обращал внимание, подводя итоги проведенного исследования, Джеймс Кихоу: «Будучи компетентными дизайнерами и кораблестроителями, советские инженеры строили большое число относительно небольших, быстроходных кораблей, имеющих впечатляющее вооружение, чтобы обеспечить выполнение их главного предназначения — воспрепятствовать использованию моря противником… Эта миссия определила неизбежный акцент в проектировании на мощном вооружении, способности нанесения первого удара по противнику в воздухе, на воде и под водой, высокой скорости и мореходности…». Вслед за Кихоу и другие американские исследователи пришли к заключению, что для советской модели проектирования было характерно стремление к обеспечению таких характеристик как скорость, большая ударная сила, боевая эффективность, акцент на ударных возможностях. Выбор данной модели позволил осуществить строительство большого числа относительно простых и недорогих кораблей, спроектированных с большим искусством, построенных на соответствующем уровне, удобных в эксплуатации. Американские проектировщики делали ставку на дорогостоящие качественные характеристики: экономию силы, сохранение жизни, высокую боевую эффективность, передовые технологии. В результате, при больших затратах в США было построено меньше кораблей, чем в СССР. При этом, американские корабли, хотя и превосходили советские аналоги по качественным характеристикам, но оставались дорогими, сложными в эксплуатации и техническом обслуживании. Но особенно тревожным был такой вывод: «Вследствие трудностей в использовании и обслуживании новейших в техническом отношении корабельных систем флот США часто был не в состоянии реализовать весь потенциал, заложенный в проектах кораблей и систем их вооружения. Корабельные системы Советов, напротив, часто были не так совершенны, как американские, но гораздо проще в использовании и обслуживании, и гораздо полнее использовали заложенный потенциал. В итоге, в ряде областей советские корабли обладали превосходством над американскими, и США были не способны компенсировать количественное отставание качественным превосходством…». А.Киличенков Читай ещё: Командир первопроходец АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ ФЛОТА СССР Трудные дети страны Визит крейсера “Свердлов” в Англию Сорвавшийся с цепи Российский флот пугает Запад ertata Тэги: авиация., армия,, вмф, война, интересный, история, история., кораблестроение, назад, непознанный, разный, россии, россии., сделанный, советский, ссср, ссср., сша, флот, флот,, холодный
Главная / Главные темы / Тэг «вмф»
|
Категория «Религия»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|