"I am John and I was born in the London I am no vulture, this is my culture The laws of nature, we are lawless and free We come from chaos, you cannot change us"
Мадам Курицына обжилась в Лондоне:
"Один день в Лондоне: кавказско-арабского вида таксист, (коренной лондонец, хули) вчера пиздил европейского вида велосепидиста и орал ему: "Вали к себе копать свою картошку!"
Монголоидному водителю не понравилось, как ведет себя другой водитель. Он остановил машину посреди улицы (из Ковент-Гардена в центр, забыла, как называется), чем помешал автобусу, который не мог его объехать, и три раза пизданул по стеклу разозлившего его водилу.
На нашей уличке понаехавшие соседи устроили ночной пьяный гульбарий, придется маляву в мэрию писать.
Перед книжным магазинчиком копали кабель и, как в Сочи, оставили всю улицу без света и интерета, и в соседних кафе интернет тоже наебнулся, потому что кабель интернетовский всехний заодно со светом перебили."
Теперь понятно, к чему стремились покорители космоса из всех космических держав - съебаться со сраной земляшки.
"Вообще было бы правильно для того, чтобы уйти от языковой проблемы на Украине, выбрать язык, на котором говорит большинство населения и сделать его государственным. В Украине это суржик."
Важен тот момент, шо когда дето, как у нас в Харькове, например, говорят "шо" и "де", то это тоже суржик, даже без традиционного для Малороссии (к которой Харьков, напомню, не относится) произвольного и вдохновенного выбора русских и малорусских слов при составлении предложения (см. заголовок).
Так шо нельзя сказать, шо наротный ептудат шото дето неправ.
Представление древних людей о космосе и Вселенной зачастую поражает своей глубиной. Не имея ни спутников, ни наблюдательных приборов, наши предки создавали сложные картины мира, которые ученые изучают до сих пор. Одна из подобных моделей мироздания, как полагают ученые, зашифрована в так называемом Збручском идоле, найденном еще в 1848 году в реке Збруч возле села Гусятин на Западной Украине. Сейчас он хранится в Краковском археологическом музее. А в Москве, Киеве, Гродно, Варшаве, Вильнюсе и Тернополе есть его копии в натуральную величину. Идол представляет собой каменный столб с вырезанными на нем различными замысловатыми фигурами, расположенными в определенной последовательности. Кандидат филологических наук, доцент кафедры историко-правовых и гуманитарных наук Московского государственного областного гуманитарного института Клим Булавкин полагает, что Збручский идол является языческой моделью мироздания и может служить своеобразной энциклопедией древней мифологии. Для того чтобы восстановить эту модель, ученый провел собственное исследование.
В первую очередь им было изучено место, где, скорее всего, размещался идол. Как предполагается, в водах реки Збруч он был спрятан в середине XIII века в связи с какой-то опасностью, а прежде стоял на капище. Основное его местоположение было, по всей вероятности, в двух километрах от места находки, а именно на горе Богит. Это самый высокий холм на возвышенности, простирающейся между реками Збруч и Гнилая. Вокруг горы археологи ранее нашли целый комплекс восточнославянских памятников X—XIII веков. А на самой вершине — городище с культовыми сооружениями. Самая высокая точка городища находилась на его западной площадке, имевшей треугольную форму, в центре которой было сооружение из камней диаметром 17 метров. Эта каменная площадка поднималась над землей на 50—60 сантиметров, а внутри ее булыжниками был выложен круг диаметром 9 метров. К центру этого круга с севера среди камней был сделан проход шириной приблизительно в метр, который вел к центральной столбовой яме квадратной формы, выложенной крупными камнями. Эта яма, уверен Клим Булавкин, служила пьедесталом для идола, поскольку его сечение совпадает с размерами ямы. «Круглые площадки для идолов характерны для восточнославянских святилищ. Например, подобные сооружения обнаружены на святилище в Перыни под Новгородом и на Красногорском святилище в Смоленской области», — поясняет исследователь.
Однако на этом сходство находки из реки Збруч с другими славянскими идолами заканчивается. Збручский артефакт является исключительным в контексте как известных археологических находок, так и описанных в древних текстах. Он представляет собой не изображение какого-то отдельного божества, а совокупность одиннадцати образов, которые, будучи соединенными вместе, отражают целостную космогоническую картину мира, сложившуюся к X веку.
Идол представляет собой квадратный столб высотой 2,67 метра со сторонами примерно 30 сантиметров каждая. Столб фактически разделен на три горизонтальных яруса. Высота верхнего — 160 сантиметров, он увенчан неким подобием шапки с меховой опушкой, под которой расположены четыре лица. Средний ярус — самый маленький, всего 40 сантиметров высотой, а нижний — 67 сантиметров. Геометрически столб делится на 12 отдельных секций, каждая из которых может олицетворять часть Вселенной, однако одна из секций нижнего яруса пуста, и всего получается 11 изображений, имеющих принципиальные различия в зависимости от занимаемого ими яруса.
Так, на грани нижнего яруса, противопоставленной пустой секции, размещается некий мужчина с усами, который стоит на коленях и поддерживает обеими руками средний ярус. Эту сторону идола ученый определил как лицевую. На гранях, прилегающих к ней, показана та же фигура, только сбоку, причем она обращена коленями к пустой грани. На верхнем ярусе под шапкой ученый разглядел наиболее крупные из всех изображений: двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Женщина на лицевой стороне изображена с рогом изобилия, по ее правую руку — женщина с кольцом или браслетом в правой руке. На грани, которая находится справа от лицевой стороны, вырезан мужчина с саблей и конем без седла, а на задней части верхнего яруса помещен мужчина с солярным знаком на одежде в виде круга с шестью лучами внутри.
Клим Булавкин считает, что на верхнем ярусе изваяны божества, так как они примерно в три с половиной раза крупнее фигурок среднего ряда, на котором, судя по всему, древние славяне изобразили смертных людей. Причем под женскими фигурами верхнего ряда размещены женские, а под мужскими — мужские. Их одежды длинные, но без пояса, руки расставлены, и получается, что средний ряд образует нечто наподобие хоровода.
«А вот нижний ряд также следует отнести к области божественного, — уверен исследователь, — так как если распрямить согнутую фигуру, стоящую на коленях, то она по размерам будет точно соответствовать божествам верхнего яруса».
Расшифровывая содержание Збручского идола, ученый пришел к выводу, что на лицевой стороне в верхнем ярусе изображена богиня плодородия, Мать урожая Макошь, женщина с кольцом — Лада, богиня весны, пахоты и сева, покровительница брака и любви. «Образы этих славянских богинь восходят к древней мифологеме Великой Богини-Матери, культ которой известен со времен верхнего палеолита у многих народов Евразии», — говорит Клим Булавкин. Фигура мужчины с оружием и конем, скорее всего, изображает бога грозы и войны, покровителя князя и дружины Перуна. Мужчина, изображенный на тыльной стороне с солярным знаком, как предполагает исследователь, может быть Хорсом, божеством Солнца, или же Дажбогом, богом солнечного «белого света», подателем благ, названным в летописях мифическим царем, сыном небесного Сварога. Однако Клим Булавкин не исключает вариант, что оба этих бога могут представлять собой две ипостаси одного солярного божества восточных славян.
Божество, которое единолично заняло нижний ярус идола, ученый склонен рассматривать как бога, связанного с подземным миром умерших, Велесом. «Если он держит землю с людьми на своих руках, следовательно, сам находится под землей», — рассуждает историк, добавляя, что он не являлся враждебным божеством, а, наоборот, был символом богатства, обилия.
Выходит, что на трех ярусах Збручского идола поместилась вся картина Вселенной средневекового славянина с ее тремя мирами — верхним, небесным божественным, срединным — земным человеческим, и нижним миром предков и земных глубин, в которых объединены важнейшие для человека функции: свет, изобилие, плодовитость, безопасность и покровительство предков. Здесь, как утверждает Клим Булавкин, может идти речь об объединении всех этих божеств в одном, то есть о предпосылках монотеизма. К такому выводу ученого подводит еще и шапка с опушкой, венчающая идола, которая была известна на Руси как княжеский головной убор, символ верховной власти. В данном случае обозначающий единого главного бога, объединившего все уровни Вселенной.
Если интерпретация изображенных на идоле фигур верна и выводы исследователя корректны, то версия о том, что восточные славяне поклонялись единому богу еще до принятия христианства, может заставить переписать учебник истории религии. Правда, если сам идол окажется подлинным, сомнения в чем также в последнее время высказывают ученые.
Мнения
Марина Кратова, кандидат исторических наук:
— Новая версия о космологическом значении Збручского идола, конечно, интересна. До сих пор исследователи предполагали, что на всех трех ярусах изображены божества, которые просто занимали неравные положения в иерархии славян, поэтому и отличались по размерам. Вообще сложно представить себе, чтобы мастера того времени, которые работали под чутким руководством жрецов, могли вырезать на одном идоле богов и людей. Это ломает все представления о культуре славян. Вообще заявление о монотеизме наших предков до принятия христианства мне кажется слишком смелым. Хотя в истории были случаи, когда одна-единственная находка заставляла пересматривать целые эпохи.
Алексей Комар, старший научный сотрудник Института археологии Национальной академии наук Украины:
— Есть некоторые сомнения относительно того, что Збручский идол был сделан именно во времена, к которым его первоначально отнесли, соответственно, сомнения касаются и того, что его изготовили восточнославянские мастера. Мы проводили исследования и выяснили, что количество кальцитовых отложений, которые должны были во множестве присутствовать на камне, если бы он лежал в реке действительно с XIII века, не соответствует времени, проведенному в воде. Их намного меньше. Кроме того, некоторые предметы, изображенные на идоле, например, сабля божества с верхнего яруса, рог богини с лицевой стороны и прочие детали, не соответствуют культурным традициям IX—X веков и относятся к более позднему времени. Есть и другие доказательства того, что идол может быть подделкой. Скорее всего, он был плодом исторической фантазии польского поэта-романтика Тимона Заборовского, чья усадьба как раз располагалась недалеко от места находки. А уж зачем он положил статую в реку — неизвестно. Может быть, ради шутки.
"Я всегда обладал огромной творческой силой. Её хватало и на литературу, и на организацию политической партии, и на изложение моих социальных идей. Банальность, тупость и насилие встали на моём пути к завоеванию политической власти. К тому, чтобы из гениального провидца я превратился в делателя..."
Шото смєявсi.
Тем не менее, в целом, мне, как ни странно, нравится.