Моя семья - та, в которой я родилась, - совсем не религизоная. Дедушка - молоканин, бабушка - ярая атеистка, папу тайно крестила моя прабабка, причём самостоятельно, а у мамы подход к религии философский. Я и в церкви была два раза. Один раз на собственном крещении лет в семь, а второй - на ночной службе вместе с подругой родителей лет в десять. Тогда она жила одна, родители и сын остались в другом городе. Иногда она просила моих родителей оставить меня с ночёвкой у неё дома, и я оставалась.
Меня никто не готовил ни к таинству крещения, ни просто к походу в церковь. На вопросы о жизни и смерти мама отвечала мне, что, когда я вырасту, врачи придумают такие таблетки, что люди смогут жить вечно, чтобы я не боялась и не думала об этом. Я не боялась и не думала, и какое-то время даже хотела стать врачом...
Сегодня меня уже трудно обмануть и успокоить подобными вещами. Жить и верить я учусь самостоятельно, и это очень сложно, порой - просто невозможно. Заставить поверить 30-летнего человека, никогда по-настоящему не соприкасавшегося с религией, в существование Бога может либо чудо, либо отчаяние. Мне помогают мои дети. Точнее, мой страх за то, что они вырастут такими же как я. Когда мой старший сын стал задавать вопросы, где живёт Бог, кто такие ангелы и что с нами будет, когда мы умрём, я не стала говорить ему ни про какие чудо-препараты. Ответила как есть: Бог создал нашу землю и всё живое на земле, он живёт над облаками и может ходить по воздуху. Ангелы, божьи помощники, охраняют нас от зла и наставляют на правильный путь. Что же касается смерти, то умирает только тело, мы же - больше, чем просто руки, ноги и живот. Мы - это любовь, нежность, привязанность, иногда злость и досада. Мы - то, что мы чувствуем, желаем, делаем. И если у нас отнять наше тело, мы все равно никуда не денемся, станем невидимыми человеческому глазу, но будем продолжать жить уже в иной форме. Как ни странно, моих детей полностью удовлетворил этот ответ. Интерес не угас, но перешёл на новый уровень. Мы стали читать детскую библию и прочли её не раз, стали ходить в церковь на причащение, Пасху...
Для моих сыновей ходить в церковь - норма, они не стесняются креститься и задавать глупые вопросы, тыкать пальцами в иконы и целовать святых. Им нравится, что наш мир устроен именно так. Я же безмерно счастлива, что мои дети никогда не испытают в своём ещё не окрепшем сознании животного ужаса конечности жизни, не узнают сковывающего страха перед неизбежным для каждого из нас финалом. Рядом с ними всегда будут их ангелы-хранители - как и с каждым из нас, но только мои сыновья будут это чувствовать. У них всегда будет место, куда можно просто прийти, даже если рядом не будет никого.
Только не думайте. Я не призываю вас сломя голову бежать в церковь, без оглядки впадать в ту или иную религию, это личное дело каждого. Мне лишь кажется, что родители, выбравшие позицию "ребёнок вырастет и сам решит, во что верить", не задумываются достаточно над этим вопросом. Ребёнок обязательно вырастет, обязательно захочет поверить, но сможет ли он это сделать - безоговорочно, всей душой, так, как того требует выбранное им вероисповедание со всеми его внешними религиозными проявлениями и традициями, так, как того будет требовать его уставшее от безверия сердце - большой вопрос.