2011-09-28 19:29:33
... мальчиков", Анна Гавальда "Глоток ... отношусь к творчеству Гавальды, совершенно не понимаю ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Впервые объединяю несколько книг в одной записи и под катом, поскольку считаю, что работу авторов над этими произведениями можно оценить деликатной фразой моей мамы "не постарались". Не доработали сюжет, ограничившись поверхностным изложением пришедшей в голову идеи, постоянно использовали свои же предыдущие литературные приемы, создавая у читателя постоянное "дежавю", не особенно мучаясь с богатством и образностью выражений, да и не сильно переживая за динамику. Поэтому и получилось у всех на четыре с минусом. Вроде, и потраченного времени не жалко, и талант авторов не вызывает сомнения, и удачные пассажи встречаются, и идея каждой из книг хороша, но, увы... На долгие осенние вечера годится, но до уровня других произведений тех же писателей совсем не дотягивает. "Проходные" книги.
Фэнни Флэгг "Я все еще мечтаю о тебе", Кадзуо Исигуро "Художник зыбкого мира", Марина и Сергей Дяченко "Одержимая", Наталья Нестерова "Воспитание мальчиков", Анна Гавальда "Глоток свободы"
1. Фэнни Флэгг "Я все еще мечтаю о тебе"
Богата расовая тема, да еще в Америке, но и ее можно исчерпать. Удивляет не то, что краеугольный камень сюжета - проблема на расовой почве - явно высосан из пальца, удивляет неутомимость автора в желании продолжать и продолжать сосать этот палец. При наличии двух очень удачных вариаций на тему и умения интересно, ярко и нестандартно описывать будничную жизнь американских городков это странное стремление вызывает недоумение. Возможно именно из-за того, что писатель триста страниц как бы "подходит" к вожделенной расовой дикриминации, осталась недопрописанной и героиня, есть в ней картонность, поскольку человека старательно запихивают в идею. Из хорошего - нанизывание всех событий на ключевой момент - подготовку к суициду, который планирует героиня. Из плохого - даже эта свежая струя перекрывается картонностью персонажей и притягиванием за уши той самой расовой темы.
Аннотация: Фэнни Флэгг рассказывает очаровательную историю, в которой водят хоровод удивительные, экстравагантные персонажи, один необычнее другого. А сольную партию ведет бывшая мисс Алабама, невозможно прекрасная Мэгги, к закату растерявшая все надежды, забывшая все мечты и разочаровавшаяся в жизни. Она самый правильный человек на свете, никогда не ругалась прилюдно, ни разу не нарушила закона, с утра до вечера творит добро, но увы, жизнь ее лишена смысла. Так она считает и решает покончить с этой волынкой - земным существованием и поскорее отправиться в лучший мир. Но прежде следует привести все свои дела в полный порядок.
2. Кадзуо Исигуро "Художник зыбкого мира"
У меня сложилось впечатление, что автор не сумел выбрать, какая из трех идей лучше, поэтому вместо единой линии на "отлично", как в "Не отпускай меня" решил написать все три кое-как. Кое-как получилось. За счет яркого стиля, за счет особого мышления персонажей, за счет мягкой безоценочной манеры, за счет качественных диалогов книга не летит в стенку на середине. Но темы у нее нет. Для описательного романа о жизни стареющего, когда-то авторитетного художника, ушедшего с головой в быт, семейные проблемы и воспоминания, в ней слишком много намеков на старые тайны, особые обстоятельства, некие глобальные политические проблемы - причем, часть этих намеков потом ни к чему не приводят, будто автор забыл свести все линии вместе. Книга могла бы стать романом о "время собирать камни" и об ответственности за свои поступки, и по намекам можно было надеяться, что автор даже доведет эту тему, но нет... пара не слишком выразительных эпизодов, пара не слишком проработанных по деталям и мутно-смутных как бы тайн из прошлого - в никуда. Наконец, лично я долго надеялась, что весьма ярко пару раз вырисовывавшаяся тема отношений между художниками и их учениками, о японской живописи, о конфликте традиций и политических требований, традиций и европейских веяний, традиций и просто новых идей, конфликте мастерских и т.д как-то тоже обретет силу - но тоже нет. В общем, обо всем понемногу, яркими искрами отдельные детали - и никакого стержня, но это не "прекрасная легкость", это пластилин на солнце
Аннотация: Герой этой книги - один из самых знаменитых живописцев довоенной Японии, тихо доживающий свои дни и мечтающий лишь удачного выдать замуж дочку. Но в воспоминаниях он по-прежнему там, в веселых кварталах старого Токио, в зыбком, сумеречном мире приглушенных страстей, дискуссий о красоте и потаенных удовольствий.На склоне лет старому мастеру все чаще вспоминаются дни его молодости, дни расцвета его авторитета, как художника. Ныне круг его проблем ограничен попытками выдать дочку замуж, найти общий язык с маленьким внуком и стараниями понять, почему вдруг его работы военного времени стали позором для его близких. Он верил в то, что делал. Но политика никогда не занимал его мыслей больше, чем того требовала ситуация - в первую очередь он был художником. И как это трудно: смириться с образом мыслей людей нового времени. Смириться с тем, что время меняет всё - людей, улицы, города. Редкой красоты и изящества усадьба стареет и приходт в упадок, как и сам художник. И для каждого наступает время собирать камни и отвечать за свои поступки. Даже если ты никому не желал зла
3. Марина и Сергей Дяченко "Одержимая"
Зачин хорош, тема ведьмы, не верящей в потустороннее и неожиданно с ним сталкивающейся, подана оригинально, повод для конфликта интересен, место для тайны оставлено, и... и опять же, см.выше про "не постарались". Некоторые эпизоды практически повторяют по стилю-приемам другие книги, но в них нет той убедительности. Мотивация героини прописана все хуже и хуже с каждой страницей, к концу она теряется окончательно и кроме версии о мазохизме в тяжелой форме, осложненном психическим заболеванием, чувства-мысли-эмоции-поступки уже не вызывают, персонаж становится картонным и противоречивым. А поскольку линия одна, это портит всю бочку меда, главная героиня в такой книге картонной быть не может, тем более, что богатства языка и ярких образов в этой книге не дождетесь.
Аннотация: Она - современная ведьма-авантюристка, ворожит и снимает порчу, но верит только в деньги. Он - демон, вселившийся в нее. Она - одержимая. Она - гончая. Он - жестокий хозяин. Двое ненавидят друг друга и связаны общей миссией. Стоит хоть раз ошибиться, опоздать, просчитаться - и ведьма, и демон отправятся в ад. Но в таком трудном деле ошибка - всего лишь вопрос времени. В книгу Марины и Сергея Дяченко, кроме романа "Одержимая", вошли также повести и рассказы: "Электрик", "Самум", "Жук".
4. Наталья Нестерова "Воспитание мальчиков"
К концу этого обзора я устану повторять слова "задумка хорошая", но про Нестерову все-таки не поленюсь это сказать. На мой вкус, почти все ее романы написаны по схеме "начали за здравие", и удерживать сюжет, сводить все линии и не терять концовку писательнице удается полноценно лишь в рассказах.
"Воспитание мальчиков" могла бы смотреться в жанре блога, поскольку это автобиографические "разношерстные" заметки о разных случаях из семейной жизни, связанных с воспитанием детей и внуков. Связывая их между собой и пытаясь скрепить раствором каких-то выводов и рассуждений, иуж тем более на какие-то более серьезные, чем быт, темы, автор дело портит - во-первых, резко меняется тональность, во-вторых, связывание и логическое выстраивание произведения ИМХО никогда не являлось сильной стороной этого автора, в-третьих, тут оно просто ни к чему.
Аннотация: "И жили они долго и счастливо!" - именно так заканчиваются большинство прекрасных историй о любви... Постойте, но где же подробности!? Новую книгу Натальи Нестеровой можно смело назвать "жизнь после свадьбы". Писатели нередко черпают сюжеты из личного опыта. "Воспитание мальчиков" - уникальная книга, однако не совсем о воспитании и не только о детях. Каждое слово тут - о любви. И, читая ее, все становятся чуточку счастливее. Наталья Нестерова доверительно говорит о своих родных и любимых. Честно и без купюр.
5. Анна Гавальда "Глоток свободы"
ПрПро задумку аналогично предыдущим книгам. Я без пиетета отношусь к творчеству Гавальды, совершенно не понимаю, почему ее считают "новой Саган", если "старая Саган" уже давно высказала все эти мысли, сделала это куда ярче, интереснее, динамичнее, острее и увлекательнее. Но "Глоток свободы" начался так, будто писателю все-таки есть, что сказать, и он научился это делать. Идея многообещающая. Три сестры и брат, связанные весьма нежными отношениями, взрослые, семейные, с разными рабоче-бытовыми проблемами, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разным опытом и т.д "сбегают" с семейного торжества, чтобы провести время вместе так, как им нравится. И даже весьма интересны описания нравов-времен-вкусов через музыку-книги-актеров-прочие приметы века - впервые то ли переводчик, то ли сама Гавальда, то ли оба вместе вспомнили о звании "звезды французской словесности", которому надо соответствовать.
На этом все. Мера романа, как говорится, сдвиг в характере - сдвига не будет. Герои посидели, поговорили и разошлись. Читатели почитали книгу, закрыли и забыли.
Аннотация: "Глоток свободы" - новое произведение всемирно любимой французской писательницы. В этой новелле читателей ждёт всё то, за что полюбилась Говальда: доброе и спокойное настроение с лёгким привкусом грусти, запоминающиеся персонажи, непростые судьбы и яркая индивидуальность повествования.
Под катом список книг, которые отдаются самовывозом с ул.Зорге (м.Сокол или м.Полежаевская), либо, по особой просьбе приносятся в район м.Савеловская/Белорусская на обед :)
Современная классика и претензии на нее - лауреаты, номинанты и пр.
1. Борис Виан "Уничтожим всех уродов. Женщинам не понять", твердая обложка
2. Павел Санаев "Нулевой километр", твердая обложка
3. Рубен Гальего "Белое на черном", твердая обложка
Современная литература
1. Татьяна Соломатина "Акушер-ХА", твердая обложка
2. Максим Малявин "Записки психиатра или всем галоперидола за счет заведения"
3. Олег Рой "Ловушка для вершителя судеб" мягкая обложка
4. Олег Рой "Обещание нежности", мягкая обложка
5. Олег Рой "Мир над пропастью", мягкая обложка
Психология
1. Юлия Гиппенрейтер "Как быть ребенком" твердая обложка