Предусматривались поставки в СССР вооружения, военных материалов, сырья, медицинских предметов, всего 1,5 млн тонн грузов. При этом правительство США исходило из того, что война их с Германией неизбежна и что американцы и политически, и экономически заинтересованы в продолжении русскими этой войны.
За поставки из США и Англии СССР согласился на ответные поставки различных товаров, а главное, расплачивался за них средствами из золотого запаса страны. Это было невыгодно и тяжело советскому государству, которому требовалось всё больше вооружения для борьбы с агрессором. В результате усилий советской и американской дипломатии с 7 ноября 1941 года решением президента США Ф. Рузвельта на СССР был распространён закон о ленд-лизе.
Ленд-лиз – особая форма экономических отношений Советского Союза с Соединёнными Штатами и Великобританией. Английское to lend означает передачу во временное пользование, то есть взаймы, to lease – «сдавать в аренду». В целом: система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, ледоколов, гражданских морских и речных судов, промышленного оборудования, грузовых и легковых автомобилей, продуктов питания, различных товаров и услуг союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны 1939–1945 годов. Закон о ленд-лизе был утверждён Конгрессом США 11 марта 1941 года.
Закон давал президенту право помогать любой стране, оборона которой «против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов Америки». В число таких стран был включён и Советский Союз.
В соответствии с законом поставленные материалы, вооружение, оборудование, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате; после войны оставшееся и пригодное для гражданских целей имущество должно быть оплачено полностью или частично; после войны при заинтересованности американской стороны не разрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены Соединённым Штатам.
Таким образом, поставки по ленд-лизу осуществлялись в основном безвозмездно. Направлялись они в 42 страны. Больше всего их шло в Британскую империю, следующим по их объёму был СССР. Номенклатуру и объёмы поставок товаров определял Советский Союз. Как правило, и то, и другое принималось американской стороной. Другое дело, что они не всегда с точностью выполнялись. В свою очередь СССР оказывал помощь США и Великобритании в порядке ответного («обратного») ленд-лиза. Она включала ценные виды сырьевых материалов (хром, марганец и другие) и разного рода услуги (ремонт торговых судов союзников и т. п.). С ноября 1941 года американские поставки в СССР стали производиться на основании закона о ленд-лизе.
Начало союзническим военным поставкам положил английский минный заградитель «Адвенчур», прибывший в Архангельск 1 августа 1941 года в сопровождении советского эсминца «Сокрушительный» с грузом глубинных бомб и магнитных мин. А 31 августа в порт вошёл первый британский конвой «Дервиш» (РQ–0). Находящийся в его составе авианосец «Аргус» доставил в СССР истребители «Харрикейн». В августе-сентябре из Англии прибыли также средние танки «Матильда» и «Валентайн». В 41-м же году в СССР пришло ещё 6 союзных конвоев. Все они добрались до советских портов без потерь.
В октябре-ноябре США направили в СССР 28 судов вместо 41 запланированного. Англичане в 1941 году вместо обещанных 750 танков поставили 466, из 600 танкеток – 300. А ведь это был начальный, самый тяжёлый период войны, когда шла битва за Москву и отечественная промышленность ещё не успела перейти на военные рельсы. Не без оснований английский профессор Р. Овери отмечал: «Мы помним, что Советский Союз ещё до поступления полноценной помощи по ленд-лизу сумел отбросить фашистов от стен Москвы».
По северному (арктическому) маршруту союзники за годы войны направили в СССР 41 морской конвой, который доставил главным образом оружие. Путь этот был самым коротким, конвои преодолевали его за 10–14 суток. Однако он являлся самым опасным. Немецкие подводные лодки и торпедоносцы постоянно атаковали конвои, фашистская авиация обрушивала на них град бомб. В результате ожесточённых морских и воздушных боёв в пути погибли 100 судов: 82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран. Были потоплены 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка союзников. Советские потери составили 2 эсминца, 20 подводных лодок, большое количество самолётов. Тем не менее в советские порты прибыли 811 судов с грузами, которые составили 22,6% всех поставок по ленд-лизу.
Главным маршрутом ленд-лиза был Тихоокеанский. На его долю пришлось 47,1% всех грузов по ленд-лизу. Суда с западного побережья США за 18–20 суток добирались до дальневосточных портов СССР – Петропавловска-Камчатского, Магадана, Владивостока. Обычно они шли по одному, «капельными рейсами», без какой-либо охраны. Недостаток маршрута – удалённость от фронта. Доставленные по морю грузы далее везли по Транссибирской магистрали в европейскую часть СССР. Тихоокеанским маршрутом поступали в СССР в основном машины и оборудование, продовольствие, нефтепродукты.
Ещё один крупный маршрут – трансиранский, или «персидский коридор». Проходил он от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. Основной его недостаток – большая продолжительность, занимал примерно 75 дней. Для ускорения поставок союзники в короткие сроки модернизировали и построили в Иране новые шоссейные и железные дороги, авиа- и автосборочные предприятия. Грузы в СССР шли двумя путями: сухопутным через советское Закавказье и водным – через Каспийское море. Всего с иранских предприятий в СССР ушло более 184 тысяч автомобилей – чуть меньше половины всех американских поставок автотехники. Самолеты в СССР отправлялись по воздуху. В целом по «персидскому коридору» в СССР поступило 23,8% поставок по ленд-лизу.
С октября 1942 года был открыт ещё один, четвёртый маршрут, связанный с авиационным ленд-лизом. По нему американские самолёты своим ходом перегонялись из США в СССР из города Фэрбэнкса на Аляске через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы и Якутии до Красноярска. Далее истребители в разобранном виде доставлялись на железнодорожных платформах в европейскую часть СССР и затем к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики пилотировали лётчики на фронтовые аэродромы.
Воздушный маршрут позволил пополнить советскую авиацию примерно 8000 самолётов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А–20» и «Митчелл Б–25», 710 транспортными самолётами «Дуглас С–47». Высокую оценку наших лётчиков заслужили американские истребители «Аэрокобра». Так, из 59 сбитых советским асом Александром Покрышкиным вражеских самолетов 48 нанёс он смертельный удар, летая на «Аэрокобрах». Хорошо зарекомендовали себя также американские бомбардировщики «Митчелл Б–25» и «Бостон А–20».
Номенклатура поставок по ленд-лизу была весьма широкой. Наиболее важное значение имели самолёты, танки, боевые корабли и катера для ВМФ, автомашины, подвижной железнодорожный парк, боеприпасы, техническое оборудование, цветные металлы, различные виды стратегического сырья и материалов, продовольствие, обувь и другие.
Ещё в годы войны в мировой историографии возникли вопросы о роли ленд-лиза в победе СССР. Они и ныне имеют место. На западе есть историки, которые продолжают придерживаться взглядов американцев Л. Роуза, Р. Лукаса, английских специалистов Г. Моля, М. Говарда и других, разработавших версию о решающей роли ленд-лиза в победе СССР над гитлеровской Германией.
Не все на Западе придерживались таких взглядов. Было немало там трезвомыслящих политиков. Так, помощник президента США Ф. Рузвельта Г. Гопкинс прямо заявил: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русских солдат». Подобной позиции придерживался и государственный секретарь США Э. Стеттиниус. Факты подтверждают оценки политиков, мыслящих объективно.
Всего по ленд-лизу за годы войны Советский Союз получил по одним данным 18 297, по другим – 22 195 самолётов разных типов, а произвёл, по российским источникам, 143 000 самолётов. Советские лётчики воевали в основном на отечественных самолётах. По ленд-лизу в страну было поставлено 12 788 танков, а наши заводы дали фронту более 100 тысяч танков и САУ. Доля американских и английских танков составила в РККА порядка 12%. Советские артиллеристы получили от союзников 4912 противотанковых и 8218 зенитных орудий, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулемётов. Отечественные же заводы изготовили для фронта 482 тысячи орудий, 351,8 тысячи миномётов, 1,5 млн пулеметов, 6,17 млн пистолетов-пулемётов.
Ленд-лиз пополнил Советский военно-морской флот более чем 500 кораблями разных классов. Среди них было 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. Большая часть их начала прибывать в СССР лишь в 1944 году, в основном на Тихоокеанский флот, то есть в преддверии войны с Японией.
Приведённые данные убедительно свидетельствуют, что победа на фронтах Великой Отечественной войны завоёвывалась советским оружием, произведённым на отечественных предприятиях. Были и поставки, которые в своей сфере имели первостепенное значение. Так, армии крайне не хватало автотранспорта. Ленд-лизовские автомашины, главным образом американские, позволили исправить положение. По автомобильному ленд-лизу в СССР было поставлено около 480 тысяч автомобилей, главным образом грузовых, что почти вдвое превышает число автомашин, произведённых в СССР за годы войны. Особенно хорошо себя зарекомендовали «студебеккеры», а также «доджи», «форды» и джипы «Виллис». Как отмечал Г. К. Жуков: «Без "студебеккеров" нам не на чём было бы таскать нашу артиллерию». «Студебеккеры» использовались в Красной армии не только для перевозки людей и грузов, часть из них становилась боевой техникой, на них устанавливались знаменитые «катюши» (БМ–13). Всё это существенно повышало мобильность советских войск, возможность передислокации.
Огромное значение имели 1900 ленд-лизовских паровозов и 11 075 вагонов для перевозки советских войск, гражданских лиц и грузов в такой громадной стране, как наша. Ведь в годы войны у нас было произведено лишь несколько локомотивов. Ленд-лиз помог компенсировать нехватку авиационного бензина. Союзники поставили свыше 1,5 млн тонн этого горючего – несколько больше, чем вырабатывалось его в стране.
В номенклатуру ленд-лиза вошли также 13 303 тягача и трактора, свыше 622 тысяч тонн железнодорожных рельсов, 328 тысяч тонн алюминия (основной материал для изготовления самолётов), более 1000 радаров, 348 локаторов (на флоте к началу войны была единственная радиолокационная станция «Редут-К», установленная на черноморском крейсере «Молотов»).
Четвёртую часть ленд-лиза составляли продукты питания (около 4,5 млн тонн), в том числе 664 тысячи тонн мясных консервов, 65 тысяч тонн коровьего масла, 300 тысяч тонн жира, 700 тысяч тонн сахара и многое другое.
Конечно, ленд-лиз приблизил нашу победу. Если бы его не было, то воевать пришлось бы ещё год-полтора, а значит, и положить на алтарь Победы дополнительно сотни тысяч соотечественников. Большой эффект имел и моральный фактор помощи по ленд-лизу. Он повышал боевой дух армии, укреплял уверенность в победе всего нашего народа сознанием, что мы ведём борьбу с сильным врагом не одни, а с такими мощными союзниками, как Великобритания и США. Моральный фактор также приближал общую с союзниками победу над фашистской Германией.
Как обстоит дело с расчётами по ленд-лизу? Среди отечественных учёных наиболее обстоятельно вопрос этот исследован историком Н. В. Бутениной.
Первые переговоры между СССР и США о расчётах по ленд-лизу начались ещё в 1948 году. На них стороны не нашли общего языка. Последующие переговоры тоже оказались безрезультатными. Лишь в 1972 году стороны определили, что советский долг составляет 722 млн долларов, включая проценты. Эту сумму СССР обязался выплатить США до 2001 года, примерно по 24 млн ежегодно, при условии, что США предоставят СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле. В связи с нарушением Соединёнными Штатами этого условия Советский Союз после двух платежей на общую сумму в 48 млн долларов выплаты прекратил. В июне 1990 года была достигнута договорённость, что оставшийся долг в сумме 674 млн будет выплачен до 2030 года ежегодными долями в размере около 17 млн долларов.