Несмотря на общее правило, согласно которому женщина освобождена от заповедей, зависящих от времени, ханукальные свечи она обязана зажигать подобно мужчине. Талмуд объясняет это тем, что женщины тоже были частью чуда – ведь постановления Антиоха распространялись и на них. Зажечь для мужа
Исходя из этого, женщина может зажечь Ханукию для своего мужа.
Если замужняя женщина видит, что ее муж запаздывает домой и время зажигания свечей пройдет, пусть зажжет свечи она. В доме родителей
Незамужняя девушка, живущая в доме родителей, не обязана зажигать свечи, если их зажигают родители. Накануне субботы
Накануне субботы женщина вначале должна зажечь ханукальные свечи, а потом субботние. Вставки в молитве
Женщина, подобно мужчине, должна произносить ханукальные вставки в молитве и в биркат а-мазон. Алель
Существует спор между поским, обязана ли женщина говорить Алель в Хануку. Исходя из этого, стоит женщине читать Алель в Хануку. Обычай не работать во время горения свечей
По обычаю, женщины в течение получаса после зажигания свечей не выполняют некоторые виды домашней работы, такие как вязание, шитьё, стирка, глажка и т.п. Однако разрешается варить, печь, подметать и мыть пол (Пискей Тшувот от имени поским). Еда до зажигания свечей
С наступления времени зажигания свечей и до того момента, как свечи зажжены, запрещено есть трапезу. Если вместо женщины зажигает ее отец или муж, он может есть трапезу и до зажигания свечей.
Запрещено обижать ближнего, как сказано (Ваикра, 24:17): «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б). bear-hugs-1024x683Люди, в отношении которых следует быть особенно осторожным
Запрет обижать относится ко всем евреям, однако особенно выделяется несколько групп, в отношении которых надо быть предельно острожными: это гер, жена, вдова и сирота. Гер
В отношении гера (прозелита) надо быть особенно осторожным, поскольку Тора несколько раз предостерегает не обижать геров (Талмуд, Бава Мециа 59б; Шульхан Арух, 228:2).
Тот, кто обижает гера, нарушает три запрета Торы: общий запрет «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б), а также: «…гера не обижай» (Шмот, 22:20) и «…когда будет жить с тобой пришелец (гер), не обижай его» (Ваикра, 19:33). (Талмуд, там же; Рамбам, Законы продажи, 14:15). Жена
Необходимо быть особенно осторожным, чтобы не обижать жену (Шульхан Арух, 228:3).
Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева. (Рамбам, Законы супружества, 15:19). Вдовы и сироты
Очень грустный ребенокЕсть особый запрет притеснять и обижать сирот и вдов, как сказано: «Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:21) (Рамбам, Книга Заповедей, 256). С ними необходимо говорить крайне мягко и деликатно, вести дела предельно добросовестно и порядочно и относиться к ним максимально доброжелательно, стремясь во всем этом достигнуть возможного совершенства. (Рамбам, там же; Законы Мнений, 6:10). Кто считается вдовой или сиротой?
Запрет обижать сирот относится как к сиротам по отцу, так и к сиротам по матери. (Рамбам, там же)
До какого возраста сирота считается сиротой с точки зрения этого запрета? До тех пор, пока сирота зависит в чём-то от взрослого человека и не может вести самостоятельный образ жизни. (Рамбам, там же)
Вдова считается вдовой всё время, пока не выйдет вновь замуж.
В запрет обижать сирот и вдову входят всякие виду обиды – запрещено дразнить и раздражать их, причинять им всяческую боль или наносить им материальный убыток. (Рамбам, там же)
Этот запрет действителен даже в случае, если вдова или сироты весьма богаты и занимают высокое социальное положение, ведь Тора подчёркивает: «никакой вдовы и сироты не обижайте». (Рамбам, Законы Мнений, 6:10). Суровое наказание за притеснение вдов и сирот
Тора предусматривает тяжёлое наказание тому, кто притесняет вдову или сирот, как сказано (Шмот, 22:21-23): «Никакую вдову и сироту не обижайте… если будешь обижать их..! Ибо если воззовет ко Мне, Я услышу его вопль; И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». В каком случае не запрещено обижать вдов и сирот?
Запрещено притеснять или обижать вдову и сирот только в случае, если это делается для собственной выгоды. Если же человек обижает их, чтобы обучить их Торе, либо какой-то профессии, либо направить их по правильной дороге, в этом нет запрета. (Рамбам, там же)
Несмотря на это, да не будет человек вести себя с ними как с каждым другим, но пусть сделает различие между тем, как он относится к ним и к другим людям. Важно стараться всегда разговаривать с ними спокойно и проявлять к ним большое милосердие и почёт. (Рамбам, там же) Что включает в себя запрет обижать?
Запрет обижать ближнего включает в себя запрет обижать, огорчать и причинять страдание другому как словами, так и действиями. (Хаей Адам, 143)
Запрещено показывать другим или публиковать чьи-либо фотографии, если это причинит этому еврею боль. Если само фотографирование причиняет ему боль, то запрещено и фотографировать его.
Пишет Хазон Иш в послании (Сборник Посланий, 1:33): «Я чувствую для себя большую обязанность остерегаться, чтобы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду». И стоит каждому приучить себя такому поведению. Запрет упоминать дурные поступки
Если еврей делал в прошлом дурные поступки, но позже раскаялся, запрещено говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки», поскольку это причиняет ему боль. (Талмуд, Бава Мециа, 58б; Рамбам, Законы Продажи, 14:13; Шульхан Арух, Хошен Мишпат, 228:4).
Также запрещено напоминать ближнему дурные дела его отцов либо родственников, если это причиняет ему боль.
Если еврея постигли какие-либо несчастья, запрещено ему сказать: «Это тебе наказание за твои грехи». (Талмуд, Рамбам и Шульхан Аурх, там же)
Однако, если еврей говорит, что его постигли беды несправедливо, можно упомянуть ему о его грехах. (Хошен Мишпат, там же) Всё же важно постараться сделать это деликатно, чтобы не обидеть еврея.
Если намекают еврею, что несчастья постигли его из-за его грехов, с тем чтобы пробудить того раскаяться и оставить грехи, это не запрещено. (Талмуд, Брахот, 5б; 25 רב הונא תקיפו ליה», -ое письмо рава Хаима Каневского, приведено в конце книги «Лереаха Камоха», 3 часть, «Мишпетей Шалом», 7, 14-ое примечание). Однако следует хорошо обдумать свои слова, как сказать это таким образом, чтобы не обидеть ближнего. (Торат Коаним, Кдошим, 2$ Рамбам, Законы нравов, 6:8) Запрет спрашивать цену товара
ценаЗапрещено спрашивать у продавца цену товара, если спрашивающий не намеревается его купить. (Талмуд, Рамбам и Шульхан Арух, там же)
Причина этого запрета в том, что продавец надеялся продать вещь, но был разочарован. (Меири, там же, Хафец Хаим Ховат а-Шмира, 14-ая часть). Поэтому, если человек уже купил какую-то вещь и видит её в другом магазине, нужно остерегаться, чтобы не спросить продавца, по какой цене он её продаёт.
Можно выяснять цену, когда у человека есть какая-то вероятность, что он её купит, либо он желает найти наиболее низкую цену в нескольких магазинах. (Мишпетей Шалом, 7, 9-ое примечание) Если человек сообщает продавцу, что не желает купить вещь, а просто выясняет цену, нет запрета это делать. (Мишпетей Шалом, там же). Проверьте свои знания
Хотите проверить, насколько хорошо Вы усвоили эти законы?
Мы подготовили для Вас тест. Проверьте свои знания и поделитесь результатами с друзьями и знакомым!
2016-11-09 14:00:26
Мудрецы постановили, что, когда человек ест какую-либо трапезу, следует, чтобы он сказал ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Мудрецы постановили, что, когда человек ест какую-либо трапезу, следует, чтобы он сказал благословение на «лехем мишне» (две халы или две буханки хлеба). И это – в память о мане, двойная порция которого падала в накануне шабата. Целостность хлебов
Стоит взять на «лехем мишне» целые халы (или две целые буханки хлеба).
Если в хале есть какое-то место, которое подгорело, когда ее пекли, она все же считается целой.
Также если две халы прилипли одна к другой во время печки, а после этого они были разъединены, они считаются целыми, даже если место, в котором они были соединены выглядит обрезанным. Покрывание хал
Халы накрывают сверху и снизу (если они не лежат непосредственно на скатерти). Это тоже делается в память о мане, который ложился на землю между двумя покровами. Как преломляют халы
Преломление халотХалы кладут одну на другую, держат их обе двумя руками в момент благословения и громко говорят на них благословение: «Барух ата А-донай Э-лоейну мелех аолам а-моци лехем мин аарец».
Следует, чтобы тот, кто говорит благословение на халот, а также все присутствующие сидели во время брахи.
В вечернюю трапезу следует отрезать кусочек для себя и для присутствующих прежде от нижней халы и отведать от него (при этом стоит расположить ее к себе немного ближе) а во вторую и третью трапезу – от верхней.
Принято помечать ножом (слегка надрезать) то место, где собираются потом резать.
Стоит отрезать для каждого присутствующего большой кусок – так, чтобы его хватило на всю трапезу. Запрет есть перед хозяином дома
Если хозяин дома говорит благословение на лехем мишне для всех гостей и раздает всем кусочки от лехем мишне, гостям нельзя есть до тех пор, пока не отведает хозяин дома от своего кусочка. Однако если у каждого из гостей есть свой кусочек, им нет необходимости дожидаться хозяина дома. И это даже в случае, если хозяин дома говорит благословение для всех присутствующих. Обязанность есть с хлебом
Первые две трапезы необходимо есть непременно с хлебом (либо с халой). Относительно третьей трапезы есть спор между поским, следует ли ее есть именно с хлебом. Подробнее об этом мы напишет ниже. Вечерняя трапеза
Вечерняя трапеза начинается с кидуша, который следует делать сразу после того, как хозяин дома возвращается домой. Подробнее об этом читайте в статье «Порядок кидуша». Утренняя трапеза
Как вечерняя, таки и утренняя трапеза начинаются с кидуша. На этот раз кидуш состоит только из самого благословения на вино, однако принято сказать до благословения стихи из Танаха, связанные с субботой. Законы третьей трапезы
Субботняя трапезаВремя третьей трапезы начинается с Минха Гдола, то есть, от шести с половиной временных часов и далее.
Перед третьей трапезой не делают кидуш.
Предпочтительно перед благословением на халот покрыть их.
На третью трапезу тоже следует, чтобы были две халы («лехем мишне»)
Изначально следует съесть на третью трапезу хлеб, поэтому каждый должен проследить за тем, чтобы не слишком наедаться в утреннюю трапезу, чтобы возможно было выполнить заповедь устроить еще и третью трапезу.
Если же он совсем не может есть настоящий хлеб, пусть поест, по крайней мере, другие мучные изделия, на которые произносится благословение: «борэ миней мезонот» («сотворивший разные виды пищи», так что они называются «пищей»).
Если же и этого он не может сделать, пусть, по крайней мере, поест те кушанья, которые обычно едят с хлебом, как, например, мясо, рыбу и т.д.
Если же и это невозможно, пусть по крайней мере, поест вареных фрукты или овощи.
Обязанность делать третью трапезу существует только в шаббат, в йом тов нет обязанности ее делать.
Следует начать есть третью трапезу до захода солнца. Если человек начал есть третью трапезу до захода солнца, он может продолжить ее есть и после захода солнца. Однако после захода солнца не следует начинать ее есть. Вставка в благословение
Вставка на биркат а-мазонКогда человек говорит биркат а-мазон в субботу или праздники, он должен добавить соответствующую вставку в третьем благословении.
В субботу добавляют «Рце…», в йом тов, рош ходеш и холь а-моед добавляют «Яале веяво». Эти вставки можно найти в сидуре.
Если человек забыл упомянуть эту вставку, то в первые две трапезы в шабат и йом тов он должен сказать снова биркат а-мазон; в третью трапезу в шабат и в йом тов, а также в рош ходеш и холь а-моед он не должен снова говорить биркат а-мазон.
Если человек начал трапезу до захода солнца и закончил ее уже в моцаей шабат после выхода звезд, он должен сказать вставку.
Однако если он до того, как сказал биркат а-мазон, помолился вечернюю молитву или сказал авдалу, ему не следует говорить вставку. Проверьте ваши знания!
Мы подготовили тест по законам субботней трапезы. Проверьте, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.
2013-12-05 14:32:15
Сериал «Пропавшие без вести» — это прежде всего приключенческий детектив, но еще и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Сериал «Пропавшие без вести» — это прежде всего приключенческий детектив, но еще и социальная драма, и мелодрама, и мистери. Ведь специальный отдел СК занимается поиском не очередных преступников, а идет по следу пропавшего при загадочных обстоятельствах человека. Чтобы найти его, нужно влезть в его жизнь, узнать самые интимные и порой нелицеприятные подробности. Каждая история полна […]
Сегодня, 7 октября 2013 года, после тяжёлой болезни, в возрасте 93-х лет, скончался один из главных религиозных авторитетов Израиля, бывший главный сефардский раввин Овадия Йосеф. Овадья Йосеф родился в Багдаде в 1920 году. Четыре года спустя его семья репатриировалась в Эрец-Исраэль и поселилась в Иерусалиме. Овадья получил традиционное религиозное образование. Первую книгу он написал в возрасте 12 лет, а в 20 лет стал раввином и религиозным судьей. В 1972 году Овадья Йосеф был избран главным сефардским раввином Израиля. Благодаря его галахическим постановлениям эфиопы иудейского вероисповедания были признаны евреями, а жены военнослужащих, пропавших без вести, смогли снова выйти замуж.