... />Первая мировая
с её ... в начале
был направлен ... во время
, основные сражения ...
 
13 февраля 1917 года в Париже была арестована танцовщица Маргарета Гертруда Зелле, известная под сценическим псевдонимом Мата Хари. Её обвинили в работе на германскую разведку и через некоторое время расстреляли. Она стала самым известным человеком, которого казнили во время Первой мировой войны по обвинению в шпионаже, но далеко не единственным.
Арест актрисы произошел в гостинице, во время которого 40-летняя исполнительница восточных танцев встретила полицию безмятежной и почти полностью обнаженной. На следствии Мата Хари полностью отрицала, что шпионила против Франции или ее союзников. По её словам, она лишь крутила романы с высокопоставленными лицами.
О них было известно широкой публике ещё до войны, благо эффектная дива не скрывала того, что кроме сценической деятельности была ещё и куртизанкой. Однако французские контрразведчики, которым свои услуги в качестве шпионки Мата Хари предложила еще в 1916 году, уличили её в двойной игре, после того, как британские спецслужбы перехватили немецкую радиограмму с секретными данными.
В ней содержалась информация о том, что гражданка нейтральной Голландии мефрау Зелле давно является агентом германской разведки под кодовым именем H-21. В итоге она была приговорена к смертной казни, которая состоялась утром 15 октября 1917 года на военном полигоне в пригороде Парижа. Мата Хари отказалась от повязки на глаза, держалась спокойно, без тени волнения, послав перед залпом воздушный поцелуй расстрельной команде.
Первая мировая война с её разбросанными по всему миру театрами боевых действий, многомесячными кровопролитными сражениями миллионных армий с применением самых современных вооружений, породила и большое количество шпионов, которые за деньги или из-за соображений патриотизма работали против той или иной стороны конфликта.
Они собирали разведывательную информацию под видом коммивояжеров, журналистов, официанток, фотографов, певиц, учителей иностранных языков, владельцев ресторанов и конечно, путешественников. За американского туриста выдавал себя, например, один из первых шпионов, казненных в ходе Первой мировой, Густав Карл Готлиб Ханс Лоди.
 
Под псевдонимом Чарльз Иглис, 37-летний Лоди, являвшийся офицером запаса кайзеровского военно-морского флота, в начале войны был направлен немецкой разведкой в Великобританию собирать сведения о Гранд-Флите, главной ударной силе Соединенного Королевства. В течение сентября 1914 года лже-американец, великолепно говоривший по-английски, путешествовал по Шотландии и наблюдал за маневрами британских кораблей.
Однако бывший старший лейтенант не имел соответствующей подготовки и буквально за несколько дней был раскрыт британской контрразведкой, которая давно следила за всеми мало-мальски подозрительными иностранцами. В надежде раскрыть всю шпионскую сеть ему дали отправить несколько посланий, но когда посылаемые сведения стали слишком секретными, моряк был арестован.
Суд на ним в Лондоне был открытым и на процессе Лоди не пытался отрицать свою вину. Его смелое поведение заставило уважительно относиться к неопытному шпиону газетчиков и даже самих контрразведчиков. Но это не спасло его от печального финала – 6 ноября 1914 года он был расстрелян в лондонском Тауэре.
 
Борьба с немецкими шпионами затронула и другие страны Антанты. В России отметились громким процессом над полковником Сергеем Мясоедовым. В начале марта 1915 года он был арестован по обвинению в передаче секретных сведений врагу и, несмотря на слабость доказательной базы, повешен 2 апреля 1915 года по личному распоряжению тогдашнего Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича.
Дело получилось столь громкое, что в его рамках было арестовано почти 20 человек. Жертвой скандала пал и военный министр Владимир Сухомлинов, который был хорошо знаком с Мясоедовым и был вначале уволен со своего поста, затем со службы, а после - арестован. 20 сентября 1917 года пожилой генерал был приговорён к бессрочной каторге, а затем по старости амнистирован.
Много позже, попав 1945 году в советский плен, тогдашний начальник немецкой разведки Вальтер Николаи на допросах всячески отрицал связь Мясоедова с Германией и считал, что приговор полковнику был ошибочным.
Мата Хари была не первой и не единственной женщиной, расстрелянной французами по обвинению в шпионаже. Галантные с дамами в мирное время, они не особенно церемонились с ними во время войны, основные сражения которой на Западном фронте проходили на территории их страны. И несколько раз судьба страны висела на волоске.
Одной из первых карающий меч французской Фемиды настиг 25-летнюю Маргерит Шмитт, которая на допросе созналась, что ее заданием было выяснить численность войск недалеко от Швейцарии. В ходе трибунала она сказала, что ей очень жаль, что всё так получилось. Её расстреляли 22 марта 1915 года.
33-летняя немка Оттилия Фосс в течение 7 лет жила во Франции и когда с началом войны вернулась на родину, была завербована германской разведкой. Она посещала южные города Франции, такие как Ницца и Марсель, для того, чтобы следить за прибывающими из колоний свежими частями и была казнена 17 мая 1915 года.
26-летняя Фелиция Пфаадт, чей агентурный номер в немецкой разведывательной сети был R17, была лишена жизни по приговору французского военного суда 22 октября 1916 года.
Маргерит Франсиллар расстреляли 19 января 1917 года. Её, так же как и Маргарету Гертруду Зелле подозревали в изменнической деятельности с 1916 года и поместили перед экзекуцией в камеру № 17 тюрьмы Сен-Лазар, которую вскоре займет знаменитая танцовщица. Но в отличие от неё Франсиллар перед смертью вела себя не столь мужественно, откровенно расплакавшись.
Ещё одной дамой-шпионкой, убитой по приговору, стала 47-летняя парижанка Антуанетта Тишлли, которую германцы знали, как агента Z160. Она, немка по матери, попала под подозрение после того, как её почтовые отправления регулярно направлялись в Швейцарию. Затем выяснилось, что она систематически расспрашивала окружающих, где служат в армии их сыновья и мужья.
15 марта 1917 года Тишлли, которая до самого конца повторяла, что она никого не убила и потому её казнить нельзя, была расстреляна.
 
Певицу кабаре Марию-Антуанетту Авико под сценическим псевдонимом Регина Диана, можно назвать швейцарской Мата Хари. В 1916 году она перебралась во Францию, надеясь сделать там карьеру в кинематографе, и поскольку испытывала большую нужду в деньгах, за 5 тысяч франков согласилась выполнить просьбу одного своего любовника.
От неё требовалось невидимыми чернилами на обычных почтовых открытках указывать номера полков на воротниках французских солдат в Париже. Затем ей поручили понаблюдать в Марселе за высадкой марокканских солдат и строящимися для них казармами. А перед кровопролитной битвой при Сомме 1916 года Регине Диане удалось узнать о передвижениях войск союзников.
16 марта 1917 года её арестовали и, несмотря на уверения певицы в своей пылкой любви к Франции и французам, 5 января 1918 года гражданку Швейцарии расстреляли на стрельбище Фаро, в центре Марселя.
 
Не оставались в долгу и по ту сторону фронта. 1 апреля 1916 года был приведён в исполнение приговор военно-полевого суда в отношении бельгийки Габриэль Пети. Эта активная 23-летняя девушка помогла бежать в Англию своему раненому жениху-солдату Морису Гоберту. А после, пройдя обучение у союзников ремеслу шпионки, вернулась на родину и стала снабжать их сведениями о германских войсках.
При этом по степени артистизма она могла бы дать Мата Хари 100 очков вперед, перевоплощаясь во время своей опасной работы в самых разных людей. В частности, одно время в Брюсселе в доме № 68 по Театральной улице снимал квартиру молодой немецкий лейтенант по фамилии Хеннинг, который проживал там со своей хорошенькой возлюбленной. Роль и того и другой успешно играла сама Габриель.
Долгое время она водила за нос немецкую контрразведку, но в один не прекрасный момент везение ей изменило, и она была арестована на улице патрулем, который нашел при ней уличающие документы. На допросах девушка отказалась от предложенной ей жизни в обмен на рассказ о подпольных бельгийских организациях. За это в современной Бельгии её чтят, как национальную героиню.
Пули для британской медсестры
 
Настоящий международный скандал вызвал приговор английской медсестре Эдит Кэвелл. Она ещё до начала войны работала в Бельгии в должности заведующей Ecole Infirmiere Diplomier, школы для подготовки дипломированных медсестер в Брюсселе.
После того как немцы оккупировали страну, Кэвелл стала членом подпольной группы, в том числе, переправлявшей раненных солдат Антанты в нейтральные Нидерланды. Немцы считали, что общее количество сбежавших составило не менее 20 тысяч, а потому приговорили 49-летнюю Кэвелл к смертной казни как изменницу и расстреляли 12 октября 1915 года в Брюсселе.
Большинство исследователей считает, что эффективность деятельности Мата Хари как разведчицы сильно преувеличена, а кое-кто считает ее очаровательным, но неумным созданием, которую использовали "втемную".
Почему же именно история Мата Хари до сих пор привлекает внимание широкой общественности, о ней написано немало книг и даже пьес, её образ в многочисленных экранизациях изобразили несколько десятков актрис? Бессмертие обеспечила ей с блеском исполненная роль роковой шпионки, которую Маргарета Гертруда Зелле ярко доиграла до самого конца.
... />Иосиф Флавий «Иудейская
В Британии дворцовая кавалерия — весьма престижное армейское подразделение. Оно состоит Читать ...
... «Крымская
». Постоянно ... охарактеризовал итоги Крымской
Кристофер Хибберт. ...
Севастопольские небылицы«Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии»
Восприятие Крымской войны подобно айсбергу. Все помнят со школьных времен верхушку: оборона Севастополя, гибель Нахимова, затопление русского флота. Судят о тех событиях, как правило, штампами, заложенными в головы многолетней пропагандой. Тут и «техническая отсталость» России, и «позорное поражение царизма», и «унизительный мирный договор». Канонической для советских учебников стала фраза «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России» (В. И. Ленин. «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция»). Истинный масштаб и значение войны остаются малоизвестными. Многим кажется, что это было какое-то периферийное противостояние, далекое от основных центров России.Упрощенная схема выглядит незамысловато: противник высадил десант в Крыму, нанес там поражение русской армии и, добившись своих целей, торжественно эвакуировался. Но так ли это?
Эжен-Луи Лами. "Битва при Альме 20 сентября 1854 года"И примкнувший к ним ШамильПротив России тогда выступили три империи (Британская, Французская, Османская) и одно королевство (Пьемонт-Сардиния). Что такое Британия тех времен? Гигантская страна, промышленный лидер, лучший в мире военный флот. Что такое Франция? Третья экономика мира, второй флот, многочисленная и хорошо обученная сухопутная армия. Союз этих двух государств уже давал такой резонансный эффект, что объединенные силы коалиции располагали невероятной мощью. А ведь была еще и Османская империя.
Да, к середине XIX века золотой период остался в прошлом и ее даже стали называть «больным человеком Европы». Но это говорилось при сравнении с самыми развитыми государствами. Турецкий флот располагал пароходами, армия была многочисленна и частично вооружена нарезным оружием, офицеров направляли учиться на Запад. Кроме того, иностранные инструкторы работали на территории самой Османской империи.
Между прочим в Первую мировую уже лишившийся почти всех своих европейских владений «больной Европы» победил Британию и Францию в галлиполийской кампании. И если Османская империя была такой на излете, то надо полагать, что в Крымскую войну она вступала куда более опасным противником.
Роль Сардинского королевства обычно вообще не учитывают, а ведь эта страна выставила против нас двадцатитысячную хорошо вооруженную армию. Таким образом, России противостояла мощнейшая коалиция.
Какие цели преследовал противник? Согласно его планам от России должны быть отторгнуты Аландские острова, Финляндия, Прибалтийский край, Крым и Кавказ. Восстанавливалось Польское королевство, а на Кавказе создавалось независимое государство Черкесия, вассальное по отношению к Турции. Дунайские княжества Молдавия и Валахия, находившиеся под протекторатом России, предполагалось передать Австрии. Трофеи хотели поделить так: Прибалтику – Пруссии, Аландские острова и Финляндию – Швеции, Крым и Кавказ – Турции. Черкесию получал предводитель горцев Шамиль – кстати, во время Крымской войны его отряды тоже воевали против России.
Но «отсталая, бессильная и прогнившая» Россия не оставила от этих проектов камня на камне. Черту под Крымской войной подвел Парижский конгресс 1856 года. Согласно заключенному договору Россия теряла крохотную часть Бессарабии, соглашалась на свободное судоходство по Дунаю и нейтральный статус Черного моря.
ПароходометрияПерейдем ко второму важному вопросу – к «технической отсталости крепостной России». Когда речь заходит об этом, вспоминают: у Британии и Франции армия была оснащена нарезными ружьями, а наши солдаты – устаревшими гладкоствольными. Передовые страны Запада давно перешли на пароходы, русские корабли ходили под парусом. Казалось бы, все очевидно и отсталость налицо. Вы будете смеяться, но и у нас были нарезные ружья и паровые корабли. Да, флоты Британии и Франции значительно опережали российский по числу пароходов. Но это же две ведущие морские державы.
Надо признать, что нарезных ружей у противника было намного больше. Но правда и то, что в русской армии имелось ракетное оружие. Причем боевые ракеты системы Константинова значительно превосходили западные аналоги. Балтийское море надежно прикрывали отечественные мины Бориса Якоби. Это оружие также относилось к лучшим мировым образцам.
Впрочем, давайте проанализируем степень «военной отсталости» России в целом. Для этого нет смысла перебирать все виды вооружений, сравнивая каждую техническую характеристику. Достаточно посмотреть соотношение потерь в живой силе. Очевидно, что они должны быть у нас принципиально выше, если Россия действительно серьезно отставала от противника по вооружениям.
Цифры общих потерь в источниках сильно разнятся, а число убитых примерно одинаково, поэтому обратимся к этому показателю. Итак, за войну в армии Франции убиты 10 240 человек, Англии – 2755, Турции – 10 000, России – 24 577. К потерям России еще добавляют около пяти тысяч человек. Столько было погибших среди пропавших без вести. Таким образом, общее число убитых считают равным 30 тысячам. То есть соотношение совсем не катастрофическое, особенно если учесть, что Россия воевала на полгода дольше Англии и Франции.
Разумеется, в ответ скажут, что основные потери пришлись на оборону Севастополя, здесь противник штурмовал укрепления, отсюда большие жертвы. То есть «техническую отсталость» России удалось частично компенсировать выгодной позицией обороны.
Хорошо, рассмотрим первое же сражение вне Севастополя – битву при Альме. Армия коалиции численностью около 62 тысяч высадилась в Крыму. Чтобы задержать противника и выиграть время для подготовки оборонительных сооружений Севастополя, русский командующий Александр Меншиков решил дать бой у реки Альма. На тот момент ему удалось собрать всего лишь 37 тысяч человек. Пушек у него тоже было меньше, чем у коалиции, кроме того, противника поддерживал с моря еще и корабельный огонь.
«По одним показаниям, союзники потеряли в день Альмы 4300, по другим – 4500 человек. По позднейшим подсчетам, наши войска потеряли в битве на Альме 145 офицеров и 5600 нижних чинов», – такие данные приводит академик Тарле в своем фундаментальном труде «Крымская война». Постоянно подчеркивается, что в ходе сражения сказалась нехватка у нас нарезного оружия, но обратите внимание, что потери сторон вполне сопоставимы. Да, наши оказались больше, но ведь коалиция имела значительный перевес в живой силе. При чем здесь техническая отсталость русской армии?
Интересное дело: и численностью наша армия уступала почти двукратно, и пушек у нее меньше, и флот врага с моря обстреливает наши позиции, вдобавок оружие отсталое. Казалось бы, при таких обстоятельствах разгром русских должен быть полным. А результат? После боя русская армия отступила, сохраняя порядок, измотанный противник не решился организовать преследование, то есть его движение на Севастополь замедлилось, что дало гарнизону города время на подготовку к обороне. Слова командира британской Первой дивизии герцога Кембриджского как нельзя лучше характеризуют состояние «победителей»: «Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии».
Иллюзия паденияПочти год продолжалась осада Севастополя. Ценой тяжелых потерь противник занял часть города. Никакого «падения Севастополя» так и не произошло, русские войска просто перешли с южной на северную часть города и приготовились к дальнейшей обороне. Несмотря на все усилия, коалиция практически ничего не добилась. За все время боевых действий противник захватил небольшую часть Крыма, Бомарзунд на Аландских островах и Кинбурн на Черном море, но при этом потерпел поражение на Кавказе. Между тем в начале 1856 года Россия сконцентрировала свыше 600 тысяч человек на западных и южных границах. Это не считая кавказской и черноморских линий. Удалось создать многочисленные резервы и собрать ополчения.
Россия была готова воевать и поднималась на Вторую отечественную со всеми вытекающими для противника последствиями. Но тут с дипломатического фронта пришла тревожная весть: к Британии, Франции, Османской империи и Сардинскому королевству открыто присоединилась Австрия. Спустя несколько дней с угрозами Петербургу выступила Пруссия. К тому времени Николай I умер, на престоле находился его сын Александр II. Взвесив все за и против, царь принял решение начать переговоры с коалицией.
Как уже было сказано выше, договор, завершивший войну, получился отнюдь не унизительным. Об этом знает весь мир. В западной историографии исход Крымской войны для нашей страны оценивается гораздо объективнее, чем в самой России:
«Итоги кампании мало повлияли на расстановку международных сил. Дунай было решено сделать международной водной артерией, а Черное море объявить нейтральным. Но Севастополь пришлось вернуть русским. Россия, ранее занимавшая в Центральной Европе доминирующие позиции, на ближайшие несколько лет лишилась своего былого влияния. Но ненадолго. Турецкая империя была спасена и тоже только на время. Союз Англии и Франции не достиг своих целей. Проблема Святых земель, которую он должен был решить, даже не упомянута в мирном договоре. А сам договор русский царь аннулировал через 14 лет», – так охарактеризовал итоги Крымской войны Кристофер Хибберт. Это британский историк. Для России он нашел куда более корректные слова, чем Ленин.
Дмитрий Зыкин. vpk-news.ru
Э.Ы.
от автора блога
На всех некрымских театрах военных действий союзники потерпели позорные поражения:
- на Балтике огромная союзная эскадра упёрлась в Свеаборгскую крепость (там впервые в мире русские применили морские мины);
- на Белом море монахи и ополчение отбили атаку союзной эскадры на Соловецкий монастырь;
- Камчатский гарнизон под командованием контр-адмирала Завойко В.С. разгромил союзный десант в Петропавловск-Камчатский, причём, было захвачено британское знамя морской пехоты;
- на Кавказе русская армия разбила турецкую и захватила крепость Карс.